Судьба по наследству

Леонид с улыбкой посмотрел на мальчишку, сидевшего с удочкой на мостике, у большого пруда. Рядом с ним расположился, видно дожидаясь улова, холёный, слегка упитанный рыжий кот.
– Здорово, рыбаки! Как улов? — подойдя поближе, всё также с улыбкой, спросил он.
– Здравствуйте, — мальчик обернулся, улыбнувшись. — Да тут одни караси.
– Ну, и что караси? Тоже рыба. И много уже наловил?
– Да не очень много, на ужин хватит.
– Вместе, что ли, ужинаете? — кивнув на кота, спросил Леонид.
– Да это так, — махнув рукой ответил мальчик. — Он всегда за мной ходит, когда я на рыбалку иду, рыбу очень любит.
– И тебя заодно охраняет, вид-то какой грозный у него.
– Вообще он добрый, просто чужих не любит. А вы к нам? Работать тут будете, да? — посмотрев уже серьёзно на Леонида, спросил мальчик.
– Ну, в общем да. А ты тут живёшь? Местный?
– Да, тут в деревне живу.
– Ну, тогда будем знакомы — Леонид Андреевич, — протянул он руку. — а тебя как звать?
– Яшка… Яков, — чуть смутившись поправил он. — А вы кем к нам?
– Да я буду, вон на новом предприятие работать, вон там, — он показал рукой в сторону строящегося ангара. 
– А где сейчас строители работают?
– Ну, да.
– Ясно.
– Ну, ладно приятно было познакомиться — Яков, Яшка. Пойду, не буду вас отвлекать, хорошего улова, — он, улыбнувшись, погладил кота.
Яшка посмотрев вслед мужчине, снова повернулся к пруду. 
***
– Чего это ты, Леонид, не спишь, в такую рань поднялся? — спросил у вошедшего в дом Андрей, местный бригадир строителей.
– Да так, по окрестности прогулялся. Местность посмотрел. Места тут красивые, — посмотрев в окно, ответил он. — А сам чего? Выходной сегодня, чего не спишь?
– Да привык уже. Работал в одном месте, рано вставать приходилось, добирался часа три. Да места тут и вправду красивые. Только вот запустеют скоро, всё зарастает, поля никому не нужны. Знаешь, какой тут совхоз зажиточный в своё время был? Такие поля, земля тут хорошая. А потом пришли времена, всё забросили.
– Да, — вздохнув ответил Леонид. — Такое было время. Ну, чего нового?
– Белова всё шумит, никак не успокоится. То завод ей мусороперерабатывающий мерещится, то свалка. Поговорил бы с ней или с жителями, раз приехал.
– Я вот никак не пойму, чего она всё никак не успокоится? Я же и пасеку уже завёл, и сад посадил, в прошлом году, какой завод и свалка?
– А ты ей это объясни. Дурная баба. Да и эта, Ираида, её всё подбивает. Самой спокойно не живётся, и другим житья не даёт.
– Чего за Ираида? — удивился Леонид.
– Да Ираида Степановна, есть тут одна бабка. Живёт в деревне.
– Не Белова ли?
– Она самая. А ты чего знаешь её, что ли? — удивился Андрей.
– Знаю, слышал уже. Ну ладно, раз приехал — поговорю. Да думаю, люди уже и сами всё поняли. Местные же у меня работают.
– Работают, только и эта не унимается.
– Ну, собирай тогда где-нибудь в центре, объясню, поговорю. Слушай, а где эта Белова живёт? — спросил он, уже выйдя на крыльцо.
– Да вон, почти в центре, видишь, дом зелёный? Крыша ещё блестит? Вот там и живёт.
Леонид внимательно посмотрел в ту сторону, куда показал Андрей. Обычный деревенский дом, покрашенный в зелёный цвет, сад, огород, забор, в отличие от других, до сих пор деревянный. Правда, дом всё-таки выделялся из общей массы отделанных сайдингом и кирпичом, стоявших рядом домов. Он, задумавшись, казалось о чём-то размышляя, неотрывно смотрел в ту сторону.
– О чём задумался? — закурив спросил Андрей. — Прикидываешь речь? Не переживай, — он похлопал его по плечу. — Народ у нас понятливый, не дураки. Им и самим работа нужна, а тут всё рядом, плохо ли. Ты человек нормальный, поговоришь с ними по-человечески, всё поймут и тебя примут, а тогда, считай, своим станешь — это уже много значит.
– Ладно. Ты собери тогда народ, раз уж пошёл такой разговор, поговорить надо. Да и скоро рабочие нужны будут, лучше из местных взять, проверенных. Ты, кстати, местный же? Вот и поможешь мне.
***
– Ну, все собрались? — крикнул Андрей, когда жители собрались на площади, в центре деревни.
– Кажись все, кроме традиционно отсутствующих, — крикнул самый старый житель деревни дед Сергей Сергеич.
– Ну, понятно, — оглядев всех ответил Андрей. — Ну, и Бог с ней. Так вот прошу, как говориться любить и жаловать, — он подтолкнул вперёд стоящего позади него Леонида. — Это и есть тот самый предприниматель, фермер, Леонид Андреевич. Вот он вам сегодня всё и расскажет, и расставит всё по своим местам, чтобы всяких недоразумений и слухов не было! — он злобно посмотрел на Белову.
– Здравствуйте. Да, я и есть тот самый, про кого вы уже наслышаны, и, боюсь, больше негативного, — он также недовольно посмотрел на Белову. — Как меня зовут сказал уже Андрей. Ну, так вот. Никакого мусороперерабатывающего завода я тут строить не собираюсь, и свалку тоже не открываю, кто бы что не рассказывал, — он опять посмотрел на неё.
– Да? А откуда мы это можем знать!? Много вас тут понаезжает, понаговорят, а нам потом здесь жить и мучиться! — выкрикнула, задетая взглядами и камешками в свой адрес, Белова.
– Ну, а сами можете подумать? Я там пасеку уже сделал, — он показал рукой в сторону небольшого перелеска. — Да и яблоневый сад осенью заложил. Вот зачем они нужны, если это будет мусороперерабатывающий завод? Сами-то подумайте. Поля пустуют, зарастают, может вы сами на них чего хотели высадить? Вы сами-то чего же за ними не ухаживаете? Одного мусора выгреб несколько машин, и кто это всё натворил? Меня упрекаете, а в чём? Кого слушаете? Я же о вас забочусь, работа вам нужна? Нужна. А мне рабочие нужны. Вы же все сельские люди, в этом деле больше и хорошо разбираетесь, вот и идите туда работать, с зарплатой не обману, платить буду вовремя, чего вам ещё надо? Если мне не верите, можете проверить, у меня ещё хозяйство есть, не так далеко от вас, у тех, кто там работает спросите. Чем вы недовольны? Или может вам не нравиться, что я за свой счёт газ, наконец-то, в деревню провёл? Вы же сами всё видите, чего вы слушаете этих пустозвонов!
– Молодой ведь ещё, такое дело хочешь осилить, сможешь ли? — вставил своё слово Сергей Сергеич.
– Это же не первое дело. Как я уже сказал, у меня уже есть одно хозяйство, расширить просто захотел, сад, пасеку и грибы выращивать решил. Места у вас подходящие, да и земля пустует, чего ей пропадать. Если не я, могут прийти завтра и всю застроить коттеджами. Для вас что лучше будет? А то, что молодой… Мне сорок три года. Да и не в возрасте дело. Ну, так что, остаться мне и дальше дело развивать? Или всё-таки палки ставить будем? Вам решать.
– Да разве мы против, — опять заговорил Сергей Сергеич. — Мне-то что, помирать всё равно скоро, а вот молодым деваться некуда. Если с умом, да пользой для людей, да деревни… Кто же против. Я думаю, с этим все согласятся? — и он, недовольно посмотрел на Белову, обвёл затем, не терпящем возражения взглядом, всех присутствующих.
Когда собрание закончилось, и все потихоньку начали расходиться, Леонид, крутя головой, обвёл взглядом всех присутствующих, как будто ища кого-то. 
– Ты чего, ищешь что ли кого? — посмотрев на него спросил подошедший Андрей.
– Слушай, а эта Ираида Степановна, тут или нет?
– Эта вечно в отсутствующих, как сказал дед Сергеич. Она из сборищ только рынки посещает… и то в качестве продавца. А ты с ней, что ли, поговорить хотел? Лучше не надо, не советую. Бабка она не очень, мягко говоря.
– Да так, хоть посмотреть на неё, что за бабка такая. Белову видел, а что это за зверь такой, ещё нет.
– Повидаешься ещё. Она мало того, что злющая, ещё и любопытная.
Когда Андрей отошёл к знакомым, поговорить, Леонид увидел Яшку, тихо стоящего сторонке и смотревшего на него.
– Ну, чего рыбак, поужинал уже ухой-то, из улова? — улыбнувшись спросил он, подойдя к мальчику.
– Да нет ещё, — махнув рукой ответил Яшка. — Мы позже ужинаем. А я думал, вы простой рабочий, — тихо, как-то не уверенно спросил он, посмотрев на Леонида.
– Вот как видишь нет, а что, расстроил, значит?
– Да нет, — всё также неуверенно ответил он. — Просто, бабушка говорит, что все бизнесмены плохие люди, врут много и воруют.
– Ну, это бабушка конечно сильно преувеличила, есть конечно и не мало, но не все же такие. Ну, и я не бизнесмен, а фермер. Знаешь, кто это такой?
– Знаю. У нас в соседнем селе есть Василий Романыч, тоже фермер. Мы у него в магазине молоко и творог покупаем. Значит, вы не такой? — посмотрев на него с добродушной улыбкой, спросил Яшка.
– Не-а. А ты знаешь, приходи в гости. Ты же знаешь Андрея Петровича? Бригадиром у меня ещё работает?
– Знаю, конечно. Я у них не раз бывал, мы с Санькой дружим.
– Ну, вот и хорошо, тогда приходи, я у него как раз и живу. Видишь, даже живу в простом доме. Придёшь, сходим вместе с дядей Андреем на стройку, посмотришь, оценишь, ты же вон какой умный, вот и мне может чего подскажешь, как местный житель или поможешь чем? Ну, согласен? — с улыбкой посмотрев на Яшку спросил Леонид.
– Согласен, — довольно улыбаясь ответил он.
– Ну, давай, — он протянул ему руку. — Пойду. Дела ещё есть.
– До свидания, — протянул в ответ свою ручонку Яшка.
***
Выйдя вечером на крыльцо Леонид опять пристально посмотрел на дом Ираиды Степановны.
– О чём грустишь или размышляешь? — спросил вышедший покурить Андрей.
– Да так, просто.
– Слушай, я вот думаю, а чего тебя, правда, сюда, в наши края потянуло? Многие стараются поближе к центру, а тут далековато немного, всё-таки.
– Конкурентов меньше. Знаешь, иногда из-за этого такие войны разворачиваются. Я ведь тоже не в городе вырос, тоже можно сказать такой же, как и вы. Не в деревне, конечно, но посёлке рядом с деревней. Так что ваша жизнь, в какой-то мере, мне знакома. Слушай, а расскажи мне об этой Ираиде Степановне.
– Чего-то она тебе прям покоя не даёт?
– Да так просто. Интересно людей узнать.
– Ну, шестьдесят шесть лет, вдова. Муж пил всю жизнь, от пьянства и загнулся. Дочь есть, только где она сейчас, мне кажется даже Ираида не знает, убежала с мужиком новым куда-то, а сына бросила. Вот Ираида внука и растит сама, хотя и не похожа, что рада этому. Злющая и жадная баба, я тебе скажу. То ли жизнь так на неё повлияла, то ли родилась уж такой, не знаю, — разведя руками закончил Андрей.
– Не здешняя, видать?
– Замуж сюда вышла за Петра, ну, этого, который пил, а до этого где-то ещё жила, я не знаю, не интересовался, — с усмешкой добавил он.
– Надо же. Интересно.
– Чего интересно?
– Да так, прикидываю.
– Поговорить всё-таки хочешь? Зря время потеряешь.
– Попозже немного, не время ещё, — сказал Леонид, собравшись уже уходить, но обернувшись на пороге и посмотрев ещё раз на дом, добавил: — Но поговорить всё равно придётся.
***
Леонид подошёл к калитке. Ираида рыхлила землю перед домом, то ли не заметив, то ли не обратив внимание на стоящего у забора.
– Здравствуйте, Ираида Степановна.
Ираида, обернувшись, пристально посмотрела на Леонида.
– Здравствуй, — и, положив тяпку, вытерла руки об фартук. — Ты, значит, и есть этот новый-то, кто землю-то купил?
– Я. Можно пройти, не на пороге же разговаривать.
– Входи, раз пришёл.
Леонид прошёл на участок, внимательно разглядев, что где находится.
– Ругаться пришёл или как? Помощи я, вроде, не просила.
– Да я так, поговорить. Значит, тут живёте? — он через солнцезащитные очки пристально посмотрел на неё. — Что же вы так, Ираида Степановна, не зная меня, столько уже слухов пораспускали? Я же вроде с миром сюда пришёл, а вы никак войну мне объявили?
– Ну, мне уж не под силу воевать-то с тобой. Да и почему не знаю, — она посмотрела на него также пристально, заметив, как он изменился в лице. — Все вы одинаковые. Вон на Родине моей, такой же пришёл и всех людей под чистую, — она махнула рукой, как будто отгоняя какого-то. — Всю землю скупил, понастроил каких-то ангаров и всё забросил, ни себе, ни людям.
– Так он разорился, не за своё дело взялся, и здоровье подвело, возраст. Да и деревня-то неперспективная была, пять домов жилых всего оставалась, сами люди её забросили, там же место неудобное — далеко до всего. Так что вы меня с ним не сравнивайте, я для людей стараюсь, а вы мне палки в колёса, даже поработать ещё не дали.
– Я жизнь прожила, и не простую, лучше тебя в людях разбираюсь.
– Я конечно понимаю, что в наше время верить мало кому можно, но вы, Ираида Степановна, не перегибаете ли палку? Я, между прочим, языком трепать не очень умею, делом люблю доказывать, воспитан так, и сейчас между прочим, тоже делом доказал, что ничего плохого ни вам, ни вашим соседям не хочу. А вы и меня уже в сволочи записали? Не боитесь, раскаиваться сильно придётся? Так ли хорошо вы людей знаете? — и он, сняв очки внимательно посмотрел на неё, и через паузу, уже собираясь уходить, добавил: — Не уж-то всех уже забыли?
Ираида посмотрела вслед уходящему. Её очень удивила последняя фраза, которую она так и не смогла понять. Он уже скрылся из виду, а она всё также стояла задумавшись.
***
– Здорово, Яков! Никак опять на рыбалку собрался? — Леонид, улыбнувшись, окликнул мальчика.
– Здрасьте, на рыбалку, как всегда, — серьёзно, по-взрослому ответил он. — А вы куда, так рано?
– Да так, по делам надо было. С утра пораньше решил с делами развязаться. Не против, если я с тобой прогуляюсь? Всё равно делать нечего.
– Да нет, — пожав плечами ответил Яшка. — И мне веселей.
– А чего один? Где охранник-то?
– Счас придёт, он гуляет где-то, а ко мне попозже приходит. А вы рыбу не ловите?
– Нет, я как-то в этом плохо разбираюсь, в детстве ловил, а сейчас и некогда уже. А ты чего всегда один-то? Кроме тебя никто и не ловит.
– Да нет, почему, ловят, просто один, ребята не хотят, а я люблю рыбалку.
– Я тоже, когда такой же был, посидеть с удочкой любил, правда в основном с другом, за компанию. А отец чего не ходит с тобой?
– А у меня нет его, и мамы нет. Точнее она есть, только я не знаю, где она, уехала куда-то. Вначале ждал, что приедет, а потом понял уже, не-а, не приедет.
– Надо же, — тихо ответил Леонид посмотрев на мальчика. А потом, чтобы как-то отвлечься от такой болезненной темы, спросил:
– Ничего себе рассуждаешь, как взрослый, тебе лет-то сколько?
– Семь, восемь через месяц будет.
– Значит в школу ходишь? Ну, и как?
– Нормально, примеры только плохо даются, — вздохнув ответил Яшка. — а так вроде хорошо всё.
– Ну, это не страшно, поправимо. О, вот и твой охранник прибежал, — с улыбкой посмотрев на выскочившего из кустов кота, сказал Леонид. — Ну, тогда я пойду, не буду вас отвлекать. Ну, ты приходи, как договорились.
– Я приду, обязательно приду, — улыбнувшись ответил Яшка.
Яшка опять посмотрел вслед Леониду.
– Знаешь, Рыжик, а мне он, — он, посмотрев на кота, кивнул на Леонида, — ну, Леонид Андреич, нравиться очень, хороший, добрый очень. Надо бы сходить сегодня, а то вдруг обидится, обещал, а так и не пришёл. Вот бы папку нам такого, да? — он, улыбнувшись, опять посмотрел на кота, казалось внимательно слушавшего его.
***
– Вот зараза! Нет, ну, надо же, только посадила! Только посадила! — Ираида бегала по участку, размахивая руками.
– Степановна, ты чего это? — удивлённо уставилась на неё Мария Белова, зайдя к ней. — Чего случилось-то?
– Да ты только посмотри, — она показал рукой на засохшую, покрытую чем-то серым рассаду капусты, недавно посаженную ею. — На днях только посадила. Что за напасть такая?
– Ой, и правда, — удивилась Маша, посмотрев на рассаду. — А ты где брала-то её?
– Как где? Там же, где и ты, вместе же ездили. Не помнишь, что ли? — удивлённо посмотрев на неё ответила Ираида.
– Тьфу ты, забыла. С этим фермером всё позабыла. Слушай, а у меня нормальная, тоже не так давно высадила и ничего. Странно всё-таки.
– Вот горе-то. Хотела побольше посадить, сюда дополнительно посадила, думала, продам побольше. Вот напасть-то, — всё никак не могла успокоиться Ираида.
– Слушай, а может Яшка чего? Ну, мало ли баловался и чем сверху?
– Да ты чего, он хоть и мальчонка совсем, но умный, так баловать не будет, да и запрещаю я ему тут-то играть, выгоняю за околицу.
– Ну, Ираида, ты ж со своим характером сама себе врагов наживаешь, а теперь удивляешься. Чего, врагов что ли мало? Небось из них кто-нибудь, — сказала соседка Ираиды Елена, женщина лет пятидесяти, подойдя к забору.
– Да ладно, врагов, — недовольно посмотрев на неё ответила Ираида. — Чего, раньше что ли их у меня не было? А вот такого, — она опять показала рукой на рассаду. — Такого ещё не было.
– Слушай, Степановна… — наклонясь к ней, вдруг почти шёпотом сказала Белова. — А мож этот, ну, новый-то?
– Он тут заходил недавно, но вроде не похож на такого, — с сомнением, задумавшись, ответил Ираида.
– Да кто его знает.
– Слушайте, ну, вы уж совсем человека с грязью смешали, — услышав всё-таки слова Беловой, сказала Елена. — Нормальный человек. Между прочим, такого, как он сейчас редко встретишь. Вон газ до деревни наконец-то провёл за свои деньги; деду Сергеичу сарай новый поставил, старый совсем почти рухнул, окно в терраску, крыльцо подремонтировал; Наталье вон помог крышу покрыть, сам с мужиками лазил. А вы всё на него тянете.
– Ой, тоже мне, заступница нашлась. Подкупил вас всех, — негодующе, в своём репертуаре, ответил Белова.
– Чем подкупил-то? Помощью? Которой мы, между прочим, от твоего председательства на месте старосты, так никогда и не дождались бы. А может ты боишься, что он тебя с места тёпленького твоего спихнёт?
– Ничего я не боюсь! А я чего, не делала для вас ничего? А дорогу кто выхлопотал?
– А луг зачем было застраивать? Мы, между прочим, на нём землянику собирали, и помногу, — недовольно сказала Ираида.
– Какую землянику? Она на другом лугу растёт! Ты, бабка, маразмом уже страдать что ли начала? Память напрочь отшибло? Соседний луг до сих пор стоит не тронутым — иди собирай, кто тебе не даёт? А на этом лугу только чертополох и рос! Правильно делает, что застраивает, всё польза, чем так зарастать. А вы всё недовольны, два сапога пара, всё вам не так! То свалка вам мерещится, то завод мусорный.
– А чего это ты его так защищаешь-то? Влюбилась, что ли? — с усмешкой посмотрев на Елену, ответила Белова. — Хотя что такого, он вроде как свободный.
– А сама чего, справки уже навела? Думаешь, хоть он на тебя, дуру такую, внимание обратит, раз другие уже нос воротят?
– Тьфу, дура какая, — плюнув в сторону забора, за которым стояла Елена, ответила задетая за живое Белова. — А мож это ты Степановне-то? Соседка, да и рядом рассада-то? — хитро прищурившись, сказала вдруг она.
– Ну, это ты совсем уже. Я, между прочим, за такой поклёп могу и заявление на тебя подать и свидетелей найду, ради такого дела любой в свидетели пойдёт, от уважения к тебе. Да ну вас, у меня дел полно. Наговоришь тут с вами, потом всю ночь черти мерещиться будут.
– А ты меньше с ними заигрывай, вот и приходить не будут, — смеясь ответила Белова.
– Да это они от вас, подруг закадычных, перебегают, много их к вам что-то приходить стало, всем мест не хватает, соседям уже покоя не дают. Тьфу, — плюнув за забор в сторону Беловой ответила Елена, и пошла в сторону дома.
– Вот дура так дура. Ну, чего теперь делать-то думаешь? — опять посмотрев на рассаду, спросила Белова.
– Чего-чего, а чего тут сделаешь? Всё уже, поздно. Кто его знает, что тут налито или насыпано, посадить теперь чего страшно, вырву и так оставлю.
– Ну, а с этим-то чего делать? — она кивнула в сторону строящегося ангара.
– А чего с ним делать, народ весь за него. Пусть, нам он не мешает. Только вот, такое чувство, что я его уже где-то видела, только вот вспомнить не могу, где? Да и он, тут приходил, фразу сказал, как будто намекнул.
– А чего сказал-то?
– Всех ли, мол, помните?
– И кого ты помнить-то должна? Врагов, что ли, нажила каких серьёзных?
– Да каких врагов, так, недоброжелатели. Каких я врагов могла нажить? Никому вроде дорогу не переходила, навредить только на словах могла, а так, вроде, никому, — пожав плечами и посмотрев в сторону дома Андрея, ответил Ираида. — Не знаю.
***
– Здравствуйте, Леонид Андреевич, — тщательно выговаривая отчество, так что Леонид даже засмеялся, сказал Яшка, подбежав к нему.
– Можешь называть меня просто дядя Лёня. Ну, здравствуй. Пришёл, значит. Ну, хорошо, нам лишние руки не помешают, будешь помогать.
– О, рыбак заядлый, здорово! — протягивая с улыбкой руку Яшке, сказал Андрей. — А ты чего не на рыбалке или поздно уже?
– Да нет, — нехотя ответил он. — Я-то рыбу люблю, а вот бабушка говорит, что надоела уже, — вздохнув добавил он. — А мне вот картошка с огурцами и помидорами уже надоела, а она всё готовит.
– Чего же так? Другого ничего не умеет, что ли? —удивлённо спросил Леонид. 
– Да нет, почему, только говорит, что она полезна, да и, мол, другое чего, ну, мясо там, дорого, вот и готовит всё с огорода.
– Чего, правда так плохо живут? — спросил, посмотрев на Андрея, Леонид.
– Если бы. Жадная просто, — ответил Андрей, и уже тихо, чтобы Яшка не слышал, добавил. — Денег полно, всё копит, сама не знает зачем.
– Да, бабушка говорит, что она откладывает мне на будущее, я один раз видел, как она прятала деньги. Но мне они зачем? Она мне всё покупает, вот только мороженое хочется, а она не разрешает, так иногда, — вздохнув ответил Яшка, всё-таки услышав последнюю фразу Андрея.
– Ладно, не горюй, решим твою проблему, — похлопав мальчика по плечу ответил Леонид. — Пойдём, покажу тебе, что где будет, да и поможешь немного.
Полдня, до самого обеда Яшка помогал на стройке, кому чего принести, кому чего передать. Мужики все были местные, знали судьбу мальчишки, жалели, подкармливали даже, кто бутербродом, кто чаем поил.
– Дядя Лёня, а можно я пойду? А то бабушка будет волноваться и отругает потом. Я вечером ещё вернусь, — подойдя к нему во время обеденного перерыва спросил Яшка.
– Ну, если так, иди. Знаешь что, приходи-ка ты к дяде Андрею вечером, у меня для тебя подарок будет, — хитро улыбнувшись сказал Леонид. — Хорошо?
– Хорошо, — улыбнувшись во весь рот ответил мальчик. И радостно побежал в деревню.
– Слушай, Андрей, у него, кроме бабки, нет, что ли, никого? — посмотрев на убегающего мальчика спросил Леонид.
– Бабка одна, сама его и растит. Я тебе говорил, про Ираиду-то, вот он её внук.
– Да что ты? — как-то задумчиво ответил он, поменявшись в лице. — Ираида его бабка, значит? Ну, надо же. Не знал.
– Дочь её — Альбина — замуж рано вышла, ну, и родила. Уехала учиться в город, там и познакомилась с мужем, а он ненамного старше её. Вот мальчишка и не особо нужен был ни отцу, ни матери. А потом развелись, ну, и смоталась она вскоре с новым ухажёром куда-то. С матерью они постоянно цапались, вот она, бросив мальчишку ей, и смоталась. И ни слуху, ни духу. Яшка тогда маленький совсем был, а теперь уже восемь будет, матери и не помнит совсем, да и отца ни разу не видел. Альбину и прав лишили уже.
– Надо же, — задумчиво сказал Леонид, посмотрев на дорогу, по которой только что убежал Яшка. — А как его фамилия, ну, Яшкина?
– Тарасевич. Он же с Санькой моим дружит, потому и знаю. Все-то его по бабкиной кличут, только в школе по официальной называют.
– Как судьбы, оказывается, у нас с ним похожи, — опять задумчиво посмотрев на дорогу, сказал он. — Удивительно.
– Почему одинаковые-то? — закурив спросил Андрей, с удивлением посмотрев на него.
– Меня когда-то тоже мать бросила, отец один растил. Я тогда ещё маленький был. Отец мне, когда я взрослый стал, рассказывал. То ли убежала с кем, то ли просто уехала, не знаю, просто оставила меня с ним — с отцом — и уехала. Тем более я слабым родился, болел часто, вот ей и поэтому ещё надоело со мной возиться, по больницам мотаться. Отец потом уже, со специалистом одним, старым, посоветовался, ну, тот и сказал, как здоровье поправить можно, вот отец и начала меня к спорту приучать, закалять. Лыжи, коньки, велосипед, всё опробовал. Мы с отцом на лыжах столько километров пробегали, а потом и огород завёл, всё своё, да и там к труду, на свежем воздухе приучил, плавать ещё научил. Ты знаешь, — он с улыбкой посмотрел на Андрея. — Я даже профессионально начал плаванием заниматься, так это дело полюбил, но, правда, бросил быстро, надоело, все эти сборы, соревнования, — махнул рукой Леонид. — А потом отец женился… Но такая попалась… Невзлюбила меня, мучился с ней, да и мать её всё время против меня настраивала, говорила, чтобы он отвёз меня к своим родителям в соседнюю область, а когда у них свой мёртвый родился, отец с ней развёлся, сам не выдержал — я ему дороже был, так ей и сказал. Через два года отец снова женился. Я поначалу Наталью Ефимовну в штыки принял, помнил предыдущую мачеху, но она как-то размягчила сердце, да и такой заботой окружила нас обоих, не женщина, а золото просто. Как родного сына меня вырастила, даже когда дочка родилась, все меня пугали, мол, перемениться, как свой родится, а она, как была, так и осталась, я её матерью стал звать, — сказал он, снова с улыбкой посмотрев на Андрея. — Я, когда первый раз назвал её так, ну, матерью, она даже расплакалась, так её это тронуло. Так вот и считаю её с тех пор родной матерью. И с сестрой мы, как родные, она знает историю, но я для неё самый родной. Замужем сейчас, племянницы две у меня.
– Правильно, не та мать, что родила, а та, что вырастила, — философски заметил Андрей, посмотрев в сторону, куда только что убежал Яшка. 
– Ты знаешь, — Леонид опять посмотрел на Андрея. — У меня ведь и у самого история повторилась, видать судьба такая, по наследству передаётся. Я сына — Валерку — тоже один ращу. Его мать — жена моя бывшая — загуляла, ну, я её и выгнал, а сына себе оставил. Поначалу скандалы устраивала, отобрать грозилась, прятать даже его пришлось, на время. А потом смирилась. Подруга её потом рассказывала, что её новый этот, был против сына, не хотел чужого растить, а когда она забеременела от него, совсем от нашего сына отказалась, на его родину уехали. Не знаю, где она сейчас, много лет уже прошло, про сына ни разу не вспомнила.
– А сейчас сколько ему уже?
– Десять, он ещё совсем маленький был, когда она сбежала.
– А чего сюда-то не привёз? Здесь-то как хорошо было бы.
– Да я же когда приехал? Он же в школу ещё ходил. Я с отцом и матерью живу, вот он там с ними и остался, привезу потом, пусть лучше здесь, на свежем воздухе лето проведёт. Вот только судьба бы такая же не досталась, — вздохнув добавил он.
– Да, интересно. А про мать так и ничего?
– Так, немного только знаю. На родину куда-то уехала, а потом и оттуда переехала, в другом месте сейчас живёт.
Вечером Яшка, как и обещал, пришёл, только уже не такой весёлый, как был утром.
– Ну, чего такой грустный? Чем не доволен? — спросил, посмотрев на мальчика, Леонид. — Я тебе, как и обещал, подарок приготовил.
– Спасибо, — вздохнув, грустно сказал Яшка. — У бабушки вот неприятность. Кричит, на меня ругалась, думала, это я ей устроил. А я тут причём? Что я, хулиган какой, буду огород портить? Кто-то рассаду капустную испортил, а она её, когда капуста вырастет, на рынок хотела отвезти, она туда всё отвозит.
– И кто же так ей? — спросил Андрей, почему-то посмотрев на Леонида.
– А кто знает? — пожав плечами ответил Яшка.
– Ну, ладно, не переживай. Вот тебе подарок, — Леонид протянул мальчику стаканчик мороженого. — Правда, я не знаю какое ты больше любишь, так что купил наугад.
– Спасибо, — уже улыбаясь во весь рот, ответил мальчик. — Я всякое люблю.
– Ну, садитесь за стол, будешь с нами чай пить, — погладив Яшку по голове сказала подошедшая Маша, жена Андрея. — Я пирогов сегодня напекла, вот как чувствовала — гости будут, — с улыбкой посмотрев на него добавила она.
***
В ту же ночь, когда Ираида и Яшка уже уснули, какой-то шум разбудил её. Кто-то громко кричал на улице. Она встала, накинув на плечи шаль, и, подойдя к окну, ахнула. Их деревянный забор вовсю полыхал, а кто-то, судя по всему соседи, крича и гремя вёдрами, пытались его потушить. Сбросив шаль и кое-как накинув плащ, висевший в сенях, на вешалке, Ираида выскочила во двор.
– Ираида! Ты только не подходи, ещё тебя из огня не хватало вытаскивать! — крикнул кто-то сбоку.
– Чего это случилось-то? — чуть не плача и вскидывая руки, спросила она.
– Да кто его знает? Лёшка мой вышел покурить, а тут уже разгорается. Говорит, вроде, на мотоцикле кто-то проехал, слышал звук, видать окурок бросил, а жара же уже стоит, и дождя не было давно, вот и разгорелось, видать.
– Ой, Господи, ну что за напасти, прям. То одно, теперь и это ещё. Прям, хоть беги.
– Ну что, Степановна, снимай накопленные деньги-то, забор новый ставить надо, — подошёл к ней сосед Алексей, после того, как всё потушили. Или вон, — он кивнул в сторону дома Андрея. — К Леониду обратись, он не откажет. Хотя ты, вроде как, с ним на ножах?
– Сама справлюсь как-нибудь, — нехотя ответила Ираида. — Чего, совсем ничего не осталось, что ли?
– Нет, почему же, два обугленных столба, да две доски, проволоку колючую натянешь, как раз забор по твоему характеру, — пошутил, подойдя к ней, другой сосед, тоже Леонид.
– Юмористы, тоже мне. Вот напасть, так напасть, — вздохнув и посмотрев в сторону дымящегося ещё забора, сказала Ираида.
***
Яшка, понуро опустив голову, подошёл к калитке дома Андрея.
– Здрасьте, тётя Маша, а дядя Лёня дома? — спросил он, увидев снимавшую бельё Машу.
– Ты проходи, дома они, дома. Только недавно встали, завтракают. Ты сам-то завтракал? Или с нами?
– Да я так, перекусил, бабушке некогда, уехала куда-то, — нерешительно приминаясь с ноги на ногу, ответил мальчик.
– Ну, тогда давай бегом в дом, и без возражений, — решительно ответила Маша. — Давай, а то я обижусь, да и остынет всё, бегом.
– Ну, хорошо, — и Яшка быстрым шагом пошёл в дом.
Есть он и вправду очень хотел. После ночного пожара Ираида рано утром собралась и, не предупредив внука, куда-то уехала, оставив на кухонном столе только записку: «Буду к вечеру». Поэтому, как бы не ругалась бабушка, запрещая ходить к дяде Андрею, и, тем более к Леониду Андреичу, которого она почему-то очень не взлюбила, он всё же пошёл, пока её нет.
– Здрасьте! — входя в дом крикнул он сидевшем за столом.
– Здорово, садись завтракать, — сказал Андрей, посмотрев с жалостью на него. — Слышали уж ваш с тётей Машей разговор. Ну, чего там у вас?
– Да забор сгорел, теперь вот чинить как-то надо. Совсем сгорел, — вздохнув и снова опустив голову ответил он. — Дядя Лёша сказал — окурок кто-то бросил, от него и загорелось.
– Ну, ничего, поможем, как бы не сопротивлялась твоя бабушка, а поможем. Ну, ты ешь давай, чтобы всё съел, приду проверю, а я покурить немного, — ответил, вставая из-за стола, Андрей, и чуть заметно кивнул Леониду, приглашая с собой.
– Ну, вы тут завтракайте, — улыбнувшись и посмотрев на Яшку и семилетнего Саньку, сына Андрея, ответил он. — А я пойду немного подышу свежим воздухом.
Андрей вышел на крыльцо, оглядевшись.
– Слушая, Лёнь, что-то всё это подозрительно, вчера днём капуста, ночью забор? Не думаешь? Ты, кстати, не говорил ещё с ней? — закуривая и посмотрев на него прищурившись, спросил Андрей.
– Меня подозреваешь? Думаешь, я до такого дойду? Я к дипломатии привык, на криминал ни разу не тянуло.
– Да я так, просто сказал. Ну, ходил к ней?
– Ходил, поговорил. Толку-то. Кремень.
– Слушай, я вот ещё что подумал. Тут в городе один мужичок есть, работали когда-то вместе, и так получилось, что он земляк Ираиды, — Андрей опять посмотрел на Леонида, затем, отвернувшись, взглянул на дом Ираиды. — Ну, вот он тут и рассказал. Слух ходил про неё, хотя многие, там, говорят, что правда это, что она замужем уже была когда-то… И сын у неё там, вроде как… Бросила, говорят… — и он, повернув голову, вопросительно посмотрел на него.
– Сам же говоришь — слухи, — как-то нехотя ответил Леонид, при этом зло сжав скулы и кулак, что бросилось в глаза Андрею. — Мало ли чего говорят, да и совпадения бывают.
– Да, удивительные какие совпадения. А всё таки?..
Леонид долго молчал, собираясь с мыслями.
– Пойдём, подальше отойдём, — только и сказал он.
Они отошли подальше от крыльца, в глубь сада.
– Ну, чего? Расскажешь правду?
– Мать она мне. Только не помнит меня совсем, не узнала. Даже в сердце не кольнуло, как увидела. Зло меня взяло. Сам не знаю зачем, вылил ей химикат на рассаду. Но к забору я правда, веришь или нет, не имею отношения. Мне Яшку жалко, понимаешь, как я мог так? Теперь хоть разорвись, мстить ей я не хотел, да и разве мог я так Яшку опасности подвергать? Да я, если бы рядом жил, первый бы бросился тушить, — стукнув со злости кулаком по яблон, ответил Леонид. — Не любит она его, не любит она Яшку, растит, потому что деваться некуда, но не любит! Жалко мне его, загубит она его, понимаешь? А что делать, не знаю. И молчать не могу и не хочу.
– И что делать теперь намерен?
– Не знаю… Не знаю.
– Ладно, верю я тебе, так поступить ты не мог, тебя я хорошо знаю. Вот только, что теперь делать-то? С Яшкой ты прав. Все мы стараемся, как можем, чтобы он человеком нормальным стал, мальчишка умный, сообразительный. Делать с ним что-то надо, а что?
– Поговорю с ней.
– Как? Ты же её знаешь, она тебя на порог теперь не пустит.
– Она скрывает правду про себя, кто-нибудь знал про сына?
– Нет. Она всем говорила, что только дочь у неё, замужем мол была уже, но детей в браке не было.
– Вот, значит правды она боится. Вот и будем от этого отталкиваться. Я знаю, что делать.
***
– Ну, вот и приехали, — сказал Леонид, выйдя из машины. — Здесь пока и живу, скоро уже переедем во временный, пока свой не построили. Пойдём, со всеми познакомишься, люди они все хорошие, здесь вообще народ хороший.
– Ну, как доехали? — спросила Маша, выйдя на крыльцо.
– А сам-то где?
– Да сейчас выйдет, по телефону болтает. Ну, это и есть Валерий? — она с улыбкой посмотрела на сына Леонида. — Я — тётя Маша, отец тебе небось рассказывал про нас-то?
– Рассказывал, здравствуйте, — слегка смущаясь ответил мальчик.
– Ну, здорово, Валера, давай знакомиться, что ли? — Андрей протянул ему руку.
– Здравствуйте, мне папа про вас рассказывал, — улыбнувшись ответил Валера, протянув руку в ответ.
– Слушай, а Яшка где? Не видел его? — тихо спросил у Андрея Леонид.
– Бегает в деревне где-то. Пока бабка занята приходит, обещал сегодня. Сам-то когда к ней? — Андрей кивнул на дом Ираиды.
– Вечером хочу. Я Валерке рассказал про Яшку, должны подружиться.
– Вон, кстати, лёгок на помине, — Андрей с улыбкой кивнул на бегущего по дороге мальчишку.
– Здрасьте! — не успев ещё добежать крикнул Яшка.
– Ну, здравствуй. Что нового, как рыбалка?
– Я и не ходил, всё некогда, — махнув рукой серьёзно ответил он, и, посмотрев на незнакомого мальчика, как-то грустно спросил, — А это ваш сын, да?
– Да, Валерий, ну, знакомьтесь. Валера, а это и есть Яша.
– Ну чего, пойдёмте в дом, чего мы на улице стоим-то? — сказал Маша, взяв за руку Яшку. — И ты пойдём, не чужой, чай.
– Ну что, Яш, покажи Валерке деревню-то. Человек новый, тут на всё лето, а там и насовсем переберётся, мест ещё не знает, вот и давай знакомь.
– Ладно, — слегка смущаясь ответил Яшка, посмотрев на Валерия.
– Ну, вроде сговорились, идут уже разговаривая. Я и Саньку с ними отправил, всё веселее, — посмотрев в окно сказал Андрей. — Ну, а с ней решил, как говорить-то будешь? Чего там-то сказали?
– Чего сказали. Возраст ей позволяет, условия содержания нормальные, с этим всё в порядке. Но у меня план есть. Мальчишку я всё равно себе заберу.
***
Леонид подошёл к дому Ираиды, прошёлся вдоль так и не поставленного забора. Вместо него из земли кое где торчали обугленные куски доски, да два бревна.
– Здравствуйте, Ираида Степановна. Забор так и не поставили, может помочь?
– Сама справлюсь. Вам что, мешает? — недовольно, даже не посмотрев на него, ответила она.  — Теперь чего пришёл? Белова вон и то успокоилась, молчит теперь.
– Извините, что от дела отрываю, но мне надо с вами поговорить, — посмотрев серьёзно на неё, сказал Леонид. — Может в дом пройдём?
– Чего мне с тобой говорить? Правильно сказал — от дела отрываешь. У тебя их нет, видать, а у меня полно, мне лясы точить некогда, — злобно ответила Ираида.
– Знаете, лучше всё-таки сделать, как я прошу. Чтобы соседи не были в курсе.
– Чего мне от них прятаться?
– А может вспомните? — подойдя поближе, и тихо, наклонясь к ней, спросил Леонид. — Есть же одна история, хотите, чтобы все теперь знали? Скрываете ведь. Прошлое своё забыли? Первое замужество, — с усмешкой добавил он.
Ираида от неожиданности резко выпрямившись, со страхом посмотрела, вначале на него, потом огляделась, нет ли поблизости кого из соседей.
– Пойдёмте в дом, — всё ещё озираясь по сторонам, сказала она.
Они прошли в дом. Леонид с интересом оглядел комнату. Старая мебель, какой-то потёртый, покрытый слегка выцветшим покрывалом диван; круглый стол у окна, со старыми, чудом ещё сохранившимися венскими стульями; сервант полный хрусталя; люстра с плафонами в виде полураспустившихся цветов с отколотым краем у одного из них; домотканые дорожки на полу; ковёр на стене; и старые, слегка пожелтевшие фотографии в рамках, на одной из стен. Вся обстановка комнаты больше напоминала квартиру советских времён. У него даже возникло такое чувство, что он, как будто из нашего времени переместился в семидесятые года — во времена своего далёкого детства.
– А это ваш муж? — кивнув на одну из фотографий спросил он.
– Он самый. Так ты ко мне пришёл о семье расспрашивать? 
– Ну, в какой-то мере и так.
– Ты сам-то кто будешь?
– Ираида Степановна, неужели у вас ничего в сердце не защемило, когда меня первый раз, недавно, увидели?  И именем моим, судя по всему, не поинтересовались ни разу? — он, сощурив глаза и часто дыша, посмотрел на неё. — Я ведь Леонид Андреевич, ничего это вам не говорит?
Ираида, ахнув и схватившись за сердце, села на диван. Вытаращив глаза, она неотрывно смотрела на него, казалось лишившись дара речи.
– Вам помочь? Скорую вызвать? — как-то равнодушно посмотрев на неё спросил он.
– Нет, сейчас пройдёт, — тихо, всё также неотрывно смотря на него, ответила она. — Значит, это ты?
– Я, — разведя руками ответила Леонид. — Так что, здравствуй, мама. Для тебя это новость? Не надеялась уже на такую встречу?
– Как ты меня нашёл?
– По крупицам собрал сведения, в наше время это занимает не так много времени. Ты же на родину уехала, отец это знал, вот с этого и начал.
– Винишь меня, ненавидишь? А я хотела тебя найти, хотела приехать! — ударив себя в грудь ответила Ираида. — Я боялась. С какими глазами я покажусь тебе!?
– С какими глазами!? Ты хотела приехать!? — крича подошёл, склонившись над ней, Леонид. — Да если бы хотела — приехала. Ты хотела? Ты искала? Чего нас искать? Мы живём там же, где и жили. Ты и не хотела. Я тебе не нужен был, также как сейчас Яшка.
– Он мой внук!
– У тебя, кстати, ещё внук есть. А он нужен тебе? Ты меня бросила, не думая о том, как я без матери, такой маленький? Дочь воспитать не смогла, и его не сможешь. Вспомнила сейчас о нём? А до этого чего-то не очень помнила? Ты хотя бы интересовалась, где он? Он ходит один на пруд, не страшно отпускать? По деревне мотается, вечно голодный. Часто вспоминала, что ребёнка кормить надо? Ходит в том, что от других отдадут, ничего своего нет. А у тебя денег куча, между прочим и за него получаешь! Ты его сможешь воспитать? Не смеши меня. Парень умным, рассудительным растёт, понимает всё не по годам, а ты его испортишь. Ты сейчас им занимаешь только от того, что деваться ему больше некуда, безвыходное положение, да и по мужикам бегать уже поздно. А ты хотя бы знаешь, что у меня такая же судьба. Моего сына также мать бросила, я его один рощу.
Ираида виновато посмотрела на сына. Всё что он ей говорил, чего греха таить, было горькой правдой, и эта правда каждой фразой, каждым словом больно, как иголками, пронзала её сердце.
– Что ты теперь будешь делать?
– Что? Яшке отец нужен, он к мужикам поэтому и тянется, а ты запретила ему к нам ходить. Я дом тут строю, так что ещё долго буду мозолить тебе глаза, и его к себе заберу. Лишать тебя его, как внука я не собираюсь, он тебе внуком был, так и останется. Я не как ты, запрещать ничего не буду, захочет, в любое время придёт к тебе. Только ему сейчас отец нужен, и, если родного нет, если он родному не нужен, я его заменю.
– Отец нужен, не справлюсь я с ним, что правда, то правда. Наверное, нет у меня таких чувств, материнских. Прав ты. Не искала я тебя, и не кольнуло ничего, когда тебя увидела, почувствовать почувствовала, что знакомый, где-то видела уже, а вот кольнуть, не кольнуло. Извини, что так получилось, что я ещё могу сказать. А отец как?
– Нормально. Женат уже давно, дочь есть, замужем уже. Вот жена отца меня, как мать вырастила, её я матерью и называю.
– А Яшка как?
– Не спрашивал ещё. Я же сказал, в любое время он к тебе может прийти, пусть хоть каждый день ходит, но воспитаю я его сам, хочу, чтобы человеком он стал. Хочешь, я тебе денег дам, — он с ухмылкой посмотрел на неё. — Ты же их больше всего сейчас любишь?
– Не надо, у меня есть, — опустив голову, пряча от него глаза ответила Ираида.
— Ну, тогда всё. Если сама не захочешь, никто про эту историю не узнает, ты же за репутацию свою боишься? Хотя она у тебя и так хромает. Я пойду. Всё-таки, врача не надо?
– Нет, у меня всё нормально, просто неожиданно всё, сам понимаешь.
– Понимаю, ну, до свидания, пойду, — и уже уходя, обернувшись на пороге добавил: — Кстати, забор я тебе починю. И не думай, что это я тебе его. Раньше хотел отомстить как-то, скрывать не буду, а потом поутих, остыл, простил, но и любви от меня не жди. И люстру тебе поменяю, — посмотрев на люстру сказал он. — Вот теперь всё.
Ираида, не вставая с дивана, обхватив голову руками, посмотрела в окно, вслед уходящему сыну.
«Вот так вот, Ираида. Всю жизнь ты только денег заработать пыталась, копила, гонялась за мужиками, меняла их, как перчатки и чего добилась? Осталась одна, никому не нужная. Дочь и то, не известно где. Внука и то забросила, сам по себе растёт, забывала сколько раз про него. Прав Лёня, ему там с ним лучше будет, — думала она, всё также глядя вслед сыну. — Надо же, а ведь действительно о нём забыла уже, ни разу за много лет не вспомнила, даже сейчас не узнала».
И она нехотя, как-то тяжело встав, пошла обратно в сад, доделывать брошенное дело.
***
– Ну, что, Яш, все вещи собрал? — спросил Леонид у застёгивающего рюкзак мальчика.
– Всё, несколько раз проверил всё, точно всё, — серьёзно осмотрев комнату ответил он. — Пап, а тебе надо чего помочь? Ну, я же тоже сильный, смотри, — и он, согнув руку, показал, небольшие бугорки бицепсов. — Правда сильный?
– Ну, а как же, есть в кого, — с улыбкой ответил Леонид. — Только ты лучше тёте Маше помоги, она вон, сама все вещи таскает, а мы уж с дядей Андреем и другими мужиками сами всё перетащим. И не обижайся, ты же сильный, и Валера сильный, и Санька вон, а тёте Маше не поможете, она сама все вещи на себе таскает, а она женщина, а им надо помогать. Ты же бабушке своей помогаешь, когда она просит?
– Помогаю.
– Ну, вот видишь, и тёте Маше помочь должен, так что бегом давай. А мы сами, тем более и таскать-то всего несколько метров.
– Ну, чего собрались? Всё перетаскиваем?
– Да, давай, — он подошёл к окну временного деревянного дома, в котором они жили весь год, посмотрев на большой кирпичный дом, стоявший рядом.


Рецензии