Тонгулакский хребет

   Стояли теплые майские дни. Трава зеленела и дышала свежестью, небо было высоким и ясным. Легкий прохладный ветерок, то и дело, гонял пыль по дороге. Каждый день мы ходили из школы вместе, после уроков - Я-Лера, Аленка, Женя и Леська. Мы учились в разных классах; Аленка и Женя в параллельных. Пройдя от школы минут двадцать мы оказывались у выбеленного продуктового магазина, стоявшего на пригорке, где наши пути расходились. Аленка и Леська отправлялись направо, спускаясь с пригорка по тропинке, мимо больших камней, а мы с Женей - прямо, через дорогу, затем по переулочкам и доходили до нашего дома. И каждый раз, шагая из школы и болтая, мы порой всматривались на вершину, виднеющуюся далеко на горизонте, среди других горных вершин, которая всегда - и зимой, и летом, была покрыта белоснежным снегом. Только в дождливые, пасмурные дни она растворялась в серой пелене.
- Как думаете? - спросила Леська, в один из таких майских дней,глядя в сторону вершины - долго ли идти туда?
- Да, дня два, наверное - предположила Женечка.
- Не может быть! - возразила Аленка - если прямо идти, то с утра к вечеру можно, я думаю, дойти!
- Слушайте, завтра выходной, может пораньше с утра, попробуем? - предложила я.
- Точно! - подхватила Женечка.
На том и решив, мы, обговорив какие - то мелкие детали, условились встретиться у моста в 9 часов утра и отправиться в поход.

***

   Родители ушли рано утром, как обычно, "частники", у которых мама работала продавцом в магазине, привезли товар, именно в выходной день и мама ушла принимать его, а папа пошел вместе с ней, чтобы помочь. Мы с Женечкой собрали пакет, накинули косынки на головы; надели футболки, спортивные штаны и ветровки, обули кроссовки и пошли к мосту. Обдумав перед выходом записку для родителей, тщательно подбирая слова - мол ушли в поход к снежной горе, не беспокойтесь и блаблабла, оставили ее на столе.
   У моста стояли Аленка и Леська, подготовленные к походу примерно так же как и я с Женечкой. Поздоровавшись и перекинувшись шутками о сонном виде и лохматых прическах, мы потопали по дороге. Утро было прохладным, впрочем как и обычно бывает в нашем высокогорье. Километра четыре мы шли по асфальтированной дороге, которая являла собой единственный путь из нашего села до ближайшего города - Горно - Алтайска. До него ехать было примерно около четырех сотен километров. Никто из нас никогда там не был, но я слышала, что нужно проезжать какие - то красные ворота и мертвое озеро, о котором ходили страшилки, и много всего другого  интересного...
   Затем мы свернули от дороги на обширную равнину, в конце которой стояло одно каменное древнее изваяние, а второе было повалено на землю временем. Каждый в селе сто раз тут бывал и видел эти памятники прошлого. От этой равнины мы, уже по дорожке пошли к первой горе - склон был лысый, лишь мелкая трава покрывала каменистую почву, а на вершине была небольшая поляна,  за которой уже начинался лес. Согласно плану, наша четверка решила идти только прямо и прямо, глядя на эту снежную далекую вершину, как на неизменный ориентир и цель!
- Интересно, да, вот представляете, тут стоим на траве зеленой, а тут же и рядом и гора с снежной вершиной, да? - рассуждала Леська.
- А на вершину - то, пойдем? - спросила Женечка.
- Я не пойду! Там всяко - разно снежные лавины бывают! - как всегда изрекла мудрость Аленка.
- И правда - то! - поддакнула я.
В лесу было зябко и свежо, но солнце уже начинало пригревать своими лучами. Мы скинули ветровки и повязали их рукавами на своих поясах. Я и Женя по очереди несли наш пакет, а Аленка с Леськой - по очереди свой. Птицы громко пели иностранные песни на птичьем языке.
- Я, вот, когда школу закончу, - говорила Аленка, - поеду на егеря учиться, а потом в лесу буду жить, среди животных и охранять их!
- И я!
- И я! - поддержали её Леська и Женя, топая друг за дружкой.
- А я, в городе буду жить, - почему - то наперекор им, вставила свое мнение я. И тут же представила красные, высокие, расписные, железные ворота, открывающиеся перед автобусом, на котором я еду в город.
- А мы втроем будем жить, да? - сказала Женя и сунула в рот длинную травинку.
- Да! - подхватила Леська.
- Эх! Круто было б! - вздохнула мечтательно Аленка.
Через какое - то время стал ощущаться спуск. Мы явно преодолели эту гору и загалдели об этом, как галки, наперебой. После непродолжительного спуска, мы вновь стояли на обширной поляне, как ни странно там тоже были дорожки и тропинки расходящиеся в разные стороны. Посреди поляны росла молодая ель, усевшись под которой, мы решили сделать привал и перекусить. Выложив из пакетов бутылки с водой,хлеб, огурцы, вареный картофель, яблоки и конфеты мы с улыбками до самых ушей стали уплетать всё за обе щеки.
- Почему в лесу еда всегда такая вкусная? - жуя хлеб, спросила Леська. Она любила задавать разные вопросы, порой и очень глупые. А мы, как философы, начинали сыпать свои длинные рассуждения и умозаключения.
- Ну, наверное, потому что, дома вот - подошел к холодильнику, открыл - оп, и еда! И скучно! А в лесу ее мало и больше негде взять, вот и каждый кусочек вкусен! - вполне логично разъяснила Женя.
- Да, такая же еда это! - вступила в беседу Аленка, - а, вот, чай в лесу, - это да-а! Мы с папой на покосе как заварим в котелке, да на костре, да листьев смородиновых соберем, закинем! Вот это точно, вкуснее чем дома!
И все понимающе закивали.
   До вершины, точно было еще далеко и перекусив мы решили сразу двинуться дальше в путь. Следующая гора, холм ли, был каким - то пологим, мы долго шли среди высоких стволов хвойных великанов. Солнце уже было высоко, а вершина как - будто бы не стала ближе ни на один малюсенький миллиметр. Она всё так же синела и белела среди гор, на горизонте. Мы уже устали болтать и устали идти, кто - то иногда начинал поднывать мол в боку закололо или ноги отваливаются. Спустившись с крутого склона, преодолев, как мы считали, вторую, по счету, гору - перед нами сразу же возник подъем на третью гору; лес здесь стал гуще, старого валежника было больше, троп уже не было видно, пробираться становилось сложнее. Подъем был тяжелым, мы то и  дело делали перерыв, чтобы посидеть или постоять, отдышаться. И, наконец, Аленка выдала:
- Я думаю, мы сильно ошиблись.
- М-да, уж... - поняв о чем речь, только и промолвила я и уселась на кочку из мха под кедром.
- Мы идем, идем, уж полдня, а вершина всё еще далеко! До нее, сто процентов, неделю, как минимум, добираться надо! - произнесла вслух, витающие у каждой в голове, мысли Аленка - предлагаю повернуть назад, домой!
- Я за! - согласилась Женя.
- Я тоже, а то так и до ночи не дойдем! - пробурчала Леська, которой уже давно хотелось бы повернуть назад. Вид у нее был самый уставший.
- Тихо! - вдруг прошептала Женя, - смотрите!
И все посмотрели вперед, туда, куда она указывала. Там, выше нас, на горе, среди деревьев, метрах в трехста, а может и больше, стояло животное. Животное, похожее на большого пса, выглядело красиво и удивительно. Он наклонил голову и смотрел на нас своим пронзительным взглядом. Его шерсть была пепельного окраса, а грудь и лапы - белыми. Он стоял и не шевелился, а мы - кто стоя, кто сидя, молча смотрели на  него, боясь шелохнуться. Затем он повернулся вперёд и медленно побежал вверх по склону, мелькая среди елей и кедров. Только тогда,находясь в оцепенении, мы заметили, что там, дальше, еще парочка таких же, похожих на него, лохматых, спешили удалиться. Затем они скрылись в чаще. Девчонки и я молчали минуты две, а потом, решив, что уже можно выдохнуть и животные уже далеко, заговорили. Первая нарушила тишину, конечно, Аленка:
- Вот это приключение, вот это да! Это же были волки, да? Явно же они!
- Ага, я тоже сразу так решила - согласилась я, вставая.
- Ну всё, теперь точно домой! - сказала Леська и тут же засеменила в обратный путь. Не заставив себя ждать, мы поспешили за ней.
  Всю обратную дорогу речь шла только о волках. Вспомнились все знания - слухи, рассказы пап и дедушек, вычитанная информация из книг и журналов, увиденное из программы "В МИРЕ ЖИВОТНЫХ". Назад наша компания будто бы летела,не заметно и быстро. Огибая склон горы, мы наткнулись на полянку ярких оранжевых цветов. Набрав мамам по букетику огоньков, довольные пошли дальше. Солнце стало клониться к закату, горизонт окрасился багряным цветом, а мы вышли на асфальтную дорогу. На обочине то и дело лежали толстые коровы, наевшиеся за день травы, и никуда не спешившие. Добредя уже до моста мы, уставшие, распрощались и разделились, направившись по своим домам. Очень хотелось кушать, но внутреннее ощущение, состоявшейся интересной истории, не напрасного похождения, наполняло и заглушало чувство голода. И даже не добравшись до снежной вершины, мы чувствовали, будто достигли гораздо большего, будто событие, превзошло наши самые смелые ожидания от сегодняшнего дня! 

***

Конечно наши папы, потом говорили нам, слушая эту историю (наш папа - от нас с Женечкой, а дядя Леша - от Леськи и Аленки), мол это собаки бегали, мол вы ошиблись и вовсе это никакие не волки и так далее и тому подобное. Но до сих пор, вспоминая этот случай и этот миг встречи, мне приятнее думать, что всё таки, это были самые настоящие волки!


Рецензии