Египетские арабески
1. Прилет.
Из сырой и холодной, снежно-дождливой центральной Европы наш самолет летит в знойную солнечную Африку, хотя и северную, но где дожди, просто нонсенс: выпадают раз в восемь - десять лет. А цивилизация этой Древней страны насчитывает почти пяти тысячелетие.
История Египта охватывает этот огромный временной промежуток с её тайнами зарождения, развития и угасания древней цивилизации; с фараонами, пирамидами, сфинксами и современной туристической индустрией, которая в полной мере процветает сейчас на истории своей древней страны, создав морские курорты на побережье Красного моря и берегов Нила.
Слово «Египет» греческого происхождения, считается, что это видоизмененное название города «Мемфис», который в то время был столицей фараонов. В процессе использования иностранцами звучание слова претерпело изменения и превратилось в «Египет».
Сами египтяне называли свою страну «Кемет», что в переводе означает «черная», потому что на плодородных землях долины Нила после его разлива можно было развивать сельское хозяйство и именно здесь были заложены первые поселения и города.
Прильнув к иллюминатору, пассажиры авиалайнера возбужденно обсуждают увиденные с тысячеметровой высоты маленькие пирамидки на желто-песчаном фоне пустыни, те самые знаменитые египетские пирамиды Гизы и Хиопса. Темной лентой брошенной на пески тянется великий Нил, дающий жизнеобразующее пространство своей долиной безжизненной Аравийской пустыни. Любуемся прекрасной голубизной моря на фоне белых хлопковых облаков, через которые наш самолет прорывается, чтобы пойти на снижение.
И вот плавное касание шасси по земле обетованной. Аплодисменты пассажиров командиру, полет окончен. Самолет приземлился в Египте в аэропорте Хургада.
Уже выйдя на трап самолета, чувствуешь, как тебя заливает солнечный поток, окатывая жарким дыханием африканской земли. Долгожданное солнце и тепло, по которому мы все соскучились и которого нам так не доставало, в это послезимнее, постковидное время.
Формальности пограничного и таможенного контроля, и вот вы уже в заботливых руках гидов своего туроператора, посажены в автобус и покатил к месту заранее выбранного тобой парадиза. Однообразный пустынный пейзаж за окном автобуса и беспрестанно воркующий голос нашего Махмуда или Махмета клонит в сон, с которым ты пытаешься бороться после ночного перелета.
2. Отель
Египет заманивает своих туристов не только африканской экзотикой и арабским колоритом султанской роскоши своих отелей, но и знаменитым all –inclusive. Наш отель La Palaсe «Дворец» входит в сеть отелей курортной зоны Sunny Days Resort. Отель, на первый взгляд, когда входишь на ресепшен, вполне соответствует своему названию.
Здание из стекла с ажурной позолотой круглой купольной формы, внутри все из белого розового и серого мрамора. Прозрачный купол в разноцветной мозаике, пропускает солнечный свет, фокусируя весь спектр лучей в водных струях фонтана посредине зала. Струи фонтана поднимаются из причудливого шара бирюзового цвета, который установлен в средине мраморного шестиугольника. Стены расписаны фресками из арабской жизни. По углам мягкие кожаные коричневые диваны и огромные кресла с подушками восточного текстильного декора, рядом мраморные низкие столики малахитового цвета глубины морского дна.
Вокруг фонтана расставлены небольшие круглые столики и стулья с ажурными изогнутыми металлическими позолоченными ножками. Все выдержано в дворцовом духе, начиная от интерьера и заканчивая красно-синими ливреями консьержа и носильщиков. И в эту дворцовую аранжировку вносят диссонанс детали современной цивилизации: рамка металлоискателя на входе, плакаты и наклейки на сидениях диванов с предостережениями о социальной дистанции, маски и санайзеры на столиках рядом с вазонами цветов.
Египтяне очень приветливы и дружелюбны в отличие от арабов в Эмиратах. Они коммуникабельны, лучше понимают русский язык. В отелях работают в основном мужчины, если верить словам гида, все имеют образование, не будем уточнять какое, но вполне социально адаптированы. Египетские женщины имеют большую свободу и прав, чем в других ортодоксальных арабских странах, но отельный бизнес это не то место, куда семья египтянина отпустит свою женщину.
Заселение в отель традиционно: лишний доллар расширяет твои потребности и повышает возможности персонала отеля. Это и естественно – восточный базар, здесь нужно уметь торговаться за свои привилегии. И вот вы уже окольцованы и с браслетами на руке отправляетесь в свой номер, который станет вам домом на ближайшие семь-десять дней. Номер – мечта: с видом на море, широким балконом на котором можно загорать и слушать шуршание набегающий волны.
3. Египетское меню: всё включено – что включено.
В период свирепствующей в Европе пандемии и закрытых морских курортов Египет, привитый нашей вакциной Спутником V, принял необходимые меры эпидемической безопасности, обеспечил приток туристов в свою страну. Любопытно было наблюдать, как ведут себя туристы в отельных ресторанах, где формой питания выбран шведский стол и «all –inclusive» в новых условиях эпидемической безопасности.
Пресловутый шведский стол превратился в гастроном с высокими стеклянными прилавками выше среднего человеческого роста, за которым стоит раздатчик блюд в маске, а перед прилавками вьется длинная очередь, жаждущих получить заветное желаемое блюдо и не соблюдающих никакой социальной дистанции. Сзади стоящие напирают на замешкавшегося и растерянного туриста, который еще не успел определиться со своим выбором блюда.
Проголодавшиеся туристы тычут пальцами в стеклянный экран и на разных языках, чаще смешивая английский и какой-либо славянский, произносят: «Это – два!», « This is and that! Yet! », «Всё-всё!», «Нет, нет, - Да!», «That is all!».
Наконец, подняв руки над головой, а некоторые и пристав на цыпочки, ловят подаваемое поваром-раздатчиком блюдо, наполненное до краев всякой-всяченой, что можно было набрать, в этом «Буфете».
А таких Буфетов несколько: Хлебный, Горячие мясные блюда с гарнирами, Салатный буфет, Десертный сладкий буфет, Закусочный стол, и Напитки. Везде нужно постоять и получить в свои руки тарелку или пластиковый, бумажный стаканчик, в зависимости от температуры выбранного вами напитка.
На столах разложены запакованные и запаянные столовые приборы. Все эти тарелки и стаканчики туристы стаскивают к своему столику, заполняя стол постепенно до полного своего удовлетворения.
Суета и беготня, словно в муравейнике, когда все что-то тащат к своему столу. Набрав еды от щедрот раздатчика больше, чем может съесть нормальный человек, все эти объедки остаются в тарелках, которые быстро счищают в специальные тачки официанты, отвечающие за уборку столов.
А ведь бедные египтяне живут на два с половиной доллара в день. Мясо или рыба на столе в этих семьях бывает раз в неделю и то не всегда.
После экскурсии в древний Луксор, когда наш автобус четыре часа ехал не по курорту, а по бедным поселкам и городишкам, где нищета и грязь не прикрыта лоском и шиком курортной зоны, невозможно смотреть на выбрасываемые в помойку продукты.
Разница в жизни простых египтян, рыбаков и земледельцев и богатством нуворишей шокирует. В придорожном кафе, молодая женщина- бедуинка с тремя детьми просили у туристов сухие пайки с булочками и апельсинами. Предлагали сфотографироваться с тощим осликом и худеньким козленком на его спине за доллар. Это был их десятичасовой «рабочий день», когда мы возвращались, через десять часов, маленький ребенок спал прямо в пыли под тенью заборчика этого кафе. А мать и девочка вновь бросались к подъезжавшему автобусу с туристами.
Хотелось рассказать о национальной кухне, но впечатления от увиденного за стенами отелей, оказались настолько поражающими, что все сладости и десерты из экзотических фруктов; красота тортов и разнообразие хлебной выпечки, ушли на второй план. Аппетит испортился!
4. Древний Луксор.
Едем в Луксор. Над пустыней встает солнце. Пейзаж завораживающий! Сначала появляется огненная точка на темно-синем крае неба. Она поднимается выше и расширяется на глазах, алея и разгораясь, и все больше высветляя небо, словно промакивая синеву. И вот уже огненный шар, на который невозможно смотреть, освещает холмы пустыни, разбрасывая от них темные тени и выбеляя желтизну песчаной равнины.
Луксор – это город на восточном берегу Нила на юге Египта. Он расположен на месте древних Фив - столицы египетских фараонов в 16-11 в. до нашей эры.
Сейчас в туристических маршрутах он часто назван городом Мертвых, столько на этой земле сосредоточено гробниц и храмов с погребением. В городе сохранились два огромных архитектурных памятника Луксорский и Карнакский храм. На противоположном берегу Нила расположена Долина Царей и Цариц, по современным меркам «самое грандиозное кладбище в мире».
Посещаем Карнакский храм – крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, больше похожий на отдельный город. Начало строительства датируется примерно двадцатым веком до нашей эры! И каждый фараон достраивал этот храм, стремясь выстроить свою часть больше и выше своего предшественника. Гид, если верить его словам, назвал нам тридцать три династии фараонов, принимающих участие в постройках этих стен, статуй, пилонов и обелисков.
Храм Амон-Ра – главное религиозное сооружение Египта в деревне Карнак. Именно на этой территории когда-то были – знаменитые Фивы. Каждый правитель стремился внести свою лепту в историю этого храма, само название храма Амон Ра переводится как «храм, построенный в честь царя всех богов».
Тщеславие некоторых фараонов не имело границ, и вместо достраивания сооружения он приказывал сносить строение предыдущего правителя и заново отстраивал храм. Известный нам из истории Тутмос III разрушил обелиски царицы Хатшепсут и велел возвести стены храма с текстами описания своих побед и заслуг.
Впечатляют гигантские пилоны у входа в храм. Их десять – и самый крупный достигает в высоту 113 метров, а чтобы обхватить одну из колонн потребуется не меньше шести человек. Поражаешься мастерством зодчих, обходившихся в то время без современных компьютерных и инженерных технологий.
Рядом с храмом есть Священное озеро. Древние египтяне раз в год пускали по нему ладью с тремя статуями: Амон Ра, его жены – богини неба Мут и их сына – бога Луны Хонсу.
Храм Хатшепсут, женщине- фараону, расположен в основании отвесных скал Дейр эль-Бахри, на его строительство ушло девять лет. Его называли Джесер Джерсу или Священный из священных. Хатшепсут была не только прекрасным правителем Египта, во время её правления Египет процветал. Она возводила новые храмы, и восстанавливала разрушенные другими достопримечательности храмовой архитектуры.
Место для храма выбиралось по точным расчетом главным зодчим Сененмут в Долине Царей на оси Карнакского храма, где расположена гробница самой Хатшепсут.
Вокруг храма пустыня, одни желтые пески, и не верится, что когда-то эта земля была райским садом с экзотическими растениями и цветами и прохладными бассейнами. Храм реставрируется уже более ста лет и работы идут до сих пор.
Колоссы Мемнона. С этих колоссов начинается и ими заканчивается экскурсия в Луксор. В самом названии статуй скрыто языковое недоразумение. Когда греки поинтересовались названием этих памятников, египтяне сказали это «менну» - статуя сидящего фараона, а греки приняли это за имя героя Троянской войны Мемнона.
Мемнон - «Правитель утренний зари», царь Эфиопии, был убит Ахиллом при осаде города. Это два каменных исполина – фигуры сидящего фараона Аменхотепа III, размером с трехэтажный дом, расположены перед въездом в город и им 3400 лет. Их еще называют поющими статуями. Когда дует ветер, статуи издают звучание.
Верится с трудом, что это ручная работа, достойная скульптора древней эпохи. Для древнего человека эти великаны были устрашающими изваяниями, а нас они заставляют замереть в изумлении перед творением рук человека, сохранившим для нас египетские тайны истории, завесы которых еще только приоткрыты.
(продолжение в следующих частях)
Свидетельство о публикации №221042300736