Шевченко Георгий Данилович

 Шевченко Егор Данилович, 1870 года рождения, родился в станице ст. Хадыженска, Майкопского отдела Кубанского казачьего войска, в семье казака Шевченко Данила Васильевича. У него были братья Иван (1875), Гордей (1877) и сестра Наталья (1880).

С 18 лет Егор начал свою службу в рядах Кубанского казачьего войска. Сначала в приготовительном разряде 3 года, из которых 2 года у себя в станице, 1- в лагере. За этот срок юные казаки должны были снарядиться и обучиться военному делу для прохождения строевой службы в войсках.

В 21 год (1888-1890 год) Егор Данилович перешёл в строевой разряд, где служил в 1 урупском конном полку. Ему было присвоено звание «вахмистр» (прапорщик). В русской кавалерии и жандармерии вахмистр был ближайшим помощником командира сотни по строевой подготовке, внутреннему порядку и хозяйственным делам.
После службы в строевой части, Егор был переведен в службу 2 очереди. Время от времени казаки 2-й очереди проходили различные проверки и лагерные сборы. Так в один из таких сборов, в лето 1896 года, Егор Шевченко был награжден пятью рублями «за отличную стрельбу».

В 1895 году, когда наступил период службы в частях 2 очереди, Шевченко Егора перевели в штат Махошевской войсковой лесной дачи на должность «объездчика». Ко званию вахмистр добавилось «льготный».

Главной обязанностью объездчика была охрана вверенного ему объезд. Он должен был знать и охранять границы объезда, следить за лесниками, учитывать и проверять лесные заготовки, пресекать незаконную порубку леса, покос и выпас скота.
В те года в лесную стражу переводили лиц, «нерадивых и дурного поведения» … Возможно его перевели не из-за «нерадивости», а в силу своего характера и своевольности.

В июле 1895 года на Егора Даниловича было возбуждено уголовное дело по статье 235 свода военных постановлений. Она гласила: «Если офицер или чиновник у которого находятся на ответственности казённые деньги или имущество, в то время, когда он находится в своей должности, сделают какую-либо денежную ссуду или же передадут другим лицам недвижимое свое имущество, то за сие преступление офицер или чиновник будет лишён всех особенных прав и преимуществ и подлежит ссылке в Сибирь.

Позже статью поменяли на 229, которая гласила: «За небрежение о сохранении вверенных по службе казённых или иных денежных средств или другого казённого, или частного имущества виновный подвергался взысканию дисциплинарному, а при обстоятельствах, особенно увеличивающих вину – отстранение от службы или содержание на гауптвахте от 1 до 3 месяцев». По решению суда, скорее всего, Егор Данилович был отстранен от службы и выслан из Кубанской области в соседнюю Ставропольскую губернию.

В конечном итоге Егор Данилович, вместе с женой Евдокией Васильевной, сестрой Натальей и братом Гордеем переселяется в село Рагули Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии (Рагуль (укр.) – сельчане, не усвоившие городские обычаи), где его относят к «киселёвской сотне». Из Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа за 1893год, в разделе «Вид селения и устройства домов» села Рагули, записано: «В некоторых местах дворы расположены отдельными группами, называемыми сотнями. Та, которая вместе с улицей прилегает к церкви, составляет Киселёвскую сотню (от фамилии крестьян Киселёвых, живущих на церковной улице)» . Там уже начинается новая жизнь в новой роли - в роли государственного крестьянина.

Государственные крестьяне – это особый, самый многочисленный класс в Российской Империи, имевшие как личную свободу, так и самоуправление. Они не подвергались телесным наказаниям, были наделены правом на свободный переход, из одной губернии в другую, из уезда в уезд, имели право вступать в подряды и договоры с частными лицами. Также они могли приобретать имущество (движимое или недвижимое), отдавать его в залог.

Село находилось далеко не в благоприятном районе Ставропольской губернии. В справочнике по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) за 1911 год указано, что: «Возле села есть несколько колодцев, частных и общественных, с хорошей питьевой водой, но последней в них не всегда бывает достаточно для удовлетворения потребности всех жителей. В виду этого многим приходится употреблять негодную, горько-соленую воду.

Огородов жители совсем не имеют. При обиль¬ных дождях здесь могли бы быть отличные урожаи хлебов, но в том-то и беда, что в этой местности бывает осадков меньше, чем где бы то ни было в Ставропольской губернии. Обычно с апреля месяца по сентябрь здесь бывает 2 — 3 небольших дождя; ливни же с грозою наблюдаются в этих местах, как самое редкое, исключительное явление.

Господствующие здесь горячие восточные ветры, дующие иногда беспрерывно в течение нескольких не¬дель, окончательно изсушают и без того «жаждущую» землю. В результате, в Рагулях очень часты значительные недороды и полные неурожаи хлебов и крайне редки благодатные годы хороших урожаев. При среднем урожае здесь снимается пшеницы всего около 30 пудов с десятины. Большим под-спорьем в хозяйстве служит для рагулинских крестьян скотоводство, кото-рому благоприятствуют пока прилегающия к селу обширныя трухменския степи».
 
Уже в 1899 году в семье Шевченко на свет появился первенец Пётр. В метрические книги о рождении Петра указано, что его крёстной была Наталья Даниловна Шевченко. Затем, в 1901 году, родился Иван: 1905 – Василий; 1907 – 1908 – Емельян; (умер младенцем); 1909 - Фёкла; 1912 год – Семен; 1916 –Григорий (умер в 1919 году).

Уже точно неизвестно чем занимался Егор Данилович, однако Валентина Семёновна рассказывала своему внуку, Вячеславу Леонидовичу Шевченко, что он (Егор) работал у казаков по найму. Возможно, что после переезда в Рогули, он действительно работал так, сапожником – кустарником.  Кустарями считались мелкие производители, которые работали на рынок либо сами, либо по заказу. Так как в эти времена принято было проживать в одном дворе по несколько семей, то было это дело семейным.

«Сапожные мастера шьют сапоги с октября по март, а там, с началом полевых работ, оставляют мастерство. Средний заработок до 70 рублей. Товар кожевенный доставляется местными торговцами из городов Ростова и Царицына. Обувь приготовляется для местного населения, вывоза в другие селения не имеется» . Этому делу учились и его сыновья. По мимо этого, держали домашнюю скотину (корову, свиней, кур и т.д.).

Из истории села так же известно, что к 1911 г. в Рагулях насчитывалось 724 двора, а домов—900 (в те времена было принято жить несколькими семьями в одном дворе). Есть два училища: одноклассное МНП и церковно-приходское. В одном из них проходили учёбу дети Егора Даниловича, оканчивая 3 класса обучения.

В селе так же живёт фельдшер, который занимается лечением жителей. По мимо этого есть: 1 трактир, 8 ренсковых погребов, 6 водяных мельниц, 33 ветряных, 10 овчиннодельных заводов, 1 кожевенный двор (возможно где трудилась семья Шевченко) и 2 маслобойни. В селе есть площадь, на которой по воскресениям бывают базары, а один раз в год, 14 сентября,— ярмарка. 
Вскоре подходило время отдавать на службу Петра, а немногим позже и Ивана. Скорее всего они выбрали службу в казачьих войсках Терского или Кубанского казачьего войска.

Согласно уставу о всеобщей воинской повинности 1874 г., казаки состояли на службе с 18 до 38 лет. Первые три года казаки числились в «приготовительном разряде» и должны были приобрести обмундирование, снаряжение, обучиться военному делу для прохождения строевой службы в войсках.  Затем наступала строевая служба, которая делилась на 3 части по 4 года, служа при этом в частях первой, второй и третей очереди.

На службу должны были идти в 1917 и 1919 годах. К сожалению этот период времени в истории Российской Империи не были благополучными. В эти года идёт затянувшаяся первая мировая война, а в 1917 году произошла февральская революция, которая привела к отречению от престола Императора Николая II, а также к началу гражданской войны.

В архиве Ставропольского края имеются сводки тех лет о страшной «братоубийственной» войне. Для понимания ситуации, которая происходила в те года, приведу пример некоторых из них.

На всей территории Благодарненского уезда Ставропольской губернии начиная с лета 1918 года проходили серьезные кровопролитные бои между частями Добровольческой армии «белых» и советскими 11-й и 12-й армиями.

А. В. Марченко, один из организаторов создания регулярных советских войск Ставропольской губернии, с 9 по 12 сентября 1918 года пишет: «…пришлось держать фронт и вести борьбу с белогвардейцами со стороны Астраханской области, р. Маныч, со стороны Донской области, Медвеженского и Ставропольского уездов Ставропольской губернии. Такой громаднейший сплошной фронт требовал массу живых сил, энергии и крупных материальных средств. В разгар кульминационной борьбы с белогвардейцами в уезде и на Северном Кавказе, начиная с августа 1918 года, когда главный фронт шел по линии Невинномысская – Петровская – Яшалта – Торговая, и когда противник сосредоточил свои силы в районе Благодарненского уезда, исполком окончательно был поглощен только ведением военных дел, так как приходилось вести снабжение и заботиться не только о Красной Армии своего уезда, но и об отступающих войсках».
«…Командир 7-го пехотного Ставропольского советского полка т. Ипатов сообщил, что 14 октября им было поведено наступление на село Ново-Дмитриевское, где было 500 казаков, 2 роты пехоты, 2 орудия и пулемет. Противником было выпущено 20 снарядов. Повреждения в с. Безопасном. Выясняется, что у противника было 4 роты и 3 сотни казаков. Во всех занятых селах есть убитые, но численность не выяснена. Противник отступает по направлению с. Московского. Занятые села укрепляются».
Сводка следующего дня, 16 октября 1918 года: «…15 октября командир 5-го пехотного Ставропольского советского полка т. Трунов сообщает, что утром 14 октября сего года в районе с. Терновского, по направлению Безопасного, был обнаружен противник численностью в 2 полка кавалерии и в 1 полк пехоты, именуемый у них Черноморским, при 2 орудиях. По фронту перешел в наступление, но был отбит нашими войсками. После этого противник переходил 3 раза в наступление, но все 3 раза был отбит. У раненых пленных выяснилось, что у противника потери: убито 300 чел. и ранено до 500. В ночь под 15 октября противник был обращен в бегство. Занятые нами позиции укрепляются, и делается глубокая разведка по направлению Ставрополя. В 12 часов дня 15 октября противник 2 раза пытался выбить нас из занятых позиций, но ему не удалось. Наши бойцы разбили его, и он обратился в бегство по направлению ст. Изобильной»  …

В октябре 1918 года Благодарненский уездный исполком и его отделы, переместились в село Рагулинское (ныне село Рагули Апанасенковского района Ставропольского края).

23 октября — 20 ноября 1918 года, Деникин, возглавляя так называемую добровольческую армию, взял город Ставрополь.

Приказ военного губернатора Ставропольской губернии Глазенапа за № 22 от 13 ноября 1918 г. гласил о призыве на службу всех военнообязанных. На основании данных, поступающих от станичных атаманов окружному атаману, составлялись списки казаков, подлежащих зачислению на действительную службу. 

Генерал П. Н. Врангель пошёл в наступление на севере против 4-й стрелковой дивизии красных, выставив заслон в южном направлении, против Благодарненской группы противника. Двигаясь обоими берегами реки Калаус, 1-й конный корпус 9—14 декабря разбил большевиков у Николиной Балки, Предтечи и Винодельного. Под угрозой быть прижатыми к болотистому Манычу красные начали поспешный отход на восток. Генерал Станкевич также перешел в наступление. К 14 декабря, выполнив задачу очищения северного района, войска Врангеля заняли широкий фронт Петровское — Винодельное — Кистинское .

Весь декабрь 1918 и январь 1919 года происходили стычки в окрестностях Рагулей, в таких селениях как: Петровское, Винодельное (Ипатово), Камбулат, Казгулак, Овощи, Сотниковское, Маштак-Кулак и т.д.

Итогом этих боёв стал захват добровольческой армией, под умелым командованием генерала Врангеля, северной части ставропольской губернии, а также бегство остаток 4-й дивизии красных в степь на Элисту и Яшкуль. Далее армейская группа Врангеля повела наступление на юг.

Но несмотря на все успешные операции, проводимые добровольческой армией Деникина, 29 февраля 1920 года частями XI Красной Армии был освобожден город Ставрополь, что способствовало установлению Советской власти на территории региона.
После окончания Гражданской войны повсеместно начали проводиться аресты, допросы, избиения граждан и приговоры их к казни или длительным срокам заключения.
Автор статьи Владимир Пузиков, в своём произведении «жертвы гражданской войны» пишет: «На значительной территории Ставропольской губернии, в том числе и в Благодарненском уезде, к работе приступили Ревкомы и другие советские организации.

19 апреля 1920 года Ставропольским Губернским отделом Юстиции (Губюст) была создана комиссия по расследованию злодеяний белой власти в городах и селах губернии. Следователи комиссии выезжали на места, вели расследование фактов злодеяний, заполняли анкеты. В губернии не оказалось населенных пунктов, где бы не числились повешенные, расстрелянные, зарубленные или подвергшиеся моральным и физическим истязаниям граждане…»

К сожалению, точная дата, место, а так же причина смерти  Шевченко Егора Даниловича неизвестна, но скорее всего это происходит в 1918-1920 году. Ему было около 50 лет. В метрических книгах села Рагули за период с 1917 по 1920 год сведений о его смерти не оказалось...

После выхода 24 января 1919 года директивы «о расказачивании», Пётр Егорович, отслужив в приготовительном разряде с 1917 по 1920, свою дальнейшую службу прекратил. Иван же свою решил продолжить, но уже в рабоче-крестьянской милиции благодарненского уезда.
 
В 1923 году, после того как младший сын Семён закончил обучение в школе, было принято решение переехать из Рогулей. Выбор пал на быстро развивающееся село Элиста. По словам Василия Леонидовича Шевченко, правнука Егора Даниловича, всех в Элисту перевёз старший брат – Пётр. Всех, кроме Ивана. Он решил остаться жить Рогулях и свою семью создал именно там.
Евдокия Васильевна Шевченко пережила своего мужа примерно на 15 лет и умерла в 1935 году . Похоронена в Элисте.


Рецензии