Логика веры

«Логика может привести
Вас от пункта А к пункту Б,
а воображение — куда угодно…»
(Альберт Эйнштейн)


Еще Карл Поппер заметил, что человеческое мышление основано на иррациональной вере в рациональную позицию. И действительно, самая что ни на есть рациональная научная теория начинается с аксиом и постулатов. То есть с утверждений, принимаемых на веру. Таким образом, акт веры предшествует процессу человеческого мышления. Религиозность как-бы «предустановлена» в структуре человеческого интеллекта, встроена в него, причём на самом фундаментальном уровне.

Следовательно, атеизм — на 100% практика зомбирования, ибо на планете нет ни одного безрелигиозного народа. Религия — это естественное состояние человека, атеизм — искусственное. Если насекомое видит на несколько сантиметров, с ним бессмысленно затевать разговор о звездах. Если кругозор человека ограничен рамками текущей жизни, ему бесполезно говорить о мире за рамками. Понятия «внешний мир» для него не существует.
Как говорил Иммануил Кант: «У человека обширнее всего сфера смутных представлений, не стоит думать, что всё наше мышление построено на аристотелевской логике – на этом построена только наука».

Многие скажут: вера иррациональна и потому никакой логики в ней быть не может. Однако, эта позиция свидетельствует лишь о доверчивости граждан, не знакомых с логикой и потому поддавшихся пропаганде. Практика говорит - все мы во что-то верим и зачастую на весьма прагматичных основаниях. Давайте просто взглянем внимательнее.

Если мы верим в человека и в его цели - мы идем за ним и выполняем его просьбы и указания. И не надо говорить, что это не так. А если мы будем верить в бога природы, то будем жить, как животные, но с человеческим разумом и хитростью. А по природе животной все просто и очень привлекательно:  добываем пищу, жрем, меняем самок, забываем детей и родителей, когда они нам не нужны и живем спокойно дальше, т.к. в природе есть только польза/вред, а вовсе не добро/зло.

Или например, если мы попытаемся доказать логическими средствами "реальность реального", то мы не сможем этого сделать. Наши фундаментальные когнитивные установки, связанные с понятием реальности, фундированы верой, а не строго демонстративными логическими средствами. В силу того, что логическая процедура доказательства не может быть реализована, мы верим, что реальность реальна. Эта вера является наифундаментальнейшей, наисильнейшей верой.[4]               

Студент-скептик, не доверяющий учебникам, говоря словами науки Логики, есть contradictum in definitm - противоречие в определении, нонсенс. Это очевидно. Учёный, который не принимает на веру объективно-истинные результаты, ранее полученные в его же области, тоже нонсенс.

В научном познании главным интеллектуальным инструментом является базис из ранее выработанных объективно-истинных знаний, - социально объективированных, т.е. прописанных в учебниках, справочниках, энциклопедиях, в научной классике частных областей науки. И всё это человек науки принимает на веру. Ведь и его-то век в земной жизни тоже короток! Вроде бы, банальная истина, но в этом-то и вся суть, общественно-необходимая первопричина.

В русском языке само слово «учёный» на это указывает: человек, который принял на веру многообразие таких вот знаний и только на их основе имеет шансы сказать в науке своё авторское новое слово.

С другой стороны, и в религии слепая и фанатичная вера культивируется далеко не везде. А уж в Православии она и вовсе предосудительна. В Православии также есть свой достоверный опыт духовного порядка. Пусть он необъясним в понятиях теоретической науки, но он имеется и он богатейший.

"Логика" - это "законы мышления", которые сформулировал Аристотель ещё 2500 лет назад. На формализации законов классической логики построена ВСЯ современная математика. Согласно первому из них - "закону тождества", логика может быть только одна, а всё остальное - не логика.
Таким образом, "диалектическая логика", "модальная логика", "неклассическая логика" и пр. - логикой в собственном смысле НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.

Диалектическая "логика" материалистов противоречит математике, а значит и самой науке: марксистская философия, которая стремилась соединить диалектику и материализм, идею развития перенесла в своё учение. Но, поскольку это была атеистическая система, то она первоначало и источник развития перенесла в чувственный мир. Процесс развития и эволюции стал пониматься как процесс образования высшего из низшего. В результате и само мышление оказалось результатом саморазвития природы. Категории развития и эволюции в современной науке происходят из этой диалектической формы.

Вот разновидности верований, которые присущи нашим современникам:

- ЯЗЫЧЕСТВО – совокупная характеристика верований подавляющего большинства атеистов, если термин «язычество» понимать, как признание первичными ценностями благ этого мира, земного успеха, чувственных наслаждений. Так же можно сказать, что язычество – это состояние души, лишённой Богообщения. Существует много видов язычества (все политеистические религии, магия, сатанизм, шаманство, атеизм, материализм и др.). Они характеризуются различными признаками, основными из которых являются: натурализм, идолослужение, магизм, мистицизм.

Основной и коренной причиной возникновения язычества является ложный путь самоопределения человека. Гордость, попытка человека самому стать на место Бога, стремление к сверхсознанию и высшим наслаждениям порождает и наиболее утонченное язычество – мистическое.

- ТОТЕМИЗМ (эволюционизм) - некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тотемизм
Тотем (от алгонкинского «ототем» - его род) - существо, предмет или явление, являющиеся объектом почитания (или культа) группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в общее происхождение и кровную близость с ним.
- НАТУРАЛИЗМ - такой жизненный принцип, согласно которому цель жизни заключается в максимальном удовлетворении всех т.н. "естественных потребностей" человека – того, что апостол Иоанн Богослов определяет как «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2:16)

- ИДОЛОСЛУЖЕНИЕ (от греч. видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) – это поклонение идолам (в прямом или переносном смысле), то есть «похотям», целям, идеям, кумирам, унижающим человека, делающим его бездуховным (по слову апостола: «это люди… душевные, не имеющие духа». – Иуд. 19), часто аморальным. Идолослужение является естественным выражением натурализма.

- МАТЕРИАЛИЗМ, т.к. слово «материя», взятое в значении единой субстанции, есть не более чем абстракция. Ни один человек и ни один прибор не наблюдал и никогда не будет наблюдать «единую материальную субстанцию». Наблюдение подобной субстанции, наделенной атрибутами вечности и нетварности, выходит за пределы, как человеческих органов чувств, так и создаваемых человеком приборов. Такая субстанция не может быть предметом научного познания, а может быть лишь предметом особой атеистической веры.

Приписываемые материи атрибуты нетварности, безначальности, неуничтожимости и беспредельности не имеют определенного атеистического содержания. Эти атрибуты напрямую заимствованы из религиозных представлений, в силу чего сам материалистический атеизм может быть рассмотрен как одна из форм языческой религиозной философии.

При этом вершиной религиозных представлений о материи становится приписывание ей способности к творческому целеполаганию и целеосуществлению.

Целеполагание и целеосуществление – атрибуты личного бытия, наделенного умом и волей, способного творить по своим предначертаниям. Таким личным бытием обладает создавший мир личный Бог и созданный по Его образу человек.

В итоге мы видим - материалисты попросту НЕ ПОНИМАЮТ, что такое материя...

- ПАНТЕИЗМ, т.к. с точки зрения христианства, материалистическая философия есть одна из форм языческой пантеистической философии. Подобно всем прочим формам языческой пантеистической философии, она усматривает первопринцип бытия в безличной природе, абсолютизирует безличное бытие природы, наделяет его Божественными свойствами. Как форму пантеистической философии материалистический атеизм рассматривали многие представители русской религиозно-философской мысли – Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. А. Левицкий, Л. А. Тихомиров и др. Итак, атеизм есть бессознательный пантеизм; в качестве такового атеизм логически столь же несостоятелен, как и пантеизм.

Теперь сравним логичность обеих позиций:

а). Для атеистов исторический процесс, суть - "эволюция хаоса", не способного иметь сколько-нибудь внятных смыслов, по причине отсутствия их первоисточника.

б) Для людей верующих исторический процесс, суть Промысел Божий, имеющий, как внутренний, так и внешний глубокий смысл.

а). Вся материя вселенной возникла случайно и из ничего.

б). Материя возникла в результате акта творения Создателя, а поскольку хронологически ранее её в природе не было, значит и причина сотворения не могла быть материальной - только идеальной.

а). Возникновение законов природы и универсальных констант - оно само, случайно;

б). Бог не мог дать человеку два одновременно действующих закона – нравственный и естественный. То, что люди называют естественными, или физическими, законами, в сущности, не законы, но лишь символы нравственного закона. Первый нравственный закон, данный Богом человеку, весьма краток. Он состоит из двух заповедей. Одна касается власти человека над природой, а другая – власти Бога над человеком.

Изгнание из рая, или удаление человека от предстояния пред ликом Божиим, имело своим последствием то, что человек, бывший прежде властелином природы, стал рабом природы.

Природа – орудие закона Бога, а не законодатель. Природа и не самобытна, и не самостоятельна. Не она себя сотворила, не она собой управляет, не она поставила себе цель, не она прописала законы себе и человеку. Природа – раб, слуга, но не хозяин. Природа не знает законов, но служит закону Бога, ведомая и нацеленная на это невидимой и всесильной рукой Творца своего.

а). Человеческий разум - результат полного безумия, плод "развития" грязной первобытной лужи.

б). Человек сотворён "по образу и подобию", а потому его разум есть логическое отражение Сврехразума в нём. Даже второе основание термодинамики наглядно иллюстрирует нам невозможность постепенного возникновения высшего из низшего - в природе всё происходит строго наоборот.

а). Возникновение жизни во всём её биоразнообразии - оно само, случайно. И это не взирая на то, что вероятность случайного возникновения жизни статистически опроверг даже сам родоначальник генетики Ф. Крик: "Crick F. 1981. Life itself: its origin and nature. New York: Simon and Schuster, p. 51"

б). Абсолютно всё живое возникло на основе фундаментального принципа причинности: причина-следствие, замысел-воплощение, Творец-творение. Поскольку науке неизвестна НИ ОДНА живая форма, организованная не целесообразно, допустимо утверждать, что цели, как атрибут разума, лежат в основе всех форм жизни уже, как питание, размножение и самосохранение.  А логика нам говорит, что целесообразно организованные объекты НИКОГДА не возникают без плана и творца: лапоть, горшок, самолёт.

Теперь посмотрим, какая логика лежит в основе веры известных учёных:

«Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания»     (А. Эйнштейн)

"Убеждение в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости – является главной движущей силой всех научных исследований. Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония" ( Л.С. Берг)

«Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества»                (А. Эйнштейн)

«Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки." (Н. Винер) 

«Ученый должен быть заранее проникнут убеждением, что во Вселенной существует порядок и что человеческий разум способен понять этот порядок. Мир беспорядочный или непостижимый бессмысленно было бы даже пытаться понять». (Ч. Таунс)

В результате мы видим, что в христианской вере куда больше рационального и логичного, нежели в картине мира разного рода безбожников, верящих в "его величество случай" и подобные волшебные события. Чем же объяснить этот парадокс?

Полагаю, что полная, целостная и непротиворечивая христианская доктрина, описывающая мир от начала и до его последних дней, с учётом ясно расставленных целей, смыслов и морального аспекта, даст фору любой научной теории. Сегодня ни одна наука не может претендовать на столь исчерпывающую и целостную картину, в науке до сих пор вообще нет единой теории, описывающей одновременно все аспекты мироздания.

Своим упорством и жаждой знания человек постоянно расширяет границы, словно надувая резиновый шар, внутри которого сидит. Но разум ему говорит, что как бы он его не надул, за границы шара ему не выйти - система не может познать своё собственное устройство, если не поднимется на следующий уровень. Невозможно познать то, что сложнее тебя. Познавая самого себя, мы тем самым усложняемся. Поэтому мы никогда не сможем познать самоё себя.

Природа познаваема. Наше тело — часть природы. Наша плоть может быть познана нами. Следовательно, мы сложнее её. А это значит, что наше тело — НЕ МЫ, а только познаваемая ЧАСТЬ НАС.

Достаточно вспомнить, что философия формулирует вопросы, наука отвечает лишь на процедурные "как?" и "почему?" и только религия отвечает на ключевой вопрос - "ЗАЧЕМ?" Вот и вся логика.

То, что постулируется, есть не наука - это есть вера, поэтому любая доктрина является верой, если её фундаментальные положения научно недоказуемы и являются гипотезами.
«Вера» - высшее проявление нашей духовной свободы, это шаг из лодки на воду.

«Зрение духовное
скромно называет
свое знание – вера.
Зрение телесное
называет свою веру
гордо – знание...»
(Свт. Николай Сербский)


Литература:

1. "Путь разума в поисках истины", А.И. Осипов, 2007, "Сатисъ", ISBN: 978-5-7868-0079-2

2. "Слово о законе" номология Святитель Николай Сербский, "Букинистика" 2007, ISBN: 586-0-600-410

3. Православная энциклопедия https://azbyka.ru/

4. "Традиционные и современные формы солипсизма", Диана Гаспарян, хронология с 07-50 по 08-30 - https://www.youtube.com/watch?v=JjmlTy91JFA&t=467s

5. Владислав Сурков "Явление Христа машине".


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.