Лазарева суббота
«Иисус же любил Марфу и сестру её, и Лазаря».
(Ин. 11.5)
Он останавливается в старых стенах этого зажиточного дома с небольшой галереей всякий раз, когда странствия приводят Его в Вифанию, расположенную между потоком Кедрон и Гефсиманскими холмами. Здесь стол и ночлег ждут Его всегда. Светильник, видимый с самых дальних, коварных и полных приключений пределов, остается зажженным и днём и ночью, разгоняя светом своим Его усталость и тревоги Скитальца.
Как познакомились они? Почему Он выбрал именно их? Марфа, Мария и Лазарь – сироты. В этом доме нет родителей, которые в силу разницы в возрасте могли бы нарушить доверие, возникающее между сверстниками.
Утомленному Гостю по душе самозабвенный интерес сидящей у Его ног Марии, которая внимает Ему, склонив свою прекрасную голову с разделенными на прямой пробор волосами. С удовольствием прислушивается Он, как хлопочет по хозяйству Марфа, и ворчит иногда на застывшую сестру, которая не разделяет её многочисленных забот. Ему нравятся звуки кухни и запах готовящегося на огне ужина. Он поглядывает на виднеющийся за окном Иерусалим, обагренный заходящим солнцем, и ждёт друга.
Возвратившись с поля, Лазарь кладёт Ему руку на плечо, садится и начинает рассказывать об урожае, об оливковых деревьях, о только что народившихся в хлеву ягнятах, о пастбищах. Марфа приносит кувшин медового напитка, два бокала и приготовленный ужин. Лазарь не зовёт Его Учитель, равви, Господи. Он называет Его просто Иисус. И «просто» Иисус чувствует себя своим в этих стенах. И то, что есть в Нём человеческого – голод, сон, радость – находят утоление в этом привольном приюте, где Он вкушает самое сладкое вино, рожденное на земных виноградниках, – вино дружбы.
То же, что есть в Нём божественного, не входит в эти двери. Как ослепительную корону, Он оставляет её у порога, и человеческой тенью вступает в дом в Вифании.
Здесь Он не изъясняется туманно, не творит чудес. Эти трое понимают величие Его, они хорошо осведомлены обо всём, что совершил Он со времен последнего пребывания у них. Но когда Он растворяет без стука дверь и произносит с порога «мир вам!», никто не приступает к Нему с расспросами.
«Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею плачущих, Сам воскорбел духом и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри». Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: «Смотри, как Он любил его!» (Ин. 11.33-36). Однако, длительное промедление, предшествующее чуду воскрешения Лазаря заставляет задуматься. С момента, когда до Иисуса дошла весть, что Его друг умирает и до первого Его шага по направлению к Вифании проходит три дня.
Три дня тянутся долго. Солнце медленно ходит по небу, и много воды утекает под мосты Иорданские для того, кому уготовано свидание со смертью, и кто, увитый похоронными пеленами, тщетно высматривает Его вдали.
Что же происходит в эти дни с Самим Христом? Может. В книге Отца Небесного это чудо не было записано.
«Отче, Я тоже Человек! И Лазарь мне дороже всего, потому что он Мне друг, краткое отдохновение на пути земном, предуготованным Мне Тобою. Если Я поспешу в Вифанию, Ты. Я знаю, дашь таинственную силу рукам Моим и он выйдет из усыпальницы. Но это чудо Я сотворю только для Себя во имя тех немногих дней, что ещё остались Мне. Ведь смерть так холодна, и худо, когда нет очага, у которого можно ожидать её.
Отец ответил согласием, потому что Он и Отец – одно.
Итак, Лазарь воскреснет. Вот только отодвинуть камень, ещё несколько мгновений и…Марфа и Мария тоже возродятся к жизни и будут радоваться, когда этот спелёнутый, иссохший кокон, освободившись от покровов, вновь станет их братом, и руки его прижмут к груди их онемевшие от плача лица.
Почему же плачет Иисус?
Господи! Мы так счастливы! Лазарь с трудом, но начинает дышать. Ты был прав, когда говорил, что он только заснул…
Но Иисус рыдает, и лицо Его обратилось в маску плача. Лазарь один переступает смертный порог. Но там, за решетками смерти, Иисус видит множество глаз. И Он оплакивает всех мёртвых, которые не воскреснут. Он оплакивает те могилы на беспредельном кладбище мира, с которых Ему не суждено отвалить надгробных камней. Он оплакивает тех одиноких усопших, кому не приносят цветов на могилы и которых не ждал бы никто, вернись они в мир сей.
*******
После распятия и воскресения Христова, когда начались преследования Его единомышленников, Лазарь в 33 году покинул Иудею и перебраться на Кипр. В 45 году прибывшие на остров апостолы Павел и Варнава поставили его первым епископом Китиона. Так тогда назывался город Ларнака. После воскрешения Иисусом Лазарь прожил ещё долгих тридцать лет. Умер он на Кипре в 63 году. Над его гробницей позднее была построена церковь святого Лазаря Четырехдневного, т.е. воскрешенного на четвертый день после преставления.
Свидетельство о публикации №221042401351