Никогда не знаешь, когда тебе понадобится заяц...

   Самым любимым нашим занятием в школе с детьми была игра с игрушками из кукольного театра. Это были спонтанные импровизации, когда ребенок надевал на руку зайца, ежика или лягушку и выражал все, что у него накопилось внутри. Рождались интересные сюжеты, или это был просто эмоциональный монолог расстроенного или взволнованного школьника. Сразу были видны все проблемы и потребности ребенка, происходила трансформация его состояния и обнаруживалось решение сложной ситуации.

   Позже я обучилась игровой терапии и стала «играть профессионально», осознавая, насколько действенной оказывалась такая терапия.

   Интересно, что взрослые, живя, как им кажется «настоящей взрослой жизнью» на самом деле играют роли, прячась за масками, персонажами и никогда не показывают себя настоящими. А дети, надевая на руку куклу, перевоплощаясь в зайца – открывают себя как есть. Детская игра – это искреннее, подлинное проживание Себя.
 
   Ребенку важно, чтобы его услышали и поняли его чувства, тогда и усталость проходит, и капризничать нет причин. Как-то в парке видела сцену. Идет уставший мальчик лет 4-х и плачет: «я слабый». А мама говорит, нет ты сильный. На что малыш начинает еще больше плакать и причитать: «нет, у меня ножки слабые». А мама снова: «у тебя ножки сильные». И у ребенка все нарастает плаксивость. И через минуту такого спора у ребенка уже истерика. А что происходило? Малыш хотел, чтобы мама поняла, что он устал, он даже не хотел останавливаться и отдыхать, ему просто нужно было понимание: «Я вижу, что ты устал, особенно у тебя ножки устали. Так бывает, когда долго ходишь, даже сильные устают». Ребенок бы успокоился и дальше можно было вести с ним более продуктивный диалог.

И я вспомнила как в школе пришел ко мне мальчик после уроков, надел на руку зайца и сказал:
- Я дохлый заяц, я дохлый заяц
- Да, похоже, ты совсем сдох.
- Да, меня доконала эта школа, и я теперь дохлый.
- Вижу… а остались какие-нибудь желания у твоего дохлого зайца?
- Нет, только умереть.
- Хочешь это прямо сейчас сделать?
- Да, все, я умер. (Пауза….) Ну, вообще-то я не совсем умер, а заснул и проснулся.
- Я рада тебе. Как ты?
- Я голодный, хочу морковку.
- А вот она рядом растет. (Заяц ест морковку).
- Ням-Ням, ах как вкусно. Хочу побегать (Бегает).
- А что еще хочет заяц?
- Чтобы мама пришла, обняла и сказала: «сегодня уроки делать не будем, пойдем гулять».
- Да, похоже ты сегодня устал и тебе хочется отдохнуть на прогулке.
- Да, точно.
Я изображаю зайчиху, которая гуляет с зайчонком.
- А знаете, нам по чтению задали читать, я перед сном может с мамой почитаю.
- Может почитаешь перед сном. А сейчас как ты себя ощущаешь?
- Хорошо.
- Ты уже не дохлый заяц?
- Нет, я веселый и умею прыгать, хотите покажу? (показывает прыжки).

На этом мы расстались. Ребенок прожил все свои чувства, и его состояние изменилось. И как всегда ЗАЯЦ ПОМОГ )))


Рецензии