Взаимосвязь туризма и гостеприимства. Философский

Аннотация. В современных исследованиях проблем туризма и гостеприимства неоднократно поднимался вопрос о первичности практики и вторичности теории. И если этот факт является неоспоримым, то существует ли наука о туризме как система? В данной статье предпринята попытка раскрыть вопрос о философском аспекте взаимодействия туризма и гостеприимства как об одном из элементов этой системы.
Сфера туризма и гостеприимства – уникальный общественный феномен.
Внутри этих понятий огромное количество особенностей, фактов, тенденций,
технологий, которые требуют детального рассмотрения.
Несмотря на то, что основой в туризме и гостеприимстве выступает
сильная практическая составляющая, теоретический аспект крайне важен.
Вместе с тем, многие практики сомневаются в необходимости собственно
науки о туризме, считая эту сферу чистым бизнесом. Гипотеза о туристике, как
о науке впервые была сформулирована в 1998 году В. А. Квартальновым, В. С.
Преображенским и И. В. Зориным. Указанные специалисты
определили туристику как междисциплинарную науку, имеющую свой объект
(индустрия туризма), субъект (турист) и предмет исследования (рекреация).
Вместе с этим встает вопрос: «Возможно ли рассмотреть туризм и
гостеприимство с точки зрения философии?», вероятно именно потому, что
есть множество вопросов в методологии изучения туризма и гостеприимства, а
также в терминологии, несмотря на наличие нормативно-правового аспекта,
официально закрепляющего термины, используемые в сфере туризма и
гостеприимства. Сам прецедент уникален: если рассмотреть европейскую
науку, которая началась с умозрительных древнегреческих размышлений,
становится очевидным, что теория первична. В туризме и гостеприимстве же
наоборот, сначала появилась практика. Например, можно говорить о создании
организованного туризма британским предпринимателем Томасом Куком вне
теории, лишь много позже появились первые системные знания по организации
туризма, экскурсоведения. То же касается сведений о первых гостевых домах,
появление которых было вызвано скорее необходимостью, чем следствием
теоретических измышлений.
В основу статьи легли идеи авторов таких трудов как «Исследование
социально-экономических и политических процессов» (Т.Е. Зерчанинова),

«Введение в философию и методологию науки» (Е.В. Ушаков),
«Социосинергетика» (М.С. Ельчанинова), а также теория группы авторов А.Н.
Дуловой, К.А. Дюховой и Д.В.Юрчака «Общефилософской методологией в
исследовании туризма является материализм».
Невозможно из-за недостаточности материала и фактов исследовать
философский аспект взаимодействия туризма и гостеприимства в целом, но
зато можно пойти частным, индуктивным методом, который позволит
использовать частные признаки туризма для исследования такого
взаимодействия.
Итак, сначала следует разобрать само понятие туризма с точки зрения
этимологии. Туризм означает перемещение в ту или иную местность, а также
временное проживание вне собственного дома. Туризм имеет французское
происхождение и произошло от слова tourisme (от tour — прогулка, поездка) и в
современный лексикон пришло относительно недавно [1]. Эти утверждения
позволили нам убедиться, что туризм неразрывно связан с перемещением по
определенным территориям, которые должны соответствовать определенным
качествам: удобная логистика, комфортные условия проживания. Это сближает
туризм с гостиничным делом, т.к. туристу необходимо предоставить
размещение, поскольку практически каждый посетитель гостиницы является
туристом.
В теории есть утверждение, что в самые первые этапы человеческого
развития цели туризма были «продиктованы какими-либо утилитарными
целями» [3, С. 33] и с развитием туризма к первоначальным целям туризма
таким как: выживание, военные подходы стали добавляться экономические,
паломнические, образовательные и многие другие.
И на основе этого можно выделить три этапа развития туризма:
предыстория туризма (до начала XIX века), элитарный туризм (XIX-XX
(период между двумя мировыми войнами), массовый этап (современный
период после Второй мировой войны. «Туризм в современном понимании —

массовый туризм — возник в середине XIX в. (первые массовые поездки,
организованные Томасом Куком в 1841 г. в Англии)» [1].
На каждом этапе развития туризма и гостеприимства людьми руководили
определенные цели. Эти цели достигались в рамках доминирующих
философских парадигм конкретной эпохи, которые были продиктованы
действительностью.
Первый этап развития туризма и становления гостиничной индустрии
можно его обозначить как предыстория туризма. Сюда можно вписать
несколько эпох: 1) Древний мир (Египет, Вавилон, Персия, Античность и
Восток). В этих цивилизациях стали возникать сети постоялых дворов на
территории Римской империи, в древней Греции активно использовался флот
для преодоления моря с целью торговли и образования. 2)Средневековье.
Поразительно, во времена патристики и схоластики, построенные римские
дороги стали приходить в негодность, что негативно повлияло на качество
логистики. «Путешествие на дальнее расстояние было очень трудной задачей»
[3, С.52]. В данный период особенно широкое распространение получил
паломнический туризм. В Средневековье объектами гостиничной индустрии
можно считать храмы, университеты. 3) Эпоха Великих географических
открытий. В данный период у общества был фактически социальный заказ на
расширение сети предприятий гостеприимства. Появились новые цели
путешествий: колонизация, военные походы, но с сохранением интереса к
образованию и лечению. До появления «транспортной революции» [3, С.78],
скорость развития путешествий оставалась невысокой.
2 этап развития туризма и становления гостиничной индустрии уместно
будет охарактеризовать как «элитарный туризм». Датируется данный период
XIX-XX веками, до окончания Второй мировой войны. Характеризуется он
выходом на рынок специализированных предприятий по производству
туристских услуг и началом массового, социального (советского) туризма.
3 этап периода называется массовым (после Второй мировой войны и по
настоящее время). Характеризуется он образованием туристкой индустрии как

общего комплекса по производству товаров и услуг для туризма, улучшение и
развитие территориальной структуры, появление международных гостиничных
сетей, нормативно-правовой базы.
Кратко охарактеризовав все три периода, мы можем сделать некоторые
выводы о философском аспекте взаимосвязи туризма и гостиничного дела.
В первый период развитие путешествий, влияло как на культуру
общества, так и способствовало совершенствованию систем размещения,
развитию сети дорог и т.д.
В развитии туризма 19 века тоже были свои плюсы: создание туристских
маршрутов и карт, сетей гостиниц. И зачастую, взаимодействие туристского
сектора с гостиничным носит пропорциональный характер, так, например,
Первая мировая война, Великая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война
существенно замедлили развитие туристической и гостиничной индустрии во
всем мире [1]. Во время Великой депрессии многие люди сводили концы с
концами, а владельцы гостиниц понесли сильные убытки, что повлекло за
собой стагнацию туризма. Разные страны боролись с таким упадком в
экономике смешанными способами. Плановая экономика Германии 30-х годов
начали вести пропаганду здорового образа жизни и активного массового
отдыха. В то время появляются доступные гостиницы – хостелы, которые были
бед дополнительных удобств и предоставляли спальные места на короткий
срок.
В период после окончания Второй мировой войны наметилось
возрождение туризма, что повлекло за собой и развитие гостиничного дела.
Так, Европа стала принимать американских туристов, которые стали
источниками долларовых поступлений.
Уже в названии третьего этапа развития туризма и гостеприимства
понятно, что он отличается от других своей массовостью. После Второй
мировой войны рост экономики и увеличения производительных сил позволила
сократить рабочего времени в развитых странах. Это позволило сделать туризм

массовым, т.к. для туризма необходимо свободное время [2, C.31], которое
отличает туризм от других форм перемещения человека.
Современный этап развития туризма сопровождается в постоянном
контакте с развитием технологий, можно предположить, что дальнейшее
развитие туризма и гостеприимства внесет свои коррективы в понимании их
природы.
Т.Ю. Анопченко и Н.Н. Муравьева не безосновательно пришли к выводу,
что: «Очевидно, что появление новых туристических направлений мгновенно
приводит к строительству отелей, развитию гостиничной инфраструктуры в
различных регионах планеты» [1]. Данную тенденцию разделяют другие
исследователи.
История индустрии гостеприимства теснейшим образом переплетена с
историей туризма и путешествий. Выводы позволяют утверждать, что
гостиничное дело напрямую связано с развитием туризма и в философском
аспекте, так же как история индустрия гостеприимства теснейшим образом
переплетена с историей путешествий.

Список используемых источников

1. Анопченко Т. Ю., Муравьева Н. Н. Анализ взаимодействия туристического и
гостиничного бизнеса. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-
vzaimodeystviya-turisticheskogo-i-gostinichnogo-biznesa
2. Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебное пособие. СПб., 2000. 192 с.
3. Дулов А.Н. История путешествия и туризма: монография. Витебск, 2011. 139
с.
4. Ельчанинов М.С. Социосинергетика. Основы теории нелинейно
социодинамики: учебное пособие. Москва, 2020. 316 с.
5. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических
процессов: учеб. пособие. Москва, 2011. 340 с.
6. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник.
Москва, 2005. 528 с.


Рецензии