Новгород Великий

В Новгород Великий нельзя приехать посмотреть, в Новгород Великий можно приехать полюбоваться. И начинать необходимо издалека, словно книгу читать с предисловия, предвкушая впереди всё самое интересное.
Уже на подъезде к городу, поспешив, можно пропустить чудесную церковь на Ковалеве. Когда я впервые увидела её, она напомнила мне чудесную иллюстрацию к пушкинской поэме «Руслан и Людмила». Помните огромную голову богатыря посреди пустыни, с который сражался храбрый князь?! Шеломоподобное здание церкви издали как раз - таки и показалось мне богатырем, охраняющим подступы к древнему граду. А вблизи оно оказалось аккуратненьким «пряничным» домиком.
Вас, как и меня, должно быть, поразят церкви на Торгу. Мне довелось впервые увидеть их летом. Нарядной белой купчихой стояла на лужайке церковь Иоанна на Опоках. Вдалеке виднелись стройные и бледные церковь Успения Пресвятой Богородицы, Никольский собор, церковь Георгия на Торгу… Но когда в следующий раз я побывала здесь в Рождество, моему восторгу не было предела. Всё сияло и переливалось на трескучем морозе. Белые церкви в белоснежном убранстве с серебристыми куполами предстали мне царством Деда Мороза. Даже аскетичная церковь Параскевы-Пятницы, принадев пуховый платок, блистала в таком наряде.
Мной любим архитектурный комплекс Антониева монастыря, расположившийся на самом берегу Волхова.  Приезжая в город, я люблю гулять по набережной мимо памятника Александру Невскому, люблю заходить в расположенную рядом церковь Бориса и Глеба, на резной крыше которой воркуют сизые голуби. А что уж говорить о таких красотах Новгорода, как  София с её знаменитой звонницей, Грановитая палата  с хранящимися в ней произведениями злато- и среброделия, вид со стен новгородского детинца, аркада Гостиного двора, музей деревянного зодчества «Витославлицы»!
Новгород Великий – это кладезь, сокровищница. Это такая волшебная шкатулка, заглядывая в которую ты не только каждый раз открываешь какие-то удивительные по красоте, редкостные  места, но и переносишься в далёкие времена купца Садко и посадника Сбыслава, слышишь шум вёсел ладьи и звон вечевого колокола…
Неповторимый город Новгород! Такой настоящий, былинный, русский, славный, великий город.

2016




Рецензии