Весеннее вдохновение

Несмотря на неутихающие происки вездесущего корононавируса и его коварных мутаций в Богородском городском округе Подмосковья пульсируют новые явления в череде культурных событий. Так, в Московском областном театре драмы и комедии 19 апреля прошёл весенний бал «Звёздный», организованный по инициативе учащихся Ногинского городского «Ломоносовского лицея» и руководства театра. 23 апреля в этом театре состоялась премьера спектакля «Любовь? Любовь! Любовь…», поставленного по мотивам водевилей А.П. Чехова «Медведь» и «Предложение» актрисой, выпускницей режиссёрских курсов ВГИКа Дарьей Фекленко. Это её дебют в качестве театрального режиссёра.
В апреле в Ногинской центральной библиотеке имени Пушкина прошло очередное заседание клуба «Литературные встречи», которым руководит Нэлли Литвинова. На этот раз оно было посвящено творчеству легендарного поэта Александра Блока.
В апреле также состоялось открытие двух художественных выставок живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Одна из них, под тематическим названием «Двое», открылась 8 апреля в городском Доме художника на улице Климова. Вторая весенняя выставка художников под названием «О добром и прекрасном» открылась 18 апреля в муниципальном Центре культуры имени В.Г. Калиниченко. В Центре культуры и искусств на улице Школьной в Электроуглях 24 апреля открылась выставка, посвящённая памяти художника, педагога Ногинской детской художественной школы Михаила Юганова, безвременно ушедшего из жизни в 59 лет. Организатором и инициатором проведения выставки под символическим названием «Я жив ещё…» стала его супруга, живописец и график Галина Юганова. Художники, как и все люди, смертны. Они уходят из земной жизни, но созданные ими произведения продолжают жить…

Созвучие двух мастеров кисти
На выставке в Доме художника были представлены произведения двух членов Ногинского отделения Союза художников России – Ирины Полюляевой и Владимира Хаустова, которые в апреле отметили круглые юбилейные даты со дня своего рождения. Кстати, познакомились и подружились эти два художника на пленэре. Их обоих сближает любовь к родному Подмосковью, к его неброской чарующей красоте. На пленэре к ним и пришла идея организовать совместную выставку, показать на ней свои свежие работы, пригласить коллег, общих друзей и знакомых, посмотреть на себя как бы со стороны и понять: в каком направлении им следует двигаться дальше? Следует отметить, что удачно сформированная «блочная» экспозиция выставки дала зрителям хорошую возможность оценить произведения обоих юбиляров и в индивидуальном качестве и сравнить их манеру живописи: что у них общего и чем их произведения отличаются друг от друга?
Если Владимиру Хаустову свойственна умиротворённая, размеренная и несколько сдержанная манера письма, то произведения Ирины Полюляевой отличаются творческой   импульсивностью, разной живописной тональностью, приверженностью к жанру портрета.
На открытии выставки коллега художников Константин Полетаев, в частности, сказал:
- Их объединяет душевность, художественный нерв, в каждой работе чувствуется частичка души авторов, их работы цепляют…
Председатель Ногинского отделения Союза художников России Илья Максимов отметил:
- Ирина Леонидовна и Владимир Владимирович находятся на очень серьёзном профессиональном уровне, но они никогда не останавливаются на достигнутом и двигаются вперёд. Их работы наполнены светом, солнцем, их хочется пересматривать вновь и вновь…
Для многих гостей выставки стало приятной неожиданностью то, что Ирина Полюляева не только достигла высокого уровня профессионального мастерства в живописи, но и уверенно держит в своих руках гитару, под аккомпанемент которой она исполнила несколько лирических и задушевных песен.

А где же сюжетные полотна?
Союз художников Богородского края (сейчас он переименован в Ногинское отделение Союза художников Подмосковья) в следующем году отметит 15-летие со дня своего основания. У истоков его создания стоял ныне покойный заслуженный художник РФ и отменный иконописец Александр Хопкин. Александр Николаевич в 2015 году стал Почётным академиком Российской Академии художеств и закончил работу над росписью иконостаса для церкви Архангела Михаила в Покровско-Васильевском монастыре в Павловском Посаде. До этого он более пяти лет работал над иконостасом в церкви Николая-чудотворца в селе Васютино Павлово-Посадского городского округа.
Через месяц после своего 70-летия, 18 ноября 2015 года, он скончался от рокового инсульта… Смерть, увы, часто настигает творческих людей на их взлёте, обрывая возможность реализации ими своих новых художественных замыслов. Александр Хопкин считал, что главное, чем должен руководствоваться художник, приступая к реализации того или иного творческого замысла, – это высокая идея. Я не раз бывал с ним на открытии Всероссийских выставках на Крымском валу, на межрегиональных, областных и городских выставках. И иногда он, внимательно осмотрев ту или иную экспозицию, сокрушался: «Ну, нет ни у кого художественного прорыва!..» Обычно очень деликатный, светлый и радужный человек, как-то на открытии одной из городских выставок он не сдержался и заявил: «Ну сколько можно? Речка - справа, берёзка – слева или наоборот… Когда вы будете писать сюжетные полотна с высоким идейным накалом?» - обратился он к своим коллегам из Союза художников Богородского края, которые являлись приверженцами скромных лирических пейзажей и радужных натюрмортов.
Помнится, как в его художественной мастерской, мы затронули эту тему, и я стал защищать местных живописцев: дескать, не каждый из них способен быть современным Репиным, Серовым, Суриковым или Верещагиным, не говоря уже о европейских титанах эпохи Возрождения. Предъявлять какие-то претензии к современным живописцам это всё равно, что мне, как корреспонденту муниципальной районной газеты, предъявлять претензии в том, что я не пишу остросюжетные романы или детективные повести. И я цитировал своего любимого Булата Шалвовича Окуджаву: «Каждый пишет, как он дышит. Как он дышит, так и пишет... Так природа захотела, и кому какое дело? Для чего? Не нам судить…» И, мол, не могут современные творцы, как это делали наши отечественные художники-передвижники, позволить себе тратить три-пять и более лет на создание одного крупного габаритного полотна, делать для этого многочисленные эскизы, подбирать нужные типажи. Да и ушло безвозвратно время таких коллекционеров и меценатов, как Третьяков или братья Щукины, которые платили художникам за приобретаемые у них картины такие значительные суммы, которые позволяли им создавать новые грандиозные полотна, не заботясь о своём материальном положении.    
Неожиданно для меня Александр Хопкин согласился со мной. Мол, дело не только во временных сроках и достойном материальном вознаграждении. Можно взять какую-то высокую идею и замыслить создать то или иное сюжетное полотно. Но наработанным мастерством своим не дотянуться до яркого воплощения задуманной идеи, и это вызовет усмешку и горькую иронию у коллег, критиков и искусствоведов... 
Кстати, на открытии одной из выставок Александр Хопкин познакомил меня с одним человеком, который арендовал помещение и открыл на центральной улице в Ногинске магазин, где планировал продавать предметы художественного искусства, включая картины местных и других художников. Александр Николаевич попросил меня написать об этом человеке в муниципальную газету «Волхонка», где я тогда работал. Я как-то уклонился от этого предложения, сославшись, кажется, на газетную загруженность. Но я пообещал написать о владельце этого магазина чуть позже, когда прояснятся дела с его начинающим бизнесом и будут видны его результаты. И когда где-то через год я готов был вернуться к этой теме, Александр Хопкин поведал мне о том, что бизнес у этого человека не задался, и, расторгнув договор аренды, он закрыл свой магазин, не приносящий ему никаких реальных доходов. Меня это не удивило. Покупательная способность у населения с каждым годом снижается и большинству людей не до покупки предметов «художественной роскоши», даже если художник продаёт свои картины за мизерную цену в три-пять тысяч рублей. Большинство людей ныне тревожит вопрос о том, как бы им до очередной зарплаты или пенсии дотянуть…
И как выживают современные живописцы и графики, которые давно лишились былых госзаказов от Союза художников России, путёвок в Дома творчества и других привилегий, которые были для них в СССР, и, по сути, в перестроечной России оказались предоставлены сами себе, для меня до сих пор остаётся загадкой. Некоторые из них, осознав, что кисть их не прокормит, преподают в каких-то художественных вузах, как электростальский художник Михаил Сотников, или создают в своих мастерских платные курсы для взрослых и детей, где те с их помощью овладевают азами живописного ремесла, как это делают ногинские художники Владимир Храбров и Ирина Полюляева. 
Но вернёмся к коллективной весенней выставке «О добром и прекрасном», которая экспонировалась в Ногинском муниципальном Центре культуры имени Калиниченко.
На ней было представлено более пятидесяти произведений современных мастеров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из Ногинска, Старой Купавны, Электроуглей, Электрогорска, Электростали и других подмосковных городов. 
Отрадно, что с каждым годом растёт число членов Ногинского отделения Союза художников Подмосковья, среди которых проявляются и такие молодые дарования как  Полина Красновейкина. Её пленительные картины «На закате», «Пленэр в горах» и «Лето» вызвали большой интерес у присутствующей на открытии выставки публики. 
Огорчает, что уже ушли из жизни такие мастера кисти как уже упомянутый Александр Хопкин, Виктор Ступин из Лосино-Петровска, Юрий Исаев из Электроуглей, Михаил Юганов из Ногинска, театральный художник Юрий Доломанов из Москвы. Их не только добрым словом вспоминают коллеги, но и устраивают выставки, посвящённые их памяти. В минувшем году, несмотря на происки пандемии, члены Ногинского отделения Союза художников Подмосковья организовали девять коллективных и персональных выставок.
В этом году исполнится 240 лет с того времени, как Екатерина II издала Указ о преобразовании села Рогожи в город Богородск (ныне Ногинск). В тогдашний Богородский уезд вошли Павловский Посад, Орехово-Зуево, часть Щёлкова и некоторые другие территории. В сентябре этого года ногинские художники планируют организовать выставку, посвящённую этой исторической дате. На ней будут представлены работы как ушедших художников, так и нынешних. Планируется показать будущую экспозицию в Орехово-Зуеве, Балашихе и других городах Восточного Подмосковья.
На открытии выставки в Центре культуры имени Калиниченко выступили председатель Ногинского отделения Союза художников Подмосковья Валерий Болдырев, начальник Управления культуры администрации Богородского городского округа Елена Дмитроченко, директор районного Дома культуры Дарья Борисова, секретарь Ногинского отделения Союза художников Подмосковья Александра Новикова-Мазуркевич, президент Фонда «Славянские традиции» Ольга Мочалина и другие. Все поздравили художников с открытием весенней выставки, пожелали им, чтобы вдохновение их никогда не покидало. 
Среди представленных работ зрителей особенно привлекли картины опытных мастеров кисти: заслуженного художника РФ Игоря Горбунова «Весна» и «Первые надежды», Владимира Диброва «На даче», на которой изображена его внучка Кира, Валерия Никулина «Разлив реки» и «На опушке леса», Владимира Драковского «В горах Грузии», Маргариты Рыжовой «Грибное лукошко», Александры Новиковой-Мазуркевич «Цветочная ночь» и «Я – Весна», выполненные в необычной цветовой гамме в технике жидкого акрила, Натальи Аралович «Купавинский лес в марте» и «Речка Купавинка».
    Большой интерес у зрителей также вызвали акварельные работы Сергея Михайлюка «Декабрь проплывает», «Старый колодец», «Распутица», «Весна на Речном» и «Весна в овражке», Татьяны Земцовой «Девочка весна» и «Портрет девушки», Натальи Сальниковой «Купавки в вазе», батик Анастасии Шупляковой «Двое», художественно-декоративные изделия из керамики и глазури Татьяны Рыхловой «Тишина» и «Морские глубины» и некоторые другие произведения.
В этом году в Ногинском отделении Союза художников Подмосковья создана секция фотохудожников. На выставке впервые были представлены замечательные фотоснимки краеведа Александра Попова («Весна в Ногинске», «Фонарь. Дорога. Хогард», «Портрет») и Никиты Потапова («За окном», «Двое» и «Отражение»).   
Ну, а сюжетных полотен на обоих выставках мы снова так и не увидели. Будем ждать?
Виталий ПОПОВ
На снимках: афиша выставки памяти Михаила Юганова «Я жив ещё…» в Электроуглях.
24.04.2021 
 
Фото Галины ЮГАНОВОЙ.               


Рецензии