Великие люди от Авраама до Хокинга 30
В симфониях австрийского композитора Густава Малера присутствует трагическая лирика и неодолимый порыв к счастью.
Чтобы воплотить в музыке вселенскую трагедию и величие человеческого духа, Малер создает беспрецедентно масштабные симфонии.
Малеру доступно бесконечное многообразие жизни, простирающейся от невесомой паутинки до вселенской катастрофы!
Неудержимый дух, достигнув вершин славы, возвращается к безмятежному покою, к полному и завершенному катарсису – вот что происходит в грандиозных симфонических полотнах Малера.
Симфонии Малера – это вселенский театр оркестровых тембров и красок.
В психологически напряженных симфониях Малер собирает райские цветы в долинах ада.
Трагедийные симфонии Малера воплощают эпоху заката Священной Римской империи!
В музыкальном сознании Малера есть предощущение распада великой державы. Композитор испытывает ностальгию по славному прошлому Отчизны.
Симфонии Малера – это горное путешествие: взор манят альпийские луга и снежные вершины, привлекают внимание яркие сельские праздники, слышны пастушеские рога, охотничьи горны, старожилы рассказывают о славных походах, о доблести воинов, победах и поражениях. Да, теперь для Австрийской империи наступили не лучшие времена!
В последних симфониях Малер подобен садовнику-цветоводу, который, выращивая цветы в оранжереях, опасается, что зимний ветер погубит нежные растения. Малер полон трагических предчувствий.
…
В изысканно-красивых плакатах чешский художник Альфонс Муха открыл европейцам притягательную силу женской эротики.
…
Художник Исаак Левитан с восторгом взирает на русскую природу, вызывающую у него слезы умиления.
Любовно-признательное изображение русской природы делает картины Левитана национальным достоянием России.
Левитан одухотворяет природу светлой поэзией.
Левитан появляется на свет в предосеннюю пору, чтобы стать певцом золотой осени!
У «осеннего» Исаака Левитана есть музыкальный двойник – Александр Глазунов.
Исаак Левитан – лирик в пейзаже, Валентин Серов – в портрете. Вполне естественно, что их связывают дружеские отношения.
…
Математика, философия, религия, мудрость: вот четыре ступени восхождения к истине британского ученого-мыслителя Альфреда Норт Уайтхеда.
…
Австрийский теософ Рудольф Штейнер – проповедник всечеловеческой мудрости.
Штейнер находится с вечностью в полном согласии, ибо без страха смотрит в бесконечное прошлое и бесконечное будущее.
Штейнер дает людям ключи к духовному постижению мира, чтобы они видели невидимое, слышали неслышимое, ощущали неощущаемое.
Штейнер на полном серьезе убеждает нас, что мы говорим устами умерших.
Штейнер – немецкий Заратустра: правда, штейнеризм в отличие от зороастризма не стал государственной религией.
Рудольф Штейнер – скорее Плотин, чем Платон.
У Фридриха Ницше – «сверхчеловек», у Рудольфа Штейнера – «духочеловек». Ницше – философ, Штейнер – мудрец.
Ницше – идеолог «высшей расы», Штейнер – всего человечества.
…
Лирика индийского поэта, писателя, композитора, художника Рабиндраната Тагора – неиссякаемый источник духовной красоты.
Тагор – утреннее солнце завтрашнего справедливого общества.
Тагор – светильник надежды.
Тагор омывает сердца людей родниковой водой красоты и мудрости.
Тагор прославляет Всевышнего под аккомпанемент «арфы жизни». Давайте вслушаемся в его стихи:
Открылось утром сердце ненароком,
И влился мир в него живым потоком.
Недоуменно я следил глазами
За золотыми стрелами-лучами.
Аруны показалась колесница,
И утренняя пробудилась птица,
Приветствуя зарю, защебетала,
И все вокруг еще прекрасней стало.
Как брат, мне небо крикнуло: «Приди!»
И я припал, прильнул к его груди,
Я по лучу поднялся к небу, ввысь,
Щедроты солнца в душу пролились.
Возьми меня, о солнечный поток!
Направь ладью Аруны на восток
И в океан безбрежный, голубой
Возьми меня, возьми меня с собой!
Индийский писатель, лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор и знаменитый богослов Августин Блаженный создают вдохновенные гимны Творцу мира. Прошло 16 столетий после кончины епископа Гиппонского, а человечество продолжает возносить хвалу Отцу Небесному!
Иоганн Гёте, Лев Толстой, Рабиндранат Тагор – атланты, держащие на руках небосвод литературы!
…
Музыка композитора Антония Аренского тепла и светла. Она погружает в блаженную негу – такую, какую испытывает всякая живность, согревшись на солнышке.
Музыка Аренского – по-домашнему уютная и теплая. Она располагает к доверительной беседе.
Музыка Аренского притягивает неподдельной сердечностью.
Музыка Аренского умиляет и радует душу.
Аренский – композитор-эпикуреец. Его музыка проста, ясна, красива, по-детски непосредственна. Она манит взор хороводом белых ромашек на лугу, игрой солнечных зайчиков в воде. От нее исходит аромат зрелых плодов, рождается праздничное настроение – точно такое, какое посещает людей после сбора урожая.
Антоний Аренский запечатлевает красоту и радость земного бытия. Его музыка сопоставима с праздничными стихами поэтов Ивана Никитина, Ивана Сурикова, Константина Фофанова.
Черты гедонистической безмятежности присутствуют в музыке Аренского, Лядова, Глазунова. Аналогичное настроение встречаем в живописи Коровина, Головина, Серова. Нередко их полотна радуют погожими деньками бабьего лета.
В произведениях Антония Аренского – спокойная лирика, в музыке его ученика Сергея Рахманинова – порывистая. Аренский – безмятежный, Рахманинов – тревожный.
Вместе с музыкой Антония Аренского и картинами Зинаиды Серебряковой уносимся в мир счастливого детства и волшебной красоты.
Тепло музыки Антония Аренского передается горячему Рейнгольду Глиэру, от Глиэра – огненному Араму Хачатуряну. Налицо эстетическая преемственность между этими композиторами.
…
Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен выступал на международных конференциях с благотворительными проектами. В его личности гармонично сочетались ученый и общественный деятель. К самым значительным делам Нансена надо отнести: содействие обретению независимости Норвегии, помощь беженцам Первой мировой войны и голодающим России. За эти акции норвежец был удостоен Нобелевской премии мира.
…
Живя в российской глубинке, художник Андрей Рябушкин и писатель Михаил Пришвин испытывали восторженную любовь к русской природе и родному краю. Они любовались изделиями старинных мастеров и высоко ценили культурное наследие древней Руси.
…
Колористически богатая живопись театрального художника Константина Коровина еще раз подтверждает мысль, высказанную его собратом по кисти Михаилом Врубелем: «Истина – красота».
Без театрально-декоративной живописи Константина Коровина и Александра Головина ведущие театры мира не знали бы, что такое праздничное ликование красоты.
…
Премьер-министр Пётр Столыпин – железная длань царского режима.
Не один раз экстремисты взрывали квартиру правого политика Столыпина и левого философа Сартра: крайности сопутствует крайность.
Пётр Столыпин – политик с диктаторскими наклонностями. Он, в некотором смысле, - предтеча Иосифа Сталина.
…
Наивное искусство грузинского художника Нико Пиросмани гениально. В чем состоит тайна его популярности? В отображении грузинской первозданности, в неиссякаемом жизнелюбии грузинского народа.
…
В романах австрийского писателя Артура Шницлера любовные отношения между мужчиной и женщиной погружены в таинственный полумрак недосказанности. Они изливают тонкий фиалковый аромат. Творчество Шницлера принадлежит к венскому импрессионизму. Литератор находится в дружеских отношениях с Фрейдом, Герцлем, Генрихом Манном. Его книги, наряду с книгами других писателей-евреев, фашисты сжигают на костре.
…
Константин Фофанов – поэт сказочных гротов и лазурных небес. Фофанов – яркий представитель интуитивного творчества: он пишет стихи, как щебечет ласточка. В нем присутствует стремление зафиксировать нечто мимолетное, неуловимое. Жизнь поэта-декадента закончилась беспробудным пьянством и нищетой. Как говорится: высоко взлетел да низко пал!
…
В религиозной и портретной живописи Михаила Нестерова запечатлена вековая дума русского народа об Отчизне.
Родная природа, святая Русь, преподобный Сергий Радонежский – вот главные темы художника Нестерова-человека с большим любящим сердцем.
Нестеров – художник-летописец. Он изображает древнюю Русь в сказочно-легендарных и удивительно живых образах.
Предмет особого внимания Нестерова – внутренняя красота верующих людей.
Православная красота на картинах Нестерова незабываема.
…
Картины австрийского художника Густава Климта притягивают внимание таинством красивой женщины.
Климт покрывает обнаженное женское тело тонкой вуалью эротики.
Климт высоко ценит физическое и духовное совершенство женщины. Так в живописи. А в жизни? Поговаривают, что у него было от трех до сорока незаконнорожденных детей!
…
Французский композитор Клод Дебюсси – непревзойденный мастер акварельного письма в музыке.
В импрессионистической музыке Дебюсси отображается природа и впечатление от природы. Следовательно, она имеет у него два уровня: изображение объективного мира и субъективное отношение к миру.
Дебюсси – всеобъемлющий пантеист. Он без остатка растворяется в природе, испытывает радость от полного слияния с природной стихией.
Дебюсси воплощает в музыке поэзию лунного света.
Дебюсси, любуясь красотой природы, ищет в ней тайный смысл.
Дебюсси видит природу всем своим поэтическим существом.
Дебюсси создает тонкую, изысканную музыкальную красоту.
Фортепианная музыка Дебюсси светится перламутровым японским блеском.
Неповторима оркестровая музыка Дебюсси: интеллект композитора строит ажурные звуковые конструкции, наполненные воздухом и пространством.
Тихая задумчивость определяет интимный характер лирики Дебюсси.
…
В начале XX века у российских читателей пользуется успехом религиозная проза Сергея Нилуса. Способствуют этому тургеневские красоты в описаниях русской природы и лесковская молитвенная патетика православного содержания. Сергею Нилусу выпадает редкое счастье: его душа благоговеет перед Богом, а глаза видят красоту Божьего мира.
Нельзя не проникнуться симпатией к страстным, экзальтированным рассказам Нилуса о своем пути к Богу, о жажде прикоснуться к христианским ценностям, к православным святыням.
По словам Нилуса, верующие в Бога – это скромные «труженики христианского духа». На их плечах держится святая церковь, белое и черное духовенство.
…
Бельгийский драматург Морис Метерлинк дарит людям детскую мечту о «синей птице».
Метерлинк пристально всматривается в загадочный потусторонний мир.
Бесполезно искать ключ счастья в романтическом сумраке пьес Метерлинка.
Содержание драматургии Метерлинка определяют три идеи:
- детская мечта о синей птице;
- самоотверженная любовь женщины;
- слепые люди, смотрящие в вечность.
Герой пьес Метерлинка с самого рождения попадает в замкнутый круг жизни!
…
О.Генри – пастор добра в американской литературе.
Благородство человека определяется повседневной готовностью жертвовать собой ради счастья другого человека – такова простая философия О.Генри.
О.Генри ищет доброту в человеке, оказавшемся в затруднительном положении.
О.Генри – романтик-сказочник, дающий бедным людям надежду на счастливое будущее. Его рассказы дышат добротой, согревают сердце, хотя всем понятно, что реальная жизнь сурова.
Идеал О.Генри – добродетельный человек.
О.Генри – душевно отзывчивый гуманист, снисходительный к недостаткам простых людей.
Бывает так, что в ненастный день на минутку проглядывает солнышко. Это чудо совершает в своих рассказах волшебник О.Генри.
О.Генри – американский Ганс Христиан Андерсен, утешитель людских сердец.
О.Генри – мастер короткого рассказа, литературный собрат Антона Павловича Чехова.
Уолт Уитмен – певец жизни, Джек Лондон – защитник справедливости, О.Генри – проповедник добра. Жизнь, общество, человек – вот какая идейная эволюция происходит в умах американских писателей XIX-XX столетий.
…
В талантливом парафразе на тему шекспировского короля Лира, немецкий драматург Герхард Гауптман обнажает душевную глухоту и черствость детей к родителям.
Драматургия Гауптмана наполнена конфликтами между уродствами жизни и красотой человеческой души. В каждой его драме идеализм духа противостоит низкой правде.
Творчество Гауптмана, удостоенное Нобелевской премии, встречает повышенное внимание со стороны общества.
…
Признанный мастер лирического пейзажа Василий Николаевич Бакшеев на полотне «Голубая весна» воплотил Россию, которая наполняет душу свежестью и заставляет трепетать сердце. Надо заметить, что он следовал традициям русского искусства второй половины XIX века, в том числе своих именитых учителей – Маковского, Саврасова, Поленова. Мастера с полным основанием называли художником «откровений красоты».
…
Поэзия Семёна Надсона чарует скромной красотой анютиных глазок.
В стихах Надсона, прожившего всего 24 года, запечатлено безмолвное страдание молодого человека и его горячее сочувствие людям.
Искренний тон стихов Надсона очаровывает публику. Единственный сборник поэта выдерживает 29 изданий!
Надсон – кумир русской молодежи, которая на руках несет его гроб к месту захоронения.
…
Александр Валентинович Амфитеатров – прозаик, публицист, журналист, фельетонист, драматург, литературный и театральный критик, переводчик, масон, певец. Амфитеатровым написано около 30 романов. Он блестяще владел литературным языком. С одной стороны он дружил с Максимом Горьким, с другой, - обличал императора Николая II и Владимира Ленина. Писатель критически относился ко всем властям и ко всем знаменитым людям. Амфитеатров использовал псевдоним «московский Фауст», хотя на самом деле он был всероссийским Мефистофелем.
…
Актерская система Константина Сергеевича Станиславского опиралась на психологизм великой русской литературы.
Станиславский требовал от актеров жизненной правды и высочайшего художественного мастерства.
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко – революционеры духа, сметавшие костные традиции в театре.
…
Поэзия и проза Фёдора Сологуба испускают сладкий тлен смерти.
Прозу Сологуба оживляет нервный психологизм.
Сологубу-прозаику не чужд интерес к садистскому комплексу любви и ненависти.
С чувством фаталистической обреченности герой романа «Мелкий бес» Сологуба подступает к черте неведомого, мрачного, холодного инобытия. Выбиваясь из последних сил, он падает ниц перед громадой вечности.
Утонченный эстетизм прозы Сологуба испускает смрадный запах.
Фёдор Сологуб – творческий преемник Фёдора Достоевского.
Фёдор Сологуб – сумрачный декадент, Константин Бальмонт – солнечный демиург.
Тема чувственной извращенности романа «Мелкий бес» Фёдора Сологуба переходит в роман «Лолита» Владимира Набокова.
Свидетельство о публикации №221042401478