Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 105

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ!

Чем объяснить появление Завидич? Конкуренцией за право распоряжаться выгодным местом?

Конечно, Корсаки мечтали осесть на озере, которое было связующим между севером и югом, между востоком и западом. Овладев судоходными потоками, можно было контролировать товарооборот и снимать мзду. Тогда Полоцк мог прочно удерживать лидерство в регионе, не позволяя «литовскому городу» доминировать. Два дома, построенных в Лепеле «за свой счет», были первым шагом в сближении могущественного рода с Лепельским побережьем. Но все перечеркнула война - Ливонская. Туда устремились иноземцы. Московское вторжение поменяло расклад, а вслед за тем образовалась Речь Посполитая, и новый властелин избрал другой способ управления. Лепель достался будущему канцлеру Великого княжества Литовского Льву Ивановичу Сапеге, который действовал в русле намерений Стефана Батория и придерживался прозападной ориентации.

У Корсаков оставался шанс «зацепиться». Завидичи, расположенные вне зоны Сапег, становились последней возможностью приблизиться к улльской «чаше». Проторить «дорожку» на побережье позволяла «земля Глеба Корсака», лежавшая неподалеку - в Ладоснянском старостве.

Там был силен стародавний уклад, сформированный Ярославом Мудрым (Святым). Панские и королевские земли перемежались с владыческими и монастырскими, и превалировал полоцкий дух. Там было на кого опереться. В Гонецкой волости «на озере на Кугони, на острову», стоял храм страстотерпца Христова Георгия, «да в той же волости именье пана Григорья Глебова Корсакова, село Величковичи, на колодезях». «Да в той же волости Борисоглебского да Николского монастырей 3 деревни». Тот же «пан Григорья Глебов Корсаков» имел деревни в соседней Туросе, где землями распоряжались как короли («оброчных 3 деревни»), так и священнослужители. На погосте 4 двора принадлежали полоцкому храму Преображения Спасова. Монастырские деревни отмечались в волости «Уля».

В условиях униатской религиозной модели центр не мог не руководствоваться интересами сближения, и кто-то из духовного верховенства мог рассчитывать на резиденцию в Лепеле. Может, этим можно объяснить два корсаковских дома сразу после создания Речи Посполитой? Земли в округе были распределены, а земельное право, принятое в Великом княжестве Литовском, не давало поблажек никому. Земли оставались частной собственностью, и никто не имел права безапелляционно посягнуть на них. Единственным выходом оставалась "юрисдика" - право расположиться на занятой территории.

С таким расчетом корсаковцы строили два дома?

Во всяком случае, их «вхождение» в Лепель тогда не состоялось. Вскоре наступили крутые перемены, и трон занял другой вершитель. А кто скрывался под личиной «короля Владислава» в августе 1570 года, "навечно подтверждая" Корсакам лепельские постройки, вряд ли мы когда узнаем.

Полноправное «вхождение» магнатов на побережье зафиксировано уже в конце существования Речи Посполитой - при Иерониме Корсаке, занимавшем пост старосты в Ладосно (ориентировочно, в 1744 году).

К сожалению, история Завидич не сфокусировала внимание на этом факте. Отображен только момент «расставания», когда Александр Корсак продал берег. Случилось это в период распада союзного государства – в 1775 году.

По мнению белорусского ученого, историка Носевича, выход на побережье осуществился благодаря переплетению родов. В семье собственника, который владел Завидичами ранее, родились дочери, и одна из них, выйдя замуж, стала Корсаковой. Наследство обрело нового хозяина. Такая же судьба, по мнению Носевича, могла сложиться в последующем, когда обладателем имения стал Свяцкий. 

А Корсакам открыл дорогу род Гущ.

(Продолжение следует).

На снимке: лепельский берег.


24.04/21


Рецензии