Великие люди от Авраама до Хокинга 30

Девятнадцатый век (продолжение)


В симфониях австрийского композитора Густава Малера присутствует трагическая лирика и неодолимый порыв к счастью.

Чтобы воплотить в музыке вселенскую трагедию и величие человеческого духа, Малер создает беспрецедентно масштабные симфонии.

Малеру доступно бесконечное многообразие жизни, простирающейся от невесомой паутинки до вселенской катастрофы!

Неудержимый дух, достигнув вершин славы, возвращается к безмятежному покою, к полному и завершенному катарсису – вот что происходит в грандиозных симфонических полотнах Малера.

Симфонии Малера – это вселенский театр оркестровых тембров и красок.

В психологически напряженных симфониях Малер собирает райские цветы в долинах ада.

Трагедийные симфонии Малера воплощают эпоху заката Священной Римской империи!

В музыкальном сознании Малера есть предощущение распада великой державы. Композитор испытывает ностальгию по славному прошлому Отчизны.

Симфонии Малера – это горное путешествие: взор манят альпийские луга и снежные вершины, привлекают внимание яркие сельские праздники, слышны пастушеские рога, охотничьи горны, старожилы рассказывают о славных походах, о доблести воинов, победах и поражениях. Да, теперь для Австрийской империи наступили не лучшие времена!

В последних симфониях Малер подобен садовнику-цветоводу, который, выращивая цветы в оранжереях, опасается, что зимний ветер погубит нежные растения. Малер полон трагических предчувствий.

В изысканно-красивых плакатах чешский художник Альфонс Муха открыл европейцам притягательную силу женской эротики.

Художник Исаак Левитан с восторгом взирает на русскую природу, вызывающую у него слезы умиления.

Любовно-признательное изображение русской природы делает картины Левитана национальным достоянием России.

Левитан одухотворяет природу светлой поэзией.

Левитан появляется на свет в предосеннюю пору, чтобы стать певцом золотой осени!

У «осеннего» Исаака Левитана есть музыкальный двойник – Александр Глазунов.

Исаак Левитан – лирик в пейзаже, Валентин Серов – в портрете. Вполне естественно, что их связывают дружеские отношения.

Математика, философия, религия, мудрость: вот четыре ступени восхождения к истине британского ученого-мыслителя Альфреда Норт Уайтхеда.

Австрийский теософ Рудольф Штейнер – проповедник всечеловеческой мудрости.

Штейнер находится с вечностью в полном согласии, ибо без страха смотрит в бесконечное прошлое и бесконечное будущее.

Штейнер дает людям ключи к духовному постижению мира, чтобы они видели невидимое, слышали неслышимое, ощущали неощущаемое.

Штейнер на полном серьезе убеждает нас, что мы говорим устами умерших.

Штейнер – немецкий Заратустра: правда, штейнеризм в отличие от зороастризма не стал государственной религией.

Рудольф Штейнер – скорее Плотин, чем Платон.

У Фридриха Ницше – «сверхчеловек», у Рудольфа Штейнера – «духочеловек». Ницше – философ, Штейнер – мудрец.

Ницше – идеолог «высшей расы», Штейнер – всего человечества.

Лирика индийского поэта, писателя, композитора, художника Рабиндраната Тагора – неиссякаемый источник духовной красоты.

Тагор – утреннее солнце завтрашнего справедливого общества.

Тагор – светильник надежды.

Тагор омывает сердца людей родниковой водой красоты и мудрости.

Тагор прославляет Всевышнего под аккомпанемент «арфы жизни». Давайте вслушаемся в его стихи:

Открылось утром сердце ненароком,
И влился мир в него живым потоком.
Недоуменно я следил глазами
За золотыми стрелами-лучами.
Аруны показалась колесница,
И утренняя пробудилась птица,
Приветствуя зарю, защебетала,
И все вокруг еще прекрасней стало.
Как брат, мне небо крикнуло: «Приди!»
И я припал, прильнул к его груди,
Я по лучу поднялся к небу, ввысь,
Щедроты солнца в душу пролились.
Возьми меня, о солнечный поток!
Направь ладью Аруны на восток
И в океан безбрежный, голубой
Возьми меня, возьми меня с собой!


Индийский писатель, лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор и знаменитый богослов Августин Блаженный создают вдохновенные гимны Творцу мира. Прошло 16 столетий после кончины епископа Гиппонского, а человечество продолжает возносить хвалу Отцу Небесному!

Иоганн Гёте, Лев Толстой, Рабиндранат Тагор – атланты, держащие на руках небосвод литературы!

Музыка композитора Антония Аренского тепла и светла. Она погружает в блаженную негу – такую, какую испытывает всякая живность, согревшись на солнышке.

Музыка Аренского – по-домашнему уютная и теплая. Она располагает к доверительной беседе.

Музыка Аренского притягивает неподдельной сердечностью.

Музыка Аренского умиляет и радует душу.

Аренский – композитор-эпикуреец. Его музыка проста, ясна, красива, по-детски непосредственна. Она манит взор хороводом белых ромашек на лугу, игрой солнечных зайчиков в воде. От нее исходит аромат зрелых плодов, рождается праздничное настроение – точно такое, какое посещает людей после сбора урожая.

Антоний Аренский запечатлевает красоту и радость земного бытия. Его музыка сопоставима с праздничными стихами поэтов Ивана Никитина, Ивана Сурикова, Константина Фофанова.

Черты гедонистической безмятежности присутствуют в музыке Аренского, Лядова, Глазунова. Аналогичное настроение встречаем в живописи Коровина, Головина, Серова. Нередко их полотна радуют погожими деньками бабьего лета.

В произведениях Антония Аренского – спокойная лирика, в музыке его ученика Сергея Рахманинова – порывистая. Аренский – безмятежный, Рахманинов – тревожный.

Вместе с музыкой Антония Аренского и картинами Зинаиды Серебряковой уносимся в мир счастливого детства и волшебной красоты.

Тепло музыки Антония Аренского передается горячему Рейнгольду Глиэру, от Глиэра – огненному Араму Хачатуряну. Налицо эстетическая преемственность между этими композиторами.

Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен выступал на международных конференциях с благотворительными проектами. В его личности гармонично сочетались ученый и общественный деятель. К самым значительным делам Нансена надо отнести: содействие обретению независимости Норвегии, помощь беженцам Первой мировой войны и голодающим России. За эти акции норвежец был удостоен Нобелевской премии мира.

Живя в российской глубинке, художник Андрей Рябушкин и писатель Михаил Пришвин испытывали восторженную любовь к русской природе и родному краю. Они любовались изделиями старинных мастеров и высоко ценили культурное наследие древней Руси.

Колористически богатая живопись театрального художника Константина Коровина еще раз подтверждает мысль, высказанную его собратом по кисти Михаилом Врубелем: «Истина – красота».

Без театрально-декоративной живописи Константина Коровина и Александра Головина ведущие театры мира не знали бы, что такое праздничное ликование красоты.

Премьер-министр Пётр Столыпин – железная длань царского режима.

Не один раз экстремисты взрывали квартиру правого политика Столыпина и левого философа Сартра: крайности сопутствует крайность.

Пётр Столыпин – политик с диктаторскими наклонностями. Он, в некотором смысле, - предтеча Иосифа Сталина.

Наивное искусство грузинского художника Нико Пиросмани гениально. В чем состоит тайна его популярности? В отображении грузинской первозданности, в неиссякаемом жизнелюбии грузинского народа.

В романах австрийского писателя Артура Шницлера любовные отношения между мужчиной и женщиной погружены в таинственный полумрак недосказанности. Они изливают тонкий фиалковый аромат. Творчество Шницлера принадлежит к венскому импрессионизму. Литератор находится в дружеских отношениях с Фрейдом, Герцлем, Генрихом Манном. Его книги, наряду с книгами других писателей-евреев, фашисты сжигают на костре.

Константин Фофанов – поэт сказочных гротов и лазурных небес. Фофанов – яркий представитель интуитивного творчества: он пишет стихи, как щебечет ласточка. В нем присутствует стремление зафиксировать нечто мимолетное, неуловимое. Жизнь поэта-декадента закончилась беспробудным пьянством и нищетой. Как говорится: высоко взлетел да низко пал!

В религиозной и портретной живописи Михаила Нестерова запечатлена вековая дума русского народа об Отчизне.

Родная природа, святая Русь, преподобный Сергий Радонежский – вот главные темы художника Нестерова-человека с большим любящим сердцем.

Нестеров – художник-летописец. Он изображает древнюю Русь в сказочно-легендарных и удивительно живых образах.

Предмет особого внимания Нестерова – внутренняя красота верующих людей.

Православная красота на картинах Нестерова незабываема.

Картины австрийского художника Густава Климта притягивают внимание таинством красивой женщины.

Климт покрывает обнаженное женское тело тонкой вуалью эротики.

Климт высоко ценит физическое и духовное совершенство женщины. Так в живописи. А в жизни? Поговаривают, что у него было от трех до сорока незаконнорожденных детей!

Французский композитор Клод Дебюсси – непревзойденный мастер акварельного письма в музыке.

В импрессионистической музыке Дебюсси отображается природа и впечатление от природы. Следовательно, она имеет у него два уровня: изображение объективного мира и субъективное отношение к миру.

Дебюсси – всеобъемлющий пантеист. Он без остатка растворяется в природе, испытывает радость от полного слияния с природной стихией.

Дебюсси воплощает в музыке поэзию лунного света.

Дебюсси, любуясь красотой природы, ищет в ней тайный смысл.

Дебюсси видит природу всем своим поэтическим существом.

Дебюсси создает тонкую, изысканную музыкальную красоту.
 
Фортепианная музыка Дебюсси светится перламутровым японским блеском.

Неповторима оркестровая музыка Дебюсси: интеллект композитора строит ажурные звуковые конструкции, наполненные воздухом и пространством.

Тихая задумчивость определяет интимный характер лирики Дебюсси.

В начале XX века у российских читателей пользуется успехом религиозная проза Сергея Нилуса. Способствуют этому тургеневские красоты в описаниях русской природы и лесковская молитвенная патетика православного содержания. Сергею Нилусу выпадает редкое счастье: его душа благоговеет перед Богом, а глаза видят красоту Божьего мира.

Нельзя не проникнуться симпатией к страстным, экзальтированным рассказам Нилуса о своем пути к Богу, о жажде прикоснуться к христианским ценностям, к православным святыням.

По словам Нилуса, верующие в Бога – это скромные «труженики христианского духа». На их плечах держится святая церковь, белое и черное духовенство.

Бельгийский драматург Морис Метерлинк дарит людям детскую мечту о «синей птице».

Метерлинк пристально всматривается в загадочный потусторонний мир.

Бесполезно искать ключ счастья в романтическом сумраке пьес Метерлинка.

Содержание драматургии Метерлинка определяют три идеи:
- детская мечта о синей птице;
- самоотверженная любовь женщины;
- слепые люди, смотрящие в вечность.
Герой пьес Метерлинка с самого рождения попадает в замкнутый круг жизни!

О.Генри – пастор добра в американской литературе.

Благородство человека определяется повседневной готовностью жертвовать собой ради счастья другого человека – такова простая философия О.Генри.
 
О.Генри ищет доброту в человеке, оказавшемся в затруднительном положении.

О.Генри – романтик-сказочник, дающий бедным людям надежду на счастливое будущее. Его рассказы дышат добротой, согревают сердце, хотя всем понятно, что реальная жизнь сурова.

Идеал О.Генри – добродетельный человек.

О.Генри – душевно отзывчивый гуманист, снисходительный к недостаткам простых людей.

Бывает так, что в ненастный день на минутку проглядывает солнышко. Это чудо совершает в своих рассказах волшебник О.Генри.

О.Генри – американский Ганс Христиан Андерсен, утешитель людских сердец.

О.Генри – мастер короткого рассказа, литературный собрат Антона Павловича Чехова.

Уолт Уитмен – певец жизни, Джек Лондон – защитник справедливости, О.Генри – проповедник добра. Жизнь, общество, человек – вот какая идейная эволюция происходит в умах американских писателей XIX-XX столетий.

В талантливом парафразе на тему шекспировского короля Лира, немецкий драматург Герхард Гауптман обнажает душевную глухоту и черствость детей к родителям.

Драматургия Гауптмана наполнена конфликтами между уродствами жизни и красотой человеческой души. В каждой его драме идеализм духа противостоит низкой правде.

Творчество Гауптмана, удостоенное Нобелевской премии, встречает повышенное внимание со стороны общества.

Признанный мастер лирического пейзажа Василий Николаевич Бакшеев на полотне «Голубая весна» воплотил Россию, которая наполняет душу свежестью и заставляет трепетать сердце. Надо заметить, что он следовал традициям русского искусства второй половины XIX века, в том числе своих именитых учителей – Маковского, Саврасова, Поленова. Мастера с полным основанием называли художником «откровений красоты».

Поэзия Семёна Надсона чарует скромной красотой анютиных глазок.

В стихах Надсона, прожившего всего 24 года, запечатлено безмолвное страдание молодого человека и его горячее сочувствие людям.

Искренний тон стихов Надсона очаровывает публику. Единственный сборник поэта выдерживает 29 изданий!

Надсон – кумир русской молодежи, которая на руках несет его гроб к месту захоронения.

Александр Валентинович Амфитеатров – прозаик, публицист, журналист, фельетонист, драматург, литературный и театральный критик, переводчик, масон, певец. Амфитеатровым написано около 30 романов. Он блестяще владел литературным языком. С одной стороны он дружил с Максимом Горьким, с другой, - обличал императора Николая II и Владимира Ленина. Писатель критически относился ко всем властям и ко всем знаменитым людям. Амфитеатров использовал псевдоним «московский Фауст», хотя на самом деле он был всероссийским Мефистофелем.

Актерская система Константина Сергеевича Станиславского опиралась на психологизм великой русской литературы.

Станиславский требовал от актеров жизненной правды и высочайшего художественного мастерства.

Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко – революционеры духа, сметавшие костные традиции в театре.

Поэзия и проза Фёдора Сологуба испускают сладкий тлен смерти.

Прозу Сологуба оживляет нервный психологизм.

Сологубу-прозаику не чужд интерес к садистскому комплексу любви и ненависти.

С чувством фаталистической обреченности герой романа «Мелкий бес» Сологуба подступает к черте неведомого, мрачного, холодного инобытия. Выбиваясь из последних сил, он падает ниц перед громадой вечности.

Утонченный эстетизм прозы Сологуба испускает смрадный запах.

Фёдор Сологуб – творческий преемник Фёдора Достоевского.

Фёдор Сологуб – сумрачный декадент, Константин Бальмонт – солнечный демиург.

Тема чувственной извращенности романа «Мелкий бес» Фёдора Сологуба переходит в роман «Лолита» Владимира Набокова.


Рецензии