2021 г. Прощания

Прощай дом, в который мы переехали в августе 1954 г. Наше жилище состояло из одной комнаты и коридорчика. Туалет и водопроводная колонка во дворе. Отопление печное.
Сейчас есть две комнаты, кухня, туалет/ванная и коридорчик. Газовое отопление, все удобства в квартире. Но последние 56 лет я там не жил, а только приезжал к родителям. В квартире мало, что осталось от от того, что было, поэтому расставание не было тяжелым.

Прощай двор - огромный двор, в котором вырос я и играли каждое лето мои четверо детей. Сейчас двор так застроен, что остались только узкие проходы между строениями. Соседские дети играют либо на проезжей части улицы, либо, при приближении транспорта, переходят играть на газон.

Прощай бывший виноградник за забором нашего двора, на котором мы выросли, играя там, проводя спортивные упражнения на ходулях, со штангой из трубы и кирпичей ракушечника, взрывая то, что могло взорваться, выкапывая землянку в «три наката» досок, и, наконец, получая порцию природных витаминов в виде винограда, абрикос, алычи, шелковицы. Ныне виноградник представляет собой собой пустырь, жёстко огороженный забором, без кустов винограда и плодовых деревьев.

Прощайте кладбища, на которых лежит прах сестры, бабушки, отца и матери. Я не любил и не люблю посещать могилы родственников - там уже ничего нет. Умершие остались в нашей памяти. А эти могилы, памятники... Я завещаю своим родным меня обязательно кремировать и развеять прах в море, чтобы не было могилы и памятника. После смерти по желанию матери её тело я кремировал и хотел развеять прах. Но дочка захотела захоронить урну рядом с могилой отца (её деда).

Прощай Евпатория, в которую мы приехали в марте 1953 г., бежав из г. Ананьев Одесской области. Город был интересен, несмотря на свою бедность и убогость. Это был самый большой город, в котором я к тому времени жил. За полтора года мы сменили 5 съёмных квартир.
Запомнился детский сад на окраине города у моря. Детсад, в котором поили из ложечки рыбьим жиром, давали уху из осетрины и очень вкусный борщ с маленькими луковичками вприкуску, желе в глубоких блюдечках раз в неделю, натуральный (а не восстановленный) абрикосовый сок. Где показывали диафильмы и раз в неделю запускали трофейную железную дорогу с большими вагонами. Где мы собирали листья тутовники (шелковицы) и кормили червей тутового шелкопряда, которые формировали белые и розовые коконы из шелка. Все свободное время от сна и приёма пищи мы проводили в нашем парке с густым кустарником и тутовыми деревьями, переходившем в пляж. Или ходили через дорогу в городской парк. Каждый день выходили на берег моря, где копались в песке, делали бусы из найденный в песке ракушек. Летом загорали и купались.
Детсада больше нет. На его месте построен какой-то пансионат, а территория от бывшего здания детсада до моря застроена корпусами детского санатория «Солнышко», который пришёл в упадок и стоит пустым.
Школа № 7 - 400 м от дома. 1-8 классы все свободное время от занятий проводили во дворе, где были туалеты типа «сортир», вода для питья из под уличного крана, спортивные снаряды. Весной зеленели кусты барбариса и мы пополняли запас витаминов, набивая карманы листьями, которые поглощали на уроках. Школы больше нет - там пансионат «Первомайский». Правда остались несколько зданий бывшей школы.
Школа № 1 - около 4-х км от дома. 9-11 классы учёба в первом и последнем в городе в то время математическом классе, который дал нам путёвку в высшее образование. Мы изучали аналитическую геометрию, дифференцирование и интегрирование, основы ЭВМ и программирования в кодах. После окончания школы 26 человек из 28 поступили в вузы.
Море! Море - это то, что притягивает, манит. Я хотел видеть море каждый день. Вне сезона мы бродили по берегу моря или по набережным. С морем, к счастью, не прощаюсь - оно будет на другом берегу.
Городу 2500 лет, но раньше мы этого не замечали и не осознавали. Мы жили среди красивых зданий дореволюционной постройки, на красоту которых я стал обращать только последние лет двадцать.
Вне сезона это был маленькой городок со множеством санаториев, в большинстве детских костнотуберкулёзных, в курортной зоне и сетью кривых улочек в старой части. В сезон город был переполнен курортниками. Место на пляже занимали с раннего утра.
Сначала город застраивался частными домами, потихоньку люди стали улучшать свои жилищные условия пристраивая и перестраивая беседки, времянки, сараи. И только лет сорок назад началось многоэтажное жилищное строительство в основном из инкерманского камня - белые плиты известняка выпиливались в местечке Инкерман под Севастополем.
Сейчас город, хотя и очень милый, но стал мне чужим - это не город моего детства. Раздражает уничтожение парков Курзал и имени Франко, убитые улицы и тротуары, уродство самостроек во дворах города и на его улицах.

Прощай Крым, который стал «нашим». Из-за этого не хотелось ездить туда, но надо было навещать маму.

Прощай Украина, в которую я, видимо, уже никогда не приеду, так же как и в Крым и Евпаторию.

Грустно ли мне расставаться с вышеназванным? Практически, нет.

Я живу в другой стране, в городе на берегу моря, которое вижу каждый день и очень радуюсь этому.


Рецензии
Читала Ваше "Прощание" и вспоминала свои прощания с городами и странами, где довелось пожить и полюбить эти места. Ну, вот так получается, что человек часто уезжает с нажитых мест по разным причинам. Но детская, юношеская память всё помнит. А потом появляется желание об это написать. У Вас хорошо получилось.
Всего Вам доброго, Вадим! Здоровья и удачи! С искренним уважением и с теплом к Вам, Ирина.

Ирина Вебер 2   31.10.2021 20:18     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Ирина, за теплые слова!
Всего Вам хорошего, творческих успехов и всего наилучшего!
С уважением, Вадим

Вадим Качала   31.10.2021 20:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим! И Вам всего хорошего, а главное не болеть! С уважением.

Ирина Вебер 2   31.10.2021 20:20   Заявить о нарушении