Весенняя прогулка. Зарисовка

Мне на днях снился сон, что я собираю грибы, и до того захотелось за ними сходить, что я решил для себя вчера сегодняшним днём исполнить своё жгучее желание, сходить поискать сморчки на свои знакомые места. Хотя знаю, что раньше первого Мая их не будет.

23. 04. 2021г. Пять часов утра,запищал телефон, сработал будильник. Подъём. Жена здоила корово и вывели её на лужок не далеко от дома. Всё, можно идти в степь. На улице пасмурно и серые грибы можно просто не заметить, а тут ещё и дождик пошёл. Ясно, солнца не будет. Интересно, он на время пустился или на целый день? Не могу ждать, решил идти по дождю, охота ведь пуще неволи. Прихватил с собой и своего дворового пса Мухтара, чтобы веселей было, и в путь. Иду по улочке обходя невесть зная откуда взявшиеся лужи, мимо старых с салатными листьями верб и бузины, где меня печальным взглядом провожает старый одинокий журавль у давно заброшенного колодца.

Ну вот и балка, через которую надо перебраться на противоположенную сторону. Стою смотрю в низ, где среди молодых белых тополей и краснотала есть переход через мини речушку образовавшуюся благодаря обильно бьющим родникам. Эту балку любезно величают вОдяная. Опустившись в низ хожу между краснотала ищу переход, а Мухтар не долго думая легко форсировал холодную, и прозрачную как слеза воду. Я же не последовал его примеру, ходил искал переправу и нашёл, это огромное тракторное колесо лежащее по середине текущей воды. По берегу обильно разрослись молодые деревья, и очень сложно пройти. Я с трудом чтобы не сползти в воду прошёл по над деревьями, встал напротив колеса и думаю, как же на него встать чтобы не упасть, ведь берег скользкий:
- Ну деревья, помогайте мне говорю я держась за них, и они помогли, я перешёл на противоположенную сторону балки. Всё, можно напрягать зрение и искать сморчки, хотя до моего излюбленного места ещё идти и идти, но всё же и на этих склонах холмов попадаются эти грибы.

Длинная пологая гора изрезанная многочисленными глубокими балками через которые мне предстоит пройти. Своим внезапным появлением я потревожил покой диких гагар и уток, видя меня они снялись с воды и небольшими стаями крича летали над моей головой, так же напугал и сурков, они издавая тревожный свист прятались в норы. Иду смотрю по сторонам и вижу в траве притаились две синие ножки, ( сорт грибов ).
- О, привет говорю грибы, всё таки уродилось ваше грибное племя. Испугались они, молчат как в рот воды набрали и смотрят на меня. - Добро пожаловать в сумку, говорю я им, и срезал. Стал теперь ещё внимательнее смотреть и ходить туда сюда челночным способом. Вот и первая глубокая балка, Мухтар словно зная дорогу или читая мои мысли знает куда идти, и идёт впереди меня. Спустились в низ, и пёс тут же залез на верх, а я с великим трудом поднимаясь за ним съезжал обратно скользя галошами, хоть разувайся. Но как говорится терпение и труд, всё перетрут. Я поднялся на верх и вновь стал ходить по склонам.

Вот и мой знакомый участок, на котором я каждый год собираю сморчки. Но увы, их не было не единого. Надо ожидать первые числа Мая. И вновь крутая и глубокая балка, Мухтар в два счёта оказался на её дне, а я стою и думаю, обходить далеко, а спускаться трудно. Я потихоньку пошёл в низ, подошёл к крутому спуску, нагнулся и гусиным шагом шагаю к низу держась руками за колючую дерезу и за всевозможные кустарники. Но это было пол дела, надо ещё было взобраться на верх, который я преодолел с большим трудом, очень круто, скользил, даже полз на четвереньках и глядя вниз вспоминалась песня В. Высоцкого...лучше гор могут быть только горы... на пути к "вершине" мне попалась большая поляна жёлтых и фиолетовых цветов похожих на петушки, но это оказалось совсем не знакомые мне цветы которые я никогда раньше не видел. Моя весенняя прогулка и тихая охота подходила к концу. Домой я вернулся другой дорогой, не захотел вновь форсировать речушку вОдяной балки. Набрал ли я грибов? - Да, набрал, как говорится не густо, но и не пусто, пожарить, и стушить с картошкою хватит. Правда одна синяя ножка. Как не крути, а всё же я сходил не зря, столько приключений, увидел множество красот весенней степи и балок. Ничего, Май месяц не за горами, и тогда ждите меня к себе в гости сморчки. По приходу домой спустя пять минут Мухтар сладко спал восстанавливая свои утраченные силы.

            ВЕТЕР, ДЕРЕЗА, И МУХИ. Зарисовка.

По просьбе игумена Алима, настоятеля нашего Свято Покровского мужского монастыря, я иду сегодня в степь резать дерезу на мётлы. На часах 10. 30. утра. Набрав на дорожку карман семечек, повязав на голову белый платок, ("бандану") и накинув наскоро лёгкую куртку, как говорят (одежда от мух), беру верёвку, секатор, и свою старую пенсионерку, то есть тележку, которая вот уже четвёртый год без поломок служит мне верой и правдой, при вывозе навоза зимой, и уборки урожая в осеннюю пору. Иду качу тележку и щелкаю семечки. Голубое небо исчерчено белыми шлейфами от часто летающих самолётов. Одно плохо, снова распоясался ветер. Дует так, что кое где вдали потрескивают поломанные ветки старых верб и тополей. Весь мой путь состоит из подъёма на высокие холмы, и мини курганы. Иду медленным шагом, так как быстро не пойдёшь, сразу же устанешь. Это всё же не равная дорога, а реальный подъём в гору. Из густых зарослей терновника выбегают мне навстречу испуганные фазаны, становятся на крыло, и перелетев метров десять, пятнадцать начинают подавать свой неуклюжий голос. Поднимаюсь выше, меня встречает два привязанных коня, и небольшое стадо баранов, а дальше лишь сухая трава и чудом сохранившийся цветущий шалфей, сильный ветер и застрявшие на яблоньках дичках полиэтиленовые кульки, они словно приветствуют меня шелестя на ветру. Трудно перебираться по вспаханной и заросшей земле, это не поле, а старая вспашка земли на случай степного пожара. Тележка тарахтит так, что лают в ближайших дворах собаки. Ну вот и мой примеченный раннее массив зарослей длинной и ровной дерезы. Она растёт "полянами" по верх холмов и доходит до начала балок. Стою отдыхаю, перевожу дух, и любуюсь красотами степи и её далями. Стою на обрыве песчаной кручи, невольно вспомнилась песня В. Высоцкого:

... Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
Другим у которых вершина ещё впереди...

Внизу глубокая и широкая балка изрезанная по обеим сторонам другими балками, большими и маленькими, широкими и узкими, промытые с годами потоками от дождей и талыми снегами. Справа через балку от неё близнец, точно такая же круча, среди холмов поросших ковылём и диким шиповником. Беру секатор и задело, ветер дует в спину и треплет платок. Раз прутик, два прутик, и вот уже целая кучка нарезанной дерезы, на глаз так выходит на пять метёлок. Но этого мало, нужно гораздо больше.

Так не хочется резать, а хочется смотреть в тихую даль и на дно головокружительной балки. Я растопыриваю в стороны руки и стою на ветру, такое чувство, будто я лечу над всеми этими просторами. Но долго полетать не удалось, как не крути, а дереза зовёт. Нагибаю спину, и продолжая свою работу пою:

- Здесь вам не равнина, здесь климат иной,
Ревут лавины, одна за одной,
И здесь за камнепадом ревёт камнепад,
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный как военная тропа...

... Надеемся только на крепость рук,
На руку друга и вбитый крюк,
И молимся чтобы страховка не подвела...

Слышу дереза плачет.
- Тебе что спрашиваю, больно?
- Да нет отвечает она, песня твоя сильно жалостливая, не мог бы ты её не петь?
- Хорошо говорю, не буду.
- А что ты собираешься со мной делать? - спрашивает дереза.
- Да всё просто, отвечаю, мётлы из тебя вязать буду.
- Мётлы? - вот здорово заголосила дереза, а то я тут торчу без дела, и в даль лишь гляжу. Что тут началось, каждый побег дерезы наперебой проситься стал:
- Возьми меня, и меня просит другой, и нас возьми, мы тоже хотим с тобой подавали голос растущие на соседнем пятачке колючие девицы.
- Простите говорю я им, но всех я вас сейчас взять не смогу.
- Я обещаю вам, что приду к вам обязательно завтра, ну вот честное слово!
- Ну хорошо, сказали они грустным голосом, мы будем тебя ждать, замолчали, поникли головой, и ветер стал вычёсывать сухую траву из их пышной кольчей шевелюры.

Сколько я на резал я не знаю, но затянув петлёй весь ворох крепким шпагатом, я еле, еле поднял и положил будущие метёлки на тележку. Закрепил по бокам чтобы не свалилась дорогой, так как снова идти по старой бывшей пашне заросшею густой травой. Но дорога к дому всегда быстрее и веселее, тем более что идти теперь всё время в низ по грунтовой дороге, а в селе по улице асфальт.

Придя домой, я утолил жажду отваром шиповника, перекусил свежими варениками, и прилёг отдохнуть. Ну думаю, вздремну хоть пол часика, да не тут то было. Мухи. Рано утром они в глубокой дрёме от прохлады Октябрьской ночи, сидят на веранде облепив потолок. Трави, не трави, бей не бей, всё бесполезно, не эти так другие налетят. Когда пригревает ближе к обеду солнце, они оживают, и изо всех сил пробираются в дом минуя гардину и двери, летят на кухню пробовать на вкус всё что им попадётся. Мухи летят в прихожую и в зал. Несчастная мухобойка бывает порой от работы как загнанная лошадь вся в мыле. На липучки (ленты мухоловы) прилипают лишь глупые мухи, а умные их облетают стороной и не садятся. Умные мухи не только умные они ещё и нудные. Сядет на нос, слетит и снова жжужа садится, и так на все части тела. А когда человек осерчает на их выходки (дерзкие пикирования и посадки)ругается от злости, мухи садятся куда нибудь и заразительно смеются, им весело и приятно досаждать человеку. Им нравится мерзко жужжа садиться на лоб или руку, вот как тут уснёшь?. Встал я и пошёл готовить вязальную проволоку, и застругивать черенки для новых метёлок.


Рецензии