Священник Сергей Третьяков

Последним настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной в 1685 году в подмосковном селе Мышецком, был протоиерей Сергей Степанович Третьяков. Он также проводил службу в близлежащих деревнях, в том числе и в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково, построенной в 1665 году.

Родился Сергей Степанович Третьяков в 1879 году в селе Успенском под Звенигородом в семье священнослужителя. Его отец Степан Семёнович Третьяков в 1870-х годах был священником в церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском (ныне Один-цовского района), построенной в XVIII веке. Сыновья Степана Семёновича Третьякова получили духовное образование: Николай, родившийся в 1873 году, в 1888 году окон-чил Звенигородское Духовное училище и в 1894 году Вифанскую Духовную академию; Иван служил в Бобреневом монастыре близ Коломны; Пётр (1881-1956) окончил Дров-нинскую Духовно-учительскую семинарию, был священником Введенской церкви в селе Чанок Коломенского уезда; Сергей закончил московскую Вифановскую семинарию.

Священником Сергей Степанович Третьяков стал не сразу, десять лет был учителем, преподавал Закон Божий во второклассной церковно-приходской школе в селе Вертлино, что на Таракановском шоссе. Лишь в 1909 году Третьяков принял сан священника, и вскоре его определили настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мышецком. Жена Третьякова матушка Ольга руководила в храме хором, в семье было несколько детей.

Интересное совпадение — учителем в церковно-приходской школе в Мышецком с  1908 по 1910 год работал Василий Александрович Архангельский, который окончил Чашниковскую второклассную церковно-приходскую школу имени императора Александра III, готовившую учительские кадры для школ грамоты, а учителем в Чашниковской школе был брат Сергея Степановича Третьякова - Пётр Степанович, впоследствии ставший священником. В.А. Архангельский  тоже стал священником, в 1937 году был приговорён к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, умер в лагере в Свердловской области в 1939 году. В 2003 году был причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских.

Не менее трагично сложилась и судьба Сергея Степановича Третьякова. После закрытия Покровской церкви в его доме разместилась школа и ателье, в результате чего С.С. Третьякову пришлось построить новый дом в Мышецком, а вскоре и совсем уехать оттуда. Он стал проживать с семьёй в деревне Хлебниково Дмитровского района, с 1931 по 1936 год был последним настоятелем церкви Святой Живоначальной Троицы в селе Троицкое-Шереметьево, построенной в 1704 году (ныне село Троицкое Мытищинского района), что в четырёх верстах от Хлебниково. В 1936 году Троицкую церковь закрыли,  ныне она снова стала действующей.

C 1932 по 1937 год, в основном политзаключенными из «Дмитлага», велось строитель-ство канала Москва-Волга (ныне канала имени Москвы). Протоиерей Сергей Третьяков призывал своих прихожан помогать политзаключенным, и люди тайно оставляли для них на деревьях узелки с едой и одеждой. В деревнях Мышецкое и Поярково он тайно про-водил церковные обряды; бывая в Поярково, останавливался в доме моей бабушки Сельсковой Пелагеи Ивановны. Она часто рассказывала мне о Сергее Степановиче Третьякове, в частности, о том, как летом 1935 года около пруда в Поярково он был задержан председателем Поярковского сельского совета Шкварцевым Алексеем и комсомольцем Кондратьевым Александром, которые были пьяными и требовали у священ-ника денег. Иконы они отнесли в церковь, а С.С. Третьякова отвели в правление колхоза к председателю Петрову Андрею Дмитриевичу. Следователь в г. Солнечногорске пытался у моей бабушки добиться признания, что она вместе со священником агитировала население против советской власти. Однако бабушка всё отрицала, и её отпустили.

Через два года, 27 августа 1937 года, С.С. Третьякова арестовали вместе с псаломщиком и старостой и, обвинив в антисоветской пропаганде, согласно протоколу заседания Тройки при УНКВД СССР по Московской области, 10 октября 1937 года приговорили к расстрелу. Приговор привели в исполнение в Бутове 13 октября 1937 года, по иронии судьбы, именно накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, чьё имя носил храм в Мышецком, в котором он был настоятелем.

Мне удалось узнать с сайта «Память Народа», что один из сыновей С.С. Третьякова, Владимир Сергеевич Третьяков, родившийся в Мышецком в 1909 году, в 1941 году был призван на службу Кировским РВК г. Москвы, в звании рядового служил в стрелковом полку и пропал без вести в декабре 1941 года. Из его ближайших родственников в то время был указан брат, Иван Сергеевич Третьяков, который проживал в Таганском районе г. Москвы.

В 1962 году по заявлению одной из дочерей Сергея Степановича Третьякова, Клавдии Сергеевны Малашенковой, была проведена проверка архивно-следственного дела их отца (дело хранится в Государственном архиве Российской Федерации, его
№ П-68153), в результате чего 8 октября 1962 года, через 25 лет после расстрела, он был официально реабилитирован. Однако канонизировать С.С. Третьякова не представляется возможным, так как в своё время, чтобы уберечь жену от репрессий, он с ней формально развёлся. И всё же память о С.С. Третьякове живёт, об этом говорит тот факт, что в 2017 году в посёлке Лунёво была построена часовня во имя преподобного Сергия Радонежского, а жители Поярково одновременно с престольным праздником в честь Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) почитают и Сергиев день (18 июля),


Рецензии