На волнах ритмов

     ПРЕДИСЛОВИЕ К СБОРНИКУ СТИХОВ ТАТЬЯНЫ НОВИКОВОЙ "РИТМЫ" (Череповец, 2021)


                НА  ВОЛНАХ  РИТМОВ

       Татьяна Новикова – натура пытливая, деятельная, целеустремлённая, беспокойная, порывистая. Первая её книга – «Ожидание» - увидела свет в 2014 году. Нынешняя её книга «Ритмы», к которой я пишу предисловие, является своего рода продолжением первой её книги, перекликается с ней и в то же время является решительным шагом на жизненном и творческом пути поэтессы. Если «Ожидание», при несомненных содержательных и художественных достоинствах этой книги, это ещё робкая, осторожная попытка заявить о себе, надежда на благополучное развитие жизненных и творческих событий как самого автора, так и лирических героев её стихотворений, и в известной степени пассивное подчинение обстоятельствам, то  книга «Ритмы» – решительное стремление поэтически осваивать внешний – вещный и событийный – мир и свой внутренний – духовный – мир, видеть их развитие, жгучее желание раздвигать горизонты представления о внешнем и внутреннем мирах, проникать в их глубину. От пассивного наблюдателя, созерцателя жизненных процессов поэтесса переходит к активному участию в этих процессах, к их рассудочному и деятельному преобразованию, к выстраиванию мира более совершенного, чем он реально представляется.
        Внутренний природный дар и поэтическое прозрение Татьяны Новиковой, её жизненный и творческий опыт позволяет улавливать ритмы своего организма – дыхания и сердцебиения, а также ритмы текучего времени, отображённых памятью, и если не подчиняться бешеным ритмам современной технологизованной жизни, то адаптироваться к ним. Жизненный опыт и творческая проницательность Татьяны Новиковой подводит к философскому осмыслению ею того, что в любых процессах – и физических, и духовных – возможны  подъёмы и спады, периоды бурного всплеска и затишья, но они должны быть подчинены естественным ритмам внешней и духовной жизни в её развитии. Поэтому поэтесса в своих стихотворных размышлениях всячески поддерживает активную созидательную деятельность своих лирических героев и сопротивляется их пассивному включению в цепь внешних событий, сопротивляется аритмии – и в межличностных, и во внутригосударственных,  и в межгосударственных отношениях, выступает против равнодушия, бездеятельности, лени, а также бездумного или злонамеренного разрушения, приводящих к гибели человека как духовного существа, как творца.
       Родившаяся в деревне, в спокойной, умиротворённой обстановке,  и доныне не порвавшая с деревней духовных корней, Татьяна Новикова утверждает: «Я тишину люблю, уединенье… Ход жизни (деревенской!) мне милей» и в то же время принимает как осознанную необходимость подчинение ускоренному темпу её нынешней городской жизни: «Я благодарна городскому ритму: Бегу – успеть бы! В жизни мало дней», стремится достичь гармонии, сглаживая ритменные противоречия: «Неровный ритм изматывает сердце. Размеренный – сумею ли принять?»
И, конечно же, поэтесса не принимает однообразия и монотонности, лени и скуки, равнодушия и безответственности, аритмии и разрушения.

       Движущей силой, катализатором жизненных и творческих процессов, несомненно, является любовь. Не поэтому ли первые два  раздела новой  книги Новиковой представляют «Ритмы любви»? Но поэтесса старается уловить позитивный ритм и в движениях собственной души, и в возрастных периодах человеческой жизни – от детства до старости, и в народной памяти, в духовной связи поколений. И этому посвящены следующие разделы её книги. Завершает книгу раздел «Весёлые ритмы», в котором с блеском представлена тонкая, мудрая ироничность Татьяны Новиковой, её потрясающее чувство юмора, позволяющее лирическим героям её стихов устранять дисгармонию,  налаживать взаимопонимание в отношениях между влюбленными, а также в семье, с честью и легко выходить из трудных, стрессовых  жизненных ситуаций.

       Созидательная активность Татьяны Новиковой, глубокое погружение поэтессы в жизнь, в её нынешнее течение, а также в собственную память и память своего народа отображается во взволнованных ритмах её поэтического голоса. Понимая, что человеку отпущен определенный срок на этой Земле, поэтесса старается убыстрить темп своей жизни, угнаться за бешеным ритмом нынешнего времени, спешит успеть  сделать  как можно больше хороших, добрых дел, а также призвать к этому других людей, её читателей, и в лаконичной образной форме  сказать как можно больше о мире, в котором довелось жить её лирическим героям, о собственных размышлениях и переживаниях, максимально реализовать свой творческий потенциал.  Это проявляется и в  сложных, многообразных ритмах её стихов, и в разнообразных строфических построениях, и в частом использовании эллиптических конструкций, и в порывистости и прерывистости её поэтической речи, что находит отражение в нередком применении вставных конструкций, в усложнённой диалогичности (а порой и полилогичности).  Книга Татьяны Новиковой «Ритмы», несомненно, даст много полезной пищи для сердца и для ума вдумчивым, деятельным и неравнодушным читателям. Она, я убеждён в этом, послужит и хорошим пособием по стихосложению для начинающих поэтов.

               

                Николай Бушенев,   
                кандидат филологических наук


Рецензии