Мы называем ваши имена!
Но позже это воззвание «хрущёвской оттепели» затерялось в эпохе «брежневского застоя».
Осознание и исследование политических репрессий в СССР началось, практически одновременно с развалом социалистического строя, с крахом коммунистической идеи и самой страны, построенной на тоталитарном режиме и утопической идеологии.
30 октября 1990 года в Москву с Соловков активистами историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества « Мемориал» был доставлен большой гранитный валун. Его привезли с места, где в 1919-1933 годах находился Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а затем отделение Беломоро-Балтийского лагеря и Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). Со «СТОНА» начинался ГУЛАГ.
Соловецкий камень, хранящий дух места и предков, как символ дохристианской философии пограничья миров, призван наглухо запереть от мира ныне живущих людей мир зла и страданий, выпавших на долю жертв политических репрессий ХХ века.
Установили этот камень вблизи здания НКВД/КГБ и памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади. Теперь памятник Ф.Э. Дзержинскому снесён, а соловецкий валун - памятник загубленных в ГУЛАГе служит местом, где склоняют головы сторонники свободы, прав человека и человеческого достоинства.
Такой же соловецкий валун в сентябре 2002 года установили и в Санкт Петербурге. В его основании – гранитная плита с тремя лаконичными надписями по разным сторонам: «Узникам ГУЛАГа», «Жертвам коммунистического террора», «Борцам за свободу» и строка из поэмы Анны Ахматовой «Реквием»: «Хотелось бы всех поименно назвать…».
А в 1993 году памятник жертвам политических репрессий был установлен и в Пензе.
В отличие от соловецких валунов Москвы и Санкт Петербурга, в Пензе установлен не валун, а каменная фигура стоящего на коленях человека, охватившего руками голову в ужасе происходящего.
Установлен памятник на том месте, где раньше стояла красивейшая Петропавловская церковь с лучшим в Пензе хором под управлением А. В. Касторского. Та самая церковь, на Хлебной площади, которая так была популярна среди купцов и крестьян, приезжавших в Пензу продавать свой урожай. Та самая, купола которой сверкали свежей позолотою благодаря купцу Якову Егоровичу Мартышкину. Та самая, которая первые годы Советской власти служила зернохранилищем для конфискованного продотрядами хлеба у деревенских жителей губернии. Та самая, в подвале которой, по утверждениям местных историков, приводились в исполнение смертные приговоры сталинских троек.
Но затем здание церкви разрушили, возведя на её фундаменте жилой дом. Не оставили пустовать и приходское кладбище, на котором построили дом по соседству.
Вот в кармане этих домов, на месте могилы двух первых настоятелей храма Петра и Павла и была установлена эта каменная фигура в 1993 году.
Автор монумента под названием «Покояние» скульптор Борис Вениаминович Качаровский (ск. в 2017г.) с болью в сердце рассказывал, через какие чиновничьи коллизии пришлось пройти его творению, подаренному городу. Скульптуру критиковали, и не за художественные просчёты, а за саму идею о необходимости каяться, затем её выкрали в надежде закопать или разбить. Но она всё же «выжила» и несмотря на сколы, стоит на улице Московской и люди приносят сюда цветы, ставят свечи.
День установки первого соловецкого валуна в Москве 30 октября 1990 года признан Днём памяти жертв политических репрессий. Ежегодно в канун этого дня в разных городах страны, люди, не желающие повторения ошибок прошлого в судьбах своих детей, проводят акцию «Возвращение имён». Из года в год, в течение долгих часов, сменяя друг друга, они вслух зачитывают имена и фамилии людей, расстрелянных в годы советского террора.
Предваряют чтение следующие слова:
«Люди! Поклянемся не забывать никого из них!
Не допустим возвращения прошлого!
Мы помним вас, наши любимые отцы, матери, мужья, жены, друзья, товарищи!
Услышьте нас!
Мы называем ваши имена!»
С 2004 года в Пензе у памятника «Покаяние» в День памяти политических репрессий теперь тоже собираются люди, вспоминая своих безвинно пострадавших родных по именам.
В архиве УФСБ хранятся дела на более чем 24 тысяч пензенских граждан, репрессированных по политическим мотивам. Значительная часть из них приговорена к высшей мере наказания, и приговор приведен в исполнение.
ПРИЛОЖЕНИЯ
На фото:
- Скульптура «Покояние», Пенза, авт. Борис Вениаминович Качаровский;
- Александр Иванович Лобанов, расстрелян в октябре 1937 года по обвинению в участии в антисоветской террористической организации (58-й статья УК СССР);
- Елена Ивановна Лобанова(Арманд), ур. Мартышкина отбывала срок в ГУЛАГе, как жена А.И. Лобанова;
- Давид Васильевич Вярьвильский, отбывал ссылку в г. Казалинске (Казахстан);
- Пётр Александрович Петров, расстрелян в ноябре 1937г., приговор по обвинению в участии в «террористической диверсионно – шпионской организации, связанной с разведкой одного иностранного государства» (58-й статья УК СССР);
- Леонид Петрович Петров (фотография не сохранилась), расстрелян в ноябре 1937г., приговор по обвинению в участии в «террористической диверсионно – шпионской организации, связанной с разведкой одного иностранного государства» (58-й статья УК СССР)
- Евгения Ивановна Петрова, ур. Мартышкина, отбывала срок в ГУЛАГе, как член семьи Петровых;
- Сергей Иванович Мартышкин, расстрелян большевиками в Симферополе в ноябре 1920 г. (Крымская книга памяти Великой войны 1914-18 гг. Том 1);
- Дом № 72 на ул. Красной г. Пензы (бывшее главное здание на усадьбе Мартышкиных).
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/10/03/978
К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5
Свидетельство о публикации №221042400388