Скорый... Гл. 4. 23. Фотограф Веня - Рыбий Глаз
После срочной службы в стройбате он устраивался то дворником в какое-нибудь домоуправление, то подсобником в продуктовый магазин, то разнорабочим на стройку, но не надолго. Отовсюду выгоняли взашей — чрезвычайно ленив.
Когда мать стала зарабатывать гораздо больше обычного и даже сумела накопить очень приличную сумму на мифический «чёрный день», расходуя деньги, как и раньше, очень бережно, Вениамин решился, в конце концов, на дерзкий поступок. Без зазрения совести он выкрал деньги из кастрюльки на дне старого деревянного сундука и поставил мать перед свершившимся фактом:
— Я купил фотоаппарат «Зенит» и всё остальное к нему на свои деньги. А ты копеек даже на мороженое или на кино редко давала!
После бурной словесной перепалки мать смирилась. До лютой ненависти и жестокой драки дело не дошло.
Он любил фотографировать и вскоре возмечтал о работе в качестве корреспондента какой-нибудь местной газеты. О фотоаппаратах, как советских, так и зарубежных, знал всё или почти всё. Дай любой в руки — смог бы нащёлкать сходу кучу приличных снимков. Больше всего ему нравился «Никон», но пока можно было, действительно, только мечтать о японском чудо-фотоаппарате.
Отправляя по почте снимки в какую-нибудь местную газету, он был уверен, что они редактору понравятся. Так и было — нравились. На работу Веню, однако, нигде не принимали. Кому он был нужен с отталкивающей внешностью? Плюгавенький, одетый неряшливо, в уму непостижимое старьё, всегда в жёваных брюках. И не голова, а горшок с педалями и засаленными волосами. Всем внешним видом, а от него порой попахивало прямо-таки козлиным потом, Веня мог вызывать только отвращение. Не зря родная мать иной раз восклицала горестно: «Ну, в кого ты такой уродился на мою голову?!». Имела полное право на такое недоумение. Ровно за девять месяцев до появления сына на белый свет она случайно оказалась в сомнительной компании и переспала «по пьяне», как сама считает, с каким-то уродцем. Может, и не с одним. Трезвая была бы, то ни за что...
Однажды фотографии Вениамина Скурвикова на столе редактора городской газеты заметил Леонид Артёмович. Разглядывая их внимательно, он похвалил автора:
— Рука мастера чувствуется. Автору фотоаппарат бы получше, цены не было бы снимкам.
— Понятное дело, почти мастер, — согласился редактор. — Только и всего-то.
— Что так?
— На обезьяну похож, от одного взгляда на него прямо с души воротит. Сотрудники разбегутся, если возьму его в редакцию. О передовиках производства или творческой интеллигенции на местах я уже не говорю.
— Дай-ка адресок с конверта. Хочется взглянуть на любопытный типаж. Гляди и помогу двуногому примату, чем могу. Жалко ведь — талант пропадает.
Подкараулив Вениамина у его дома, Игнат Васильевич не полез за словом в карман:
— Слушай, обезьяна, сюда. Ты когда-нибудь на себя в зеркало смотрел?
— Ну и что? Смотрел. А зачем обзываться?
— Хочу, чтобы ты приличный вид принял и начал неплохо зарабатывать. Денег в кармане, небось, один шиш?
— Их там никогда не было. А вам-то какое дело?
— Обезьяна, ты вопрос понял? Ты хочешь, чтобы впредь я тебя никак не обзывал? Ты хочешь заиметь кошелёк, туго набитый сторублёвыми?!
— Прикольная басня, однако. Предположим, хочу. Даже очень. Да ещё сторублёвыми! Дальше-то что?
— Сейчас сядем в мою машину, и ты подробно ответишь на все вопросы о своей бестолковой жизни, друзьях, интересах, привычках, а потом я тебе обрадую деловым предложением. И не вздумай врать.
— Зачем ещё в машину? Я вас в первый раз вижу. Может, вы из тех самых, и заманиваете.
— Дурья башка, садись, говорю.
С полчаса Игнат Васильевич дотошно расспрашивал Веню обо всём в его жизни несуразной. Тот даже вспотел от непосильной умственной нагрузки и взмолился:
— Баста! Я устал языком чесать.
— Хорошо. Поехали дальше.
— Не поеду. Это куда ещё?
— Всё-таки мозги твои надо хорошо промывать. Я сказал «поехали» в переносном смысле.
— Ну?
— Баранки гну. Именно для тебя, дурень, есть фотоаппарат «Никон» и лаборатория для печати фотографий.
— Врёте?!!
— Я ведь могу и передумать, если будешь по-прежнему кривляться.
— Хорошо, не буду. Приятная новость. Но что я с ней буду делать?
— Ты будешь снимать там, где я прикажу, и то, что требуется в текущий момент. За качественно выполненную работу — приличные деньги.
— Классный фотоаппарат отжать могут на улице.
— Не переживай. Поблизости всегда будет человек, который никому не позволит тебя обидеть. Вопрос ребром: умеешь язык держать за зубами?
— Сам не люблю болтунов.
— Слушай дальше. Никому ни слова, ни полслова. Ни о ком и ни о чём. Проболтаешься — раздавлю, как гниду.
— Суровый вы человек, однако. Не пойму, откуда взялись на мою голову. Кажется, вовремя. Обещаю молчать, как рыба.
— Я верю, иначе давно вытолкал бы тебя из машины. Хочешь поесть вкусно?
— Спрашиваете...
— Тогда так, Веня. Сейчас мы отправляемся в промтоварный магазин. Тебе нужна приличная одёжка и, разумеется, обновка на ноги.
— Не пойду в магазин. Был однажды. Не стали обслуживать.
— О причине догадываюсь, поскольку насморком не страдаю.
— Ну да, правильно. Пахну дурно.
— Остро чувствую и терплю, поскольку хочу превращения обезьяны в человека. Не переживай. Отоваримся с чёрного хода.
— У меня нет денег.
— И не надо. Я заплачу.
— Если задаром, то я согласен.
— Веня, запомни на всю жизнь: только в мышеловках сыр бывает бесплатным. Сполна отработаешь. Каким образом, я тебе позже подробно объясню. Дальше. Из промтоварного едем в баню. Тебя надо отмыть, как следует. Опытный банщик, мой давний знакомый, дело своё хорошо знает. Потом ты одеваешься во всё новое, а старьё даже не вздумай забрать с собой. Банщик выбросит его на помойку. Везу тебя в парикмахерскую, из неё — в кафе. И лишь затем ты, сытый и довольный переменами в своей убогой жизни, сможешь переступить порог фотолаборатории.
— Не хило. Какая-то сказка...
— Сделай ею былью. Кроме того, редактор городской газеты, куда ты недавно не был принят на работу, выдаст тебе для начала удостоверение нештатного фотокорреспондента. С ним ты сможешь совать свой нос во все закоулки повседневной городской жизни и публиковаться. У тебя будет возможность выполнять редакционные задания в свободное от работы время. А где твоя основная работа, Веня?
— По вашему велению и хотению...
— Молодец!
— Не обманете?
— Чучело ты, однако...
Вениамин Скурвиков не узнавал себя, поглядывая в зеркала и в парикмахерской, и в кафе. Симпатичный молодой человек, от которого приятно пахло лишь одеколоном. Брючки, футболка, туфли — люксово! Причёска — шик. Благодаря ей и уши встали на нужное место. Теперь можно и за красивыми девушками приударить, о которых ему, как когда-то о собственном фотоаппарате, приходилось тоже только мечтать.
В фотолаборатории Леонид Артёмович предложил Вене взглянуть на десяток снимков:
— Только «Никон» положи на стол, а то уронишь нечаянно.
На всех снимках были удивительной красоты девушки. Веня не верил своим глазам — без ничего. Леонид Артёмович рассмеялся:
— Вот бы их потискать?
Природный дар речи по-прежнему не возвращался к Вене, и он кивнул головой.
В знак согласия ответил молчанием и на следующий вопрос:
— Все нравятся?
Леонид Артёмович убрал со стола фотографии, кроме одной:
— Как тебя краля? Хочешь с ней увидеться?
— Хорош-а-а-а-я-я.... Не захочет со мной... знакомиться...
— А я прикажу ей.
— У меня нет денег. На подарки и цветы.
— Первые деньги сейчас и заработаешь. Не для этой крали. Купишь какой-нибудь подарок матери. Ты когда в последний раз дарил ей те же цветы?
— Не помню. Нет, никогда. Или забыл.
— Вручишь сегодня же и подарок, и цветы. Не переживай денег хватит, ещё и останутся.
— Как их столько заработать?
— Проще пареной репы. Красотка с этой фотографии ждёт тебя в соседней комнате. Сейчас ты будешь её фотографировать. Советовать её ничего не надо. Она сама тебе даст нужные советы. Если снимки получатся не очень, то не расстраивайся. Опыт — дело наживное. Фотографируй, проявляй. Имей ввиду, что на очереди новые крали. Так что с утра — на работу. О прежней лени забудь.
— Уже забыл...
В невидимой, но липкой паутине Леонида Артёмовича оказался ещё один нужный ему человек, который не сможет из неё вырваться. Как у хорошей охотничьей собаки, у него выработался нюх на беспринципных людей, готовых продать и себя, и мать родную за возможность «красиво жить».
Безоговорочно уверовал Вениамин Скурвиков в то, что его, умельца-фотографа, только за один шаг в сторону хладнокровно убьют, расстреляют, зарежут, упрячут так, что и концов не найти. И старался, старался, старался — отрабатывал своё счастье.
В той или форме Леонид Артёмович последовательно напоминал:
— Веня, цени мою доброту. Я тебя из грязи прямо в князи. Счастливым человеком сделал в мгновение ока.
За верный труд наградой «счастливчику» были, кроме денег, женщины, без лишних слов понимающие, что ему от них нужно. Не надо было искать их в кафе или ещё где-то, ухаживать за ними, спешить к ним на свидания, дарить цветы, объясняться в любви, тревожиться и печалиться, если бы отказывали во взаимности. Они были своего рода премиальными, на которые был щедр Леонид Артёмович.
— Хочешь эту? — посмеиваясь, спрашивал паук в человеческом обличье.
— Хочу! — радостно отвечал Рыбий Глаз.
Столь необыкновенную кликуху про «глаз» Леонид Артёмович дал искусному фотографу после того, как вручил ему объектив с таким любопытным названием. Вениамин до того обрадовался, что пал ниц и поцеловал ноги своему благодетелю. Тот благосклонно улыбнулся:
— Полноте, дорогой! Я всегда пекусь о тех, кто мне по-собачьи предан.
В городской газете Скурвиков ходил с гордо поднятой головой и больше ничем не напоминал «гадкого утёнка», которым он когда-то заявился сюда с единственным желанием — публиковаться. Его фотографии обязательно печатали, а если он делал по заданию редакции репортаж с места события, то это был высший пилотаж. Согласны были принять штатным фотокорреспондентом, но он в ответ вежливо извинялся:
— Никак не могу. Занят, очень занят. Творческая уединённость. Есть в планах нечто такое. Тружусь усердно.
На устремления молодых журналисток, особенно, какой-нибудь хорошенькой студентки-практикантки, познакомиться поближе он взаимностью не отвечал. Ему с ней не-ин-те-рес-но! Вот если бы сразу в постель, то тогда бы другое дело.
Выгодно было работать Вениамину под началом Леонида Артёмовича. За особые задания он платил очень щедро. И одно дело снимать какую-нибудь кралю или кралю с «партнёром» — так называемые постановочные снимки, и совсем другое дело, снимать тогда, когда никто (или почти никто) не знает что его (её, их) фотографируют. Тут не скажешь с лёгкой досадой, мол, не получилось и надо повторить всё заново. Нет, когда снимаешь тайно, тут не зевай и тонко лови нужный момент. Жуткий азарт возникает!
Обстановка всякий раз незнакомая, интригующая. Чья-то укромная баня на речном берегу или база отдыха, пляж или вечеринка, парк или улица. Словно ищейка идёшь по нужному следу и вдруг — хоп! Готов кадр. Тот, который и нужен Леониду Артёмовичу.
А иной раз надо просто подъехать с водителем-охранником поближе к месту съёмки, но затем, правда, самому пробираться сквозь жуткие дебри, на что способен только такой преданный межеумок, как Вениамин Скурвиков. Пробраться и терпеливо ждать, отмахиваясь от назойливых мух. Ждать, как в последнем «особом» случае.
На противоположном берегу небольшого уютного озера — любым посторонним подъезд к нему грозно преграждал знак «кирпич» — должна была показаться легковая автомашина с известным ему номером. Её нужно снять. Из неё выйдут двое — мужчина и женщина — тоже снять. Дальше действовать по ситуации. Женщина знает, что их снимают, мужчина — нет. Если кто-то ещё помимо них объявится, то этот факт может, конечно, несколько помешать задуманной фотосъёмке.
Никто из посторонних не просматривался, но зато скоро появилась нужная легковая автомашина и остановилась в заданном местечке под берёзками. Он и она вышли из машины.
Вениамин больше не обращал внимания на мух — надо полностью оправдать доверие Леонида Артёмовича. Телеобъектив ни на секунду не терял из виду симпатичную пару. Женщина оказалась Вене знакомой. Он щёлкал её однажды в меблированных апартаментах, но в близости с ней шеф сходу отказал мастеру-фотографу:
— Эта шикарная чувиха не для твоего самодовольного рыла. Переживёшь как-нибудь.
На подобные грубости Веня давно никак не реагировал, не обиделся и на «рыло», а лишь с присвистом вымолвил:
— Хороша-а-а-я-я-я...
Сейчас фотограф узнал её. Люся или Людмила Егоровна, как он к ней поначалу обращался. Когда она после сольного фотографирования в меблированной квартире одевалась, то проговорила обнадёживающе:
— Знаю, не разрешил. Я была бы не против. Ты мне понравился.
Веня был убеждён, что в его обхождении с прекрасным полом чувствовалось нечто энергичное и прямо-таки животное, как лакомая приманка для любой резвой рыбки. Вот и Людмила Егоровна быстренько клюнула.
Люся принялась переодеваться — подряд несколько снимков. Незнакомый Вене мужчина в плавках остановился рядом с ней. Ещё снимок.
— Ну, давай, Людмила Егоровна, что-нибудь погорячей, как велел Леонид Артёмович, — прошептал Веня.
Обнялись и поцеловались — и этот снимок сгодится. Люся шустро побежала к воде, позвала за собой довольного счастливчика. Веня с придыхом шевелил губами:
— Людмила Егоровна, плыви, подплывай поближе... и на песчаный островок...
На островке Люся после жаркого и затяжного поцелуя неотвратимо увлекла красавчика в укромное местечко к раскидистому кустарнику. Затаил Веня дыхание: вот-вот начнётся самое горяченькое, именно то, что больше всего желал увидеть на снимках Леонид Артёмович.
— Хорош-а-а-а-я-я...
До боли прикусив нижнюю губу, Веня снимал и снимал без устали. Отличный гонорар был обеспечен. Осторожно выбираясь из чащобы, он оглянулся. Людмила Егоровна и незнакомец, а это был Максим Тихлов, улеглись у самой воды загорать. Их разговор был Рыбьему Глазу не слышен да и не интересен.
А Людмила Егоровна щебетала с Максимом и одновременно умилялась мыслью о том, что мастер своего дела Вениамин Скурвиков, наверняка, нащёлкал кучу пикантных фотографий. Леонид Артёмович будет ими доволен и ей денег прилично отвалит. Только никак она не могла понять, зачем так срочно компрометирующие Максима снимки потребовались «пауку». Из-за них от горкома партии пришлось мчаться прямо к озеру. Хорошо, что по пути на дачу.
Продолжение: http://proza.ru/2021/04/24/948
Свидетельство о публикации №221042301218