Восхождение на Эльбрус 1829. История восьмая
История восьмая
Мальчики уличены в обмане.
Восхождение на Эльбрус 1829 год.
Банкет, обман мальчиков.
Трудно подыскивать слова для ровного описания этой темы восхождения, особенно, когда знаешь масштаб фальсификаций, искажений, подделок, собственных версий авторов этой легенды кабардинца Киллара.
Возникают вопросы:
Зачем фальсификаторы искажают и подделывают историю?
Какие могут быть идеалы, ради чего это совершается, обман, подлог, искажение, купаж, изготовление собственного текста от имени, якобы автора.
Считать, что это делается для блага своего народа. Вряд ли. Люди идут на обман не просто так. В нашем случае, когда воочию видишь лицемерие этих артистов, суфлеров, околонаучных деятелей, ваятелей истории на лжи, кроме, как их корыстных интересов, ничего не проглядывается в пользу этих грызущих хребет исторической науки, ради собственной выгоды в разных реалиях жизни.
В октябре 1828 года, вольный и независимый Карачай был покорен силой русского оружия.
Насущной задачей для нужд Российской империи являлась задача изучения нового края, новой страны.
Всякие досужие мысли, что русские генералы с кем - то, советовались или кого-то, спрашивали совета, как проехать или пройти в покоренный Карачай, это только досужие мысли. Для всего этого у Российской империи была самая сильная армия, был Генеральный штаб, финансы, учёные.
Оставалось только назначить время выхода экспедиции. Определив эти насущные вопросы организации, как военной, так и научной экспедиции, генералы отдавали последние распоряжения, последние команды.
Государь Император одобрил план предложенный генералами приступить к обозрению в 1829 году ближайших окрестностей Эльборуса, Канжол горы на реке Малке, для собрания точных сведений о стране той, Карачае.
В рапорте Командующего войсками на Кавказской Линии и в Черномории Генерала от кавалерии Емануеля от мая 13, 1829 года отмечалось, что «Экспедиции не предвидится затруднения; особенно с покорением Карачаевцев; кои проход сего могли бы сему воспрепятствовать, но со времени покорения их, и от смежных с ними народов (балкарцев-Х.Т.), не токмо не может встретиться никаких препятствий, но даже сами старшины Карачаевского народа могут оказать нам полезные услуги в открытия…»
Так и было, только некоторые кабардинские историки, которые занимались изучением вопросов восхождения на Эльборус в 1829 году, создавали из обмана и лжи, негативные истории, показывая карачаевцев, как врагов России, якобы Россия не могла им доверять, по причине их враждебности к русским. Одним из таких враждебно настроенных к Карачаевскому народу был доктор исторических наук Х.М. Думанов, писавший в своей, так называемой научной работе:
«Киллар Хаширов: Исследования и Материалы», КМВ,2009г.:
«Действительно, карачаевцы попросили поддержку у своих соседей. Перекрывали дороги, поднимали камни наверх в горы, чтобы скатывать на нас при нашем продвижении.
Вполне объяснимо, что при такой ситуации генерал Емануель вынужден был искать проводников именно из среды кабардинцев, которые верно и давно служили России, а не среди тех, кто с оружием в руках противостоял продвижению царских войск в глубь Кавказа, нападал на членов экспедиции, «организовывал завалы и перекрывая дороги…»,с.18.
Он же, ещё ранее, в 1985 году создал легенду, что маршрут экспедиции лежал через Кабарду, и по пути следования к Эльборусу 27 июня 1829 года, экспедиция генерала Емануеля в русском укреплении Каменный Мост, при слиянии реки Малка с КичиМалкой, встретились якобы делегации карачаевцев (просто карачаевцев) и кабардинских князей, которые и дали Емануелю проводников-кабардинцев, газета «Кабардино - Балкарская Правда», 03.09. 1985 г.
И это всё, как и предыдущая ссылка Думанова, мягко говоря, факты и действия, которые ничем, и никем не подтверждаются, не беря в расчет в подлоге в труды Купфера и Бессе.
Что было на самом деле: 7 июля (по другим данным 6 июля) 1829 года, к экспедиции прибыли карачаевского народа старшины и правитель их валий Крымшамхалов для личного представления генералу Емануелю, так гласят официальные документы. И никаких других делегаций, за исключением одного случая.
Как описывает Ленц «Мы уже видели несколько печально известных черкесов, даже одного из их главарей Кучук –Чанкхот (Джанхотов –Х.Т.); они невероятные люди, но одеты очень безвкусно…», с.4, «Восхождеие на Эльборус в 1829 году: Письма.»
Балкарский таубий Кучук Джанхотов вместе со своими вассалами возвращался с охоты с окрестностей Эльборуса, он же с 1822 по 1826 год, был председателем Кабардинского временного суда. Кучук Джанхотов, пробыл недолго на стоянке Харбас и в тот же день, продолжил свой путь.
Как известно, из ранних публикаций участника экспедиции Бессе:
«При приближении экспедиции жители соседних гор, встревоженные видом войск, направили депутацию, чтобы узнать о цели этих военных приготовлений. Первыми представились карачаевцы, сопровождаемые их муллой…», с.330.
Это как мы уже писали, чтобы умалить роль депутации карчаевцев.
Не мог же Бесс противоречит себе, когда он пишет: « Мурза-Хул вел свой рассказ с легкостью и живостью, очаровавшей слушателей. Что касается меня, то я затруднился бы передать те ощущения, которые породил во мне рассказ князя, ставшего с того момента объектом моего пристального внимания. Этот приятный старик не покидал нас до самого Эльбруса.
Карачаевцы во главе со своим «вали» (vali) Ислам-Керим-Шовхали также сопровождали экспедицию…», с.333.
Как стало известно из официальных документов, карачаевцев не мулла сопровождал, а правитель Карачая, князь Ислам Крымшамхалов. Путь к фальсификации начинался ещё с Нальчикского издания, 1974 года: «карачаевцы, сопровождаемые их муллой…»
«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры».
Этот афоризм приписывают Шекспиру. А в обычной жизни эти слова, как правило, описывают две группы явлений: первая — все, что связано с человеческой неискренностью: лицемерие, действия напоказ, несерьезное отношение к делу или тупое исполнение заученной роли — словом, театр как отсутствие чего-то подлинного, настоящего.
В истории этого восхождения кабардинца Киллара, все театрализовано. Режиссёры были разные и условия и образованность не всегда служили им хорошей базой. Лепили образ кабардинца, как умели. И поэтому вся эта история наполнена нелепостями, которые диктовались чувством кабардинского превосходства над другими, не подкреплённые ничем,
и не владея нравственных или законных оснований на такое право и
неуважения самой истории и традициям народов Кавказа.
Примеры из этого театра восхождения налицо.
Вот они люди, реквизиты и предметы сценической обстановки для исторической пьесы «Банкет после восхождения».
Герои по официальным документам:
Генерал Емануель;
Академики: Купфер, Ленц, Менетрие, Мейер;
Путешественник де Бесс;
Туземцы, они же местные жители Карачая и Урусбиевского общества Бештау Эл (Балкарии): Правитель Карачая, князь (таубий) Ислам Крымшамхалов, князь (таубий) Баксанского ущелья, Общества Урусбиевское, Мырза-къул Урусбиев, их окружение князья, уздени и их подвластные. Среди подвластных князей, принимавших участие в восхождении, в их числе по прозвищу Хыйлар (Хиляр), имеющий значение «Хитрец». Впоследствии Хыйлара, назовут Хиляром, а в литературе укрепится имя Киляр, Киллар, Килар.
Реквизиты:
2 орудия, 3-х фунтового калибра
(Рапорт №4584, 13 мая 1829, мая 14-3353.1.отд.1829. 1 отд. №197.32.,
А. Хаширов, с.137, изд. 2019г.
Из истории 1829 года: В русской сухопутной артиллерии было 3 рода орудий – пушки, единороги и мортиры.
В нашей пьесе участвует: Пушка – самое длинное из всех орудий, не имеет каморы и предназначена для стрельбы преимущественно ядрами, а также картечью, брандскугелями и светящими ядрами.
В этом же рапорте отмечено, что «Экспедиции не предвидится затруднения; особенно с покорением Карачаевцев; кои проход сего могли бы воспрепятствовать, но со времени покорения их, и от смежных с ним народов (Балкарцев-Х.Т.), не токмо не может встретиться никаких препятствий, но даже сами старшины Карачаевского народа могут оказать нам полезные услуги в открытиях; Войскам же, назначенным в отряд к Эльборусу, предписано быть на сборном месте в укреплении Каменного Моста на Малке к 23 числу будущего июня месяца…» Емануель, (А. Хаширов, сс.137-139).
Ремарка
Как видно из рапорта генерала Емануеля Управляющему Главным Штабом Его Императорского Величества Господину Генерал от Кавалерии Генерал Адьюнтанту и Кавалеру Графу Чернышеву, место сбора Малка, не определяет, ни территорию, ни границу – это всё Россия.
Единственное определение, куда направлена экспедиция – это Карачай, недавно покоренный, который готов оказать содействие данному мероприятию.
Рапорт от 26 июня 1829 года, офицера штаба…
«Составленный отряд у Каменного Моста на Малке, из войск означенных в прилагаемой ведомости, под личным начальством Командующего войсками на Кавказской линии Генерал от Кавалерии Емануеля, и имеет выступить сею июня 28-го числа, для обозрения мест около Эльборуса; о чём Вашему Превосходительству донести честь имею…» (А.Хаширов, с.153.).
Рапорт самого Емануеля графу Чернышёву от 20 августа 1829 года
«Вашему сиятельству имею честь представить, что экспедиция к обозрению ближайших окрестностей Эльборуса и прочих открытий, выступив со мною из Горячих вод прошлого июня 26 числа, возвратилась обратно в Горячие воды сего июля 21 числа.
По изготовлении карты оследовании Экспедиции, с означением на оной где что было открыто.», (А. Хаширов, с.155.).
Напомню незадачливым историкам, которые создали легенду о кабардинском князе Аслан-беке Джамбулатове, который якобы сопровождал несколько дней экспедицию встретившись на «Зольских пастбишах». Емануель выдвинулся из Горячих вод 26 июня отдельно от академиков Купфера, Ленца и Менетрие. Последние выехали из Горячих вод вечером того же дня 26 июня и 27 июня вечером были на сборном месте – Каменный Мост. Это говорит о том, что в работе Купфера имеется подлог в сюжете с кабардинским князем Аслан-беком Джамбулатовым.
Этот же рапорт и подтверждает, что в горах Карачая к лагерю Экспедиции прибыли «Карачаевского народа старшины и правитель их, вали Крымшамхалов для личного представления к генералу».
Справка
В описываемое время в Балкарии существовали 5 обществ называющих свою страну – Бештау Эл(Пятигорская страна, о них же "Пятигорские черкесы"), объединявшее в XIX веке: Балкарское, Безенгиевское, Хуламское, Чегемское, Баксанское (Урусбиевское) общества, названные так, по наименованию главных Пяти Гор -Бештау на центральном хребте Кавказа.
Управление с присоединением к России балкарцев в 1827 году, карачаевцев в 1828 году, в этих обществах, тех, кто осуществлял функции царской, русской администрации стали именовать «старшинами».
К княжеским фамилиям в балкарских обществах относились:
Балкарское (Черекское) – Абаевы, Айдаболовы, Жанхотовы (Джанхотовы), Мисаковы, Темиркановы, Заниюковы (Женоковы), Шахановы, Кучуковы (Абаевы), Биевы, Амирхановы;
В Хуламском и Безенгиевском: Суюнчевы (Суншевы), Шакмановы;
Чегемском: Малкаруковы (Балкаруковы), Келеметовы, Барасбиевы, Кучуковы;
Баксанском (Урусбиевском): Урусбиевы.
Точно так же Карачай был разделен на общества, в которых политическая власть находилась у княжеских фамилий Крымшамхаловых, Дудовых, Карабашевых.
Наименование таубиев (горские князья) было допущено правительством с 1852 г., до того же времени лица, принадлежавшие к сословию таубий, во всех правительственных и административных сношениях... с горцами всегда именовались горскими старшинами.
В истории карачаево-балкарской аристократии особое место занимает депутация балкарских феодалов, направленная от всех обществ Балкарии в 1852 году к российскому императору в СанктПетербург. Депутация выехала из Нальчика 30 ноября 1852 года и 21 декабря прибыла в столицу Российской империи1.
5 января 1853 года депутаты подали прошение Николаю I, состоявшее из двух пунктов.
В первом из них говорилось: «Высшее сословие наше, до поступления под высокое покровительство Российского престола, именовалось таубий (горский владелец)»; со времени же принесения верноподданической присяги называемся мы старшинами, не понимая настоящего названия старшин, мы осмеливаемся просить именовать нас прежним именем тау-бий, названием, понятным для подвластного нам народа»1. Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, Том III, № 3, 2013. стр. 60-67.
Выдержки из книги Константина Чхеидзе «Страна Прометея» о таубиях Балкарии.
Следует сказать несколько слов о таубиях.
В свое время, когда русские покоряли Кавказ, когда черкесы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, кумыки и отчасти кабардинцы, воевали с грозным северным соседом, Балкария, в силу своего географического положения, оставалась вне театра военных действий. Кроме того, примыкающая к Балкарии страна, населенная кабардинцами, и находящаяся между наступающей Россией и оборонявшимся горским населением, заключила с русскими соглашение не только не воевать, но и даже помогать русским войскам.
Вот почему Балкария никогда не видела в своих ущельях русских знамен. Балкария не была покорена.
Она добровольно, хотя и в силу очевидной необходимости, признала власть Белого Царя.
Это обстоятельство существенно отразилось на психологии населения Балкарии, особенно же ее высшего слоя таубиев.
В то время как остальные народности Кавказа, признав над собой русскую власть, старались приблизиться к русским и хотя бы в некоторых отношениях походить на них, балкарские таубии смотрели на себя, как на равнодостойных участников общеимперской российской жизни.
Правда, они совершенно не знали этой жизни, но это не мешало им чувствовать себя вполне самостоятельными. И в самом деле, ведь психологии побежденных у них не было и не могло быть. Эта черта самочувствия балкарских таубиев сказалась, между прочим, в том, что в то время как, скажем, кумыцкие или кабардинские феодалы (а ранее того - грузинские, имеретинские, кахетинские и др.) с удовольствием и радостью переименовывали себя на русский лад в князья, балкарские таубии отказались от такого переименования и настояли на том, чтобы им и впредь называться именно таубиями, а никак иначе...
Кабардинское общество делилось на два владения: Кашкатавское по месту балкарских названий горы Къашхатау при реке Чегем и Баксанское при реке Баксан (Басхан). В официальной переписке их именовали «владельцы», куда относились фамилии Атажукиных, Мисостовых, Кайтукиных, Бекмурзиных.
Продолжая нашу тему восхождения, в театральном действии отметим, что среди реквизитов и предметов, изначально заявлено наличие 2-х, 3-х фунтовых пушек.
Согласно рапорту от сентября 12 1829 года (А. Хаширов, сс.165-173), одна пушка была оставлена – Вагенбург, 8 июля 1829 года при речке Унгешли (Харбас-Х.Т.), а второе орудие было оставлено на высоте Тузлук – баши, так как дорога была гористая, а местами болотистая.
Примечание:
Вагенбург - это полевое укрепление, на скорую руку собранное из телег, либо заваленных набок, либо дополнительно укрепленных деревянными стенками высотой в человеческий рост.
Действие происходит на территории Карачая – июль 1829 год.
Пьеса по мотивам публикаций участников экспедиции восхождения на Эльборус в 1829 году Купфера, Ленцы, Бессе
После восхождения 10 июля по старому и 22 июля по новому стилю 1829 года экспедиции Емануеля успешное восхождение черкеса Киллара решила отметить торжественно. Как это происходило торжество, есть официальная версия. И есть версии псевдо-учёных Кабардино-Балкарии придумавшие свои версии сему событию.
а) Версия первая от Х.М. Думанова, доктора исторических наук, один из тех, кто вложил немалый труд в искажение истинных исторических фактов.
Х. Думанов свою версию торжественного мероприятия назвал: «Водопад. Банкет для местных князей. Надпись у подножия Эльбруса», по книге «Килар Хаширов: Исследования и материалы», Нальчик, 2009 г., сс.258-260.
Интерпретация работы Бессе:
« 25-го в ознаменование счастливого исхода экспедиции генерал-аншеф дал обед предводителям Кабарды, Карачая, Уруспи и другим черкесским князьям.
Под тройной ружейный залп выпили за здоровье императора Николая. Во всех тостах упоминался Эльбрус. С заслуженным энтузиазмом выпили за достойного руководителя, которому принадлежат все заслуги за эту примечательную экспедицию, проведенную по указанию и при великодушном содействии Императора Николая.
После обеда пригласили храбрецов той опасной экспедиции, чтобы парадно вручить награду мужественному Килару, уже поправившемуся от последствий великолепного восхождения. Выпивая и за его здоровье, опустошили множество бутылок шампанского. Местные предводители весело предавались возлиянию, полагая, что по такому чрезвычайному случаю пророк Мухаммед закроет глаза, чтобы их не видеть.
Генерал аншеф воспользовался случаем ублажить беев и сопровождавших их узденей. Жанхот Кучук, предводитель Кабарды, был в свою очередь награждён красивыми золотыми часами, а каждый уздень получил по полному отрезу на черкеску.
Чтобы увековечить память об этой уникальной экспедиции в летописи кавказских народов, генерал-аншеф выгравировал на камне возле входа в лагерь надпись на русском языке. Генерал очень желал вывести фамилии академиков и участников, и это обстоятельство добавило мою фамилию…»
У настоящего Бесса, его книге «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.». Париж, 1838., Нальчик, 1974 года, такого описания нет. Есть другое, и в другое время. Позже, мы процитируем, что написал сам Бессе.
Наш комментарий: Первое – дата, 25 число июля 1829 года, Думанов даёт в старом Юлианском стиле. Для того, чтобы перевести на новый стиль Григорианский необходимо юлианскую дату уменьшить на 12 дней: 25 – 12 = 13 июля 1829 года. В этот день Экспедиция уже находилась на вершине реки Эшкакон !
Второе – «генерал-аншеф дал обед предводителям Кабарды, Карачая, Уруспи и другим черкесским князьям…»
Как он мог генерал дать обед предводителям Кабарды и другим черкесским князьям, если документально известно о сопровождении экспедиции только представителями Карачая и Урусбиевского общества?
Значит, присутствуют, только, черкесы Карачаевцы и Урусбиевцы.
Третье – «Местные предводители весело предавались возлиянию, полагая, что по такому чрезвычайному случаю, пророк Мухаммед закроет глаза, чтобы их не видеть…» Думанов, допускает, что мусульмане Ислам Крымшамхалов и Мырза-Къул Урусбиев, допустили отступление от основ Ислама. Но, это только воображение кабардинского историка, который искажая историю настоящую, о безнравственности своего обмана скорее и не думал.
На самом деле, Купфер, в публикации, В.М. Сысоева «Эльбрус. Известия Общества любителей изучения Кубанской области.» Выпуск 2 под ред. В.Сысоева и А.Дьячкова-Тарасова. Екатеринодар, Типография Кубанского областного правления, 1900 г., это описывает следующим образом:
«Он (Киллар) вернулся в лагерь значительно ранее нас,чтобы получить от Емануеля награду за свою отвагу, но тот ждал возвращения всех нас, чтобы сделать церемонию более торжественной. Разложив на столе награду, которую он назначил первому, достигшему вершины, он вручил ее на глазах лагеря, прибавив к ней кусок сукна на кафтан. Подняли также бокалы за здоровье. Решили увековечить память этого дня надписью вырезанной на одной из скал, которые окружали наш лагерь…» И, всё.
Ленц «Восхождение на Эльборус в 1829 году: Письма», с.13.
«В лагере генерал в тот же момент, когда черкес добрался до вершины, приказал всей инфантерии дать несколько генеральских залпов, и в тот же вечер г-н Киллер, впрочем, ещё тот мошенник (Хыйлар – Хитрец с карачаево-балкарского языка Х.Т.), получил 100 рублей серебром. На следующий день генерал дал праздничный обед (11 июля 1829 года Х.Т.), и под крики «Ура!» и залпы оружий мы выпили за благополучное восхождение на Эльборус несколько бокалов шампанского…» И, так же, не более.
Справка
Инфантерия (устаревшее итальянское infanteria, от infante — «юноша, пехотинец»). В России в XVIII — начале XX вв. термин «инфантерия» употреблялся в официальных документах наравне с термином «пехота».
Четвёртое – «Генерал аншеф воспользовался случаем ублажить беев и сопровождавших их узденей. Жанхот Кучук, предводитель Кабарды, был в свою очередь награждён красивыми золотыми часами, а каждый уздень получил по полному отрезу на черкеску...»
Как вы, наверное, заметили, ни Купфер, ни Ленц о том, что предводителю Кабарды Жанхот Кучуку дали золотые часы, не подтверждают. Не дали не потому, что не заслуживает, не дали по другой причине. Кучук Жанхотов не принимал участия в экспедиции. Эпизодически он встретился на пути с экспедицией, когда возвращался с охоты, со своими подвластными узденями. И с 1826 года, он был в отставке, не воглавлял никакие общественные учреждения, кроме, как в собственных владений, которых у него было действительно много. Его портрет будет в другой главе нашего исследования.
Хаширов и компания Гориславский, Зюзин:
«Первовосхождения на Эльбрус…», сс.14.
«В полдень следующего дня командир Линии пригласил всех участников восхождения на застолье.
Под троекратный залп из орудий выпили за здоровье императора, соблаговолившего позволить учёным организовать эту экспедицию...»
Мы, уже писали со ссылкой на книгу, самого Аскера Хаширова, «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», всё было не так. У экспедиции было всего два орудия, и они оба орудия были оставлены в разных местах. Это означает, что никаких орудийных залпов не было…
«Второй тост подняли за Эльбрус, послуживший причиной для знаменательного восхождения. Подняли бокалы в честь Георгия Арсеньевича, учредившего поход в неведомую даль. В разгар пиршества вызвали охотников, которые сопровождали учёных. Генерал Емануель благодарил их и каждого осчастливил подарком, а князя Кучука Жанхота облагодетельствовал золотыми часами, чем выразил свою признательность за оказанную помощь в столь трудном мероприятии…»
( Версия у Хаширова и у Думанова, различаются в небольших деталях… Х.Т.)
«Килара Хаширова чествовали особо, как единственного, кто достиг заветной вершины. Генерал торжественно вручил ему обещанные серебряные монеты и подарил отрез прекрасного сукна на черкеску. В честь мужественного джигита опустошили ещё несколько бутылок шампанского…»
(Купфер и Ленц не подтверждают версии и Хаширова и Думанова).
«Место базового лагеря на Малке Джузеппе Бернардацци отметил надписью, высеченной на скале: «1829 года с 8 по 11 июля. Лагерь под командою генерала от кавалерии Емануеля.»
Далее Хаширов и компания изложили от имени Бесса свою версию банкета, аналогичной версии Думанова, но с некоторыми признаками изошрённого цинизма в описании отдельных моментов этого события:
« 23-го числа, чтобы отметить удачную экспедицию, генерал дал обед старшинам Кабарды, Карачая, Оруспия и Черкессии,(другим черкесским князьям) т.е. другие черкесы стали Черкесией…»
«Туземные старшины весело предавались возлиянию, считая, что по этому, из ряда вон выходящему случаю, Магомет закроет глаза, чтобы на них не смотреть…» с.27
Это намёк типа, Магомет Дудов, карачаевский князь не смог взойти на Эльборус, а вот равнинный, типа кабардинец Киллар, взошёл на вершину, и Магомету от этого тошно и горько, что он даже в возлияниях спиртным, не участвует. На самом деле, это всё далеко от исторической истины. И это уже хорошо.
Враждебность справка для образования:
«Враждебность — психическое состояние, которое затрагивает такие высшие психические функции — мысли, чувства или действия. В состав входят проявление таких реакций высшей нервной деятельности как: агрессия, раздражительность, гнев, ярость, ненависть, негодование…»
Хаширов и Компания в подаче материала от Купфера, с.53
«Следующий день (11 июля – Х.Т.) был отведён для отдыха… Обеденное время снова собрало нас в кибитке генерала, окруженного черкесскими князьями и казачьими офицерами нашего эскорта. Несколько бутылок шампанского, которые наши мусульмане, чтобы не нарушать закон пророка, выпили как шербет…»
А. Хаширов «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», с.11
Со ссылкой на Бесса, Хаширов пишет: «На следующий день (11 июля-Х.Т.) Емануель приказал дать торжественный обед. Место базового лагеря было отмеченонадписью, высеченной на одном большом валуне: «1829 года с 8 по 11 июля. Лагерь под командою генерала от кавалерии Емануеля…»
Библиотека (архива) ФГБУН Российской Академии Наук, по адресу биржевая линия, д.1/1 г. Санкт Петербурга.
Данный текст переведен с французского языка из первоисточника « Отчета подготовленного Академии наук г.Санкт-Петербурга, о путешествиях в окрестности горы Эльбрус на Кавказе в 1829г, совершенном по указу его величества Императора » автор М. Купфер,1830г. Перевод с французского Динары Аскеровны Бабоевой.
Купфер самолично
«Киляр, так звали черкеса, который дошел до вершины Эльбруса, он смог воспользоваться утренними заморозками, он пересек намного раннее нас границу вечных снегов; в то время как Ленц прибыл на свою последнюю остановку, Киляр уже возвращался с вершины, снег начал таять в 11 часов, он застал его еще твердым, до самой вершины, и только спускаясь он встретил те же трудности, что и мы. Бесстрашный охотник, он часто осматривал эту местность и лучше знал эти места; хотя он никогда не пытался достичь вершины, тем не менее он подымался на значительную высоту. Он вернулся в лагерь на час раньше нас, чтобы получить от генерала вознаграждение за смелость, но генерал ждал нашего возвращения, чтобы провести торжественную церемонию.
Разложив на столе вознаграждение, «которое предназначалось тому, кто первый дойдет до вершины, он вручил его у всех на виду, добавив кусок сукна для кафтана, выпили за его здоровье. Решили увековечить этот памятный день надписью на одной из скал, которая окружала наш лагерь. Следующий день был днем отдыха, в котором очень нуждались; наши глаза были воспалены, губы потрескались, уши и лица покрыты кожей, которая шелушилась кусками.
Многие из нас восстановились только после возвращении на минеральные воды. Я тщетно пытался проверить высоту Эльбруса с помощью триангуляции страдания, которые я испытывал, не позволяли мне действовать быстро и перед тем как закончить операцию, вершина покрылась густыми облаками, от которых она больше не избавилась.
Час ужина снова нас всех собрал в палатке генерала который был окружен всеми черкесскими князьями и офицерами-казаками, которые нас сопровождали. Несколько бутылок шампанского, которое наши мусульмане, чтобы не нарушать закон Пророка «с.а.с.», выпили под видом сорбета
( шербета ), быстро оживили нас, мы подняли тост за императора, сопровождаемый залпом орудий. Так, защита правителя, которая включает в себя терпимость и нежность, среди его выдающихся качеств, и что желание, свойственное людям всех условий и культов, распространить свои знания и «кормить» их воображение, собрали в одной палатке самые разнородные элементы; после борьбы за одну цель народы ненавидят друг друга.», сс.37-38.
Примечание – Х.Т.
Сорбет - это охлаждённый или замороженный десерт из фруктов или ягод, с добавлением сахара, мёда, орехов, шоколада, мяты и многих других ингредиентов.
Банкет на самом деле был устроен 3 августа 1829 года, в Константиногорске.
Акт I. ЖАН-ШАРЛЬ ДЕ БЕСС, автор работы
«Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.». Париж, 1838.
Глава XIX
Примечательный банкет
3 августа генерал-аншеф давал большой обед, чтобы отпраздновать один из дворцовых праздников, которые так часто случаются в течение года, и одновременно чтобы отпраздновать именины своей супруги. Помимо генералов на службе в Константиногорске и гостей его превосходительства во время экспедиции на Эльбрус, на этом банкете, весьма примечательном разнообразием костюмов и языков, присутствовали следующие князья и уздени:
Султан Мингли-Герай, потомок крымских султанов, в настоящее время генерал-майор русской службы.
Кучук-Янбот (Кучук Жанхотов, балкарский таубий- Х.Т.), старшина Большой Кабарды и почетный полковник, то есть не находящийся на действительной службе, но получающий оклад полковника.
Миссаост-Атажука, кабардинский князь.
Безлен-Хутедленов, то же.
Темрука, то же.
Махомет Доксукин, то же.
Махомет Атайука (Atajouka = Атажука. ), то же.
Темруко-Ашло, князь Малой Кабарды.
Безлен-Ашлол, его брат.
Мурза-Xул, старшина уруспиевцев из племени мадьяров.
Алакай Мансуров, султан татар-ногайцев.
Ислам-Керим -Шавшале, «вали» племени карачаевцев.
Арслан-Бег-Кайтука, местный князь.
Керим-Герай-Лоу, абазинский уздень.
Абулов, сын одного из черкесских князей.
Майop Сардан, черкес по происхождению, секретарь суда в Кабарде, кавалер персидского ордена Солнца.
Это было редкостное зрелище — видеть столько разнообразных костюмов вперемешку с богатыми мундирами русских генералов и французскими костюмами. Выше упомянутые местные князья вовсе не казались не у места в этом многочисленном собрании;
я любовался их прекрасной осанкой и ловкостью, с которой они управлялись с вилкой и ножом: каждый из них так умело копировал действия своего соседа-европейца, настолько хорошо, что можно было подумать, что они уже не впервые присутствуют на подобном празднестве...
Антракт.
Продолжение следует,… и оно шокирует многих…
Хадис Тетуев, 24.04. 2021г.
Свидетельство о публикации №221042401071