По волнам нашей памяти

   Публикация посвящена столетию директора школы-интернат номер пять департамента образования ЮУЖД Койфману* Аркадию Яковлевичу. Рассказ написан в соавторстве с Ольгой Завзиной(Фёдоровой)..
------------------------------------
Повесть о нашей школе.
  (РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ)
--------------------------------------
      10 марта каждый год отмечали день рождения гудроновской**(орской) школы- интернат департамента образования Южно-Уральской железной дороги МПС. На самом деле день рождения школы был несколькими днями раньше, но традиционно празновали это событие десятого марта.
--------------------------------------
  10 марта 2021 года было шестьдесят лет со дня образования нашей школы. Из-за пандемии это событие не отмечалось ни в широком смысле, ни на домашнем уровне.

    Южно-Уральская дорога прекратила своё существование как часть МПС, а о новом её качестве мало известий. Пассажирские поезда теперь увеличивают скорость, а количество остановок сократилось до минимума.


       Пользоваться железной дорогой стало не выгодно из-за дороговизны стоимости билетов. Люди стали пользоватся маршрутками. Станции и разъезды стали  не нужны. Персонал сократили, и школу-интернат закрыли, не подумав о детях.


      Никто  не может стереть  в нашей детской памяти наших педагогов, моих одноклассников и друзей из той жизни. А было всё: и
"Республика ШКИД" и "Доживём до понедельника".


      Образование в школе-интернат номер пять было живым воплощением фундаментального, системного образования СССР. Дома в моей многодетной семье не смогли бы дать и части такого образования.


    Наряду с общеобразовательной поготовкой в школе был сильно развит спорт: легкая атлетика, лыжи и баскетбол.
Факультативная, кружки по интересам и эстетическая подготовка были образцом лучших примеров.


      


      Нет альтернативы былой заслуги школы-интернат номер пять. За моими плечами 2 года суворовского училища и 5 лет академического системного образования в Каспийском высшем военно-морском училище имени С.М.Кирова.


      И я с твердым убеждением скажу, что основу базовых, культурных и эстетических знаний я получил в родной школе-интернате. Я после неё чувствовал себя уверенно. На ногах стоял крепко и учёба мне давлась легко и уверенно.


      Отмечая 60-летний рубеж со дня образования школы, я хочу привести отдельные примеры успехов и преимуществ советской школы из воспоминаний педогогов и выпускников легендарной школы.


      Видящий да увидит, слышащий да услышит меня.
Я обращаюсь ко всем будующим участникам этого повествования: Дорогие мои, пожалуйста делитесь своими воспоминаниями и я как отдельные главы опубликую их в этой повести. Это будет правдивая  история нашей дороги, нашей школы, наших семей и каждого из нас.


      Дело в том, что несколько ранее написанных рассказов я уже разместил на сайте Проза.ру и они войдут в повесть о школе.
  МЕДКОМИССИЯ.

  Определить меня в интернат мог только такой умный и смелый человек, как мой отец, Ерохин Алексей Григорьевич. А осуществляла операцию по сбору  оциальных и медицинских документов моя сестра Валеетина Алексеевна, которая была на 12 лет старше меня.


      Вот пройдена медкомиссия, собраны и сданы все документы,  и я зачислен в третий класс к Лидии Ивановне Зубковой и Анне Константиновне.


      ЛИНЕЙКА.


  01.09.64 года я был передан Лидии Ивановне Зубковой на "плацу" школы и постален в шеренгу класса. Кто-то улыбался из детей, кто-то смеялся, а кто-то смотрел под ноги.

      После торжественной речи Аркадия Яковлевича Койфмана, выступления завуча и комсоиольского актива прозвычало несколько речёвок и песен. А потом под бой школьного барабана нас развели по классам.


      ПОДНОЖКА.

 Класс наш размещался на первом этаже, дальний от вестибюля. Третьеклашки занимали свободные парты и я устремился между первым и вторым рядом парт в конец, на галерку.


      Я шел быстро и не заметив подсталенной Валей Шумкиной подножки растянулся во весь рост. Все засмеялись и громче всех Валя.- Зато у тебя ноги кривые,- сказал я Вале и поднявшись уселся на предпоследнюю парту. 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

   Я вспоминаю элемент воспитания из мальчиков - мужчин в школе-интернате.
После мамы у нас осталась швейная машинка
" Подольск" . Старшие сестры шили  себе наряды на машинке.


      Брат мой, 1950 года рождения, Иван Алексеевич, не только шил, но и лихо налаживал натяжение шпульки и ширину шага. Меня это занимало и сподвигло на обращение к Устинье Григорьевне с просьбой помочь овладеть навыками шитья.


      (Николай Григорьевич кроме уроков, вел технический кружок, на котором  мы с ребятами изготовили макет элетровоза, точную копию 1 к 100).


      Вам нужно было видеть лицо Устиньи Григорьевны, когда я обратился к ней с просьбой научить меня шить на швейной машинке: Как тебе не стыдно! Шить на швейной машинке. Да  ты будующий мужчина. Тиски, молоток, сверло, зубило, долото, напильник. Вот твои инструменты! А не нитки и иголки!-Рассерженно распекала меня в кабинете труда для девочек.


       Если так и дальше пойдёт, то ты скоро будешь примерять женские чулки и платье. Иди к Николаю Григорьевичу, пока тебя никто не видел. А я ни кому не скажу, а то, видите ли он шить научиться хочет!
А всего-то я хотел догнать дома брата в искусстве пользоватся швейной машинкой "Подольск". Мой старший брат уверенно стросил дома на ней. Разбирал-собирал, регулировал ширину шага и натяжение шпульки. Смазывал машинным маслом и настраивал на пошив из любого материала.


 КОНТРОЛЬНАЯ ПО
                АЛГЕБРЕ.

      По итогам четвертой четверти в классе Марлы-контрольная по алгебре. Класс усердно работал. Результат контрольной сильно влиял на четвертную и годовую оценку. Дети старались и только Коля Долгов, быстро закончив работу, смотрел по сторонам. - Ты уже написал, Коля?- Спросила Марла у Долгова? - Ну тогда сдавай работу,- попросила она Колю.


      Долгов положил двойной лист на стол и вышел из класса в то время, когда Марла находилась от стола по диагонали в дальном углу класса.


      Когда Марла перевернула двойной листок Долгова она увидела: Число, надпись: Контрольная работа и рисунок во весь лист. Надорванная пачка папирос Беломор, коробок спичек и бутылка водки "Моссковская"
Это было новое в работе Марлы и имело другие последствия для Коли Долгова.

   ВЫПУСКНОЙ 1970 ГОД

    
      К 100 - летию со дня рождения вождя пролетарской революции В.И.Ленина, учитель русского языка и литературы Флюра Кабировна Мустакимова задала нам сочинение на свободную тему.

      Решался вопрос четыре  или пять за четверть по литературе, тройку или четыре  по русскому языку. Я  решил, что это шанс! Уже тогда во мне бурлили страсти художественного вымысла  и я всегда писал неплохие сочинения.


      Пригревало весеннее солнышко из окна, была, как сегодня, среда. А в эти выходные , я был на выписке дома. Это стало содержанием моего сочинения. День в то  воскресенье был с переменной облачностью.


      Я рано встал, когда ещё все спали. Наскоро умывшись, я накинул старую отцовскую фуфайку  и вашел на улицу. Если я, на радость отцу, начну подметать двор, то всех разбужу,- подумал я.


     Тихо, чтобы не щёлкнула щеколда, я открыл калитку, и, выйдя  ну улицу, сел на лавочку у полисадника.


     Было свежо и зябко. Сквозь редкие деревья соседского палисадника и крыши землянки Захарихи пробивались первые лучи солнца. Поеживаясь от отренней прохлады, я кутался в старенькую фуфайку и испытывал от этого некоторое неудобство.


     Мне хотелось уйти в дом, где тепло и уютно. Но в это время, проходящий мимо мужчина среднего роста,  присел рядом на лавочку.


   - Ну что гУстим, молодой человек,- с улыбкой спросил он меня, чуточку картавя. - ХоОодно?- Не очень, но неприятно,- смущаясь вопросу незнакомца, ответил я.


   - Думаю, сегодня будет тёплый день, - успокоил меня незнакомец, как будто знал, что я волновался за погожесть грядущего дня.


     Для меня было действительно важно, будет ли сегодня теплая или хмурая погода. Я всю неделю учился в г.Орске в школе- интернате и лишь на день презжал в воскресенье домой. В этот день можно было поиграть с соседскими сверстниками на улице, помочь по хозяйству отцу. Хотелось в этот день хорошей погоды.


   - Как учеба? Какие ты больше любишь предметы?Хорошо ли кормят и одевают в интернате? Дружен ли ты с братьями и сестрами! Уважаешь ли, и слушаешься ли ты старших? Помогаешь ли младшим или больным? Держишь ли честное пионерское слово?- Расрашивал меня незнакомец.


    Мне было легко разговаривать с этим человеком! Он был абсолютно спокоен. Его кепка была одета как у отца. Только коричневый костюм выглядел, как новый. Тогда как мой папа, даже по праздникам, одевался  скромнее. Дядька был чисто выбрит. И только небольшая бородка и усы отличали его лицо от лица моего отца. В глазах его искрилась доброта и хитринка.


  - Это же Ленин! Владимир Ильич!- Молнией мелькнула в моей голове мысль! Вот я расскажу ему про наши хорошие пионерские дела в школе! Вот ему будет интересно!

      - Ку-у- у- ка- ре-к- у- у!-Пропел во дворе наш петух.-Ванька! Витька! Гришка!-ВставайтЯ!- услышал я голос отца и возвратился в явь моего домашнего бытия. Я недолго огорчался и вскоре забыл про сон.

      За сочинение я тогда получил пятерку.


      Хотя теперь Вам, друзья читатели, откровенно скажу: Ленин мне не приснился! Это был чистый художественный вымысел! С тех пор прошло пятьдесят  лет. И это уже история. А Вы помните свой день  пятьдесят лет назад?


    Я безмерно благодарен своим родителям, своим учителям, своей школе- интернату номер пять(восемь). Они научили меня доброму отношению к людям и окружающему меня миру, любви  к родным, близким людям и друзьям, к малой и большой Родине, и ко всему хорошему, что во мне теперь есть.

01.09.64г. город Орск.
24.04.21г. город Воронеж.
25.04.21г. город Москва.

*-15.10.1921 года в городе Днепропетровске, в семье Якова и Реббеки, родился великий сын русского народа Хацкель Яковлевич Койфман, герой ВОВ и повседневных будней нашей советской Родины, СССР.

**Гудрон, тривиальное название ж.д.ст.Орск-сортировочная.


Рецензии