Московские ополченцы в партизанском движении

Поисковики столкнулись с тем, что  Смоленская земля скупо расстаётся с секретами времён Великой Отечественной войны, так что, из-за отсутствия медальонов или невозможности их прочтения, перезахоронение выявленных останков воинов производится как безымянных, безвестных героев.

Когда-нибудь численность перезахороненных воинов приблизится к числу без вести пропавших, и мы будем уверены в том, что наши отцы и деды, участники решающих сражений, упокоены. А для уточнений, в каких сражениях могли погибнуть родные, воспользуемся доступными архивными данными. На основе документов, освещающих ход и исход Вяземской оборонительной операции, мы приблизились к точным местам основных боёв при прорыве кольца окружения и к перечню направлений, по которым развивались судьбы защитников Отечества на дальних подступах к столице, в том числе Московских ополченцев.

Теперь известно, кто прорвался, а кто вышел к своим, просочившись через подвижную линию фронта.  Частично известно, кто погиб, и по случайно найденным записям, известно, кто оказался в плену. Не сдался, а попал в плен – раненым, контуженным или обессиленным.

В одном из докладов прозвучало, что пленных гнали колоннами в Смоленск по Старой Смоленской дороге. Да, и расстреливали каждого, кто отставал, кто возмущался многочасовым движением промокшими в октябрьскую переменчивую погоду без воды и еды, и тем более, кто пытался убежать.

Вся Старая Смоленская дорога – это распределённое военное кладбище. Я был на месте одного из привалов – бывшего аэродрома западнее Дорогобужа и общался с местными знатоками. Колонну из 12 тысяч пленных завели на территорию аэродрома, которую обнесли проволочным забором. Выстрелами отгоняли тех, кто хотел расположиться у забора, сгоняя таким образом всех на средину, в огромную лужу, которая к утру замёрзла. Поутру построили всех и голодными отправили в путь. Шли целый день, а к вечеру снова оказались на этом же аэродроме, опять в луже, без еды и воды. И так несколько суток, избавляясь от ослабевших. В Дорогобужском музее этому имеется документальное подтверждение. К пересыльным лагерям в Смоленск, Рославль или Оршу добирались не более 8 из 12 тысяч. В известном обращении бойца Крутова к советским гражданам написано о том, что колонну гнали в Починок, хотя записку свою в гильзе он смог оставить только значительно западнее, то есть, гнали дальше.

В этой страшной истории был проблеск – местным женщинам иногда удавалось выпросить у конвоиров своего мужа или брата. Подпольная комсомольская организация Дорогобужа, пользуясь этим и разыгрывая сцены, смогла вытащить из плена не один десяток военнопленных. Кто-то из спасённых оставался на время «зятьком», а кого-то сразу препровождали в лес, где формировались партизанские отряды.

Вот и подошли к теме: ополченцы в партизанском движении.

После 10 – 12 октября 1941 г., когда прорыв в составе соединения стал невозможен, ополченцы прорывались на восток отдельными группами подразделений, пример тому – прорыв ополченцев 6 и 9 ДНО южнее Вязьмы, под Селиваново.

«Не удастся прорваться, продолжим борьбу партизанскими методами, партизанским отрядом», - напутствовал комиссар.

Возможность выбрать путь партизанской борьбы была, и нет сомнений, что многие воспользовались такой возможностью, в большинстве случаев безучётно воевали, безучётно гибли, да так и числятся без вести пропавшими.

В Летописи народного ополчения Москвы (2016 г.) среди десятков тысяч ополченцев названо лишь несколько фамилий ополченцев, продолживших борьбу в партизанских отрядах. А в предшествующем юбилейном издании о партизанах вообще не упоминается.

Зададимся вопросом: почему не известны партизанские бригады или хотя бы отряды из дивизий народного ополчения?

Октябрь-ноябрь 1941 г. – это период, когда для воина главной задачей оставалось выполнение приказа выйти на ближние подступы к Москве.

Покажем на примере регулярной армии.

Начальник оперативного отдела 19-й армии, в которую вошла 2 ДНО Сталинского района г. Москвы, полковник Маслов с офицером отдела капитаном Толконюком 13.10.41 г.  вышли южнее Вязьмы с группой в 200 воинов. До р. Нара они добрались в конце месяца в составе 17 человек, а переправились к своим через Нару только вдвоём, - один раненый, другой больной. Замешкавшиеся у крутого берега воины погибли от вражеских автоматных очередей.

Многочисленная Группа генерала Болдина, уже имевшего опыт выхода из Смоленского окружения, после нескольких попыток прорыва, выходила из Вяземского окружения целый месяц. В итоге к нашим вышла группа из 15 бойцов с раненным генералом Болдиным.

Была бы команда окружённой группировке держать занимаемую территорию, то войска продержались бы дольше, до израсходования боеприпасов и горючего, с переходом на партизанские методы борьбы.

Правда, в этом случае войска вермахта могли в обход группировки Лукина – Болдина без задержки крупными силами устремиться на ближние подступы к Москве с трудно предсказуемыми, а может быть, и трудно поправимыми последствиями.

Так что к решению организовывать партизанские отряды (ПО) приступали не подразделения, а одиночки или группы в 8 – 12 человек. Например, в архиве сохранилась записка партизана о судьбе его ПО.  Основой для ПО имени Ленина стала группа из 8 человек. Комиссаром был избран зам. прокурора 19-й армии Стрикин. Там могли быть ополченцы, так как штаб-19 шёл в прорыв с 5-м полком 2 ДНО.

Сохранились сведения только о ярких личностях, организовавших ПО и в течение последующих месяцев развивших их на уровень крупных соединений.

50-летний московский инженер Воронченко Василий Исаевич (1-я ДНО Бауманского р-на) отпустил пышную бороду и возглавил ПО «Дедушка». Отряд быстро превратился в партизанское соединение, которое успешно действовало и после того, как основатель по ранению был отправлен самолётом на Большую землю.

Именно 1-й и 2-й партизанские полки (ПП) соединения «Дедушка» 16.02.42 г. освободили в тылу врага г. Дорогобуж Смоленской области, а 23.02.42 г. – районный центр Глинка, уничтожив полторы тысячи оккупантов. Был организован и 3-й ПП. Это было началом создания Дорогобужского партизанского края, - в 600 населённых пунктах, на площади в 10 000 кв. км была воссоздана советская власть! В освобождённой от врага зоне, во взаимодействии с 1-м гв. кав. корпусом генерала Белова, действовало 15 тысяч партизан, а ещё 11 тысяч пополнили ряды кавалеристов генерала Белова.

К марту 1942 г. в партизанском соединении «Дедушка» действовало 4145 партизан.

Ещё один организатор ПО – л-т Гнездилов из 9 ДНО. Из архивов Штабов партизанского движения (ШПД) видно, что существовала практика идентификации ПО по ФИО командира, что особенно характерно для местных районных ПО. Ничего удивительного, что ПО Фёдора Даниловича Гнездилова именовалось «ФД».

ПО «ФД» взаимодействовал с 1-м гв. кав. корпусом генерала Белова при ведении им боевых действий в тылу противника. Генерал Белов в своих мемуарах расшифровывал наименование ПО «ФД» как «Феликс Дзержинский».  23 февраля 1942 года ПО «ФД» был переименован в «ПО им. XXIV годовщины РККА». К марту 1942 г. это партизанское соединение насчитывало в своих рядах 3000 партизан.

Но из 9 ДНО не один Гнездилов Ф.Д.  был в партизанах. Внучка ополченца 9 ДНО Оля Ромашова, восстановившая список л/с дивизии, за месяц до рождения третьего ребёнка присоединилась к нашей группе, работавшей в Архиве Западного ШПД в ГАНИСО, в Смоленске. И не впустую: из 9 ДНО, как оказалось, продолжили борьбу с врагом в ПО 39 ополченцев!

Над восстановлением списка ополченцев, исследованием судеб воинов 2-й Сталинской ДНО, трудится дружный коллектив потомков, в основном – внуков и внучек. Одна из ведущих – Анна Юрьевна, внучка ополченца Перова Бориса Владимировича. В ШПД нескольких фронтов найдены документы об участии воинов 2-й сдно в партизанском движении. Сейчас найдено 28 партизан и, по крайней мере, один подпольщик.

Среди многочисленных деятелей культуры многих районов столицы на защиту Москвы в составе 2 ДНО выступили и 4 артиста из Московского Театра кукол. Военная судьба разбросала их. Внучка ополченца Кутехова Дмитрия Фёдоровича, исследователь Муждабаева Людмила Егоровна, обнаружила актёра Театра кукол Задонина Сергея Ивановича, попавшего в плен в Вяземском р-не, в самом центре огромной Группы армий «Центр», нацеленной на Москву. Знаток немецкого языка, Задонин стал переводчиком в части, обслуживавшей штаб ГрА «Центр», и был в курсе многих дел и планов вражеского штаба. Враг не предполагал в «хромом очкарике» патриота России. А он, активный боец, до самой гибели (расстрелян в начале мая 1943 г.) передавал сведения в подпольную организацию Смоленска.

Целенаправленно работает над оживлением Памяти об ополченцах 6 ДНО внучка ополченца Красилова Александра Григорьевича - Екатерина Вадимовна Красилова. Она уже восстановила в списке дивизии несколько тысяч ополченцев. С её участием в декабре 2019 г. открыта выставка 6 ДНО в Богородицком музее Вяземского района. Плакаты с фотографиями 240 ополченцев она передала в Богородицкий и в Вяземский краеведческий музеи. Ещё 3 месяца назад было известно о двух партизанах – ополченцах 6 ДНО, затем о 4-х, а сейчас уже о 12-ти.

Так от детей к внукам, от внуков к правнукам, - живёт Память о настоящих патриотах, с первых дней войны, добровольно записавшихся в Московское ополчение и своей стойкостью и доблестью задерживавших врага на дальних подступах к столице. В зависимости от обстановки они меняли способы борьбы, но не смирились с присутствием агрессора на нашей земле.

Не прорвавшись из окружения, они «уходили в партизаны», а попав в плен, использовали любую возможность сбежать и бороться в составе партизанских отрядов, а будучи за границей – в интернациональных отрядах.

Так, во 2 ДНО л-т Лишневский Н.С., пленённый в конце октября 1941 г. под Вязьмой, попал во Францию, сбежал в партизаны, ко дню Победы собирал советских граждан на сборном пункте в Марселе.

В 7 ДНО студент Переладов В.Я. ранен под Вязьмой, плен, Италия, побег, возглавил русский ударный батальон Итальянского движения сопротивления.

В 13 ДНО московский ополченец Ермолаев В.А., попал плен под Холм-Жирковским, бежал, воевал в составе ПО во взаимодействии с кавалеристами генерала Белова. С обмороженными ногами снова попал в плен, далее лагеря в Гомеле, Тренто, Верона. И снова с оружием в руках – в Итальянском движении сопротивления!

Об огромном вкладе партизанского движения в достижение Победы над врагом надо говорить отдельно.

Потомки Московских ополченцев своим последовательным настойчивым трудом, во взаимодействии с администрациями и общественными организациями районов, префектур и города, достигли того, что по местам призыва ополченцев открыты школьные музеи, по местам их жительства и работы – памятные доски и памятники. На многих местах сражений открыты мемориалы, парки и музеи. А о том, что Московские ополченцы остались Непокорёнными в любых условиях, что называется «до последнего дыхания», и об участии их в таком эффективном виде борьбы как партизанское движение, говорится мало.

Партизанское движение достойно чествуется в Белоруссии и в Брянской области. В Брянской области ежегодно выделяются один - два населённых пункта (нп) и сейчас уже 19 нп удостоены регионального почётного звания «Населённый пункт партизанской славы». В Смоленской области, на главном направлении, где так же, как и в Брянской, на учёте 60 тысяч партизан, этот показатель равен нулю («0»).

Как будто бы партизаны, в том числе из московских ополченцев, во взаимодействии с частями Красной армии, не создали 4 партизанских края, не господствовали на коммуникациях, не совершали рейдов по необходимым маршрутам.

Во всех западных регионах Российской Федерации администрации своими законодательными актами присвоили почётные звания «Город (населённый пункт) воинской доблести». В Тульской области таковых – 14, в Калужской – 7 городов и 5 «Рубежей воинской доблести». В Смоленской области – ни того, ни другого. Забыли историю? Как будто бы регулярные войска не задержали в центре области продвижение врага в июле – сентябре 1941 г.

Как будто бы Московские ополченцы, во взаимодействии с регулярными частями РККА, не задержали врага в конкретных местах Смоленской области  в октябре 1941 г. на те несколько дней, которые обеспечили неприступность столицы и, в конечном счёте, - Великую Победу 1945-го года.

Централизация управления партизанским движением летом 1942 г. позволила сохранить партизанские кадры в условиях применения врагом против партизан боевых соединений. Однако исполнительность командного состава оставалась не высокой, к концу года выяснилось, что учёт л/с ПО не заведен должным образом. А с этим связано обеспечение ПО и семей партизан. Наконец-то на 1.01.1943 г. учёт по установленной форме был заведен. С этой даты имеется возможность проконтролировать перемещение партизан в течение 1943 – 1944 гг.

Посмотрим на примерах нескольких партизанских соединений убытие партизан из-за гибели и пропажи без вести.

1.Справка о л/с 1-й Вадинской партизанской бригады (ПБр), вышедшей из тыла противника 22.03.1943 г. в составе: штаб и три батальона.

По данным ГАНИСО, Ф. Р-8. Оп. 6. Д. 16:

Состояло по списку на 1.01.43 г. - 902 чел.;

За 3 м-ца убитых и пропавших без вести - 336;

В госпиталь, санбат 158 сд - 83;

Вышло с 3-ей Вадинской ПБр - 135;

Передано, всего: - 295;

Дезертировало при выходе - 2.

Доля погибших и пропавших без вести - 336/902 = 0,373; 37,3%.

Примечание: из 295 передано: в 20 азсп 30 А - 251; в распоряжение ЗШПД - 30; в ОК Западного фронта - 8; в 202 зсп - 6.               

2.Справка о л/с ПБр им. Ворошилова, вышедшей в составе: штаб + 6 ПО

(ПО «Мститель», им. Фрунзе, им. Чапаева, им. Калинина, им. Ворошилова, «Комсомолец»).

По данным ГАНИСО, Ф. Р-8. Оп. 6. Д. 47:
Состояло по списку - 633 чел.;

Дополнительно прибыло -  62; итого: 695.

Расстрелянных немцами и погибших в боях – 141;

Пропало без вести - 171; итого: 312.

Сбежало 10 (перешедшие из РОА; побоялись проверки).

Доля погибших и пропавших без вести - 312/695 = 0,449; 44,9%.

3.Справка о л/с ПБр майора Стороженко Ф.М., вышедшей в составе: штаб + 5 ПО (им. Суворова, им. Щорса, им. Кутузова, «Большевик», «Прорыв»), на 17.03.1943 г.

По данным ГАНИСО, Ф.8. Оп. 6. Д. 24:

Состояло по списку - 509 чел.;

За 2,5 м-ца убитых и пропавших без вести - 157;

В госпиталь, в тыл по ранению - 74;

Откомандировано на Калин. Фронт и в НКВД – 3;

Передано, всего: - 269;

Дезертиры и расстрелянные - 6.

Доля погибших и пропавших без вести - 157/509 = 0,308; 30,8%.

Примечание: из 269 передано: в 20 азсп 30 А - 195; в распоряжение ЗШПД - 26; в распоряжение райисполкома – 32; в другие ПО - 16.

Суммарная численность трёх партизанских бригад на 1.01.1943 г.:

902 + 695 + 509 = 2106;               

погибших и пропавших без вести за 2,5…3 м-ца: 336 + 312 + 157 = 805.

В среднем в трёх партизанских бригадах за 3 месяца доля погибших и пропавших без вести: 805 / 2106 = 0,382; 38,2 %. Более одной трети!

А безучётный период на территории РФ: ноябрь – декабрь 1941 г. и весь 1942-й год, составляет 14 месяцев.   За это время л/с ПО мог смениться дважды. И только случайно можно было оставаться живым. Ведь были же случаи, когда красноармейцы, вернувшиеся домой после Победы, гордо заявляли: «Прошёл всю войну – без единой царапины!».

Действительно, в докладах по партийной линии осенью – зимой 1941/42 гг утверждается, что ПО на 60% – 80% состоят из окруженцев. А в доступных списках партизанских отрядов и соединений 1943 г. их только единицы.

Если так же внимательно, как во 2-й, 9-й, 13-й и 6-й ДНО, осуществлять поиск судеб ополченцев каждой ДНО, то результат может быть такой: из каждой дивизии, как минимум,  по одному – два взвода участвовали в партизанском движении.

Облегчить и ускорить работу поисковиков и исследователей в Архивах ШПД можно при реализации следующего предложения:               

Информировать Управление МО РФ по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества и Российский государственный архив социально-политической истории о следующей рекомендации участников Конференции.

«В целях увековечивания памяти о партизанах и для обеспечения  поиска сведений о военнослужащих, в том числе об ополченцах, числящихся пропавшими без вести, как о возможных  участниках партизанского движения, - создать в Архивах новейшей истории Электронную базу данных о партизанах, внесённых в учётные карточки партизан Штабов партизанского движения соответствующих фронтов  на территории России. Это стало бы основой для создания, в дальнейшем, Объединённой базы данных об участниках партизанского движения на территории Российской Федерации и других стран, составлявших Союз ССР в 1941 – 1945 гг.».


Рецензии