Юг и Север в Судьбе Ольги Михайловны Никифоровой

     За свою жизнь я довольно часто встречала прекрасных, умных, обаятельных, чутких и мягких женщин, заслуживающих особого внимания и восхищения. О некоторых я уже рассказала в своих воспоминаниях, о других ещё предстоит поведать. За долгие годы у меня сложилось стойкое убеждение, что женщины — главное богатство нашей страны. К сожалению, обо всех, кто этого достоин, написать невозможно. Жизнь каждой женщины — это ненаписанный роман, интересный и захватывающий.

     Одной из достойных внимания пера журналиста и писателя была Ольга Михайловна Никифорова. Трудилась она в геофизических партиях специализированной гравиметрической экспедиции. Мы с ней не были дружны, но я всегда с восторгом смотрела на её милое лицо, удивительно мягкую и добрую улыбку, на то, как просто и непринуждённо она ведёт себя в рабочем коллективе, где её уважали и к её мнению прислушивались.
     По жизни замечено, что человек, прошедший через нелёгкие жизненные испытания, обладает уникальной способностью — постигать и чувствовать беды другого человека, умением сопереживать и ощущать чужую боль. Со временем я узнала о сложной, тяжёлой судьбе, которая не баловала Ольгу Михайловну с малых лет. Пройдя суровую жизненную школу, она была наделена даром понять горести другого человека, помочь, поддержать в трудную минуту. Ольга Михайловна — Ветеран Отечественной войны, всю послевоенную жизнь посвятившая геологической разведке, влюблённая в свою работу, умная, обаятельная женщина, добрая мама и бабушка, во всех отношениях выполнила свой гражданский, трудовой и материнский долг.
     Доля не баловала Олю Никифорову с самого раннего детства. Мать её умерла, когда девочке было четыре года. Через три года её отца, работавшего на таганрогском заводе механиком, репрессировали по политической статье; об этом дети узнали спустя много лет. После исчезновения отца родной дом оказался на замке и Оля с братишкой-школьником стали бездомными. Им довелось скитаться по городу, ночевать где попало, просить милостыню на городском рынке, голодать.
     Потом они вместе с братом попали в детские дома: он — в ростовский, она — в таганрогский. Брат и сестра встретились только через 20 лет.
     Детский дом стал для девочки родной обителью. С ним были связаны самые светлые детские воспоминания. О воспитанниках здесь заботились, не обижали. Учились сиротские дети в одной из городских школ. На праздники им дарили подарки, шили наряды. А в 1938 году Оле посчастливилось побывать в пионерском лагере Артек. Память о пребывании в интернациональном лагере и о знакомстве с испанскими детьми сохранилась у неё на всю жизнь.
     После окончания школы Оля пошла учиться в фабрично-заводское училище. Здесь подростки не только учились, но и трудились, осваивая в заводских цехах рабочую специальность токаря.
     В начале войны девушке шёл 16-й год. Осенью, в первой половине октября за Таганрог шли ожесточённые бои, город постоянно подвергался бомбёжкам вражеской авиации. Советские части под натиском превосходящих сил противника отступали. Училище, где обучалась Оля, пытались эвакуировать из города на пароходе. Но на судне не нашлось места — оно было переполнено ранеными и женщинами с детьми. Налетевшие немецкие бомбардировщики потопили пароход, загорелись баки с горючим, огненное пламя охватило прибрежную полосу моря. Тем, кто был на пароходе, спастись не удалось. Выбравшихся из огненного ада расстреливали подошедшие немецкие части.
     С группой учеников ФЗУ Оле в теплушке удалось выехать в Ростов. По пути состав многократно подвергался бомбёжкам. При очередном артналёте машинист останавливал поезд, давал протяжный гудок, и все люди выбегали из вагонов в степь, а из низко летящих фашистских самолётов их поливали пулемётным огнём.
     Из Ростова, куда они добрались, уехать было не легче. Перебраться на другой берег через Дон непросто: все мосты оказались разрушенными. Уцелевший понтонный мост, по которому переправлялись и беженцы, и обозы, и отступающие части Красной армии постоянно бомбила вражеская авиация. И здесь тоже гибли люди. Удалось переправиться на другой берег ночью, вокруг полыхали пожары, от них было светло, как днём. Два дня группа учеников ФЗУ шла до Тихорецка пешком, все были голодными и от усталости еле держались на ногах. А потом в открытых вагонах с пиломатериалами несколько дней ехали до Тбилиси.
     Шёл ноябрь 1941 года. Перед войной в Тбилиси начали строить авиационный завод. В его недостроенных корпусах разместили авиационный завод, эвакуированный из Таганрога. Группу учеников Таганрогского ФЗУ приняли на работу на этот завод. Изготовляли детали для самолётов У-2. Условия работы были тяжелейшие, — станки установили в корпусах под открытым небом. В любую погоду, в дождь и в снег выпускали детали и собирали самолёты. Трудились у станков по 12 часов в день, а иногда рабочая смена длилась 16 часов. Сверхурочный труд поощрялся дополнительным пайком. В таких случаях ночевали на заводе. Авиационная жидкость для смазки деталей разъедала руки, но несмотря на тяготы, работали добросовестно, понимая, как необходимы их изделия на фронте.
     Со временем прибывших из Таганрога учащихся поселили в общежитии, в котором проживали также местные парни, кавказцы из ремесленного училища. Парни не давали проходу молодым приезжим девочкам, постоянно приставали и потешались над ними...
     В начале 1943 года несколько девчат, среди которых была и Оля, решили проситься на фронт. Девушки попали в формирующийся воинский эшелон прожекторного батальона ПВО, в его составе были прожектористы-девушки, их ровесницы.
      В 1942 году по решению ГКО СССР в армию на фронт были призваны девушки-комсомолки, чтобы заменить красноармейцев некоторых военных специальностей: телефонистов, радистов, прожектористов, зенитчиков и других, тем самым освободить мужчин для отправки в передовые части.
     Оля прибавила себе один год возраста и была зачислена в прожекторный батальон. Воинский эшелон вскоре был отправлен под Сталинград, на Южный фронт (1 января 1943 года Сталинградский фронт был переименован в Южный).
     В это время завершилась Сталинградская битва, в междуречье Волги и Дона была окружена огромная фашистская группировка, пытавшаяся захватить Сталинград, 6-я армия Паулюса. В окружении оказались 22 дивизии и 160 отдельных частей вермахта общей численностью 330 тысяч человек. Неудачей закончились попытки танковых дивизий Манштейна пробить коридор для выхода армии Паулюса. В январе 1943-го 6-я гитлеровская армия советскими войсками была разделена на две части, а в феврале начала сдаваться в плен.
     Красная Армия перешла в общее стратегическое наступление по всему фронту. Бои за освобождение советских населённых пунктов шли западнее и юго-западнее Сталинграда.
     По прибытии на фронт, Оля Никифорова служила в прожекторном батальоне телефонисткой. Задачей прожекторной части являлось: во время ночных авианалётов противника совершать поиск и выявление по звуку и визуально с помощью лучей прожекторов вражеских самолётов, освещение и удерживание их в лучах. Расчёт прожектора должен освещать цель до того момента, пока наши зенитчики или истребители её не уничтожат. В задачи прожекторных частей также входили создание ориентиров для ночных истребителей, световая сигнализация и связь.
     По всей линии фронта шли жестокие бои. Прожекторный батальон следовал за наступающими частями, чтобы прикрывать их с воздуха от налётов фашистской авиации. Прожектора устанавливались на четырехколесных тележках и перевозились в кузовах машин ЗИС. Связь в прожекторном подразделении осуществлялась силами телефонистов, входящими в прожекторный расчёт. При появлении вражеских самолётов информация об этом через связистов передавалась в зенитные батареи. Самоотверженно несли боевую службу девушки-телефонистки, — требовалось исключительное внимание, чтобы при бомбардировках, артобстрелах, и возникающих при этом проблемах со связью, суметь передать полный текст донесений.
     Иногда немецкие лётчики засекали местоположение прожекторов и зенитных установок и совершали авианалёты на расположение батарей. Тогда обслуживание прожекторных установок, работа телефонистов и действия зенитчиков проходили под ураганным огнём врага с воздуха.
     Здесь молоденькой телефонистке не единожды приходилось сталкиваться с ужасными сценами войны, видеть гибель однополчан, когда от прямого попадания артиллерийского снаряда людей разрывало на части и куски тел разбрасывало в разные стороны...
     Повоевала Ольга Михайловна недолго, — во время бомбёжки она была ранена и контужена и очутилась в полевом госпитале.
     После госпиталя осенью 1943 года её направили в 345-ый зенитно-артиллерийский полк Закавказского фронта ПВО, базировавшийся недалеко от Тбилиси. Полк охранял от вражеских авианалётов объекты Закавказского фронта, в том числе — район Военно-Грузинской дороги.

     Краткая военная обстановка на Кубани и Кавказе летом 1942-1943 г.г. 
     Одновременно с наступлением под Сталинградом, вермахт начал наступление на Северном Кавказе.
     Ко второй половине августа 1942 года гитлеровские войска заняли Ставрополь, Краснодар, часть территории нефтегазоносных районов Северного Кавказа, расположенных в предгорье северо-западного погружения Главного Кавказского хребта, и Майкоп. Накануне отхода Красной Армии были выведены из строя основные объекты нефтедобычи в районе Майкопа. Гитлеровцы были настолько уверены в успехе своего наступления, что создали в Германии акционерное общество «Немецкая нефть на Кавказе». Но самоуверенность оказалась преждевременной, за время своего пребывания на Кубани, они так и не смогли восстановить производство и осуществить добычу нефти.
     На восточном и центральном крыле наступления гитлеровские отборные части пытались прорваться дальше — на юг и юго-восток, захватить Орджоникидзе, получить доступ к нефтяным промыслам Грозного, Баку и через Военно-Грузинскую дорогу — в Грузию. Этим они стремились достичь двух целей: первой — отрезать Северный Кавказ и Закавказье, лишив Красную Армию и страну источников нефтедобычи, промышленной и сельскохозяйственной продукции; второй — снабдить Германию и её экономику природными ресурсами южных районов СССР — хлебом, нефтью, различными полезными ископаемыми. На западном крыле планировалось захватить Новороссийск и Туапсе, порты для базирования Черноморского флота.
     На востоке вермахту удалось захватить Моздок, форсировать реку Терек; на западе — Тамань и почти весь Новороссийск; немецким горно-стрелковым корпусом фашистский флаг был установлен на Эльбрусе.
     На этом гитлеровское наступление было остановлено. В дальнейшем  в конце декабря 1942 года вражеские войска после позиционных боёв перешли к обороне.
     В январе 1943 года две группы советских войск — Северная и Черноморская начали наступление на нальчикско-ставропольском, краснодарском и новороссийском направлениях (обе группы в январе-феврале вошли в состав новообразованного Северо-Кавказского фронта, которому был оперативно подчинён Черноморский флот).

     Молоденький ефрейтор Ольга Михайловна Никифорова была направлена в подразделение Закавказской зоны ПВО в период, когда Красная Армия, преследуя отступающие части гитлеровской армии, освободила от вражеских войск города Северного Кавказа: Нальчик, Пятигорск,  Кисловодск, Минеральные воды, Ессентуки, Черкесск, а также Ставрополь, Майкоп, Краснодар, Ростов. Но ещё оставался под оккупацией родной Таганрог, шли бои в районе Новороссийска и на Таманском полуострове.
     Служба проходила в горной местности, на радиолокационной станции; РЛС отечественного производства для войск ПВО были созданы накануне войны. С помощью радиолокационной установки пеленговались приближавшиеся к объектам Закавказского фронта (в том числе — Военно-Грузинской и другим дорогам), фашистские самолеты. Координаты их обнаружения передавались по радиостанции орудийным зенитно-ракетным расчётам, велось управление огнём зенитной артиллерии.

     Грузия была в период Великой Отечественной тылом, обеспечивающим снабжение советских армий южных районов страны и Черноморского флота, сражавшихся с врагом. На эвакуированных из Таганрога и Симферополя авиазаводах в Тбилиси выпускали самолёты, на других заводах — автоматы. Было развёрнуто производство пистолетов-пулемётов ППШ, 50-мм и 82-мм минометов и мин к ним, боеприпасов, ручных гранат, авиабомб. Артиллерийский и судоремонтный заводы, эвакуированные из Севастополя в 1941 году в Поти, выполняли ремонт кораблей Черноморского флота. В Грузии добывали марганец, золото, белый мышьяк, молибден, вольфрам — сырье, необходимое для военной промышленности. Угольные месторождения Грузии снабжали углём корабли Черноморского флота. Батумский нефтеперерабатывающий завод поставлял авиационный- и автобензин, а также другие виды топлива для кораблей Черноморского флота. Республика обшивала и обувала армию, выпуская для красноармейцев шинели, гимнастёрки, тёплое бельё, сапоги и пр.
     Транспортировки грузов для армии и флота из республик Закавказья в Северный Кавказ осуществлялись по немногочисленным путям сообщения: автомобильным и морским, поскольку железные дороги, проходящие вдоль побережья Чёрного и Азовского морей, были разрушены. Военно-Грузинская дорога, по которой проходил кратчайший путь, связывающий Предкавказье с Грузией имела исключительное значение. В зимние месяцы дорога обычно закрыта вследствие снежных заносов и обвалов, но во время боевых действий она функционировала и зимой.

     Личный состав полка нёс круглосуточное дежурство, наблюдая за воздушным пространством. Вместе с боевыми товарищами дежурила Ольга Михайловна. На дежурство заступали с винтовками, карабинами.
     Быт был довольно суровым. Размещались в балках. Вода доставлялась снизу в цистернах повозками и вьюками. Питание — солдатская каша, супы из концентратов, хлеб.
     Обмундирование для девушек, служивших в полку, не отличалось разнообразием: шинель, китель, гимнастёрка цвета хаки. Женское отличие составляли лишь сопутствующие предметы: берет и юбка. Особенно сложно было с обувью. Женских сапог маленьких размеров не было; девушки обувались в заношенные тяжёлые трофейные немецкие шнурованные ботинки, не соответствующие размеру.
     Однажды, во время дежурства Ольги Михайловны неприятель попытался совершить нападение на пост. Девушка не растерялась, подняла тревогу, и нападение было отражено. За это её наградили медалью «За боевые заслуги»…

     После демобилизации Ольга Никифорова возвратилась в родной Таганрог. Здесь она встретилась с отцом, приехавшим повидать родные места из города Ухты Республики Коми. После заключения он работал механиком на местной ТЭЦ. Уезжая в Ухту, забрал с собой дочь.
     В Ухте Ольга Михайловна вначале работала на предприятии, где трудился отец. Побывав в полевой партии, познакомившись с людьми, которые занимаются изучением земных недр, повидала дотоле невиданные уголки северной природы, новые для неё места, города и посёлки. И поняла, что именно эта профессия подходит для её беспокойной и любознательной натуры. В составе полевых гравиразведочных партий она объездила многие районы Республики Коми — от побережья северных морей до Тимана. Начав трудиться техником-вычислителем, Ольга Михайловна освоила все тонкости метода и со временем стала выполнять обязанности инженера-геофизика. К боевым наградам: За оборону Кавказа, За оборону Сталинграда, За боевые заслуги, За победу над Германией — добавились трудовые — Знак почёта, За доблестный труд.

     Север стал для неё второй родиной. Здесь состоялось личное счастье, любовь, семья. Здесь росла и радовала своими успехами дочь Наталья, внешне похожая на мать...
     Но любимый человек ушёл из жизни слишком рано...

     Ольга Михайловна была музыкально одарённым человеком, тонким ценителем музыки. У неё был необыкновенно красивый высокий голос, она любила петь русские романсы, лирические советские песни. Имея привлекательную внешность, — миловидное лицо, выразительные голубые глаза, роскошные волосы, хорошие вокальные данные, она могла бы стать артисткой, певицей. Но выбрала романтическую профессию исследователя земных недр. Возможно, на выбор профессии оказал влияние родной брат, ставший геологом, с которым Ольга Михайловна встретилась после войны.
     Способности матери передались дочери. Наталья — красавица, умница, талантливая певица. Она получила блестящее музыкальное образование: после музыкальной школы поступила в Сыктывкарское музыкальное училище на отделение хорового дирижирования, а после его окончания — в Петрозаводский филиал Государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Республики Коми, Наталья Масанова более 30 лет была главным хормейстером Сыктывкарского Театра оперы и балета. Все свои силы и способности она отдала театру, являясь хормейстером-постановщиком более 50 опер, многие из которых представляют классику русской оперной сцены. Жизнь нанесла Ольге Михайловне в преклонном возрасте последний жесточайший удар — дочь преждевременно ушла из жизни из-за неизлечимой болезни.
     Но осталась любимая внучка, названная в честь бабушки Олей. Она не менее талантлива, чем её бабушка и мама. Ольга Георгиева — выпускница Санкт-Петербургской консерватории, также связала свою жизнь с музыкой. Обладательница великолепного сопрано, она отличается тонким артистизмом и вокальным мастерством. Ольга — ведущая солистка Театра оперы и балета при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, затем — солистка Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье»...

     Ольге Михайловне Никифоровой, замечательной, доброй, красивой женщине, ветерану ВОВ и труда, выпала сложная Судьба. Сиротское детство, опалённая войной юность и последующая нелёгкая жизнь, в которой счастливые периоды сменялись тяжелейшими потерями. Но стойкость и жизнелюбие помогали преодолевать все сложности, встреченные на жизненном пути…


Использованная литература.

1. А путь наш далёк и долог… к 65-летию сейсморазведочных работ в Республике Коми. Открытое акционерное общество «Севергеофизика». — Ухта. 2005 год.

2. Еременко А.И. Сталинград. Записки командующего фронтом. — М.: Воениздат, 1961.

3. В горящую избу вошли... Военное обозрение. 10 января 2016 год.

4. Битва за Кавказ 1942-1943 гг. Перелом в ходе ВОВ.

5. Из истории Военно-Грузинской дороги.

6.   Грузия в Великую Отечественную войну: крепкий тыл и тысячи воинов.

7. Википедия. Закавказская зона ПВО 1-го формирования.

8. Гречко А. А. Битва за Кавказ. — М.: Военное издательство, 1967 г.


Рецензии