Ледовые рейды 1942 г. ч. 11

В итоге, фактически была парализована важнейшая автомагистраль Мариуполь-Ростов. Немецкое командование вначале решило, что в Мариуполе высажен крупный советский десант и направило туда две пехотные дивизии. Дальнейшие активные боевые действия советских диверсантов вынудили фашистов развернуть эти дивизии для обороны северного берега от Мариуполя до Таганрога, которые фактически "ловили только тени". Бойцы и командиры сводного батальона принимали участие и в других операциях, осуществлявшихся в Приазовье военным командованием и органами НКВД. За весь период боевых действий батальон потерял 12 чел. убитыми и умершими от ран, 1 – замерзшим, 24 чел. - пропали без вести, 16 чел. получили ранения, 3 чел. – обморожения. В ночь с 13 на 14 марта 1942 г. сапёры Старинова участвовали в ещё одной крупной  вылазке моряков-азовцев. В район Беглицкой косы, примерно в 25 км к западу от Таганрога, направились две группы по 100 чел. в каждой. Но они были встречены ружейно-пулемётным огнём противника и после короткого боя отошли. Общие потери составили 58 чел., в том числе у сапёров – 7 убитых, 8 раненых и 15 без вести пропавших. Эти потери оказались самыми значительными для сводного батальона за весь период его действий. В последние дни перед уходом со своей базы советские и испанские диверсанты с сожалением наблюдали, как лёд Таганрогского залива окончательно тронулся, плавали крупные льдины, по которым уже невозможно было пройти. В то же время они были довольны тем, что их тяжёлый армейский труд не был напрасным, что у каждого из них на боевом счету много уничтоженных врагов и, что их ожидают новые задания, новые бои и новые победы.

Действия сводного батальона заслужили высокую оценку командования. Контр-адмирал Горшков 11 февраля писал командующему 56-й армией ген. В.В. Цыганову: «Опыт действия инженерного батальона т. Старинова показал большую целесообразность таких частей на побережье Азовского моря». Поэтому он считал целесообразным, «оставив этот батальон на побережье, развернуть его в смешанную бригаду из сухопутных и морских частей для действия по тылам и коммуникациям противника» (11). Командир батальона ст. лейтенант Н.И. Мокляков в мае 1942 г. был награждён орденом Красной Звезды (12). Многие бойцы и командиры также были удостоены государственных наград. Среди них Альберка Нева Анхель, Браво Фернандо Хозе, Руис Мануэль Аро, Мену Андрес Ферро и другие испанские коммунисты, весной 1942 г. получили медали «За отвагу». Какое-то число испанцев снова будет участвовать в спецоперации, в северной зоне Кубани и по югу Ростовской обл. в январе 1943 г. Их будут выбрасывать с самолётов "Ли-2", снежными и морозными ночами, с целью подрыва транспортных коммуникаций, чтобы не дать врагу беспрепятственно отводить технику и живую силу. Многие погибнут, с честью выполнив свой воинский долг... А пока расставание с местными жителями, с которыми за полтора месяца бойцы батальона очень сблизились. По пути из Ейска в Ростов полковник И.Г. Старинов считал своим долгом заехать и поблагодарить Евдокию Ивановну Пусташову за спасение испанца Гарсия Канеля от последствий обморожения и проститься с ней.

Зашёл и в хату пятидесятилетнего рыбака Ивана Саввича Оноприенко, отдавшего молоденькому красноармейцу тулуп: - В шинельке-то холодно, сынок, а я на печке и без кожушка перезимую! Много рук пришлось пожать минёрам, не на одних глазах увидеть слезы... Со многими прощались навсегда... В десятых числах марта подразделения сводного инженерного батальона покидали город Ейск, села Шабельское и Порт-Катон. Минёров-подрывников провожали как близких и родных людей. Местные жители высыпали из домов, толпились вдоль обочин и напутствовали: «Возвращайтесь осенью с победой! На виноград, на яблоки! Ждём!» Во второй половине марта 1942 г. сапёрный батальон ОИГ был расформирован. В конце мая 1942 г. Старинов получил приказ о своём назначении командиром 5-й отдельной инженерной бригады спецназначения, действовавшей на Калининском фронте. В неё с разрешения Военного совета фронта были зачислены и испанцы - участники «ледовых рейдов», а также новые добровольцы-антифашисты.

ВСТРЕЧИ  ПОСЛЕ  ПОБЕДЫ

В 1967 г. по случаю 25-летия военных операций руководство села Шабельского и его жители решили широко отметить памятную дату. По заранее разосланным приглашениям в гости приехали оставшиеся в живых герои тех «ледовых походов» - заместитель командующего 56-й армией ген. Е.М. Журин; полковник в отставке, профессор, руководитель операции И.Г. Старинов; инструктор-минёр, славная разведчица Мария Белова; командир отдельного сводного сапёрного батальона оперативно-инженерной группы штаба инженерных войск на Южном фронте подполковник Н.И. Мокляков (проживал в Новороссийске); командир роты разведки этого батальона В.Г. Вердиш; командир взвода разведки батальона В.Д. Кондрашов; командир 1602-го отдельного сапёрного батальона Е.Т. Мартыненко; офицер оперативного отдела ОИГ  В.И. Евсеев, минёры Л.Я. Алита, А.И. Папакин, а также группа бывших воинов испанской республиканской армии - Хуан Рафаэль Эстрела, Хуан Отеро, Эрехенио Кано, Антонио Эсмеральдо, Гарсия Канель Энрике, Хесус Родригус, Хосе Виеска и др.

Некоторые из них квартировались в доме И.К. Руденко. Все эти люди воевали в феврале - марте 1942 г. на Азовском море и часть из них дислоцировалась в с. Шабельском. Проявив исключительный героизм и отвагу, в мороз и пургу, подвергаясь опасности, бойцы и командиры перечеркнули планы немецко-фашистских захватчиков перейти на южный берег Таганрогского залива. Вспоминая то военное время, очень важно назвать фамилии шабельчан: Виктора Павловича Шабанова, Василия Петровича Шабанова, Ивана Егоровича Колесникова, И.И. Калмыкова, Д.Е. Соловьева, которым в ту пору было по 14 лет. Это они управляли санями с лошадьми, подвозя минёров на задания, это они, закутавшись в тулупы, в ледяных «натёрах» в тридцатиградусный мороз по нескольку часов ожидали их возвращения. Опытные извозчики скоро увозили минёров от погони, объезжали и обходили засады немцев по льду, стойко переносили тяготы войны. В послевоенные годы по ходатайству участников тех «ледовых рейдов», они получили государственные награды. В школьном музее с. Шабельского бережно хранится письмо испанца Рафаэля Эстрела, написанное им 4 марта 1975 г. в Киеве и адресованное ученикам 9 "А". Он писал: «...Помню тот трескучий мороз, постоянный сильный холодный ветер, к которому мы, испанцы, не так-то просто могли привыкнуть... Мы были приятно удивлены тёплым приёмом, который с первых минут нам оказали жители села Шабельского». Далее он называл имена товарищей, с которыми воевал, отмечал, как в одну из первых вылазок в тыл врага погиб Мануэль Бельда, пламенный патриот, который после войны мечтал вернуться в родную Валенсию, но погиб на льду Таганрогского залива и похоронен на шабельской земле.

Ему в 1965 г. поставили обелиск. В 2012 г. памятник был реконструирован и теперь над братской могилой на монументе высечены 4 фамилии погибших сапёров: Мануэль Бельда, Мартинян Есабек Мавсесович, Мелконян Амбарцум Андронович, Филоненко Илларион Иванович. История сохранила память о простой русской женщине - шабельчанке Евдокии Ивановне Пусташовой, в хате которой в ту суровую зиму 1942 г. квартировало отделение испанца-подрывника Гарсия Канеля. С одной из боевых операций он возвратился сильно обмороженный и сразу на санях был отправлен в военный госпиталь Ейска. Там определили, что ему надо ампутировать пальцы на руках и ногах. Евдокия Ивановна, узнав об этом, заплакала: «Да как же такого парня увечить? Не позволю, не дам!». И, взяв какие-то склянки, накинула тулупчик и пошла, несмотря на пожилой возраст, по льду в Ейск, в госпиталь. В этот день Канель получил первую передачу - горшочек гусиного жира для смазывания обмороженных пальцев, крынку сметаны и укладку с жареной рыбой. По два-три раза в неделю, в течение почти месяца, по морозу и ветру, ходила 10 км в Ейск мужественная женщина, чей сын сражался на фронте, носила испанскому парню гостинцы, а врачам рассказывала, как надо втирать в обмороженную кожу гусиный жир. Рецепты народной медицины помогли - врачи согласились, что можно обойтись без ампутации. Во многом, благодаря Евдокии Ивановне, Гарсия Канеля выписался из госпиталя и вернулся в батальон, но прежде всего зашел в хату спасшей его женщины и опустился перед ней на колени.

С тех пор он называл её своей русской мамой, а 1967 г., приехав в с. Шабельское, вместе с боевыми товарищами, Канель сразу спросил, как она поживает. Но к этому времени Е.И. Пусташовой уже не было в живых. Гарсиа Канель попросил показать место её захоронения и долго сидел у могильного холмика... Не застали в живых участники той юбилейной встречи и рыбака из х. Молчановка Ивана Саввича Оноприенко, который отдал молодому красноармейцу свой тулуп. На встрече полковник И.Г. Старинов вспоминал, как рыбаки ежедневно доставляли на ротные кухни корзины со свежей рыбой, а женщины топили печи, не жалея дров и кизяка, чтоб промерзшие бойцы и командиры хорошо прогревались, поили возвратившихся из походов горячим узваром (компотом) из сухофруктов, молоком, заваренным до черноты чаем, вязали для своих постояльцев теплые перчатки и носки. Благодарные воины помогали людям, чем могли по хозяйству. Жители с. Шабельского на протяжении многих послевоенных лет встречали бывших минёров с поистине кубанским радушием. На митингах у могил и памятников звучали речи и призывы, полные патриотизма. ...Уносят годы вдаль то страшное лихолетье ВОВ.

Но сколько бы лет ни прошло, будем помнить тех, кто в суровые годы войны, не жалея жизни, сражался с врагом, и мирных жителей, помогавших приближать Победу. В. Рунов в своей книге «Особняк на Соборной» помещает воспоминания Пусташовой Е. И. о том, как она выхаживала испанца Гарсия Канель Энрике, обморозившего в ледяной воде ноги. Молодого барселонца довезли до Ейска и хирург медсанбата после осмотра, не раздумывая предложил отнять ступни обеих ног. Пожилая колхозница Евдокия Ивановна, узнав о несчастье пошла в Ейск с баночкой гусиного жира. Не менее десяти раз ходила она туда и обратно, по 10 км, часами оживляя мертвые ступни испанского юноши. Через три недели Канель, сильно прихрамывая, вернулся из госпиталя в расположение части (13). Воевать бывшему майору Испанской республиканской армии довелось ещё на Калининском фронте и в лесах Белоруссии. За отвагу и мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, он был награждён орденом Красного Знамени. После ВОВ Гарсия Канель Энрике (1918 г.р. Луарка) закончил педагогический институт, стал профессором, преподавал испанский язык в Ростове на Дону, скончался в январе 1984 г.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Центр документации новейшей истории Ростовской обл. Ф. Р-3. Оп. 2, д. 18, л. 2-4 и др.                2. Старинов И.Г. Записки диверсанта. М.: Альманах «Вымпел», 1997, с. 182, 253- 255.                3. А.А. Гречко – Битва за Кавказ.  М., Воениздат, 1973, с. 77                4. Г. Климентьева – С любовью о Ейске. История города в коротких рассказах. Краснодар. Изд. дом «Краснодарские известия», 1998, -168 с.                5. Центральный архив МО РФ - ЦАМО Ф. 412. Оп. 10303. Д. 1, л. 10.                6. Афанасенко В.И. «Ледовые походы» на Таганрог. К 70-летию Таганрогской операции 1942 г. Донской временник. 2012. № 5, с. 10, 20, 57, 138– 144.
7. ЦАМО Ф. 412. Оп. 10308. Д. 58, л. 57, 95, 100, 246, 253 и др.
8. ЦАМО Ф. 412. Оп. 646. Д. 884, л. 57, 62, 63, 84.
9. Горшков С.Г. На южном приморском фланге. Осень 1941 г. – весна 1944 г. Военно-исторический очерк. М.: Военное изд-во, 1989, с. 101-102.                10. А.М. Беляев, И.Ю. Бондарь - отв. сост. «Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945». Кн. 1 - Рассекреченные док-ты. Хроника событий. 1941-1942., 3-е изд. - Краснодар: Диапазон-В, 2011. - (История без мифов), с. 200-201.
11. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 69. Оп. 1. Д. 692, л. 1.
12. ЦАМО Ф. 33. Оп. 682 524. Д. 531, л. 161.               
13. Рунов В. - Особняк на Соборной - Краснодар, изд. Книга, 2009, с. 248.
14. Вестник Томского госуниверситета. История. 2016. № 3  Е.Ф. Кринко, А.А. Черкасов «Ледовые рейды» советских диверсантов: действия оперативной  инженерной группы И.Г. Старинова в Приазовье в начале 1942 г.
15. С.И. Буйло – Атомная тетрадь полковника Старинова. http://www.proza.ru/2016/05/14/1940                               

В очерке частично использованы материалы газетных статей: бывшего учителя истории Старощербиновской СШ № 5, участника ВОВ И.И. Синянского - напечатана в «Знамя Ленина» 9 февраля 1985 г.; селькорра Г.Ф. Петренко, опубликованные в - «Щербиновский курьер» 9 марта 2002 г. и 1 февраля 2007 г. Автор обращался и к книге испанца Роке Серна Мартинес, воевавшего в рядах Красной Армии в звании ст. л-та и удостоенного несколькими боевыми наградами - «Испанцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», изданной в Мадриде в 1981 г. и переведённой на русский в изд-ве «Прогресс» в 1986 г. Большую помощь при написании очерка автору оказали бывшие и ныне работающие сотрудники архивного отдела администрации МО Щербиновский район Краснодарского края: Турицына Н.Ю. и Гончаренко Л.В. Свою лепту в видео освещении данной темы внесла и глава с. Шабельского Зинаида Николаевна Бутко. 2 февраля 2017 г. она приняла активное участие в работе бригады тележурналистов и уделила большое внимание гостям - начальнику архотдела администрации Кущевского р-на и автору очерка. А главное то, что её усилиями в 2012 г. благодарными сельчанами был воздвигнут достойный монумент павшим воинам. Всем низкий поклон.

Историк-краевед, офицер в отставке Николай Мринский  2016 - 2021 гг.


Рецензии