Автомат Калашникова

   Спелые вишни во дворах Харькова,- мои лучшие воспоминания об этом городе
   После окончания восьмого класса   я выбрала будущее место  своей учёбы по его названию. Мне очень хотелось чтобы название это было красивым.
  Самым подходящим в справочнике мне показалось наименование "Техникум зеленого строительства".
Родители мне препятствовать не стали, тем более, что со мной поехала поступать моя одноклассница Лариса.
  Учебное заведение  находилось на самой окраине Харькова. В перерыве между экзаменами мы гуляли по частному сектору, мимо одноэтажных домов,где вдоль ограждений на деревьях зрели темные вишни.
  После успешной сдачи экзаменов мы с Ларисой уехали, чтобы провести в родном доме последнее лето нашего детства.
  Прибыв в сентябре на занятия в техникум, мы окунулись в царство женского монастыря. Практически все четыре этажа  были заняты женским полом. Учиться в заведение  приехали девочки, которых также как и меня привлекло художественное  название.
  Как  впоследствии выяснилось по специальности работали единицы.
  Общежитие было устроено просто. По двум сторонам длинного коридора  расположены номера. На одной территории ели, учили задания и спали четыре человека. Пятнадцатилетние девочки оторванные от дома и поселившиеся в тесные комнаты, превращались в динозавров и кололи друг друга своими иголками.
  Придя на занятия первого сентября, я сразу же убедилась, что не ошиблась в выборе. Названия предметов были замечательными: цветоводство, дендрология. Все было прекрасно, кроме одного, - все эти предметы не лезли мне в голову. Преподавателям было безразлично моё ассоциативное мышление, они с удовольствием ставили мне двойки. Единственным предметом который  меня интересовал, была литература. Но на втором курсе литературы уже  не было. Она ушла вместе с красавицей преподавательница Лилий Александровной, сгоревшей от рака за полгода.
  Классным руководителем нашей группы была добрейшая женщина  Ольга Витальевна. Именно это качество мешало ей быть руководителем. Всерьёз Ольгу Витальевну  в группе никто не воспринимал.
  Начиная с первого курса, класс разделился на две части: городских девочек,  и  тех , кто жил в общежитии. Лидером харьковчанок  была миниатюрная брюнетка с тёмными еврейскими глазами. Алла вела  себя самоуверенно  и в меру развязно, показывая свое   превосходство перед провинциалками.
  Дорога жизни от общежития до техникума составляла  сто метров. Большинство студенток живущих в общежитии  кроме этой дороги  и учёбы больше  ничего не знали. Для девочек , приехавших учиться   из сел и небольших поселков, Харьков  до окончания техникума  остался чужим и непонятным городом. Каменная  брусчатка и серые дома наводили тоску даже на самых оптимистичных студентов.  Не замечали этой серости только коренные жители города.
  Самым любимым для меня предметом на третьем курсе стала механизация. Преподавателем механизации у нас был очень весёлый человек. Звали его Иван Петрович. Он шутил, рассказывал анекдоты и даже пел песни. Между анекдотами и песнями Иван Петрович  объяснял нам   устройство трактора. Механизация, как предмет  вызывала у меня сильнейшие эмоции.  Когда я увидела  под снятым кожухом  огромный двигатель машины, меня охватил жуткий страх и я разрыдалась. Иван Петрович пришёл в замешательство. Он просто  не знал, что ему делать:  досказывать начатый анекдот, или успокаивать студентку. 
  Было время, когда у нас появлялось непреодолимое  желание вырваться из порочного круга учёбы и где-нибудь отдохнуть. Выбор отдыха был невелик: кино, прогулка по городу или кафе мороженое. От прогулок по старой брусчатке жутко болели ноги. Душный кинотеатр утомлял ещё больше. Поэтому чаще мы выбирали  третье: поход в кафе.
  Круглое кафе в парке Горького было очень популярно. Чтобы съесть  порцию  мороженого с муссом, приходилось выстаивать длинную очередь. Сильный  мороз в феврале, не стал  препятствием для похода  в кафе. Парк после обильного снегопада полностью  утопал в снегу. К месту, где находилось кафе мы продвигались как зайцы, то ныряя, то выныривая из снега. В огромном круглом заведении со стеклянными окнами было непривычно холодно. В зале, кроме официантов, никого не было. Мы заказали самое вкусное мороженое с шоколадом и муссом . Несколько ложек мороженого окончательно  превратило   нас в ледышек.
  Как и все  учащиеся Союза кроме спецпредметов, мы изучали  еще один важный предмет: начальную военную подготовку. Главной темой военной науки было освоение автомата Калашникова.
  Задание по НВП  было простым; разобрать и собрать автомат. Увидев впервые гениальное  изобретение  русского Калашникова, я сразу же прониклась к нему уважением.
  После недолгого изучения устройства оружия, мы приступили к главному.  Разобрать и  собрать автомат у меня получилось сразу же, и  за рекордное количество минут.
  Моя практика после третьего курса  прошла среди теплиц с цветущими розами  разных сортов: красными как кровь, нежно-розовыми как румянец  младенца, жёлтыми как рассвет дня, и полей, засаженных подвоем шиповника. Все это росло  и бурно цвело в совхозе декоративных культур  под щедрым солнцем Южной Украины.
В совхозе мне пришлось научится ещё  одному важному  делу, окулировке роз на шиповник. Проделывая  эту операцию под палящим южным солнцем  в день по две сотни раз, я до сих пор  могу  повторить её в любое время с закрытыми глазами.
  Летом после четвертого курса, получив дипломы об  окончании техникума , мы с лёгкой душой  покидали  его территорию, освобождая места новым абитуриентам, желающим изучать автомат Калашникова и розы.


Рецензии