Читательница

Лет в 13 лет меня вдруг обуяла жажда знаний. Как прорвавшаяся плотина, душа моя, вырвалась на свободу и требовала новых знаний, ярких эмоций и впечатлений. А, поскольку, там, где я жила, ничего прекрасного, по моему мнению, не происходило, я погрузилась в мир грёз. Я начала безудержно читать, читала всё, без разбору, я просто не существовала без книг.

Книги занимали всё моё пространство. Я брала в руки книгу и всё, я попадала в этот книжный портал и пропадала. Немногие книги, которые были в доме, я давно прочитала. И, я стала завсегдатаем всех библиотек, которые были в моём маленьком городке. В то время, библиотека обычно представляла собой небольшое помещение, где стоял стол с картотекой, за которым сидела библиотекарша и у неё за спиной стояли рядами стеллажи с книгами.

 Помню особый запах, который стоял в библиотеке, возможно, так пахнет выкопанный из подземелья старинный клад. Всё в библиотеке было для меня таинственным и загадочным. Но, на деле всё выглядело довольно обыденно. Обычно библиотекарша безучастно заполняла формуляр и равнодушно выдавала книги. В библиотеке около моего дома ко мне уже привыкли, так как, книги я аккуратно и быстро возвращала, обычно, приходя за ними каждую неделю. Можно было самой выбирать книги. Я бродила между стеллажей, как бывалый охотник, выискивая трофеи.

Находила толстую потрепанную, пожившую книгу, с предвкушением открывала её, бегло пробежав по страницам, я уже знала, что с этой книгой я опять унесусь в неизведанные дали и буду переживать за героев и плакать и смеяться. Книга откладывалась, чтоб забрать её с собой, я шла дальше. А вот эта, потоньше, что в ней? На обложке написано «Приключение …», о! Я люблю приключения, беру. А здесь про что? «Сага о Форсайтах», что такое сага? Интересно, беру.

Стопка выбранных книг росла, наконец, выбор сделан. С чувством большого удовольствия от предвкушения, я подходила к столу. Библиотекарь, равнодушно оглядев мою внушительную стопку книг, изрекает, что больше трех она не выдает. Наступает мучительный момент, я перебираю книги, ни с одной из них не хочется расставаться. Откладываю с сожалением толстую сагу и неизвестные приключения, их я возьму через неделю. Иду домой довольная, с добычей, как охотник.

Наскоро поев, быстро делаю уроки, а иногда и не делаю, я беру в руки книгу, забираюсь с ногами на диван и всё. Меня нет в этой квартире, в этом городе и в стране. Я сейчас в викторианской Англии, переживаю, плачу и борюсь вместе с Джейн Эйр, Шарлотты Бронте. И, вот я уже ненавижу злую и лживую миссис Рид и её детей. Плачу от ужаса вместе с Джейн, когда её заперли в ужасной Красной комнате! Радуюсь, когда Джейн находит любовь. «Эдинбургская темница» В. Скотта, что я тогда могла понять своим неокрепшим умом про пуританское общество тогдашней Англии?

Но, видимо, хороший перевод и эмоции, которые вызывало это чтение, положительно влияли на моё культурное образование. В книгах я уносилась в другой, незнакомый мне, красивый мир. Училась культуре общения, с жадностью впитывала всё то, чего не было в моей жизни. Жизни девочки из неполной семьи, живущей в маленьком сибирском городке, где все родственники и соседи были простые люди. В основном, рабочий класс. И жили просто и разговаривали просто, а мне хотелось красивых отношений, грамотной речи, красивых интерьеров и я искала это в книгах и находила.

Книги прочитывала за неделю. Через неделю опять шла в библиотеку, чтобы забрать те две, которые оставила и ещё взять одну. На неделю опять три толстые книги. Моя мама, на тот момент работала в НИИ, заведующей складом, где хранились приборы и реактивы для научных исследований. Склад находился в промзоне, но мама приезжала нередко в институт по работе, тогда я увязывалась за ней. Меня привлекала атмосфера, которая царила в НИИ.

Там работали образованные, интеллигентные люди, вежливые и приветливые и свободные. Они одевались со вкусом, у них была красивая речь, они при встрече обнимались, шутили и смеялись. Шутки были тонкие, юмор какой-то добрый и современный. Для меня слышать их было подобно родниковой воде или чистому воздуху. Царила атмосфера какой-то незнакомой мне прекрасной жизни. Там, где я жила, была совсем другая атмосфера, люди были в основном, простые, общение было грубоватым.

Книг тоже никто особо не читал. Увидев меня за книгой, говорили,- опять, Нинка, ты книжки читаешь, толку-то в этих, книгах какого? Лучше бы делу, какому обучилась!  А я всё читала и читала. Конан Дойль! Я читала его 24/7, как сейчас говорят! С тех пор полюбила детективы, мне нравился блестящий, отточенный ум Шерлока Холмса. Я восхищалась его манерами, выдержкой и острым умом!

И у меня постепенно создавался образ идеального мужчины, это был собирательный образ: сила и обаяние от мистера Рочестера, блестящий ум от Шерлока Холмса, деловая хватка от Штольца, отвага и благородство от графа Монте Кристо, красота и романтизм от Грея! Позже, я нашла себе мужа с такими качествами и горячо любила его до самой его смерти. Правда, среди сверстников такого мне найти не удалось и мой "граф Монте Кристо" был старше меня.

 Я читала книгу за книгой и мечтала. Когда в библиотеках были выбраны и прочитаны все интересные для меня книги, подключилась мама. У них в НИИ работал старенький профессор, академик и, у него дома была огромная библиотека. Мамочка моя была очень светлым человеком, люди её любили. Я не знаю всех подробностей, как так получилось, но этот профессор давал моей маме для меня книги читать!

И мама раз в неделю приносила мне книги из домашней библиотеки профессора. Ах! Какие это были книги! Помню, мама несёт в сетчатой авоське аккруратно завернутые в газету книги, я прочитываю и, через неделю мама уносит их и опять приносит новые книги. Тогда книги были большая ценность и я не встречала  людей, которые вот так легко давали бы читать собрания сочинений из своей личной библиотеки. Да и у кого тогда были личные библиотеки в моем городке? Книг то невозможно было достать. Посчастливилось, встретился академик, до сих пор благодарна своей маме и этому прекрасному человеку! Особо, моей маме, которая увидела мой интерес к чтению и поддержала, хотя сама не увлекалась чтением. 

Я обращалась с книгами бережно, с благоговением. Каждую книгу оборачивала в газету. У профессора оказалась роскошная библиотека. Я читала взахлеб, все подряд, профессор невольно оказался моим учителем, ведь это он подбирал для меня книги. Я прочитала Драйзера, Агату Кристи, Дюма, Марка Твена, Майн Рида, Гюго, Эдрара По, Теккерея, Уилки Коллинза, Диккенса, Шекспира, Анатоля Франса, Рафаэлло Джованьоли «Спартак», Бальзака, Золя, Мопассана и т.д.

Никакой цензуры в чтении, пролная свобода. Моя любимая тётушка, Нина Семёновна, прислала мне на 16-летие две роскошные книги, в прекрасных переплётах. Это были «Спартак» Рафаэлло Джованьоли и «Боги жаждут» Анатоля Франса. Их я тут же с интересом прочитала. Прочитала и русскую классику: Достоевского, Толстого, Островского, Гончарова, Гоголя, Чехова, Лескова, Пушкина. Тургенева, Грина, Куприна, всех Толстых, Гайдара, Фадеева, Каверина, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина, Тютчева, Ершова, Бажова и т.д.

Особо хочу сказать об Ильфе и Петрове. «Двенадцать стульев» и « Золотой теленок» стали моими настольными книгами. Кстати, они сформировали мое чувство юмора. Я читала их каждый день, знала наизусть целыми страницами. Я взрослела, у меня стала вырабатываться грамотная, развитая речь, я стала грамотно писать. Я на своем примере убедилась в огромном влиянии чтения на грамотность.

От постоянного чтения у меня появилась насмотренность, которая привела к грамотности. С тех пор у меня не было проблем с русским языком.  Начал формироваться мой литературный вкус, я полюбила Гоголя, его «Мёртвые души» до сих пор моё любимое произведение. Люблю всего Чехова, всего Пушкина. «Обломов» Гончарова-очень русское и любимое произведение для меня. Люблю все пьесы Островского, после их прочтения, я с удовольствием открыла для себя театр. Полюбила Малый театр, который гениально ставил пьесы Островского. «Евгений Онегин» Пушкина разбудил во мне любовь к стихам.

Я зачитывалась Есениным, Лермонтовым, Ершовым, Цветаевой, Ахматовой, Евтушенко, Рождественским. Стала сочинять стихи. Позднее, я читала новых появляющихся писателей: Булгакова, Войнич, Зощенко, Шукшина, Астафьева. Любовь к чтению, к новым знаниям я пронесла через всю жизнь.

Как-то я рассказала об этом одному умному и известному человеку, он был несказанно удивлён, сказал, что такое слышит впервые, круто, сказал он мне.
А мне и не нужно ничьё одобрение, я сама с высоты прошедших лет, удивляюсь и восхищаюсь этой девочкой, смотрю на себя, ту, со стороны. По-другому ведь могла сложиться её жизнь, не будь в её судьбе книг. И ведь не "синий чулок" была эта девочка, а очень даже симпатичная, можно сказать, красотка. Брюнетка, с густой гривой волос, с огромными, вдумчивыми черными глазами, с точёной фигуркой. И на танцы бегала и влюблялась и с подружками дружила.

 Я сейчас анализирую, что же так повлияло на меня? Возможно, гены? Отец мой был из Москвы, а дед был директором торфяной фабрики в Кирове, он погиб еще до моего рождения. Семья была культурная, образованная, с традициями.
Возможно, от мамы, первой красавицы на деревне, в далёкой забайкальской глубинке, куда отца после пед. училища отправили работать учителем математики. Где он влюбился в маму, они поженились.

Мама моя была очень харизматичной личностью, свободной, она и мне дарила свободу. Мама всегда стремилась к прекрасному, вокруг себя создавала красоту.
У неё был врожденный потрясающий вкус, она из всего могла сделать "конфетку" и необыкновенное жизнелюбие и доброта. Самое главное, любое моё начинание она поддерживала, хотя особо воспитанием не занималась.

И я росла без сдерживающих рамок, цензура была у меня внутри. Я всё равно была уже другая, некоторые поступки людей казались мне неприемлемыми. Окружающие часто мне говорили, что я перечитала книги, в жизни всё по-другому. А я не хотела, как в жизни, я хотела благородно, как в книгах. Конечно, жизнь внесла свои коррективы, но романтика занимает большое место в моей жизни.

А любовь к чтению осталась у меня на всю жизнь. Разные события потом происходили в моей жизни, но тот культурный код, который я приобрела в ранней юности, всё то прекрасное и возвышенное, благородство и честь, душевные порывы, почерпнутые мной как из родника, из книг, остались со мной навсегда.


Рецензии
Ниночка, Вы сейчас рассказали не только о себе. СССР был ( не знаю, как сейчас - Россия) - САМОЙ читающей страной мира. Хорошие книги, действительно, были на вес золота. Их не для мебели ставили, их читали, на них росли, по ним воспитывались. Вы отметили, что чтение дало Вам практически безупречную грамотность. И не только в визуальной практике дело. Книга великолепно развивала интеллект, вкус, эрудицию.
Вы рассказали о детстве миллионов и миллионов бывших девочек и мальчиков.

И рассказали, кстати, очень увлекательно.

Ваша Лена   09.08.2025 14:07     Заявить о нарушении
Леночка, благодарю Вас за отзыв! Сейчас информация доступна не только из книг и ее очень много, выбор за нами.

Нинель Розова   10.08.2025 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.