Глава 19. Хроника катастрофы глазами прессы

Глава 19. Хроника катастрофы глазами прессы.

Новый 1997 год подступал буднично, без приподнятого настроения, без особых надежд, и без веры в то, что в ближайшее время всё как-то изменится к лучшему. Хуже бы не стало! Штольц выдержал испытание новой должностью, приспособился к изменившимся условиям работы и желал лишь одного – стабильности в Новом году. И тогда он сумеет ещё, некоторое время, руководить сетью и поддерживать здоровье своё, хотя бы на уровне прошлого года. Сумеет окончательно приспособиться. Сумеет жить с ним – таким как есть, сохраняя возможность, зарабатывать на жизнь, и в более-менее нормальных условиях растить детей.
Утром, первого января, в восемь часов утра прозвучал телефонный звонок. Срочно к девяти часам необходимо было явиться в Городскую администрацию. Объявлен экстренный сбор всех руководителей. Штольц почуял недоброе, чертыхнулся в душе - явно произошло что-то нехорошее. Он быстро собрался, завёл Жигули и к назначенному времени успел явиться к месту сбора. Осмотрелся.

В зале заседаний в основном находились представители народного образования, здравоохранения, энергетики и похоже – начальники домоуправлений. Руководителей крупных предприятий не было. Оказалось, что их в это же время собирает областная администрация.
Городское начальство задерживалось. В зале царила тревожная атмосфера. Люди строили догадки, переговаривались, недоумевали. И по разговорам понятно было - похоже, разморозили город.
Описание тех событий, которые происходили в Синегорске в последующем, целых два месяца и далее – до прихода весны, достоверно изложены в областной газете и здесь, целесообразно рассказать о них, словами её корреспондентов:   

«ЧП» городского масштаба».
Микрорайоны остались без тепла
в тридцатиградусный мороз.

О критической ситуации с теплоснабжением в областном центре нас уведомляли руководители города все предновогодние дни. Мазут был на исходе. Температура в сетях держалась минимальной, кое-где в домах стали размораживаться батареи. 30 декабря, когда, мазут поступил, и температура начала подниматься, аварии посыпались одна за другой, лопались ледяные батареи, шла утечка воды в теплосетях, особенно в Боровском и Васильковском микрорайонах. Подачу тепла пришлось остановить. Доведённые до отчаяния люди стучались во все административные двери. В некоторых домах Боровского микрорайона аварии тепловые сопровождались авариями энергетическими, несколько суток.
Городской штаб по чрезвычайным ситуациям заседал непрерывно. Было создано 19 мобильных бригад. Принято решение создать штабы по ремонту и эксплуатации жилья при каждом предприятии, чтобы контролировать ситуацию, блокировать массовую утечку воды из теплосети, а потом запускать один за другим дома, не допуская дальнейшего замораживания кварталов.

Чрезвычайная ситуация, создавшаяся в городе, не была такой уж большой неожиданностью. Мало того, при нынешней подготовке к зиме, она не могла не случиться. Ещё в июле наша газета обстоятельно доказывала это в критической статье «Затянувшаяся пауза в подготовке к зиме может заморозить город». Выводов же из реальных прогнозов сделано не было. Наоборот, на всё лето распустили из-за безденежья и реорганизации домоуправления, отопительные системы не готовились, мазутохранилища не заполнялись. Несмотря на наличие множества фирм, предлагавших топливо и в кредит и на бартер, было дано указание, работать с одной, бравшей только наличными, а потом отказавшей в сотрудничестве совсем. Отопительный сезон стоял в самом разгаре, сырье подскочило в цене, фирмы, связанные обязательствами с другими, отказывали, топливо кончалось…

Как такое могло произойти? Отвечать на эти вопросы сегодня не хочет никто. Руководители городской администрации сослались на занятость, в перерывах между совещаниями. Аким Синегорска лишь призвал всех нас держаться до последнего, правда, чего последнего, не объяснил. Директор «Синегорсктеплокоммунэнерго» Николай Фёдорович Рекин, несмотря на валящую с ног усталость всё же прояснил ситуацию. Наш разговор состоялся в 41 котельной, где только что на заседании чрезвычайной комиссии принималось решение о временном, на несколько часов, отключении самой массовой системы теплоснабжения города РК-1. Другого выхода, чтобы прояснить ситуацию и запустить гидравлику – не осталось.
- Начало сегодняшнему «ЧП» - в скоропостижной ликвидации домоуправлений, а затем, в затянувшейся передаче жилья, что, в конце концов, привело к бесхозяйственности – констатировал он.

- Бесхозность жилого фонда доходила до абсурда, самовольно выбрасывались сопловые аппараты, распределяющие равномерно тепло и горячую воду. Делая хорошо своему, дому ушлые умельцы морозили других. В отопительный сезон город вступил с готовностью жилья на 3-5 процентов, и с долгами кредиторам, за сожжённый в прошлые два года мазут, до 450 млн. тенге. Несмотря на это был изыскан 71 млн. тенге и приобретено 14,8 тонн мазута. Но это была лишь капля в море. Для нормального прохождения сезона необходимо 100-120 тысяч тонн, что стоило 600 млн. тенге. И всё же не только данные обстоятельства повлияли на сложившуюся ситуацию.
К каждой зиме апробировались и проверялись тепловые сети, велась их промывка. В связи с частыми отключениями электроэнергии нынче этого не сделали. Опрессовка внутриквартальных сетей затянулась и шла практически одновременно с пуском тепла в ноябре. Зная, что денежных средств не предвидится, приняли решение снизить параметры тепла. О том, насколько его осталось, сообщали ежедневно, но призывы создать запас топлива особых результатов не дали. Тянули оставшийся мазут до предела, последний тепловой, аварийный режим сети был установлен 26 декабря с температурой воды в 40 градусов. С этого периода в домах с вялой циркуляцией, технологически неподготовленных, стали замерзать трубы.

- В первую очередь, - в Васильковском и Боровском микрорайонах. Их предприятия по ремонту и эксплуатации жилья потерпели полное фиаско в подготовке к зиме, но подключать дома к отопительной сети приходилось тепловикам без приёмки их работы. Надо было спешить. При быстро наступивших холодах другого не оставалось…
 Какой-то замкнутый круг! Но что до этого людям, встречавшим Новый год в ледяных квартирах, с прорвавшимися батареями, льющейся по этажам воде в середине зимы. Чем восполнить их моральный и материальный ущерб!
- По этому поводу нужно было своевременно принять специальное решение, а его не было.
 Дело в том, что когда долгожданное топливо поступило, кое-где было уже поздно. Многочисленные порывы разрывавшейся заледенелой гидравлики привели к невосполнимой утечке воды достигшей 420 тонн в час, что привело к полному срыву работы тепловых сетей микрорайонов «Боровской», «Васильковский», «Сункар», домов по ул. М. Габдуллина, Кирова и др. В этой ситуации оставалось единственное – освободить от них главный ствол системы, выявить места утечки. Игнорируя это, жильцы самостоятельно начали производить подключение своих домов, что усугубило обстановку.

- Что же им оставалось делать, если вода в их домовых системах не слита! Ждать, когда начнут разрываться батареи?
- Действовавшие мобильные бригады производили это. Другое дело, что они не везде успевали, и жильцам как раз надо было помочь им. Но чёткости действий не получилось, и процесс наладки затянулся. Штабы такой помощи при каждом бывшем домоуправлении стали создаваться, но уже – после 3 января. Наладили с ними прямую связь. Если для проверки открывалось тепло, и обнаруживалась какая-либо утечка воды, то дом отключался от теплоснабжения, чтобы сохранить следующие по трассе дома, не разморозить их. Только благодаря этому не лишились тепла кварталы улиц Кирова, Сакко и Ванцетти, Советской и многих других.
А тем, кто действительно хочет сохранить тепло в своём доме, нужно помочь устранить сквозняки в подвалах, наложить бандажи на местах порывов труб, не допускать утечки воды. Работы много. Первейшей нашей задачей было сохранить объекты жизнеобеспечения, все больницы, роддом и другие учреждения, где последствия холода особенно непредсказуемы. И мы добились этого. После ликвидации аварий подключены тепловые объекты НГЧ железной дороги, двенадцатиэтажки… Бригады ликвидируют порывы.

- И всё же микрорайоны с людьми восьмые сутки остаются в ледяных объятьях. Старики и дети, больные и здоровые переживают блокаду холодом, приобретая стрессы и неврозы, от такой непредсказуемой жизни. А вдруг, это топливо через неделю кончится снова, что, начнём всё сначала?
- В сутки РК должна сжигать в эти морозы 650-700 тонн топлива. Мы, конечно, опять наполовину сдерживаем необходимую подачу, чтобы растянуть поступивший мизер и сохранить циркуляцию воды. Но мазут поступает. Взят кредит на 9 млн. тенге, решается вопрос о кредите в 100 миллионов в Народном банке. Рассчитавшись с долгами, сделав предоплату, сможет помочь в создавшейся ситуации каждый.
 
Испытания морозами набирают силу. Первые же из них не выдержали жизнеобеспечивающие город службы, проявив и свою неспособность, и нерасторопность, и халатность. Не предприняла вовремя необходимых усилий по спасению города и администрация. Каждодневные предупреждения по радио и по телевидению об оставшемся на несколько дней, часов, топливе больше походили на фронтовые сводки. Но у нас, слава богу, не война, и рядом, в других казахстанских городах нет ни таких проблем, ни таких ситуаций, в героических преодолениях которых не было бы никакой нужды сегодня, не создай их вчера…
…Когда уже верстался номер, нам сообщили, что центральная тепловая магистраль уже заработала, и началось подключение к ней домов и кварталов. Принялись за работу ответственные за внутридомовые системы специалисты жилищно-эксплуатационных предприятий, меняют батареи, отогревают ледяные стояки с водой. Но работы предстоит ещё немало. Дай-то Бог, чтобы эта ситуация чему-то нас научила.
                С. Мякота.

«На аварийных объектах».
Заседание областного штаба.
8 января в г. Синегорске в диспетчерском пункте котельной №41 под председательством первого заместителя Акима области Ф. Пресняка состоялось заседание областного оперативного штаба по ликвидации аварий на объектах теплоснабжения города. Главное внимание на нём было заострено на необходимости коренным образом улучшить восстановительные работы. Отмечалось, что график подключения тепла затягивается и срывается. Так, из 214 много-квартирных домов, находящихся в аварийном состоянии, обеспечено теплом лишь 156 и всего 27 подготовлено к пуску. За прошедшие сутки отлажены системы отопления только в трёх зданиях. Лишь одна школа из шести аварийных подведена к пуску и ни одного из пострадавших четырёх дошкольных учреждений. Десять больниц было выведено в городе из строя, удалось подключить всего три. А из восьми административных зданий восстановили только два. Подобная удручающая картина и по другим объектам. Особенно тяжёлое положение сложилось в Васильковском микрорайоне. Здесь только один дом получает тепло.

Основными причинами такого напряжённого положения является слабая организаторская работа центрального, городского и трёх штабов на главных аварийных участках Синегорска. Хуже того, крайнюю безответственность и нерасторопность, а то и просто игнорирование самой насущной на сегодня проблемы областного центра проявляют руководители таких предприятий и организаций как «Казпроммонтаж», «Синегорсксельстрой», «Целинсантехмонтаж», автобусного парка, автоколонны №2557, Нефтебазы, Мехколонны-57, акционерных обществ «Минводы», «Хлеб», «Тоник», «Наука» и ряда других. Они очень слабо ведут работы по ликвидации аварий даже на тех домах, где живут их работники. Практически не выполняется установка на круглосуточное восстановление систем отопления. В результате намётки и графики срываются.
На заседании был остро поставлен вопрос о недопустимости такого положения, особенно в связи с начавшимся ухудшением погодных условий.

В то же время следует отметить добросовестную, бесперебойную и умелую работу аварийных бригад акционерного общества «Асылсу», Синегорского монтажного участка треста «Элеваторстроймонтаж», немало других, которые, не жалея сил выручают попавших в беду людей. Так, они в короткие сроки подключили к теплу ряд домов по улице Урицкого, ещё несколько зданий уже подготовлено к сдаче. Жильцы благодарны им за такой самоотверженный труд.
На заседании отмечалось, что на приобретение топливного мазута Народным банком выделен кредит на сумму более 100 миллионов тенге. Теперь ими надо умело распорядиться. Важно обеспечить своевременную доставку и правильное использование 2,5 тысяч тонн топлива из Павлодара, а также четырёх тысяч тонн из Чимкента. Следует оперативно осуществить отгрузку батарей отопления из Караганды и труб из Темиртау.
Аким области, Правительство республики держат ситуацию под контролем, оказывают необходимую помощь и содействие в ликвидации последствий аварий на объектах.
                Информбюро»

«В ледяных тисках продолжают оставаться жильцы домов центральной улицы города».

Вот уже две недели Мария Никитична Гончарова, в свои 78, – невольная заложница ледяного дома. И каждый день, едва передвигая окоченевшие ноги, в надежде ставит она на стол тарелку, наливает воду, но уже через пару часов, та замерзает без тепла – его не дают… В который уж раз спустилась к домоуправу, услышала его привычное «ждите!» и поняла, что ждать больше не может. В отчаянии позвонила в редакцию: «Не дайте пропасть!»
Человеку нужна была конкретная помощь, сейчас же, немедленно. Городская администрация предусматривает в таких случаях временное переселение пострадавших в больницу милосердия. Подумалось: «Может туда?».  Но когда вместе с советником горадминистрации М. Кохаевой мы заикнулись об этом, старушка, исступлённо колотя скрюченными руками, затвердевшие ноги навзрыд заголосила: «Я не бездомная, почему и по чьей вине я должна идти куда-то, оставаться на улице без тепла?»

Вопросы эти, такие выстраданные и горькие, пока остаются без ответа. Может, прояснит их работающая в городе правительственная комиссия, а может, опять, как уже бывало, на них не ответит никто, привычно сославшись на объективные трудности. Уже сейчас кое-где на местах наметилась тенденция сглаживания причинённого людям ущерба, подаются сведения, что оставшиеся в ледяных тисках вроде, как и единицы, хотя недоделок в каждом даже подключённом к отоплению доме, ещё очень много и не все из них могут устранить жильцы.
 Только в этом старом доме № 142 по улице Карла Маркса пожилых людей половина. Всех не переселишь, да и не хотят они бросать свой нехитрый нажитый годами скарб мародёрам, а их на чужом горе хватает. У многих квартир ведь от сырости двери не закрываются. Ажар Айдосовой 85 лет, но и она не хочет никуда уходить из своей квартиры, несмотря на то, что в ней из-за ледяных потёков сгорела электропроводка. Ночует у соседей, где есть обогреватели. Собравшись вместе, в тесных клетушках люди уже не замечают ничего – лишь бы как-то прокоротать это трудное время. В соседнем подъезде, чтобы добраться до стояков, в подвале слесари сутками сливали горячую воду, топили лёд, потом откачивали воду, но тепла так и не дали – слишком много открылось перед ними работы. Но сколько людям ещё ждать?

Спросили мы об этом и начальника второго предприятия по эксплуатации жилья Т. Амрина. По иронии судьбы контора его размещается в этом же доме, где замерзают сегодня старушки. Если даже свой дом коммунальщики не уберегли, что с них взять?  Много примеров, когда жильцы и ремонтники вместе спасали дома, собравшись той злополучной ночью, чтобы слить воду из тепловых систем. Здесь же и этого не сделали.
- Четыре дня гоняли по трубам холодную воду, - оправдывается начальник, - и каждый день я ждал команды слить её, но не получал, а дома старые с верхней разводкой теплосистем, вот и не выдержали трубы, размёрзлись.

Напрашивается справедливый вопрос: вы же стали самостоятельным предприятием, подписывали договоры на обслуживание только с жильцами, какие ещё команды нужны были вам? Налицо факт, говорящий за то, что реформы в коммунальном хозяйстве пока бумажные. В жизни всё осталось как прежде: кивают друг на друга службы, а дело не делается. Сто пять домов, обслуживаемых предприятием, подключены к РК-1, в них – самое большое число пострадавших квартир, многие из которых находятся всё ещё в холоде. Отогревают, заваривают порывы в трубах сегодня 9 бригад, 35 человек, но работа продвигается трудно, по 2-3 дня приходится возиться с каждым домом: морозы успели схватить абсолютно все перекрытия и системы. Эту бы силу да осенью, на подготовку жилья к зиме, ремонт труб, их промывку и опрессовку! Только по причине отсутствия всех этих работ даже там, где пытались сливать воду из систем, она оставалась, застряв в непродуваемых годами трубах, размораживая батареи, разрывая их на куски…
Много, очень много домов, жильцы в которых ждут очереди на подключение тепла. В ледяных домах, отогреть которые потребуются неимоверные усилия. Неготовыми оказались к ним коммунальные службы, впрочем, как и к самой зиме. Помешали инертность, неразворотливость, надежды на «авось». Вступать в зиму без необходимого запаса топлива, бесконечно экономя на нем, подвергая риску не только тепловые системы, но и самих людей – как такое могло случиться и кто за это ответит? 

Второму домоуправлению вот уже десять дней как выделено всё необходимое: дополнительная техника, люди, материалы. Но дело всё равно стопорится, не стыкуется, не доводится до конца. Дома подключаются к теплу без замены батарей, вопрос с ними до конца не решается. А как сможет отогреть промёрзшие до основания сырые стены один стояк в квартире без батареи? Тем, кто соглашается, врезают вместо них конвекторы, но разве это выход? Замену самих батарей оставляют во многих случаях на потом. На лето, что ли? Да и кто вспомнит о них летом? Неужели придётся людям всё делать самим, и очередная бесхозяйственность вновь ляжет на их плечи? Дом № 142 по улице Карла Маркса, как и другие пострадавшие «хрущёвки» в аварийном состоянии находится много лет, но ремонта не получает. Месяц назад писали жильцы в редакцию, жалобу о том, что отопительная система не промывалась несколько лет, батареи забиты грязью, в квартирах холод, на их заявления быстроменяющиеся коммунальные начальники не реагируют. Ясное дело: как мог дом в таком состоянии, выдержать аварийную ситуацию?

…Первые дни люди толпами шли в бывшее домоуправление, кричали, требовали, плакали, слушали в ответ отговорки, даже обвинения, позже контора всё чаще пустовала: разбежались из неё руководители, устали ходить без толку люди, а если и приходили спрашивать, то уже смиренно и просительно, как эти старушки, готовые на всё, только бы им помогли… Довести до такого состояния людей – как можно? Шёл 15-ый день аварий в обледеневших квартирах, где по стенам рекой лилась вода, было холоднее, чем на улице, отсутствовал газ, едва текла вода, замерзали соленья, картошка, лук, оставив старушек в зиму ни с чем. Дорогим, ох как дорогим стал не пришедший вовремя мазут, для которого всё не находилось в городе денег. На ликвидацию аварии их потребуется во стократ больше. А если учесть, что платится не только деньгами, но и здоровьем, жизнями, обречённостью на голодное существование, то определённо можно сказать, что нет цены, которую можно было бы дать за всё это…
                С. Мякота.
   


Рецензии