Ольга Рикман. Воспоминания о братьях

Из писем Ольги Рикман своему племяннику Евгению Рикман, воспоминания о братьях. На фотографии слева направо: Рикман Вячеслав, Ольга Брянцева (Рикман), Владимир Рикман.

      СЛАВА

      У нас в семье было 9 человек детей. Трое самых старших умерли очень рано. Я их совсем не знаю, но последние два, хоть и были на 5 лет моложе меня, но были еще с детства очень близки и дороги. Это был Володя и Слава, были мои друзья, а в жизни всей особенно Слава. О нем я и начну  свой рассказ. Слава был самым младшим. Перед ним были сначала я, а потом Володя. Вот так втроем мы и дружили и вместе прошли почти всю жизнь.
      Слава всей своей жизнью оправдал свое имя. Костя очень любил его и иначе не называл его до конца как «Славушка». В детстве это был очень худенький, маленький мальчик с очень большой не по росту головой. Лицо вдумчивое, серьезное, но больше всего веселое, озорное, шаловливое. Сидит на травке малыш, что-то мастерит из щепочек, руки маленькие, маленькие, он весело работает, машет чем-то и поет что-то свое детское понятное ему одному. Рядом стоит мальчик побольше – это его брат и самый лучший, любимый друг. Это Володя, о котором я буду говорить позже, если смогу.
      Наша мама очень любила нас всех, она жила лишь нами. Но малыш Слава был как-то близок ее душе по своим свойствам, что и доказал всей своей жизнью.
Малыш очень любил свою маму, но иногда на него находит желание покапризничать  над ней. Как сейчас  я слышу его голос, когда его одевают на прогулку. «Я, хочу, гулять». И все это со слезами и на распев. А через минуту, когда мама одевает ему шубку и шапку: «А я не хочу!!» И так несколько раз, мама терпеливо его уговаривает, что гулять надо, на дворе так хорошо, солнышко и вдруг все кончается разом. Слава решил идти гулять. Он очень был какой-то неожиданный, любил смеяться и шалить. Но исключительной чертой его была искренность, правдивость – справедливость. Я не помню, чтобы Слава солгал, не сознался в своей шалости.
      С 4-х лет он умел читать и писать. Память была изумительная. Таким он и помнится мне с книжечкой в ручонке, читает, поет, при этом машет ручкой. Такой жест, что-то вертеть, крутить в руках, я потом видела у Жени. Бывало и так. Слава что-то напроказил. Он никогда не отказывался, что это сделал он. Но в своей детской простоте, боясь, что мама его будет очень сердита, он придумал себе убежище. Возле дома у нас стояли две вековые липы. И вот он залез на самую верхушку такой липы, в ее густой листве. Мама ищет его, потом находит и начитает просить, чтобы он осторожно слез, иначе убьётся. Некоторое время идут переговоры, наконец, Слава очень ловко скользит с дерева, а у мамы замирает сердце, и когда он благополучно стоит перед ней, она не говорит ему ни одного слова упрека, а берет за руку и ведет домой. Дома сидит отец. И он начинает упрекать маму, что из ее «маленького» выйдет баловень и плохой человек. Но жизнь опровергла эти пророчества. Из Славы вышел честный, умный, чуткий и с душой доброй ко всему живому, он очень любил природу, музыку, цветы, очень любил всех животных и никогда их не обижал, а всегда защищал и ласкал их. Больше всего он любил своего кота. Это был замечательный «Кота», как он говорил. Огромный, пушистый, белоснежный без единого пятна с черными умными глазами. И кот очень его любил. Но, к несчастью, это был большой гуляка. Он часто пропадал, а Слава очень боялся, что его украдут или еще хуже что-нибудь будет с ним. В конце концов так и случилось. Кот зимой ушел и больше не вернулся. Его долго искали все. А Слава плакал  и каждый день по сугробам ходил в сад, где дрались коты, надеясь найти своего Коту и оставлял там еду. И это было, когда Слава уже учился в техническом училище в средних классах.  Но кот так и пропал. Слава долго не мог примириться с этим. Но время и другие занятия стерли этот тяжелый слой в его душе. Это было большое первое горе. Но судьба готовила ему впереди еще много тяжелых страданий, которые он вынес с мужеством и терпением до конца. Дальше я хочу рассказать о его школьных днях. Каким он был подростком и потом в юные годы.

      Слава в школе

      Школа была большая, новая с домовой церковью, куда водили всех учеников. Пел очень хороший хор мальчиков, был даже «солист» и в эту церковь ходила вся знать Брянска слушать хорошее пение. В этом хоре пели все - Витя, Володя и Слава. Пели мы все и дома. Витя был регентом, и все мы его слушались. Пели очень много, песни светские и духовные концерты Бартянского. Но вернусь к Славе. Учился он блестяще, на одни пятерки по всем предметам. Так же учились и Витя и Володя. Эти три мальчика были гордостью училища, все учились за казенный счет. Детство наше хоть и бедное, но мы вспоминали его как светлый сон. Слава очень любил свою школу. После уроков в свободное время он не выходил из нее во внеурочные часы. Все педагоги очень любили и гордились им. Слава очень любил почти всех учителей и дружил с ними. Поэтому и пропадал в школе. То он работал в библиотеке с книгами, помогал своему любимому «ПалПалычу», как все звали этого чудесного педагога и человека (вместо Павел Павлович). Этого учителя любили все ученики за его ум, шутки, всегда доброго и ласкового. Слава очень много бывал с ним и вел хорошие умные беседы. Этот человек много доброго заронил в его душе. Был и другой друг – учитель Иван Иванович <Белонский> – историк, который очень хорошо вел свой предмет. От него Слава тогда много узнал и запасся на всю жизнь. С этим человеком Слава встречался, и подолгу гулял по улицам Брянска.
      Володя и Витя были тоже гордостью школы. Но саму школу  они не так любили, как Слава. Они больше делали ворох заданий дома. А в школе бывали на спевках в хоре и играли в оркестре духовой музыки. Володя играл на карнете, а Слава на кларнете. Они любили упражняться дома, сидя на завалинке и каждый играл свою партию. По характеру, Слава был не такой, как Витя и Володя. Витя с детства лет 10 выглядел «профессором»  также все и звали всю жизнь в шутку. Он всегда что-то делал для школы (например, когда на полу он чертил в красках огромную карту Европы и Азии) так как такого стола у нас не было. Карта была сделана замечательно в красках все грани, горы и города нанесены на нее. Так трудиться мог только Витя. И.П.Павлов сразу узнал это и полюбил на всю жизнь до конца. Всегда очень серьезный и скромный. Володя был очень застенчив, не любил общества, но в доме всегда шутил иронически над своими товарищами (у нас жили на квартире 3 ученика разных возрастов) и всегда сидел дома. Маме это не нравилось, особенно когда он был уже в старших классах. Когда там устраивались вечера раза два в год. Слава принимал активное участие в подготовке их, везде поспевал и на вечерах много весело танцевал с гимназистками, даже дамами.
      Володя же не танцевал, гулял с товарищами, а дам и девиц не замечал, хотя они проявляли к нему большой интерес во время игры в почту, записок было очень много. Но это его не трогало, так он был застенчив в эту пору. У Славы были знакомые и друзья и вне училища. Там был у него самый хороший друг после Володи. Это был сын нотариуса Попова, ученик мужской гимназии. Где они познакомились и подружились, я не знаю. В доме этого Димы он бывал очень часто и подолгу.  У Димы было три сестры. Их звали Женя, Тата и Лера (Валерия). Там всегда было шумно, весело, играли на пианино. Особенно хорошо играла Тата его любимого Моцарта и других композиторов. А Слава очень увлекался музыкой. Это и сближало Славу с ней. Но эта длинная история и писать о ней я не буду.
      Слава уже был в предпоследнем классе. И тут произошла очень тяжелая история. Из-за нее сильно пострадал Слава. Был у них ученик, очень ленивый, учился плохо. А мать у него была очень хорошая, хотя неученая женщина, но она, будучи прачкой, хотела дать сыну образование. И вот из-за этого плохого ученика вышла очень плохая история. А Слава, жалея его мать и зная, что этого ученика все учителя очень не любят, понял, что его с радостью исключат из школы. И вот Слава решил принять его вину на себя, зная, что за него вступятся все учителя. Никто не поверил, что это сделал Слава. Но время было беспокойное, близкое к революции. И вот, несмотря на защиту всех педагогов, директор, немец Фогл потребовал все же как-то наказать «дурную овцу» и изгнать ее из стада. Славу исключили из школы на год с правом вернуться в нее в тот же класс. Это был тяжелый первый урок жизни для Славы. Он совершенно изменился, пропал и его смех, весёлость, он стал угрюм, молчалив, школу возненавидел и нигде не бывал.
       Его друг, учитель <Беликов>, советовал ему не возвращаться в училище, а перейти в гимназию. Но в гимназии он не мог учиться за казенный счет. Его еще никто не знал. Кроме того, его очень огорчало, что он теряет год. Целый год сидел дома. Правда он уже с 14 лет имел уроки и помогал маме. Но ему хотелось скорее попасть в университет. Это тяжелая история не прошла даром для него. Через год, когда он вернулся в школу и закончил ее также блестяще, у него начались какие-то внезапные сердечные приступы – обмороки. Несколько раз его привозили из училища в обморочном состоянии. Я укладывала его за ширму в свою постель, натирала ему виски нашатырным спиртом. Потом по совету врача, клала ему холодные компрессы на грудь, пока он не приходил в себя. Таким он был пока не уехал в Харьков и поступил там в университет, где у него была стипендия. Но университет ему не пришлось закончить. Шел 1919 год. Все бурлило. Слава, конечно, был вместе с товарищами и когда начались аресты, всегда во время зачетов, но не забыли и  о нем. Учиться стало невозможно. Дальше писать не буду. Маме твоей он наверно все это рассказывает, а повторять все это очень тяжело.

      *** Я очень люблю орган. У Славы была физгармония и он очень часто играл очень красивые хоралы Скарлати, Чимороза и др.

      *** Осенью художественные открытки мне всегда присылает Володя Комаров – друг юности Славы. С этой семьей мы дружили в Брянске, где Витя репетировал всех старших сыновей, а я занималась с тремя младшими: Лизой, Таней и Ванюшей. Они все были очень милыми и очень любили меня, и эта близость сохранилась и до сих пор.

      ***Я не знаю, известно ли тебе о самых темных днях его (Володиной) военной жизни. В первую мировую войну пришлось ему 5 лет пробыть в плену у поляков, которые тогда воевали против нас. Взят он был в плен возле своей мортиры, из которой стрелял, так как остался один и оставить свою пушку он не мог. Эти пять лет были ужасными. Три раза пытался бежать, но его ловили, возвращали в плен и обращались с ним ужасно. Он сам рассказывал об этом, когда его вернули домой. Это было уже в 1924 году. В это время стали возвращать из плена наших бойцов. Их было несколько тысяч и среди них и Володя. Я очень любила Володю, мы были большие друзья, у него не было от меня никаких тайн. Отец в это время очень болел и очень хотел увидеть своего сына перед смертью. И вот я взяла и написала письмо Георгию Васильевичу Чичерину. Написала все о себе, о своей семье, о брате, об отце  и умоляла помочь ему вернуть сына домой, пока он еще жив. И что-же. Этот великий человек откликнулся и понял наше горе. Не прошло и месяца, как я получаю огромный конверт с печатью министра СССР и в нем было извещение о том, что моя просьба будет исполнена, что в ближайшее время Володя вернется на родину. Представляешь себе мою радость, мое благоговение перед чудесным человеком. Таким простым и добрым. Так чутко понять боль маленькой учительницы и его отца. И очень скоро Володя после этого извещения был дома. Можешь представить нашу радость.


Рецензии