Ананасовые

     - Женя, пойдём пить чай, - пригласила меня на кухню Ирина.
- Иду, - ответил я, и поспешил к столу.
   Ира очень любит пить чай – и утром, и днём, и вечером. И главное, чтобы на столе всегда были печеньки, конфеты и мёд. Чаепитие — это целый ритуал с красивыми чайными чашками, вазочками, наполненными мармеладом, конфетками и стряпнёй. Попить чай - всегда удовольствие.
   Присаживаясь к столу, я окинул взглядом угощения и про себя отметил, что пить чай есть с чем! Особенно обратила на себя внимание вазочка с шоколадными конфетами, наполненная разным ассортиментом. Тут тебе и трюфель, фабрики «Красный Октябрь», и «Новосибирские», и «Мишка косолапый», и «Ананасные».  «Ананасные?!»  Я взял конфету и покрутил её в руке. Бережно распаковав конфету, я поднёс её к носу, желая уловить знакомый запах и убедиться, что это действительно та самая конфета «Ананасовая», как я её всегда называл.
- Женя, ты зачем её нюхаешь? – глядя на меня, улыбнувшись, спросила Ирина.
- Да вот, запах из детства пытаюсь вспомнить.
- В смысле «из детства»? Опять история?
- Ну, да, история. Воспоминание. Приятное воспоминание, хотя и, - я выдержал паузу, – даже немного стыдно вспоминать. Ну ни то, чтобы стыдно, но как-то ностальгично, что ли. Грешок юности, - задумчиво сказал я.
- Ну, вспомни, поделись, - заулыбалась Ира.
  Если говорить честно, я в принципе не люблю ностальгировать по детству и тем более вспоминать о нём.  В отличии от воспоминаний большинства людей, мои воспоминания о детстве не очень-то приятные. Я рос сам по себе, как говорится, «на улице». Бедность, обноски, драки, ненавистная школа, где тебя вечно гнобят учителя и «ничего вкусненького» дома. Хотя и не знаю, может я и усугубляю неприятные воспоминания. Как знать? А вот «ничего вкусненького» — это правда. В моей семье редко было что-то вкусненькое.
  В 70-е годы прошлого века в магазинах города Новосибирска полки были пустые. Это сейчас изобилие товаров в магазинах и в торговых центрах, а раньше - увы. В третьем по величине городе СССР, в котором располагалась крупная военная промышленность, где трудилось около миллиона человек, слово «дефицит» было повсеместно. Какие бананы, какие апельсины, какой шоколад? Вы о чем?  И что было парадоксально, так это то, что в Новосибирске был огромный мясокомбинат, а мясо в магазинах не купишь, были рыбные заводы, а рыбы в продаже не было. За стеклянными витринами холодильников-прилавков лежали эмалированные овальные лотки, в которых «покоились» «ржавая» селёдка и килька, а ещё мелкие страшно-сине-красные креветки, от которых люди шарахались, не зная, как их есть и что с ними делать.  Изредка «выкидывали» минтай или камбалу, за которыми стояла огромная очередь и продавали не больше двух килограммов в «одни руки».  Про «красную» рыбу и упоминать не стоит, непонятно, где она «плавала» и в каких странах «выплывала». Глядя на нынешнее изобилие лососевых пород на прилавках магазинов, даже не верится, что ещё совсем недавно, каких-то тридцать лет назад, люди и мечтать не могли, чтобы вот так спокойно зайти в магазин и купить горбушу или киту целиком, или кусочек балыка, или тешу кеты.  Возле ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5 были огромные тепличные хозяйства: совхоз «Кировец» и «Агрофирма Иня», где круглый год выращивали зелень, огурцы, помидоры, редис, но опять же непонятно для кого, где это всё реализовалось. Только малая часть попадала в овощные магазины и коопторги, а куда остальное девалось? А?  В Новосибирске работала шоколадная фабрика, одна из самых крупных в СССР, а шоколадные конфеты не то, чтобы были в дефиците, их вообще, как будто не существовало. В магазинах продавались батончики, карамель, «Дунькина радость» и ириски – «Золотой ключик» и «Ирис кис-кис», придуманные «врагами народа». Почему «врагами народа», да потому, что у людей и особенно детей, от ирисок зубы просто крошились и выпадали пломбы, которые и так еле держались. Стыдно говорить о том, что в нашей стране у всего населения, из-за низкого уровня стоматологии, зубы были гнилые и дырявые, а ещё и ириски изобрели. Гениально!
  Лично я видел шоколадные конфеты только в новогодних подарках, которые выдавали родителям раз в год на предприятиях, да и то их в новогоднем наборе было всего две-три штуки: «Красная шапочка», «Мишка косолапый», «Кара-Кум» или «Петушок – золотой гребешок»,  остальные - батончики, карамель и ириски.
  И когда я слышу о том, что в СССРе жизнь была лучше, я начинаю раздражаться. Кому лучше? В кино лучше или в других городах? Значит, наш город был особенный – экспериментальный.  Так сказать, для экспериментов по теме «как выжить, когда ничего нет».
  Даааа.  О чём это я? Ах да, история про «Ананасные» конфеты!
  Ну, так вот, когда мне было двенадцать лет и жили мы в обыкновенной «хрущёвке», по соседству с нами жила бабулька Матвеевна – Царствие ей небесное, земля пухом и светлая ей память. Добрая она была, хорошая, потому и оставила светлую память о себе в моей душе. А жила она не одна, а с внучкой Олей и мужем внучки Анатолием, которым в то время было обоим чуть больше двадцати лет. Молодёжь только, только, после окончания института создали семью, вот Матвеевна и приютила молодожёнов, выделив им комнату в своей двухкомнатной квартирке. Глядя на Толю и Олю, я уже тогда любовался ими, наблюдая, как они вместе везде ходили за руку, красиво разговаривали и улыбались друг-другу и очень часто я видел Олю с цветами. Со мной они всегда общались приветливо, и потому имели от меня уважение.
   Как-то раз, утром, я находился один дома и собирался в школу ко второй смене.  В дверь позвонили и я, открыв её, увидел молодого человека, который держал в руках букет цветов, шампанское и кулёк с конфетами.
- Привет, пацан, - обратился он ко мне. – Слушай, ты не знаешь, где ваши соседи? Звоню, звоню и никого.
- Да вроде бабушка Матвеевна дома должна быть, - ответил я.
  Мы ещё раз попробовали позвонить, но, увы, дверь никто не открывал.
- Слушай, парень, тебя как зовут?
- Женя.
- Вот что, Женя, выручай, у меня ещё несколько доставок, а времени в обрез. Не могу же я караулить хозяев возле квартиры. Я оставлю тебе «передачу», а ты, как услышишь, что кто-то из соседей пришёл, тогда и передашь посылочку для Ольги от её мужа Анатолия. Он в командировке, а у неё сегодня день рождения. Только распишись в извещении. Добро?
- Добро!
- Спасибо, дружище!
  Я забрал подарки для Оли и сложил всё на столе в зале: аккуратно положил букет цветов, поставил бутылку шампанского и пакет с конфетами. Пакет оказался неустойчивым и упал на бок.  Из него вывалились конфеты в ярких жёлтых обёртках.  Я взял одну из конфет и, разглядывая, прочитал: «Ананасная». Я даже таких и не видел никогда. Судя по «благородной» обёртке, конфета была шоколадная и даже через обёртку вкусно пахла. Я понюхал её и тут же почувствовал, как кисло-сладкий аромат проник в меня и показался каким-то необыкновенным, магическим. Я держал конфету в руках и никак не мог положить её обратно в пакет. Конфета дразнила меня своей «вкусной» обёрткой, а запах гипнотически действовал на мои мозги: «Возьми, попробуй». Я понимал, что чужое брать нельзя, что это плохо, но никак не мог с собой совладать. Словно сокровище, я осторожно распаковал обёртку и увидел шоколадный батончик.  Я даже посмотрел по сторонам, убеждаясь в том, что никто не видит моего «преступления». Осторожно я откусил половину конфеты и под шоколадной глазурью почувствовал вафельную прослойку с кремом со вкусом и запахом ананаса. Это был необыкновенно божественный вкус. Я медленно жевал и смаковал конфету, получая неимоверное наслаждение от сладости. Никогда ничего подобного я не пробовал.
  Скушав конфету, я ещё раз внимательно рассмотрел обёртку, как бы подробнее запоминая её и поглубже спрятал её в карман, чтобы выкинуть «улику» на улице.
«Поди не заметят пропажу одной конфеты», - подумал я.
  Я ходил по квартире, я что-то пытался делать, читать, но кулёк манил меня своим содержимым. Это было какое-то издевательство над моим организмом. В итоге я не выдержал и съел ещё одну конфету. И тут я подумал о том, что моя младшая сестрёнка Марина тоже никогда не видела и не пробовала конфету «Ананасная», а мне так захотелось её угостить, что я тут же разработал схему «преступления». Я вывалил из пакета все конфеты и стал их укладывать так, чтобы кулёк казался полным без ещё одной конфеты. Сделав дело, я спрятал подальше конфету для Маринки и, написав записку соседям,  ушёл в школу.
  Когда вечером я пришёл со школы, то увидел на столе две «Ананасные» конфеты, которыми Оля угостила меня за «беспокойство». Если бы вы знали, как мне было стыдно в тот момент! Я с удовольствием бы вернул эти конфеты соседям, чтобы не терзаться угрызениями совести. Я успокаивал себя тем, что это всего лишь конфеты, но всё равно мне было очень стыдно от своего поступка и ещё много лет я с сожалением вспоминал об этом, хотя с тех пор вкус «Ананасных» конфет, которые я всю жизнь называю «Ананасовые», стал для меня обожаемым и ностальгичным.


Рецензии