Салтыков - Щедрин и Лиза

 

­… С первой секунды знакомства ОН был очарован открытостью взгляда серых глаз, милыми кудряшками, игриво ниспадающими на плечи: сердце 26-летнего писателя покорили… 12-летние девочки - блезняшки. Михаил Евграфович влюбился в обеих, позднее выбор пал на Лизу.
…С будущей супругой, дочерью вице - губернатора ВЯТКИ познакомился, в его же доме, непосредственного начальника — Аполлона Петровича Болтина.

«То была первая свежая любовь моя, то были первые сладкие тревоги моего сердца!»
Признавался в своих чувствах сосланный в провинцию чиновник – (необузданный нрав, острое перо)… ожидая, пока повзрослеет его избранница - чаровница.

«Мне жизнь без Вас - сплошь маята
И тщетность серой прозы.
А мне нужна любви мечта
И трепетность мимозы.

Лишь об одном я Вас молю -
Моею будьте розой!
Я Вас люблю…Я Вас люблю
Лирично, а не прозой.

Как этот мир печально тлен,
Любовь души нетленна.
Я Вас зову в бессмертный плен
Душою сокровенно.

Войдите в плен моей души
Походкой вечной Госпожи»!

Предложение сделал когда Лизе исполнилось 14 лет, что не обрадовало родителей с обеих сторон.
Отец невесты попросил год на раздумья и лишь когда Елизавете Аполлоновне исполнилось 16, молодые поженились.
Родственники Салтыкова на венчание не приехали, на свадьбе был всего один из братьев.

«Любви все возрасты покорны», — констатировал Пушкин в «Онегине».
СВОБОДНЫЙ полёт ДУШИ совершил другой знаменитый выпускник Царскосельского лицея — Михаил Евграфович Салтыков- «Н.Щедрин»(авторский псевдоним).

Всю жизнь прожил в браке с одной женщиной – Лизой! Как и мечтал: создал свой райский сад, с его единственно прекрасной РОЗОЙ... шипы которой, порой, больно ранили.

Супруги не разделяли общих взглядов на жизнь, получив разное воспитание и образование.
Союз был сложным: разница в возрасте, не было взаимопонимания. Писатель был азартным человеком, ( что и Достоевский, Некрасов),вследствие чего проигрывал крупные суммы денег, но прожили вместе, пока смерть не разлучила.

Детство МИШЕНЬКИ - шестого ребёнка, сына Евграфа Васильевича Салтыкова, потомственного дворянина, коллежского советника и дворянки, Ольги Забелиной, (младше мужа на 25 лет), —прошло в большом доме, который не славился уютом. Вспоминал, что в 2-летнем возрасте хорошо знал, что такое порка розгами.
Не любил мать: властную, жесткую женщину, которую видел лишь тогда, когда она считала необходимым наказать наследников за непослушание, о котором ей сообщали гувернеры.
(Кто знает, может здесь истоки становления бунтарского характера: в лицейском аттестате у будущего писателя поведение было названо«довольно хорошим», а не «отличным». В списке его проступков были не только «курение, грубость, небрежность», но и «написание стихов неодобрительного содержания».В молодости Салтыков-Щедрин не обладал хорошими манерами и высокой нравственностью: прекрасно разговаривая на французском и немецком языках, не мешало ему вводить в речь ненормативную лексику. Друзья и знакомые утверждали, что он был чересчур эмоционален, находится долго в обществе Салтыкова-Щедрина было непросто. После издания своей первой статьи Салтыков-Щедрин был СОСЛАН в провинцию.

…В 10 лет Михаил Салтыков, получив начальные знания в доме отца, - далее,  зачислен в московский дворянский институт, как лучший ученик был переведен в Царскосельский лицей на бюджетное обучение, проявив себя способным, талантливым учеником.

По по окончании лицея был определен на службу в канцелярию военного министерства в Петербурге.

Посещал собрания кружка русских утопических социалистов — "пятницы" Михаила Буташевича-Петрашевского, с которым познакомился в лицее.

В "Современнике" , "Отечественные записки" были опубликованы рецензии, напечатана первая повесть Салтыкова "Противоречия", посвященная экономисту Владимиру Милютину, опубликована вторая повесть "Запутанное дело".

Выход этого произведения совпал с ужесточением цензурных ограничений после Великой французской революции и организацией секретного комитета под председательством князя Меншикова, в результате повесть была запрещена, а ее автор выслан в Вятку и назначен на должность писца в Губернском правлении.

Здесь судьба уготовила ему встречу - исток ЕГО ЛЮБВИ – ПЕРВОЙ и ЕДИНСТВЕННОЙ.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина отличались свободой мысли и особой внутренней силой.

Обладал острым умом и тонким чувством юмора, благодаря чему мог мастерски подчеркивать человеческие пороки.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина – уникальное явление в русской литературе.
Создавая их, опирался на опыт устного народного творчества, традиции русской и зарубежной сказки, но в результате сформировался совершенно новый, оригинальный жанр, в котором сочетались фантастика и злободневная политическая действительность.

Среди причин, побудивших обратиться всерьез к этому жанру, было желание ДОНЕСТИ  свое слово  до народа, так как жанр сказки хорошо знакомы каждому русскому человеку с раннего детства.

Специфической особенностью сказок является то, что содержат проблемы и образы всего творчества писателя,  идейно-тематическое богатство его сатиры, являются своеобразной,  органической частью творческого наследия.

С удивительной полнотой и точностью отразилась русская жизнь, все общественные и социальные силы пореформенной России.

В сказке «Богатырь» угадывается русское самодержавие, крепкое с виду, прогнившее внутри; в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» читатель видит представителей власти; в сказках «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Либерал» писатель зло смеется над трусостью обывателей и либералов; новое социальное явление - кулак - показан в сказке «Праздный разговор»; автор иронизирует над помещиками и попами в «Деревенском пожаре», изображает обездоленное крестьянство в сказке «Коняга».

И какая бы тема ни поднималась, в сказках Салтыкова-Щедрина превалирует  одна мысль - о принципиальном различии и непримиримости интересов трудового народа и его эксплуататоров.

Со злой иронией писатель изображает мыслителей, мечтающих о возможностях бескровного решения проблемы социального неравенства.
Таков Карась из сказки «Карась-идеалист».
Он считает зло «заблуждением умов», «порождением горькой исторической случайности», он полагается на просвещение, прогресс, ему кажется, что и «щуки к голосу правды не глухи», он верит в «бескровное преуспевание».

Острая насмешка над утопическими иллюзиями сочетается с  открытой пропагандой социалистических идей, и образ Карася не так уж прост: при всей своей наивности он в своих убеждениях последователен и, более того, готов к самопожертвованию.

В «Сказках» ярко проявились художественные приемы сатирической типизации.

Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными.
Широко используются образы животного мира.
Выбор образов, не случаен: корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы.
Герои не условные, а полновластные художественные образы, полностью сохраняющие не столько облик, сколько свойства, повадки, которыми наделил народ именно этих животных.

Широко использует писатель метод противопоставления,  показывающий социальные контрасты: мужик - генералы, Иван Бедный - Иван Богатый; заяц - волк, Коняга - Пустоплясы.

Особенностью многих сказок является идейная полемика персонажей.
Содержание отдельных сказок – развернутый диалог с начала и до конца, почти без повествования.

Символика - приём, используемый писателем, где смысловая и эмоциональная роль  огромна: примером служит пейзаж-символ в сказке «Коняга».

 ИРОНИЯ,  ЮМОР  - излюбленные  приемы  автора.

В.Г. Белинский, оценивая юмор Гоголя как «спокойный в самом своем негодовании, добродушный в самом своем лукавстве», в то же время говорил, что в творчестве бывает и другой юмор - «грозный и открытый», «желчный, ядовитый, беспощадный».

Таков  был  весь Салтыков-Щедрин, до последнего  вздоха...

" Вся наша жизнь благословенна -
И осень, и весна…
Стареет - плоть, душа - нетленна.
Так чья же в том вина?!

Быть может, в этом мудрость Бога…
Душа - Его дитя!
Сослал её Он в плоть острога
Для воспитанья «Я»".

Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН
https://stihi.ru/2021/04/05/8454
https://stihi.ru/2020/11/25/8227


К 195-летию со ДНЯ РОЖДЕНИЯ
МИХАИЛА ЕВГРАФОВИЧА САЛТЫКОВА - «ЩЕДРИНА»:
Русского писателя, журналиста, редактора журнала «Отечественные записки», Рязанского и Тверского вице-губернатора.
Отца русской сатиры, умело подмечавшего несовеншенство государственного устройства России, бюрократизм системы и деградацию элиты.
Пример самоотверженного, беззаветного служения матушке РОССИИ.

ПОСТСКРИПТУМ:

"В Царскосельском лицее, где учился юный Михаил Салтыков и где ещё витал дух Пушкинской Музы, каждый курс имел своего поэта. На XIII курсе эту роль играл Салтыков. Но ни одно из его стихотворений не носит на себе следов таланта. М. Е. Салтыков скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако лирику души он перенёс в прозу. Юмор, как и у Гоголя, чередуется в «Губернских очерках» с лиризмом: такие страницы, как обращение к провинции (в «Скуке»), производят до сих пор глубокое впечатление.
Сказочный элемент никогда не был совершенно чужд произведениям М. Е. Салтыкова: в изображения реальной жизни у него часто врывалось то, что он сам называл волшебством. Это - одна из тех форм, которые принимала сильно звучавшая в нём поэтическая жилка.
Наверное, лиризм души и позволил Салтыкову-Щедрину продолжать любить свою Лизу и сохранить их супружеский союз до самой смерти…

Спасибо, уважаемая Надежда, за прекрасную публицистическую работу, посвящённую самобытному русскому писателю Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину!!
Благодарю Вас за сотворчество и соавторство - за включение в эссе лирических строк сонета 97 и стихотворения «Вся наша жизнь благословенна»!

С искренней признательностью и теплом созвучной души соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей)".
Валерий Старостин 25.04.2021 23:36


PSS:
БЛАГОдарю за развёрнутую рецензию, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

И это прекрасно, что в рецензии ВЫ,как истинный ПИИТ - акцентировали внимание на том, что Салтыков сделал правильный жизненный выбор: став ОТЦОМ РУССКОЙ САТИРЫ.

Попав на службу в разряд молодых чиновников военного ведомства,после окончания Царскосельского лицея, (аналогом которому в наше время является "СИРИУС"), видел недочеты государственного устройства России.
Все это стало предметом его литературных изысканий, а библиография — показатель неуспокоенности,внутреннего протеста, самоотверженной  БОРЬБЫ... как писателя, публициста, так и непримиримого, высокопоставленного чиновника (на вверенных ему постах).

Щедрин-литератор вытеснит Салтыкова-чиновника, когда займёт кресло редактора журнала «Отечественные Записки», полностью посвятит себя работе писателя-сатирика, описывая жизнь обитателей российской провинции, высмеивая порядки и законы, чиновников и помещиков.

... Салтыков-Щедрин занимает первое место среди русских литераторов, публицистов - просветителей по числу слов, введённых им в русский язык!  Их  -  600!!!

Ни один писатель в произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает российскую действительность так метко и беспощадно...писал два века назад, а сюжеты похожи на то, что происходит в России сейчас.

Герои точно характеризуют современный мир,  кажется, ОН  заглянул в будущее и написал о нас:

"Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют...

Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.

Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?

Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. ЖАДНОСТЬ в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.

...Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.

Всякому безобразию своё приличие.

...Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие — для того, чтобы законодатели не коснели в праздности.

Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.

...Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним..."

СПАСИбо, уважаемый ВАЛЕРИЙ: за соАВТОРСТВО и СОзвучие в столь необходимом читателю историко - просветительском материале.
Включаю в текст эссе ВАШУ рецензию,отправляю в тираж.
Искренне

Надежда Зернова


Рецензии
Помню, как переехав в провинциальный городишко, в 10-ом классе писал сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина. Написал в виде рассказа, а не как все обычно, чем немало поразил преподавателя литературы, - "А Балуев-то чего учидил, послушайте, что он понаписал." "Учителю" даже в голову не пришло, что тем самым он показал своё невежество, о чём и писал Салтыков-Щедрин. Он обличал пороки того общества, людей и делал это мастерски, с иронией и многие чиновники легко могли узнать себя в персонажах великолепных произведений.
Читая произведения авторов в молодые годы, мы зачастую не интересуемся их личной жизнью, а она бывает не менее интересна, чем сами произведения автора. Так случилось и со мной. И сегодня я с большим интересом прочитал о его жизненном пути, семье, любви и у меня сложилась, как пазлы, полная картина жизни и творчества великого писателя Салтыкова-Щедрина! Спасибо вам, Надежда, за великолепное эссе, за просветительскую работу по воспитанию подрастающего поколения, а значит и во благо отчизны!!! Отдельное спасибо, Валерию, за прекрасные стихи!!!
С уважением, Алексей

Алексей Балуев   25.04.2021 10:13     Заявить о нарушении
БЛАГОдарю за сердечный отклик, уважаемый АЛЕКСЕЙ!

Вы правы, взрослея, всё и всех - воспринимаем под углом мудрого человека.
Сквозь призму пережитых чувств, прошедших столетий - осознанаём исторические события своего времени.

Оцениваем тех, кто был рядом в детстве, юности, помогал расправить крылья, взлететь таланту.

Я благоДАРНА журналистам "Кавказской здравницы", которые радушно принимали меня - ЮНКОРА, мои несовершенные заметки бережно корректировали, вселяли уверенность, финансово отмечая гонорарами (почтовые переводы которых мамочка хранила всю жизнь).

Повезло мне и с учителями, которым я благодарна по сей день.
Был у меня и АНГЕЛ - МАМОЧКА, что воспитала, выучила, вложила силы,научила любить
ЖИЗНЬ.

БлагоСЛОВЛЯЯ на самостоятельный полёт, дала завещание, уходя:" Будет плохо - не запирай в стенах ДУШУ, ИДИ к ЛЮДЯМ... ХОРОШИХ, гораздо БОЛЬШЕ, чем других"!

Вот так и живу её богатым наследием, радуясь малому, встречая каждый день, как последний!

Мне, публицисту, Михаил Салтыков -"Щедрин", его ТРУДЫ - (неоценимые тогда и сегодня), бесконечно ДОРОГ!
ПОНЯТЕН, актуален, своевременен в наши дни. Работал в неудобных направлениях: сатира, реализм, рассказ, хроника, роман ( «Господа Головлевы», были списаны с членов его семьи), ввел социально направленные сказки, в которых выявлял недостатки общества, стараясь привнести ПЕРЕМЕНЫ в жизнь современников.

Салтыков-Щедрин – писатель большого поэтического диапазона.
Продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С.Грибоедовым и Н.В.Гоголем.
Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Рассчитаны были не на совместное брюзжание на кухне, лавочке – на светлое будущее. Налетавший с критикой на все и вся, «умник» Салтыков-Щедрин был романтиком и идеалистом, трогательно и нежно относился к своей жене - единственной, ЛИЗЕ.

СПАСИбо за ПАМЯТЬ СВЕТЛУЮ, уважаемый АЛЕКСЕЙ!
Искренне

Надежда Зернова   25.04.2021 16:51   Заявить о нарушении