Великие люди от Авраама до Хокинга 28

Девятнадцатый век (продолжение)


Французский писатель Ги де Мопассан сгорает в пламени жизни, любви и творческого вдохновения. Его жизнелюбие обрамлено траурными лентами.

В романах и новеллах Мопассан упивается хмельным счастьем жизни.

Мопассан буквально физически ощущает то, как счастье быстро превращается в небытие: насколько талантлив, настолько же и пессимистичен автор «Милого друга».

Мопассан – писательский гений в отображении цветущей и увядающей жизни.

Такие гении, как Мопассан, чувствуют жизнь, будто собственную плоть. Они всей грудью вдыхают ее терпкий аромат.

Напрасно женщины недооценивают в мужчинах интеллект, когда решаются на интрижку. Известный ловелас Мопассан уверял, что именно благодаря своему уму он добился выдающихся сексуальных успехов. Знание дамской психологии, умение вести беседу, не исключая и тонкое коварство, делали его неотразимым.

Добродушная веселость и мягкая ирония в романах Мопассана приносят автору всемирную славу.

Проза Ги де Мопассана льется, как вдохновенная музыка Фридерика Шопена.

В прозе Ги де Мопассана и музыке Жоржа Бизе присутствует трагическое цветение жизни.

Ги де Мопассан и Антон Павлович Чехов описывают обыкновенных, ничем не примечательных людей. Великих писателей интересуют душевные волнения героев.

Мелодический шедевр «Светлая ночь» чешского композитора Зденека Фибиха сопоставим с лучшими песнями Франца Шуберта и Роберта Шумана.

Французский композитор Венсан д’Энди – педагог-консерватор, которому пришлось воспитывать молодых композиторов, устремленных к новаторству. В этом состояла его трагедия и, вместе с тем, огромная заслуга перед музыкальным искусством.

Американский музыковед Теодор Бейкер давал совет проявлять христианское милосердие к индейцам и неграм. Это и сегодня актуально для Америки.

Любое преступление наказуемо. Заколов шефа жандармов Н.В. Мезенцова, революционер-народник Сергей Степняк-Кравчинский скрылся в Англии, где через несколько лет угодил под поезд.

Инженер путей сообщений, путешественник по Дальнему Востоку и писатель Николай Гарин-Михайловский был основателем города Новосибирска, собирателем корейского фольклора и автором развернутой тетралогии о собственной жизни. Он мог бы стать писателем, равным Горькому, если бы занимался литературным трудом более настойчиво. Вот почему Гарин-Михайловский пока еще бледный, недостаточно отчетливо проявившийся Алексей Максимович.

Вера Николаевна Фигнер – революционерка, террористка, журналистка. За участие в убийстве царя Александра II была приговорена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Народница 20 лет провела в Шлиссельбургской крепости, после чего была отправлена в ссылку. Вера Фигнер прожила долгую, почти 90-летнюю жизнь. Она лечила крестьян, боролась за права женщин и политзаключенных, выступала за социальное равенство между людьми, опубликовала ряд злободневных статей на политические темы в зарубежных журналах. Стиль ее статей вызвал одобрение Ивана Бунина: «Вот у кого нужно учиться писать!».

Испанский архитектор Антонио Гауди – гений дерзкой фантазии.

Для Гауди мечта и архитектура неразделимы.

Гауди создает архитектуру музыкального ритма, что не культивируется в промышленном XX веке.

Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк повествует о трагических судьбах золотоискателей: суровая природа, крутые нравы, бесчисленные смертоубийства – такова красная нить его романов.

Немногие композиторы пишут музыку для гитары, и еще меньше тех, кто по-настоящему талантлив. В их числе – испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега. Его гитара темпераментна, порывиста, искрометна. Он – гитарист-романтик, поэт грез и воспоминаний о счастливых днях любви.

Франсиско Таррега – и Франц Шуберт, и Роберт Шуман, и Феликс Мендельсон-Бартольди в гитарном искусстве. Его миниатюры представляют собой мелодические шедевры.

Франсиско Таррега – испанский Фридерик Шопен, изысканный, очаровательный, одухотворенный. Его мелодии красивы, как цветы. Можно хоть тысячу раз прослушивать Седьмой вальс Шопена или «Воспоминание об Альгамбре» Тарреги, но память об этих произведениях будет всегда свежа, как первая любовь.

Творческое наследие философа и поэта Владимира Соловьёва остается актуальным по сей день.

Соловьёв обладает религиозно-мистическим даром прозрения будущего.

Соловьёвская идея о «панмонголизме» во многом оказывается пророческой: в XX столетии на политическую авансцену выходят народы Азии, Африки, Латинской Америки, громко заявляют о себе Япония и Китай, который в XX веке превращается в мировую сверхдержаву.

Соловьёв – поэт в философии и философ в поэзии.

Соловьёв ищет точки соприкосновения между православием и католицизмом. Философ выдвигает идею вселенской церкви, для обоснования которой пользуется возвышенной речью. Литературный талант позволяет считать Владимира Соловьёва русским Григорием Богословом!

Значителен вклад в философию Соловьёва, расширяющего идею Богочеловека до идеи «Богочеловечества».

Владимир Соловьёв 5 раз предлагал «руку и сердце» женщинам – и неизменно получал отказ. Круг его знакомств был слишком узок: две дальние родственницы, студентка, любившая другого, и замужние дамы. По сути дела, выбор отсутствовал, и это приводило мыслителя в некоторое замешательство. Примечательно, что центральное место в его философской системе занимает категория Софии, то есть мудрости. И вот он безуспешно сватается к Софье Петровне Хитрово, затем к Софье Михайловне Мартыновой, а потом опять к Софье Хитрово, которая успела к тому времени овдоветь. Феноменальная избирательность чувства любви философа к женщине!

Философская категория, названная Владимиром Соловьёвым «вечная женственность», нашла свое поэтическое воплощение в образе «Прекрасной Незнакомки» в стихах Александра Блока. Оба гения воспринимают любовь в духе средневекового рыцарства. Это чувство было для них светлым и трагическим отражением красоты мира, преломленной в лучах таинственного лунного света. Для простых женщин философские концепции Владимира Соловьёва с его культом «Софии» и логосом – не более чем красивые слова, которые не пригодны для жизни.

Нидерландский живописец Винсент Ван Гог прожил короткую, беспорядочную жизнь и покончил с собой в 37 лет. А ведь он был тонкой, чуткой и великодушной натурой. Мечтал о семейном счастье. Насчет этого художник писал: «На душе становится светлее и радостнее, когда ты просыпаешься утром и видишь, что ты не одинок и что рядом с тобой лежит еще одно человеческое существо. Видеть это намного радостнее, чем, скажем, видеть целые полки самых умных книг или побеленные стены церкви». Увы, такие минуты блаженства он испытал всего лишь несколько раз в жизни…

К гению с уродливой внешностью не прикоснется ни одна нормальная женщина, тем более, если он, как Ван Гог, еще и психически неуравновешен. Этот экстравагантный мастер кисти однажды отрезал себе мочку уха и послал проститутке, которая отказалась встретиться с ним. В творческом порыве Ван Гог, словно голодный, поедал краски прямо из тюбика.

В картинах Ван Гог оперирует светом и формами.

В композициях Ван Гог использует яркие краски и отчетливые линии.

Ван Гог с первых дней жизни помечен клеймом несчастья.

Ни капли счастья в океане горя – такова жизнь Ван Гога.

Ван Гог – отверженный художник с пылкой любовью в сердце.

В картинах Ван Гога любовь преломляется сквозь призму страдания.

Ван Гог – подсолнух, сломанный ветром.

Живопись Ван Гога – это набегающие друг на друга волны надежды и отчаяния.

Ван Гог совершает трагическое восхождение от мрака к свету!

Ван Гог – гений, сраженный молнией безумия.

С именем знаменитой актрисы Марии Николаевны Ермоловой связано воплощение на сцене трагической судьбы русской женщины. Голос актрисы звучал гордо и нежно, призывно и пламенно, волнуя сердца зрителей. Она ненавидела тиранию и призывала к свободе.

Русский и украинский писатель Владимир Галактионович Короленко – адвокат обездоленных и нищих людей.

Проза Короленко проникнута сочувствием к народу.

Надо помнить, что некоторое время Владимир Короленко был учителем Максима Алексеевича Горького.
Не из сочувствующего ли бесправным людям Короленко возник сердобольный Горький?

Идея самоотверженности, доведенная до крайнего предела, воплотилась в революционерке Софье Перовской. Она вместе с возлюбленным Андреем Желябовым организовала убийство царя Александра II. Их любовь завершилась по-шекспировски трагично: Софья и Андрей вместе взошли на эшафот.

Британский этнограф, культуролог, фольклорист, историк религии Джеймс Джордж Флэтчер рассматривает историю человечества с точки зрения эволюционной теории. Ученый выделяет три ее этапа: магия, религия, наука. Объемный 12-томный труд «Золотая ветвь» исследователя опирается на богатейший материал, собранный миссионерами в разных уголках земли, хотя сам Флэтчер почти никогда не выезжал за пределы Англии. Кабинетный ученый охватывает взглядом весь мир и все народы, образ жизни которых он описывает с удивительной яркостью.

Французский писатель Лео Таксиль с мефистофельским сарказмом развенчивает связь католической церкви с масонами. Пользуясь доверием высших иерархов, он рассказал правду о папе римском и ряде французских священнослужителей, после чего писатель был отлучен от церкви и предан анафеме. Папский престол опубликовал проклятие: «Мы – провозглашаем, что отлучаем от церкви и анафематствуем того злодея, который именуется Львом Таксилем, и изгоняем его от дверей святой божией церкви… Да будет он проклят всюду, где бы он не находился: в доме, в поле, на большой дороге, на лестнице, в пустыне и даже на пороге церкви. Да будет он проклят в жизни и в час смерти. Да будет проклят он во всех делах его, когда он пьет, когда он ест, когда он алкает и жаждет… Да будет проклят он во всех частях своего тела, внутренних и внешних… Да будет он проклят во всех суставах членов его, чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног». Сколько ненависти и жажды отмщения в словах святого отца к рабу Божьему!

Композитор Леош Яначек создает музыку с горячим сердцем чеха-патриота!

Музыка Яначека носит ярко выраженный национальный характер.

Яначек – выходец из народа. Он живет и творит для народа!

Произведениям Яначека придает благородство славянский мелодизм.

Музыка Яначека нравится людям мелодической напевностью.

Яначек вливает теплую струю тональной музыки в атональный, экспрессионистический XX век.

Известный немецкий педагог Георг Кершенштейнер рассматривает вопросы трудового и гражданского воспитания учеников. В этом отношении он солидарен с Антоном Макаренко.

Английский писатель и драматург Оскар Уайльд – аристократ духа и слуга плоти.

Уайльд – острослов в жизни и литературе.

Язык обличения ставит Уайльда в центре общества и одновременно изгоняет из общества.

Высмеивать пороки людей – значит видеть себя в кривом зеркале. В таком положении оказывается Уайльд!

«Дорога к истине вымощена парадоксами», - говорит Уайльд. Он отрицает истину в последней инстанции.

Уайльд наблюдает за распадом красоты и красотой распада в человеке.

Уайльд в знаменитой книге «Портрет Дориана Грея» напоминает читателям, что красота, попавшая в плен любовного сладострастия, граничит со злом, ненавистью и даже преступлением.

«Любовь» Уайльда к женщинам основана на прочном «взаимном непонимании».

Уайльд, считавший, что эстетика выше этики, как известно, был рафинированным геем. Ухаживая за одним из своих знакомых, неким Джоном Греем, писатель решил сделать тому королевский подарок: он назвал свой новый роман «Портрет Дориана Грея». Польщенный таким вниманием, Джон впредь подписывал письма именем «Дориан».

Лидер II Интернационала Карл Каутский – бледное отражение Карла Маркса, создавшего I Интернационал. Позднее Каутский выступал против ревизиониста Бернштейна и лидера большевиков Ленина. Он удачно балансировал между социал-демократами и коммунистами.

Писателю Всеволоду Михайловичу Гаршину хорошо знаком мир людей с психическими отклонениями, к которому сам принадлежал. Литератор страдал и мучился, пока окончательно не сошел с ума.

Композитор Анатолий Лядов смотрит на мир глазами доброго сказочника.

Лядов – автор стилистически чистой музыки. Он обращается к русским народным песням, хотя его народность очищена от сорняков.

Парадокс музыки Лядова состоит в том, что она по духу – народная, по форме – элитарная.

Лядов – мастер красочной оркестровой миниатюры.

Оркестровый «сказочник» Анатолий Лядов следует за учителем и другом Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым.

Как бы Анатолий Лядов ни отрицал музыку Клода Дебюсси и Александра Скрябина, в его оркестровых произведениях то и дело проскальзывают нотки музыкального импрессионизма и символизма.

Свежесть музыки Анатолия Лядова позднее воспринимает его ученик Сергей Прокофьев.

Александр Иванович Эртель – один из тех немногих писателей, кто почувствовал экономический и духовный подъем России в конце XIX века. У него были тесные связи со Львом Толстым и Иваном Буниным. Огромным успехом у читателей пользовался его роман «Гарденины».

Иннокентий Анненский – поэт лирических видений и грез, навеянных светоносной античностью.

Анненский – современный кифаред в поэзии, под пальцами которого рождаются гимны в честь героев и богов Древнего мира.

Автобиографическая проза беллетриста Владимира Гиляровского восхищает живой разговорной речью, яркими персонажами, вырванными прямо из беспорядочной российской жизни.

Гиляровский – замечательный рассказчик житейских былей и небылиц. В этом деле ему нет равных в России.

Михаил Врубель – экстравагантный художник с претензией на гениальность.

Врубель разбивает собственный живописный талант на осколки красоты.

Демонизм Врубеля – лермонтовский: он притягателен изысканностью и благородством чувств.

Демон Врубеля – это булгаковский Воланд. Гениальные творцы искусства прикасаются к адским силам, губящим их раньше срока.

Врубель, оказавшись во власти демонов, попадает в психиатрическую больницу, где за 4 года до смерти теряет зрение.

Вспоминая детство, религиозный философ и писатель Василий Васильевич Розанов признается: «Я вышел из мерзости запустения…». Да и дальнейшая жизнь философа не стала очень уж радостной.

Розанов полощет совесть в грязной бадье российской жизни.

В философии Розанова самоедство Толстого доведено до нелепой крайности: он с мазохистским наслаждением вырывает из себя «святую греховность».

По мнению Розанова цель жизни – в жизни, а не в ее цели: надо радоваться жизни в настоящее время, а не перестраивать ее ради будущей радости.

Розанов не выметает мусор из русского дома, а еще больше захламляет его религиозной ветошью.

В душе Розанова ерничает бес, заигрывающий с ангелами!

Когда Розанов «юродствует» на людях, в его глазах пляшут чертики, приглашающие ангелов в свой хоровод.

Розанов любит себя и свои мысли через наигранное самоуничижение.

Для Розанова всеобщее счастье – скорее ад, чем рай, семейное – скорее рай, чем ад.

Розанов – ангел в семье и сатана среди людей: он защищает домашний очаг и оплевывает общество!

Брак 24-летнего студента университета с Аполлинарией Сусловой, бывшей возлюбленной Фёдора Достоевского, красивой, но весьма своенравной и капризной женщиной, обернулся для начинающего литератора истинной мукой, сущим адом.
Приблизительно через 10 лет Розанов встретился и стал жить с вдовой священника Варварой Дмитриевной Бутягиной, которая была для него не просто женой, но и опорой, другом, «мамочкой», как ласково называл ее писатель.
Из-за того, что Суслова не согласилась на развод с Розановым, его пятеро детей с Бутягиной считались незаконнорожденными и не имели права носить фамилию и отчество отца.
Возникла пикантная ситуация: находясь одновременно в законном браке с Сусловой и живя с Бутягиной, Розанов был по сути дела, двоеженцем. Это приносило ему невыносимые душевные страдания. Перед смертью, последовавшей в 1919 году, философ четырежды причащался, один раз соборовался. Трижды над ним читали отходную, и во время последней из них мыслитель отошел в мир иной.


Рецензии