Савелий Эфрон. Материалы к библиографии

САВЕЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЭФРОН (ЛИТВИН) (1849 - 1925)
МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ
Составитель М.А. Бирюкова

ПСЕВДОНИМЫ С.К. ЭФРОНА: Дролин; Л-ин, С.; Л-н, С.; Литвин, С.; Литвин, С. К.; С. Л.; Э.; Э-н, С.; Э-н, Ш.  (Указаны у Масанова).
ПРИМЕЧАНИЕ: (*) - по мнению составителя данные тексты принадлежат С.К. Эфрону.


1869
Из еврейского быта. Очерки. (Трубкин) // Вестник Западной России. 1869. № 9 (дозволено цензурою 27 октября 1869 г.). Отд. IV. С. 269 - 288. (I - IX); № 11. (дозволено цензурою 31 января 1870 г.). Отд. IV. С. 145 - 170. (X - XIV; Продолжение будет). Подпись: Ш. Э-нъ. [С примечаниями автора].

1870
(*) Бедная вдова. Очерки из еврейского быта. (Сюжет заимствован из еврейского сочинения) // Вестник Западной России. 1870. № 4 (дозволено цензурою 29 мая 1870 г.). Отд. IV. С. 15 - 39. Подпись: С. Баскин . (Содержание: 1. Реб Гилель Марона. - 2. Нечаянный исход. - 3. Благодеяние. - 4. Общество богобоязненных женщин. - 5. Несчастная попытка. - 6. Наследники. - 7. Реб Эйзер проповедник. - 8. Герр доктор. - 9. Соломон-федер философ. - 10. Реб Гешеле Фрумкес. - 11. Счастливый визит доктора. - 12. Сознание. - 13. Кукушка). [С примечаниями автора]. [Примечание Редакции (Редактор-издатель И. Эремич) на С. 15: «Некоторые почитатели В.З.Р. [Вестника Западной России] делали нам замечания на счет частного помещения в этом издании статей, касающихся еврейского быта. Это замечание совершенно напрасно. Мы не можем, мы не смеем игнорировать такую крупную, такую оригинальную часть населения Западной России, каковы евреи. Если общерусские органы нашей прессы уделяют значительную долю внимания еврейскому вопросу, то тем более этот вопрос обязателен для «Вестника западной России». Да мы же никого и не утомляем отвлеченностями политико-экономическими, а предлагаем читателям легкие очерки из быта евреев юмористико-нравоучительные, составляемые самыми же передовыми евреями и потому заключающие в себе двойной интерес и верность копий с подлинниками. Ред.»].

(*) Шамай поздравитель. (Из недавнего прошедшего) // Вестник Западной России. 1870. №  7 (дозволено цензурою 27 августа 1870 г.). Отд. IV. С. 14 - 43. Подпись: Ф-нъ . [С примечаниями автора религиозно-этнографического характера]. (Содержание: 1. Прибытие Шамая в город N. - 2. Несчастное поздравление с праздником. - 3. Гене-краснобай, жена Шамая, палестинская девушка. - 4. Промыслы Шамая поздравителя. - 5. Промыслы жены Шамая. - 6. Пять шапок и пять высоких шляп. - 7. Праздничный зипун. - 8. Поздравление с праздником. - [Гл. 9 отсутствует]. - 10. Ночь на великое «госсана». - 11. Шамай поздравитель на пирушке. - 12. Субботние и праздничные кануны Шамая поздравителя. - 13. Последнее поздравление Шамая).

Рахиль. Повесть. (Посвящается моим классным товарищам) // Вестник Западной России. 1870. №  8 (дозволено цензурою 6 октября 1870 г.). Отд. IV. С. 175 - 200. (I. Подслушанный разговор. - II. Помолвка. - III. M-me Винт. - IV. Рождение и первое воспитание Рахили); № 9 (дозволено цензурою 24 октября 1870 г.). Отд. IV. С. 262 - 292. (V. Груне делает шаг вперед. - VI. Новые лица); № 10 (дозволено цензурою 17 ноября 1870 г.). Отд. IV.  С. 33 - 73. (VII. Новая жизнь. - VIII. Реб-Авремеле волнуется. Подпись: Ш. Эфрон. Вильна 1870 год. Продолжение будет). [С примечаниями религиозно-этнографического характера].

1871
Рахиль. Повесть. (Продолжение). (Посвящается моим классным товарищам) // Вестник Западной России. 1871. № 1. С. … [Публикация не окончена.]

1874
Из еврейского быта. (Очерк). Ребе-Шлеймеле, ходатай // Русский Мир. 1874. № 131 (16 мая). С. 1- 2. Подпись: Э.

Из еврейского быта. M-r Шперлинг, адвокат // Русский Мир. 1874. № 142 (27 мая). С. 1 - 2. [Б.п.].

1879
Жертва Халицы // СИ. 1879. 4 января.
Развод // СИ. 1879. (11, 13, 14, 16 марта).

1881
Обвинение в крови // Московская неделя. 1881. (20 сент. - 18 окт.).

1882
Пробудилась, чтобы заснуть! // СИ. 1882. (19, 22, 27 янв., 5 февр.)
Кто виноват? // СИ. 1882.  (17 июля).

1883
Из-за благ земных. Драма в 5-ти д. Соч. С.К. Эфрона и А.Л.*** [Лютецкого А.О.]. М.: Русская тип. 1883. 109 с.

1885 - 1886

Современный Нарцисс [Рукопись]: драма в пяти действиях, тексты ролей: [писарская]. [Б. м.], 1885–1886. 167 л., нумерация (л. 2-168; рисунки (л. 141-142). (Драматические произведения русских и иностранных авторов).   

1889
Рассказы из быта женевских бунтарей.  Рассказ первый. «Пиршество диких» // РВ. 1889. Т. 203. № 7 (июль). С. 91 - 130. [Примечание Редакции на С. 91: «Следующие рассказы: «Оффициальная типография», «Юбилей Гоголя», «Профессор-ловелас», «Возвращающиеся» и друг. будут помещены в ближайших книжках. Ред.»].

Рассказы из быта женевских бунтарей.  II. Тайная типография (I - VIII) // 1889. Т. 204. № 10 (октябрь). С. 42 - 89. Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

1890
Рассказы из жизни женевских бунтарей.  III. Папаша приехал. - IV. Визит // РВ. 1890. Т. 207. № 4 (апрель). С. 122 - 134. Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.А. Литвин).

Рассказы из жизни женевских бунтарей.  V. Над трупом. -  VI. Родственные души // РВ. 1890. Т. 209. № 7 (июль). С. 33 - 48. Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

Рассказы из жизни женевских бунтарей.  (Окончание). Жданный гость // РВ. 1890. Т. 211. № 11 (ноябрь). С. 173 - 193. Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

Еврейка. Драматический этюд в 1-м действии // Колосья. 1890. № 11 (ноябрь). С. 8 - 25. Подпись: С. Литвин.

1892
Из рассказов и признаний эмигранта // РВ. 1892. Т. 219. Март. С. 112 - 128. (I. Концерт). Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

Член Ржонда-народового. Историческая повесть // Колосья. 1892. № 7 (июль). С. 1 - 53; № 8 (август). С. 12 - 71; № 9 (сент.). С. 48 - 94; № 10 (окт.). С. 107 - 152; № 11 (ноябрь). С. 59 - 113; № 12 (дек.). С. 64 - 107. Подпись: С. Литвин.

1893
Смутьяны. Очерки и рассказы. Издание «Русского Вестрика». СПб.: Типогр. Высочайше утверждённого Товарищ. «Общественная Польза». 1893. [4], 252 с. [Содержание: Сашенька Франжоли. С. 1 - 38; Пиршество диких. С. 39 - 89; Тайная типография. С. 90 - 157; Папаша приехал. С. 158 - 171; Визит. С. 172 - 177; Над трупом. С. 178 - 190; Родственные души. С. 191 - 200; Жданный гость. С. 201 - 230; Концерт. С. 231 - 252].

1895
Смерть моего дедушки. Повесть С. Литвина. Одесса: тип. "Труд". 1895. 32 с.

Замужество Реввеки. Повесть С.К. Литвина. СПб.: тип. В.В. Комарова. 1895. 48 с.

Смерть деда Симхи // ИВ. 1895. Т. LIX. № 3 (март). С. 737 - 772. Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

Мой дядя реб Шебсель-Эйзер. Рассказ // Восход. 1895. № 5 (май). С. 21 - 42. (Гл. I - IV); № 6 (июнь). С. 123 - 149. (Гл. V - VIII). Подпись: С. Ефрон.

Сюрприз в «Балканах». (Очерки нравов «меблировок») // РВ. 1895. Т. 239. № 7 (июль). С. 191 (197) - 208 (214). (I - V). Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

1895 (1896)

В лесах и подпольях. Ист. роман. / С.К. Литвин [псевд.]. СПб.: тип. В.В. Комарова. 1895 (обл. 1896). 224 с.

1896
Искупление. Повесть // ИВ. 1896. Т. LXIV. № 4 (апрель). С. 78 - 113. Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

Среди евреев. // ИВ. 1896. Т. LXVI. № 10 (октябрь). С. 54 - 90. (I - IV); № 11 (ноябрь). С. 428 - 461. (V - VII); № 12 (декабрь). (VIII - XI). С. 797 - 837. Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

Обыск. (Очерк из быта бунтарей) // РВ. 1896. Т. 246. № 9 (сентябрь). С. 200 - 209. (Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин). [Примечание Ред. на С. 200: «Этот очерк является продолжением печатавшихся в «Русском Вестнике» рассказов С.К. Литвина из быта русских бунтарей. Чтобы восстановить органическую связь между данным очерком и названными рассказами, напомним вкратце содержание последнего из них. В нём описывается концерт, устроенный бунтарями якобы с благотворительной целью, но на самом деле в видах увеличения «революционного фонда». Распорядителями концерта являются  действующие и в «Обыске» Митька-технолог, Орлик, «Весталки», дочери местного брандмейстера и т.д. Посетивший концерт «статский генерал» предупреждает Митьку-технолога, что у них на днях будет обыск. «Весталки» предлагают в распоряжение Митьки лошадей пожарного обоза, дабы вывезти из конспиративной квартиры тюки с прокламациями, заграничными изданиями и т.п. Этим заканчивается «Концерт». Предлагаемый рассказ, как и прежние рассказы С.К. Литвина, имеет тем большее значение, что передаваемые в нём факты не являются плодом фантазии автора - они взяты из действительности. Даже теперь, когда «революционная эпоха» отошла в область преданий, трудно без чувства жгучего негодования знакомиться с этими фактами. Ред.»].

1897
Среди евреев. Повесть. СПб. 1897. (ГПИБ) Прил. романов "Свет". Февр. 1897.

Мой дядя Реб Шебсель-Эйзер: рассказ из еврейской жизни. СПб: Типо-литография В. В. Комарова, 1897. (Википедия)

Среди евреев. СПб.: Тип. В. В. Комарова, 1897. 385 с. [Содержание: Среди евреев. С. 1 - 159. - Смерь деда Симхи. С. 161 - 214. - Искупление. С. 215 - 268. - Мой дядя реб Шебсель-Эйзер. С. 269 - 326. - В Америку! С. 327 - 337. - Гуд-о-гуд. С. 339 - 349. - Острожница. С. 351 - 385.]

Очерки «Колымажного двора» // ИВ. 1897. Т. LXIX. № 9 (сентябрь). С. 751 - 767. Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин). [«Было великолепное майское утро, когда в сопровождении городового я был доставлен из московского губернского правления в знаменитый «Колымажный двор», для дальнейшего отправления этапным порядком на родину. / Меня арестовали по подозрению к тем анархическим кружкам, которые в конце царствования императора Александра II ознаменовали свою деятельность несколькими крупными преступлениями, в том числе убийством в одной из первоклассных московских гостиниц. Было произведено много арестов; арестовали и меня…»].

Жертвоприношение. (Посвящается гостеприимным хозяевам Драготина). // ИВ. 1897. Т. LXX. № 11 (ноябрь). С. 385 - 426. (I - VIII); № 12 (декабрь). С. 723 - 762. (IX - XVI).  Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

1898
Замужество Реввеки / С.К. Литвин [псевд.]. СПб.: паровая скоропеч. И.А. Богельман. 1898. [2], 351 с. (Рассказы: Замужество Ревекки. - Талмудическая голова. - Жертвоприношение. - Сюрприз в «Балканах». - Еврейка. - Очерки Колымажного двора. - Повстанка).

Смерть деда Симхи. Повесть. СПб. 1898. Прил. романов "Свет". Ноябрь. 1898. (РНБ)

Марков В.Л. 1. Курские порубежники. Ист. роман. [В 3 ч.]. - 2. Жертвоприношение. Повесть из еврейской жизни С.К. Литвина [псевд. С.К. Эфрона]. СПб.: тип. В.В. Комарова. 1898. 270, 83 с. (Приложение романов [к газете] "Свет". Март. 1898)

Уйда. I. В Маремме : Роман Уйда. II. Смерть деда Симхи : Повесть С.К. Литвина. III. Роковая случайность : Повесть С.Б. IV. Братья : Рассказ из быта глаголемых старообрядцев / Евг. Опочинин. - СПб.: тип. В.В. Комарова, 1898. - [350] с. разд. паг. (Приложение романов "Свет" ; Нояб., 1898).

Искупление: повесть из еврейской жизни. СПб: Типо-литография В. В. Комарова.
1898.
Сочинения Н.Э. Гейнце. Четыре тома с портретом автора и предисловием. Издание В.В. Комарова. СПб. 1898. // Исторический Вестник. 1898. Т. LXXIII. № 7 (июль). С. 341 - 342. Подпись: С. Л-ин. [«… Г. Гейнце весьма занимательный рассказчик; он умеет заинтересовать читателя искусно придуманной фабулой, хитросплетенной интригой, неожиданной разаязкой и положениями то драматическими, то комическими, в изобилии пестреющими во всех его произведениях. В своих романах он обнаруживает большое знание жизни и является умелым и тонким наблюдателем…»].

Воспоминания о Михаиле Григорьевиче Черняеве // ИВ. 1898. № 9 (сентябрь). С. 938 - 951. Подпись: С. Литвин. (В оглавлении номера - С.К. Литвин).

1899
Крылов В.А. , Эфрон С.К. Сыны Израиля: драма в 4 действиях и 5 картинах. (Сочинение В. Крылова и С. Литвина [псевд.]). СПб.: Тип. А.С. Суворина. 1899. 64 с.

Крылов В.А., Эфрон С.К. Сыны Израиля: драма в 4 действиях и 5 картинах. Сочинение В. Крылова и С. Литвина // Приложение к журналу «Исторический Вестник». 1899. Т.  LXXV. № 1 (январь). С. 1 - 61.

Лирика Я.П. Полонского. Критический этюд Н.М. Соколова. Издание П.П. Сойкина. СПб. 1899. // Исторический Вестник. 1899. Т.  LXXVI. № 4  (апрель). Подпись: С. Л-н. [«Критический этюд Н.М. Соколова о Я.П. Полонском представляет собой довольно своеобразное явление в нашей литературе. Те эстетические теории, которые в большей или меньшей степени признаны в наше время, г. Соколова, по-видимому не удовлетворяют. <…> Он в своих критических взглядах выходит из эстетики Канта и Шопенгауэра. Установившийся прием литературной критики характеризовать поэта только как мыслителя <…> с точки зрения г. Соколова - кажется ошибочным.  Наш критик пытается понять и определить поэта, именно как поэта <…> Выделив из своего исследования исключительно одну лирику поэта и только на ней сосредоточив свое внимание, критик <…> приходит к заключению, что Полонский, прежде всего, был певцом весны и счастья, мира всего мира, единения и любви между людьми. <…> Торжество лирики Полонского - это страстные и пламенные речи против вражды, злобы и разъединения. <…> Поклонники симпатичной музы покойного ветерана-поэта найдут в г. Соколове весьма умелого, талантливого и глубокого комментатора…»].

1901

Возмездие. Драма в 4 д. и 5 карт. / С.К. Литвин [псевд.]. СПб.: типо-лит. В.В. Комарова, 1901. 69 с.

Крылов В.А., Эфрон С.К. Сыны Израиля. Драма в 4 действиях и 5 картинах / В. Крылов и С. Литвин. СПб.: Типо-литогр. В.В. Комарова. 1901. 76 с. (Свет: Сб. романов и повестей Ежемес. журн. Т. 1. Янв. 1901 г.).

[Заметки и поправки]. По поводу статьи «Замечательная еврейская песнь». // Исторический Вестник. 1901. Т. LXXXIV. № 4 (апрель). С. 423 - 426. Подпись: С. Литвин. [«Чрезвычайно интересная статья В.В. Розанова, помещенная в февральской книжке «Исторического Вестника» под заглавием «Замечательная еврейская песнь», заключает в себе весьма много ценных указаний о характере еврейских праздников. С свойственной автору проникновенностью он добрался до самой сути психологии еврейских праздников. Он статьи его так и веет той специфической атмосферой, тем духом, которые витают над Израилем во время его исполнения своих религиозных праздников. Статья В.В. Розанова должна произвести впечатление даже на читателей-евреев; в ней чувствуется, как писатель проник в святая святых еврейства и рисует его психологию с необыкновенным мастерством…»].

Шлемка Редер. Рассказ С. Литвина // Свет. 1901. № 319(1 дек.). С. 3; № 320 (2 дек.). С. 3; № 321 (3 дек.). С. 2; № 322 (4 дек.). С. 3; № 323 (5 дек.). С. 3.

1902
Н.П. Гиляров-Платонов и Гр. Л.Н. Толстой // Русский листок. 1902. №;281 (13 окт.). С. 1. Подпись: С. Эфрон.

Финансисты. (Роман из жизни петербургских евреев) // Русский листок. 1902. № 31 (1 февр.). С. 1. Подпись: С.К. Литвин (Эфрон); № 35 (5 февр.). С. 1; № 38 (8 февр.). С. 1; № 42 (12 февр.). С. 1; № 45 (15 февр.). С. 1; № 49 (19 февр.). С. 1; № 52 (22 февр.). С. 1; № 55 (26 февр.). С. 1; № 58 (1 марта). С. 1; № 62 (5 марта). С. 1; № 65 (8 марта). С. 1; № 69 (12 марта). С. 1; № 72 (15 марта). С. 1; № 76 (19 марта). С. 1; № 79 (2 марта). С. 1; № 83 (26 марта). С. 1; № 86 (29 марта). С. 1; № 90 (2 апр.). С. 1. (Примеч. С. Л-н); № 93 (5 апр.). С. 1; № 97 (9 сент.). С. 1; № 105 (19 сент.). С. 1; № 109 (23 апр.). С. 1; № 112 (26 апр.). С. 1; № 116 (30 апр.). С. 1; № 119 (3 мая). С. 1; № 123 (7 мая). С. 1; № 126 (10 мая). С. 1; № 130 (14 мая). С. 1; № 133 (17 мая). С. 1; № 137 (21 мая). С. 1; № 140 (24 мая). С. 1; № 144 (28 мая). С. 1.

1903

Крылов В.А., Эфрон С.К. Сыны Израиля. (Контрабандисты). Драма в 4 д. и 5 карт. В. Крылова и С. Литвина. М.: лит. Моск. театр. б-ки С.Ф. Рассохина, ценз. 1903. 108 с.

Из-за благ земных. Драма в 5 д. / Соч. С.К. Эфрона и А.Л.***. М.: лит. Моск. театр. б-ки С.Ф. Рассохина, ценз. 1903. 76 с.

Эфрон С.К., Лютецкий А.О. Из-за благ земных. Драма в 5 д. Соч. С.К. Эфрона и А.Л.***. М.: лит. Моск. театр. б-ки С.Ф. Рассохина, ценз. 1903. 76 с. (2-й авт. раскрыт РНБ по изд.: Каталог пьес членов О-ва рус. драм. писателей. М., 1914).
Сказание о том, как нашел себе жену свою Асенефу Иосиф Прекрасный /// Русский Листок. 1903. (25 дек.)

1904
Ириней, епископ Орловский. [В миру Харисим Михайлович Орда]. (Некролог) // Исторический Вестник. 1904. Т. XCVI. № 5 (май). С. 759 - 760.

Памяти епископа Иринея // Исторический Вестник. 1904. Т. XCVII. № 7 (июль). С. 121 - 130. [Б.п.]

В стране блаженных // Русский Листок. 1904. (28 марта).

Илья Пророк. Библейское повествование // Приложение к газете «Русский Листок». 1904. № 93. (4 апреля). С. 202 - 203; № 100 (11 апреля). С. 222 - 223, 226 - 227, 230; № 114 (25 апреля). С. 255, 258 - 259; № 121 (2 мая). С. 270 - 271, 274; № 128 (9 мая). С. 287, 290 - 291; № 141 (23 мая). С. 318 - 319, 322 - 323; № 148 (30 мая). С. 339, 342 - 343; № 162 (13 июня). С. 362, 366 - 367, 370; № 183 (4 июля). С. 411, 414 - 415, 418 - 419; № 190 (11 июля). С. 427, 430 - 431, 434; № 197 (18 июля). С. 450 - 452, 454; № 204 (25 июля). С. 462, 466 - 467, 470; № 211 (1 августа). С. 479, 482 - 483; № 218 (8 августа). С. 498 - 499; № 225 (15 августа). С. 511, 514 - 515; № 232 (22 августа). С. 523, 526 - 527; № 239 (29 августа). С. 547, 550 - 552; № 246 (5 сентября). С. 563, 566 - 568; № 253 (12 сентября). С. 582 - 583; № 260 (19 сентября). С. 594 - 595, 598 - 600; № 267 (26 сентября). С. 611, 614 - 616; № 274 (3 октября). С. 630 - 632; № 295 (24 октября). С. 675, 678 - 680. [Публикация не окончена]. (Подпись: С. Эфрон).

1905
Среди миссионеров и начетчиков // Миссионерское обозрение. 1905.  № 16 (ноябрь). С. 843 - 881. Подпись: С. Эфрон (Литвин).

1906
Воспоминание о В.А. Крылове // Исторический Вестник. 1906. Т. CIV. № 4 (апрель). С. 234 - 255.

1907
Смутьяны: очерки и рассказы из жизни женевских бунтарей / С. К. Литвин. М.: Тип. В.А. Жданович. 1907. VI, 156 с.  (Содержание: Вместо предисловия. (Письмо С.Ф. Шарапова к автору). С. III - VI. - Сашенька Франжоли. С. 1. - Пиршество диких. С. 24. - Тайная типография. С. 55. - Папаша приехал. С. 97. - Визит С. 106. - Над трупом. С. 110. - Жданный гость. С. 125. - Концерт. С. 143 - 156.

Гапоновщина в Петербургском единоверии // Русское Дело. 1907. № 1, 3, 5, 7.

1908
Миссионеры и начетчики / С. Эфрон (Литвин). М.: кн-во "Свидетель". 1908. [2], 101 с. 

Миссионеры и начетчики // Свидетель. Личный орган Сергея Шарапова. 1908. №№ 10 - 11 (апрель - май). С. 17 - 73; № 12 (июнь). С. 3 - 45. Подпись: С. Эфрон (Литвин).

Третий!.. // Свет. 1908. 30 янв.

1912
Еврейская почта // Исторический Вестник. 1912. Т. CXXVII. № 1 (январь). С. 187 - 223. Подпись: С. Литвин.

1913
Язычница: (Борьба иудаизма с язычеством). Драма в 4 д. / С.К. Эфрон (Литвин). Киев: А.К. Хребтов. 1913. 65 с.

Финансисты. Роман из жизни петерб. Евреев. СПб.: типо-литогр. т-ва "Свет". 1913. 173 с. (Свет: Сб. романов и повестей. Т. 1. Янв. 1913 г.). (РНБ)

По поводу воспоминаний А.И. Соколовой [«Исторический Вестник», март 1913] // Исторический Вестник. 1913. Т. CXXXII. № 5 (май). С. 751 - 752.

Из моих воспоминаний о еврейском прошлом [Равви Элий-гаон. - Апокрифические сказания о гаоне. - Императоры Александр I и Наполеон у гаона. - Сказание о «гейломе»] // Исторический Вестник. 1913. Т. CXXXIII. № 8 (август). С.  495 - 526. Подпись: С. Эфрон (Литвин).

1914
Искупление. Повесть из еврейской жизни. СПб.: типо-лит. т-ва "Свет". 1914. 38 с. (РНБ)

Н.А. Бутми. Каббала, ереси и тайные общества. Под редакцией Г.В. Бутми. СПб. 1914. Стр. VI + 283. // Исторический Вестник. 1914. № 5 (май). С. 703 - 704. Подпись: С. Л-н. [«В настоящее время, когда наше общество в своей массе так интересуется еврейским вопросом, нельзя не приветствовать появление книжки Н.А. Бутми. К сожалению, автор в своем исследовании слишком односторонен и субъективен и, как убежденный антисемит, не чужд пристрастия. <…> Исследование г. Бутми много выиграло бы, если б автор не придал ему такой страстно-публицистический характер, а придерживался в своем изложении более спокойного тона. <…> Но не будем слишком придирчивы к автору и отметим положительные достоинства его исследования. Автор обнаруживает большое знакомство с предметом и значительную начитанность, добросовестно отмечает факты, руководствуясь и указаниями ненавистных ему исследователей-евреев, которых он цитирует. Книжка интересна, написана прекрасным языком и легко читается»].

Культурно-исторические памятники древнего Востока. Под общей редакцией проф. Б.А. Тураева. Выпуск I. И.М. Волков. Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой. Стр. IV + 80. Москва. 1914 г. // Исторический Вестник. 1914. Т. CXXXVIII. № 11 (ноябрь). С. 647. Подпись: С. Л-н. [«В последнее время не только в мире ученом, но и в широких общественных кругах замечается большой интерес к культурам древнего Востока. А потому нельзя не приветствовать предпринятый профессором Тураевым ряд переводов произведений письменности древнего классического Востока. В первую очередь выпущен в свет один из важнейших и древнейших памятников «Законы вавилонского царя Хаммураби», в переводе И.М. Волкова. Надо отдать справедливость переводчику. Г. Волков является пред нами не только лишь в качестве образцового переводчика древнего памятника письменности Востока, но и талантливым его исследователем и истолкователем…»].

1915
По поводу статьи А.А. Миронова // Исторический Вестник. 1915. Т. CXXXIX. № 2 (февраль). С. 715. Подпись С. Литвин. [«В  декабрьской книге «Исторического вестника» за 1914 год в статье «Новости археологии» А.А. Миронова несколько строк посвящено экспедиции русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в Китайский Туркестан. / Неточность и неполнота этого сообщения может породить не вполне ясные представления среди широких кругов читающей публики, которой известия и протоколы русского комитета в массе недоступны. Между тем экспедиция эта представляет крупное явление в жизни русской археологии…»].

Б.Л. Сегаль. История еврейского народа. Ч.II. Издание третье, исправленное и дополненное. Одесса. 1914. Стр. IV + 187. // Исторический Вестник. 1915. Т. CXXXIX. № 3 (март). С. 993. Подпись С.Л. [«Перед нами учебник, обнимающий историю еврейского народа за время от покорения Иудеи Александром Македонским, с 330 г. до Р.Х. по VII в. по Р.Х. Это один из более интересных и богатых содержанием периодов истории этого народа; период, в котором сложился весь религиозный и этический облик, окрепший и расцветший за время утраты политической самостоятельности иудеев. Вся умственная и духовная жизнь лучших детей Израиля сосредоточилась тогда на глубоком вкоренении в иудеях принципов обособлений от других народов, дабы они не подвергнулись ассимиляции и не были поглощены завоевателями. К сожалению, большая часть книги посвящена автором менее интересной политической жизни еврейского народа под римским владычеством. Нельзя не упрекнуть автора за то, что он слишком детально и сухо излагает факты и весьма мало заботится о красоте стиля»].

1916
Культурно-исторические памятники древнего Востока. Под редакцией профессора Б.А. Тураева. Выпуск 2-й. И.М. Волков. Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V века до Р.Х. С 10 рис. М. 1915. Стр. 81.  Вып. 3-й. Б.А. Тураев. Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных автобиографий. С рис. М. 1915. Стр. 70. // Исторический Вестник. 1916. Т. CXLIII. № 1 (январь). С. 289 - 291. Подпись: С. Л-н. [«На страницах «Исторического Вестника» мы в свое время отметили предпринятое под редакцией профессора Б.А. Тураева издание культурно-исторических памятников древнего Востока. В настоящее время перед нами два новых выпуска этого в высшей степени полезного издания. <…> Новая работа г. Волкова отличается теми же достоинствами, какие были отмечены нами в его первой работе о законах царя Хаммураби: тщательная обработка материалов, точность перевода и достаточная осведомленность в литературе предмета. <…> Памятники классической литературы древнего Египта представляют собою большой интерес. Из них особенно выделяются «Рассказ египтянина Синухета» и дошедшие до нас образцы египетских документальных автобиографий. <…> Профессор Тураев приходит к справедливому заключению, что рассказ Синухета представляет живой литературный памятник, в котором ярко выступают внутренние переживания героя, внешняя обстановка событий его жизни и бытовые картины в современном ему природном стиле.  <…> Профессор Тураев в своем введении подробно рассматривает все дошедшие до нас списки памятника и их переводы на английский и немецкий языки, а затем дает уже полный перевод Синухета на русский язык…»].

Воспоминания о С.Ф. Шарапове //  Исторический Вестник. 1916. Т. CXLIII. № 2 (февраль). С. 496 - 520. (I - V); № 3 (март). С. 723 - 751. (VI - XI). Подпись: С.К. Эфрон.

С.Л. Винберг. История еврейской печати в России в связи с общественными течениями. Пгр. 1915. Стр. XI + 264. //  Исторический Вестник. 1916. Т. CXLIII. № 2 (февраль). С. 574 - 575. Подпись: С. Л.-н. [«Русское общество должно быть благодарно г. Винбергу за его труд. Книга его нужная и. несомненно, сослужит службу всем, кто интересуется еврейским вопросом в России…»].

Пролог русско-японской войны. Материалы из архива графа С.Ю. Витте с предисловием и под редакцией Б.Б. Глинского. (С приложением портрета графа С.Ю. Витте). Пгр. 1916. С. VII+352 // Исторический Вестник. 1916. Т. CXLIV. № 5 (май). С. 534 - 535. Подпись: С. Л-н. [«…Помимо того, что книга дает нам приблизительно полное понятие о том, каковы были причины возникновения русско-японской войны, и в этом отношении она пока составляет единственный сборник материалов для историка этой войны, - она представляет нам во весь рост портрет одного из крупнейших государственных деятелей конца XIX и начала XX столетий. <…> Прошёл всего только год о кончине графа С.Ю. Витте, и мы уже имеем возможность целиком воссоздать всю эту колоссальную фигуру, благодаря изданным материалам, во весь ее рост. Перед обнародованными документами должны умолкнуть всякие сплетни, распространявшиеся при его жизни и умалявшие его деятельность. Опубликованные г. Глинским материалы - лучшие свидетели громадной талантливости, если не гениальности, покойного графа. И русские люди, забыв о его слабостях, как частного человека, должны чтить память его, как великого работника, выдающегося патриота родной земли. / Пишущий эти строки далеко не был поклонником графа Витте при его жизни, и тем не менее, ознакомившись с книгой «Пролог русско-японской войны», ему совершенно ясно стало, как мало понимали и как мало ценили этого выдающегося русского человека его современники. Думается, что с нами согласится всякий, кто внимательно прочтет книгу г. Глинского, и сохранит благодарную память к работнику земли русской»].

Древний мир в памятниках его письменности. Составили Д.А. Жаринов, Н.М. Никольский, С.И. Радциг и В.Н. Стерлигов. Восток. Часть 1-я. С рисунками. Издание т-ва «Мир». М. 1915. Стр. VIII+160. // Исторический Вестник. 1916. Т. CXLIV. № 6 (июнь). С. 789 - 790. Подпись С. Л-н. [«…Имея в своем распоряжении такую хрестоматию, преподаватель сможет заинтересовать учащихся и сообщить им немало полезных и занимательных сведений, которых нельзя найти в рядовом учебнике и которые окажут крупное влияние на общее культурное развитие учащейся молодежи…»].

К. Корниль. Пророки. Пять публичных лекций. Перевод Д. Желоховского под редакцией и с предисловием Н.М. Никольского. Издание М. и С. Сабашниковых. М. 1915. Стр. VIII+224. // Исторический Вестник. 1916. Т. CXLV. № 7 (июль). С. 226 - 227. Подпись: С. Л-н. [«Подлежащая нашему разбору книга «Пророки» К. Корниля представляет собою пересказ житий библейских пророков, сделанных рукою первоклассного мастера, проникнутых глубокой верой и чувством благоговения к печальникам богоизбранного народа - пророкам. <…> Совершенно справедливо замечает г. Никольский, что книга К. Корниля даст читателю ряд блестящих характеристик израильских и иудейских пророков, причем эти характеристики вдвинуты в общую картину эволюции израильской религии; таким образом, читатель получит представление обо всех основных проблемах истории древнего Израиля в том виде, как они ставятся и разрешаются современной ветхозаветной наукой. Искреннее теплое чувство, которым проникнута книжка, свидетельствует, что ее автор не застыл в профессиональных схемах кабинетного ученого, но умеет по-своему переносить вместе с собою своего читателя…»]. 

Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. Опыт комментария Влад. Шмакова, инженера путей сообщения. Москва. MCMXVI. Стр. 510. // Исторический Вестник. 1916. Т. CXLVI. № 11 (ноябрь). С. 509 - 511. [«…Исследование г. Шмакова имеет своей целью изучение первых двух частей книги Тота - Великих Арканов, гласящих о Боге и Человеке. <…> Книга г. Шмакова красноречиво свидетельствует, что автор, несмотря на свою молодость, обладает обширною начитанностью и большою литературностью. Стремясь по возможности дать энциклопедию мистицизма, он цитирует и разбирает здесь более полуторы тысячи авторов разных эпох и народов; в частности же касается с разных сторон и еврейской Кабаллы, причем все ее главнейшие доктрины приводятся у него в буквальных переводах с точными ссылками на подлинник. <…> Своими многочисленными источниками г. Шмаков пользуется как опытный литератор, с большим мастерством. <…> Среди многочисленных цитат - в книге немало весьма интересных, блещущих несравненною глубиною и свежестью мысли. <…> Язык книги - хороший, сочный русский язык. <…> Мы можем только горячо приветствовать появление в нашей литературе его книги, которая должна занять и, несомненно, нам кажется, займет в русской литературе почетное место…»].

1917
В.И. Крыжановская (Рочестер). «Паутина», роман в четырех частях. Пгр. 1917. // Исторический Вестник. 1917. Т. CXLVII. № 3 (март). С. 812 - 813. Подпись: С. Л-н. [«В русской художественной литературе совсем не видно почти политических романов, и по одному этому уже «Паутина» заслуживает внимания, помимо даже художественных достоинств и важного значения разработанной автором темы для прояснения и укрепления русского национального самосознания. Наглядевшись на общественный разброд и вдумавшись в его хронические причины за много лет до войны (роман был закончен уже в 1906 г.), г-жа Крыжановская, как опытный врач-диагност, верно определила психо-патологический процесс, разложивший нашу «интеллигенцию». И на этом фоне духовно-нравственной немощи из-под пера ее вылилась картина того чудовищного немецкого засилия, которое ужаснуло наше беспечное общество только во дни войны, но которое издавна стремится к расшатыванию русского государственного уклада: путем планомерного заселения и захвата промышленно-финансовых сил страны, наряду с привитием народу «штунды», а интеллигенции обезличивающего космополитического мировоззрения, не говоря уже о всесильном, хотя и таинственном влиянии немецкой партии на «верхах». Перед читателем встают два мира: один - отмеченный беспечностью, разрозненностью, полным забвением исторических основ самобытной культуры и оторванностью от народных корней, а другой - спаянный продуманной, неустанной, исторически преемственной работой, направленной к единой цели - величию и превосходству родины. И эта именно культурная и государственная сила Германии заставила, в свое время, автора опасаться за судьбу дорогого отечества, что вполне оправдалось, когда грянула война. Словом, представив общественный развал и нарисовав русскую жизнь в ее наиболее типичных явлениях, г-жа Крыжановская выполнила очень сложную задачу. Богатство эпизодической части романа и, в связи с этим, разнообразие затронутых автором общественных вопросов лишают нас возможности привести наиболее характерные сцены романа. Эта грустная (увы) картина современного быта со всеми его хроническими недостатками естественно напоминает другую, вышедшую в прошлом году повесть автора, «Новый век», в которой обрисована ломка старого русского уклада, перекраивавшегося Петром по европейским и далеко не всегда удачным образцам. Перед читателем - занимающаяся заря того времени, когда мы, по выражению Чацкого, все отдавали «в обмен на новый лад: / И нравы, и язык, и старину святую, / И величавую одежду на другую, / По шутовскому образцу». / Ответами, что из этого вышло, служит современная действительность, образно и ярко описанная г-жой Крыжановской»].

1923
Из тихой обители // Новое Время. (Белград). 1923. № 608 (3 мая). С. 3. Подпись: С. Л-нъ. Шабац, монастырь Петковице.

1963
Бертенсон Василий Бернардович [Электронный ресурс]: опись фонда // Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Отдел рукописей; [Р.Б. Заборова]. Ленинград: [б.и.], 1963. - Ресурс доступен в Электронной библиотеке РНБ. [3], 17 с., табл.: «Савелий Константинович (псевд. Литвин), писатель. Автограф-запись. Петроград. 19 окт. 1916 л. 229 об. 1 [1/134]».

2010
Из моих воспоминаний о еврейском прошлом. [Отсканированные  страницы из «Исторического Вестника»]. Приложение к статье Коркиной Е.Б.: Старшее поколение семьи Эфрон) // 1910 - год вступления Марины Цветаевой в литературу: XVI Международная научно-тематическая конференция, 8-10 октября 2010: Сборник докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой. 2012. С. 427 - 449.

 2011
 Из моих воспоминаний о еврейском прошлом. (Публ. Поликовской Л.В.) // Лехаим: литературно-публицистический альманах. 2011. № 6 (230). Июнь. С. 19 - 24.  (Интернет-публикация: )

2021
Воспоминания о С.Ф. Шарапове. (1916). (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/01/11/72

Воспоминания о В.А. Крылове. (1906). (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/02/10/1744

Н.П. Гиляров-Платонов и Гр. Л.Н. Толстой. (Из воспоминаний). (1902). ((Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/02/10/174

Третий!.. (К 40-му дню кончины Виссариона Виссарионовича Комарова). (1908). (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/02/10/72

Миссионеры и начётчики. (1908) (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/01/05/1126

[Рец.] В.И. Крыжановская (Рочестер). «Паутина», роман в четырех частях. Пгр. 1917. (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/01/03/202

Памяти епископа Иринея (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/01/02/233

По поводу статьи «Замечательная еврейская песнь» [В.В. Розанова]. (1901). (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/03/23/152

Рецензии в «Историческом Вестнике» 1914 - 1916 гг. [7 рецензий С.К. Эфрона]:
1. Культурно-исторические памятники древнего Востока. Под общей редакцией проф. Б.А. Тураева. Выпуск I. И.М. Волков. Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой. Стр. IV+80. Москва. 1914 г. Ц. 70 к. -
2. Б.Л. Сегаль. История еврейского народа. Ч.II. Издание третье, исправленное и дополненное. Одесса. 1914. Стр. IV + 187. -
3. Культурно-исторические памятники древнего Востока. Под редакцией профессора Б.А. Тураева. Выпуск 2-й. И.М. Волков. Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V века до Р.X. С 10 рис. М. 1915. Стр. 81. Ц. 70 к. Вып. 3-й. Б.А. Тураев. Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных автобиографий. С рис. М. 1915. Стр. 70. Ц. 80 к. -
4. С.Л. Винберг. История еврейской печати в России в связи с общественными течениями. Пгр. 1915. Стр. XI+264. Ц. 1 р. 50 к. -
5. Древний мир в памятниках его письменности. Составили Д.А. Жаринов, Н.М. Никольский, С.И. Радциг и В.Н. Стерлигов. Восток. Часть 1-я. С рисунками. Издание т-ва «Mip». М. 1915. Стр. VIII+160. Ц. 1 р. 30 к. -
6. К. Корниль. Пророки. Пять публичных лекций. Перевод Д. Желоховцева под редакцией и с предисловием Н.М. Никольского. Издание М. и С. Сабашниковых. М. 1915. Стр. VIII+224. Ц. 75 к. -
7. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. Опыт комментария Влад. Шмакова, инженера путей сообщения. Москва. MCMXVI. Стр. 510. Ц. 10 р. (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/03/23/122

[Рец.] Н.А. Бутми. Каббала, ереси и тайные общества. Под редакцией Г.В. Бутми. СПб. 1914. Стр. VI+283. Ц. 1 р. (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/03/22/1979

Воспоминания о Михаиле Григорьевиче Черняеве. (1898). (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/01/10/86

Из тихой обители. (1923). (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация http://proza.ru/2021/04/24/1721



ЛИТЕРАТУРА О САВЕЛИИ КОНСТАНТИНОВИЧЕ  ЭФРОНЕ


1889
[Рец. на Рассказы из быта женевских бунтарей] // Гражданин. 1889. (26 окт.).

1893
«Смутьяны». Очерки и рассказы С.К. Литвина. СПб. 1893 г. // РВ. 1893. Т. 225. № 4 (апрель). Новости русской литературы. С. 321 (327) - 323 (329).

1897
[С. Гинзбург]. Литература рыночного спроса. С.К. Литвин: «Среди евреев». СПб. 1897 г. // Восход. 1897. № 10 (октябрь). Современная летопись. С. 24 - 39. Подпись: Читатель.

[Фаресов А.И.]. [Рец.]. С.К. Литвина. Среди евреев. СПб. 1897 // ИВ. 1897. Т. LXVIII. № 4 (апрель). С. 286 - 287. Подпись: А.Ф. [«Книга г. Литвина о евреях заключает в себе ряд талантливо написанных беллетристических рассказов, из которых три были напечатаны в «Историческом Вестнике» («Среди евреев», «Смерть деда Симхи» и «Искупление»), а остальные в других журналах («Мой дядя», «В Америку!», «Гуд о-гуд» и «Острожница»). Все эти рассказы изображают в самой мрачной краске еврейский быт. Кроме преобладания в нем диких понятий о возможности молитвою переселить свое горе в дом иноверца, о трефной птице, о беседовании разных «цадиков» с ангелами Божиими, о надеждах возвыситься над всеми народами, о страшном грехе кровосмешения еврейки с «гоем» и т.п. старо-еврейских правилах из Талмуда, г. Литвин указывает в своих рассказах на существование международной политической организации евреев. <…> По уверению г. Литвина, видным деятелям кагала известны все нити и тайны европейской политики, они подкапываются под нравственность, благосостояние и религию чуждых им государств и народов. <…> Как бы кто ни отнесся к книге г. Литвина, но, написанная живым языком, под сильным против евреев настроением, она производит на читателя тяжелое впечатление, знакомя нас не только с общественным значением еврейства в христианских странах, но и с их домашней жизнью, исполненной религиозных предрассудков и жестокосердия ко всякому новшеству и индивидуализму в их собственной семье. Вообще рассказы г. Литвина представляют большой интерес, и им можно предсказать успех»].

В. К-рцв. [Карцов] Рец. // Народ. 1897. (24 апр.).
Рец. // Новое Слово. 1897. Кн. 11. С. 51. 2-я пан.
Рец. // РМ. 1897. № 8.

1899
[Ю. Гессен]. Клевета в форме драматического произведения. «Сыны Израиля», драма в 4-х действиях и 5 картинах В. Крылова и С. Литвина. («Исторический Вестник») // Восход. 1899. № 3 (март). Современная летопись. С. 28 - 38. Подпись: Югъ.

Издание газеты «Урал» (издатель В.Г. Чекан. Путеводитель по Уралу. Издание первое. Екатеринбург. 1899. // ИВ.  1899. № 11 (ноябрь). (О С.К. Эфроне - нет) Подпись: П. Б-ский. С. 784.

1900
Князь Барятинский. [О «Контрабандистах»] // «Северный курьер» (22 ноября 1900)

[К.И. Арабажин] Рец. на Контрабандисты // Северный Курьер. 1900. 23 ноября. Подпись: К.А.

Влас Михайлович Дорошевич. Герои дня // Россия. 1900. № 568 (22 ноября).

Литвин, С.К. (также С. Ефрон) // Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. (Под общ. ред. д-ра Л. Каценельсона и барона Д.Г. Гинцбурга. Т. 10. Издание Общества для Научный Еврейских Изданий и Издательства Брокгауз - Ефрон. СПб. Ст. 268 - 269.  [«Литвин, С.К. (также С. Ефрон) - автор клеветнических произведений  против своих единоверцев. Поместив в «Восходе» (1895 г., кн. V, VI) за подписью  «С. Ефрон» тепло написанный рассказ «Мой дядя реб Шебсель-Эйзер»,  Л. в то же время под псевдонимами печатал в антисемитских изданиях рассказы, полные злобных измышлений; рассказы, не исключая «Мой дядя р. Шебсель-Эйзер», были изданы отдельным сборником «Среди евреев» (СПб., 1897). В 1899 г. в «Историч. Вестнике» появилась драма Л., написанная им совместно с популярным русским драматургом В. Крыловым, «Сыны Израиля», представляющая собой самую грубую клевету на евреев. Поставленная в петербургском Малом театре Суворина (при участии еврея-актера Тинского), пьеса вызвала небывалый протест со стороны публики, и первое представление  не было доведено до конца. Шум, вызванный протестом, привлек на некоторое время внимание реакционных кругов к пьесе, но уже вскоре она сошла со сцены. - Ср.: Систематический указатель; С. Гинзбург, Литература рыночного спроса, Восход, 1897, кн. X; Ю. Гессен, Клевета в форме драматического произведения, Восход, 1899 г., кн. III . 8.»].

1901
А.С. Суворин. Рец. на Контрабандисты // НВ. 1901. 7 и 8 января.

Н. Негорев. [А.Р. Кугель] Рец. на Контрабандисты // ТиИ. 1901. № 3

М. Чуносов [И.И. Ясинский] Рец. на Контрабандисты // Ежемес. Соч. 1901. № 2.

Ефим Простосердов [А.П. Пятковский] Рец. на Контрабандисты // Набл. 1901. № 1- 2.

О Контрабандистах // НВ. 1901. 6 марта, 24 апреля.

1905
Дорошевич В.М. Герои дня // Дорошевич В.М. Собрание сочинений. Том IV. Литераторы и общественные деятели. М.: Товарищество И.Д. Сытина. 1905. С. 114. (То же: «Россия», 1900, № 568, 22 ноября). https://ru.wikisource.org/wiki/

1908
[Рец.] С. Эфрон (Литвин). Миссионеры и начетчики. Москва. 1908. Стр. 101. Цена 40 коп. // ИВ. 1908. Т. CXIV. № 12 (декабрь). С. 1124 - 1125. Подпись: М. [«Чрезвычайно любопытную фигуру представляет автор этой брошюры: еврей по происхождению и раввин по образованию, он, запутавшись в противоречиях иудаизма, принял православие и посвятил себя вопросам церковного благоустройства. Это сблизило его с покойным издателем «Современных Известий», Н.П. Гиляровым-Платоновым, отводившим так много места в своей газете церковным вопросам, с редактором «Миссионерского Обозрения» В.М. Скворцовым и, с другой стороны, с представителями единоверия и раскола. / Эти знакомства создали ему позицию, весьма удобную для наблюдений за полем, где сталкиваются господствующее и старообрядческое вероисповедания. Пока г. Эфрон еще только приступает к изложению этих наблюдений: его брошюра главным образом посвящена личным воспоминаниям о Гилярове-Платонове и знакомит читателя со взглядами этого талантливого публициста на значение церковных вопросов для русской жизни. Собственно миссионерской деятельности г. Эфрон касается лишь в самом конце брошюры, но и тут быстро переходит к обличению современного священства в лице Петрова, архимандрита Михаила [Семенова] и других, выдвинутых освободительным движением. Таким образом заглавие брошюры не вполне соответствует ее содержанию, что не мешает ей быть весьма интересной»].

1909
Кисловский Л. «Возмездие». [О пьесе С.К. Литвина] // Русская Земля. 1909. № 40/1 (894) (15 февраля). С. 4. Рубрика: Театр и музыка.

1914
[Малеин А.И.]. [Рец.] С.К. Эфрон (Литвин). Язычница. (Борьба иудаизма с язычеством). Драма в 4-х действиях. Киев. 1913. Стр. 65. // Исторический Вестник. 1914. Т. CXXXVI. № 6 (июнь). С. 1139. Подпись: А. М-н. [«Сюжет драмы г. Эфрона заимствован из последних глав III книги Царств, где изображены слабовольный царь Ахав и властная супруга его Иезавель. Автор превосходно оттеняет постоянные колебания Ахава между служением Иегове и Ашере. Хорошо удался ему также и тип Иезавели, постоянно чарующей царя своими прелестями и заставляющей его отменять принятые уже решения. Поразительной выдержанностью отличается также стиль драмы, показывающий, что г. Эфрон прекрасно изучил ветхозаветную бибилию. Помимо того, по всему произведению разлит подлинный древневосточный колорит, особенно ярко проявляющийся в живописном изображении сладострастного культа Ашеры и яростном антагонизме иудеев и язычников. Драма г. Эфрона, производящая сильное впечатление и при обыкновенном чтении, должна иметь значительный успех на сцене в соответствующей театральной обстановке»].

Н.А. Бухбиндер. Из истории революционной пропаганды среди евреев в России в 70-х г.г. // Историко-Революционный Сборник. Под ред. В.И. Невского. М., Пг.: Гос. издательство Ленинград.  Т. 1. 1924. С. 36 -  66 . (Об Эфроне - С. 56, 60). (Приложение II. «Доклад III отд. С.Е.В. Канц. по обвинению 38 жителей Северо-Западного края в преступной пропаганде. (20 июля 1876 г.)». С. 51 - 58. [С. 56: «По сему делу навлекли на себя подозрение еще 12 мещан г. Вильны в знании о преступных действиях членов тайного кружка и получении от них для чтения книг преступного содержания, а именно: <…> Шепшель Эфрон, 25 лет, <…>»]. - «Заключение юрисконсульта III отд. по делу о 38 лицах». С. 58 - 61. Подпись: Юрисконсульт М. Яковлев. 28 июля 1876 г. [С. 60: «Обращаясь к степени виновности упоминаемых в настоящем деле и привлеченных лиц, я нахожу, что они могут быть разделены на следующие категории: …5) Навлекшие подозрение в знании о преступной деятельности лиц, принадлежащих к тайным кружкам, и получении для чтения книг преступного содержания: Виленские мещане: <…> учитель I разряда еврейского училища Шепшель Эфрон 25 лет <…>. По соображении степени виновности вышепоименованных лиц, признавалось бы возможным в отношении их принять следующие меры: <…> д) Относительно лиц, упоминаемых в пятой категории, то, по неимению достаточных данных к обвинению, освободить их от всякой по сему делу ответственности».]

1925
Некролог // Парижский Вестник. 1925. (30 июля).

М.А. Суворин. Об Эфроне // Новое Время (Белград). 1925. 4 августа.

1947
Горин-Горяйнов Б.А. Актеры. (Из воспоминаний). Л.-М.: «Искусство». 1947. С. 79 - 93. [Постановка пьесы «Контрабандисты»]. (По Библиографическому указателю под ред. К.Д. Муратовой «История русской литературы XIX века» (М.-Л.: Издательство АН СССР. 1962). С. 385].

1968
Альтшуллер Анатолий Яковлевич. Театр прославленных мастеров: Очерки-истории Александринской сцены. (Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии). [Л.]: [Искусство. Ленингр. отд-ние]. [1968]. 306 с., 20 л. ил. (Литвин-Эфрон С.К. - по указателю). [«В 1900 году Крылов был одним из авторов погромной, черносотенной пьески «Контрабандисты», вызвавшей демонстрации протеста демократического зрителя». (С. 205).  «Не актеры, конечно, были повинны в том, что в 1900 году состоялось печально известное представление погромной пьески Литвина-Эфрона и В. Крылова «Контрабандисты», вызвавшее гневную реакцию передовой общественности. Ленинская «Искра» писала, что из-за покровительства властей Суворину даны широкие возможности «развращать русскую публику и со сцены и со страниц своей газеты» (Наша отечественная рептилия // Искра. 1901. Февраль. № 2). (С. 216)].

1985
 История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина [и др.]; науч. рук., ред. и введ. П.А. Зайончковского). М.: Книга. 1976-1989. Т. 4. Ч. 3: 1895-1917. [Сост.: И.Н. Веселовский и др.]. 1985. 453, [1] c. (Эфрон С.К. - по указателю). (В РГБ  книгу можно читать с компьютера).

История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. ( Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина [и др.]; науч. рук., ред. и введ. П.А. Зайончковского. М.: Книга. 1976-1989. Т. 3. Ч. 4: 1857-1894.[Сост.: Т.Г. Анохина и др.]. 1982. 397, [2] c. (Эфрон С.К. - по указателю №№ 2685, 3235, 7228).

1991
Коц Ел. Контрабандисты // «Былое». Неизвестные номера журнала. Л. 1991. Кн. 2.

1993
Дудаков С.Ю. История одного мифа: Очерки русской литературы XIX-XX вв. (Под общ. ред. Д.А. Черняховского). М.: Наука. 1993. 282 с. С. 134 - 140. (Издание осуществлено при содействии Фонда Дж. Сороса за счёт средств автора. Посвящение: «Незабвенной памяти профессора Шмуэля Эттингера»).

1998
Теляковский Владимир Аркадьевич (1860-1924). Дневники Директора Императорских театров. [Под общ. ред. М.Г. Светаевой; вступ. ст. О.М. Фельдмана; коммент. О.М. Фельдмана и др. Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания, Гос. центр. театр. музей им. А.А. Бахрушина]. М.: Артист. Режиссер. Театр. (1898-1901). 1998. 746, [2] с., портр. (С.К. Эфрон - С. 342, 424, 591, 607.

Игорь Аксельрод. (Нью-Йорк). Самоуничижители // Журнал Вестник on-line. 1998. № 4 (185). (17 февраля). (Интеренет-публикация: http://www.vestnik.com/issues/98/0217/win/axelrod.htm ). [«…В Виленской губернии в 1849 году в набожной еврейской семье родился еще один ренегат - Шеель Хаимович Ефрон. Он состоял в родстве с виленским гаоном и одним из издателей энциклопедии "Брокгауз и Eфрон". Получив достойное еврейское образование, Eфрон работал учителем в талмуд-торе (ешиве) города Слоним и подзарабатывал публикациями в русской прессе. С переездом в 1871 году в Петербург перешел в христианство, взяв себе имя Савелий Константинович Литвин. Не исключено, что переход в православие Eфрона было искренним, но тональность его публикаций по еврейской тематике резко изменилась. Если прежде он осуждал антиеврейские выступления в печати, особенно связанные с ритуальными обвинениями, то в дальнейшем Eфрон, начав с критики различных сторон еврейской жизни, докатился до клеветнических высказываний. В 1897 году вышла книга Eфрона-Литвина "Среди евреев", в основу сюжета первой повести, давшей название сборнику, была положена литературная версия похищения "Протоколов сионских мудрецов". Вот один из перлов выкреста Eфрона: "...Какая страшная сила сосредоточена в руках евреев, и как они пользуются ею во вред всего человечества! Рассеянные по всему земному шару, они крепкой сетью опутали все государства и, подобно пауку, высасывают все здоровые соки из своих жертв без остатка. Общность интересов евреев всех стран соединила их воедино на борьбу с остальными народами. Они, без сомнения, хозяева всего мира и, во всяком случае, таковыми себя считают". / Вместе с В. Крыловым Eфрон написал пьесу "Сыны Израиля", переименованную в последствии в "Контрабандистов". Своим антисемитизмом пьеса шокировала русскую общественность. "Русскому обществу претит эта пьеса. Русское общество возмущено. Русское общество протестует", - писал известный журналист В. Дорошевич. "Этот виленский еврей..., писавший обличение своего народа, высоко ценился в охранительно-реакционных общественных кругах", - писал критик А. Кугель, лично знавший Eфрона. Жизнь ренегата закончилась в монастыре в Югославии в 1925 году. / Крещенным евреем был в начале ХХ века лидер московского отделения черносотенной организации "Союз русского народа" и редактор "Московских ведомостей" В. Грингмут…]

2003
Музыка и музыканты. Творческие и биографические материалы в фондах и коллекциях Рукописного отдела Пушкинского дома. XVIII-XX вв.: Указатель. (РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом); сост.: Л.В. Герашко [и др.]. СПб.: Дмитрий Буланин. 2003.  425, [2] с. (По указателю).

2007
Фокин Павел Евгеньевич. Серебряный век: портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков: поэты, писатели, драматурги, критики, издатели, философы, религиозные мыслители, художники, скульпторы, коллекционеры, композиторы, музыканты, драматические артисты, оперные певцы, балетные танцовщики, режиссеры, деятели кино, антрепренеры, меценаты. [В 3 т.]. Павел Фокин, Светлана Князева; Гос. литературный музей (ГЛМ). СПб.: Амфора. Т. 2. 2007. 635, [1] с., ил., портр. С. 182 - 183. [«Литвин Савелий Константинович, наст. Имя и фам. Шеель Хаимович Эфрон (1849 - 5.7.1925). Прозаик, драматург, мемуарист. Публикации в журналах «Русский Вестник», «Исторический Вестник», «Свет», газетах «Новое Время», «Вечернее время» и др. Сборники рассказов «Среди евреев» (СПб., 1897), «Замужество Ревекки» (СПб., 1898). Пьесы «Сыны Израиля» (совм. с В.А. Крыловым; СПб., 18999; поставлена под названием «Контрабандисты»), «Возмездие» (СПб., 1901), «Финансисты» (1902) и др. С 1918 - за границей»].

Аарон Захарович Штейнберг. В.В. РОЗАНОВ. НА ПЕТЕРБУРГСКОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ (В публикации Нинель Портновой, Владимира Хазана «ВСТРЕЧА С РОЗАНОВЫМ»). [«Публикуемый фрагмент представляет собой черновой вариант части очерка о В.В. Розанове, вошедший в книгу «Друзья моих ранних лет»»] // Интернет-ресурс: ЛЕХАИМ. ЯНВАРЬ 2007 ТЕВЕС 5767 – 1 (177). https://lechaim.ru/ARHIV/177/hazan.htm (время доступа 20.01.2021). [«Диспут» о ритуале на Пасху осенью 1913 года: «…Василью Васильевичу и без моего укора было совестно. Его седая голова как-то неестественно втянулась в плечи, и он растерянно обводил глазами стол. И ему, и мне пришел на помощь тот самый полуседой господин, которому давно, очевидно, хотелось вмешаться в диспут.
– Нет, Василий Васильевич! – пересек он хриплым голосом полстола. – В этом, как вы знаете, я с вами расхожусь. Я тоже не верю в ритуал…
Меня поразила весьма заметная еврейская интонация нового «диспутанта», а Василий Васильевич почему-то развеселился и тут же, совершенно примирившись со мной, шепнул мне ласково на ухо: «Вы его знаете? Это Эфрон, автор знаменитых “Контрабандистов”…». Именно это почему-то очень смешило Розанова. Автора юдофобской пьесы я видел в натуре впервые, но с детства помнил, какие скандалы были связаны с ее постановкой в Малом театре Суворина. Стало и мне смешно. По многим причинам. Мог ли я когда-либо предположить, что буду сидеть за одним столом с этим злостным юдофобом и что как раз он подаст голос за меня? Но всего комичнее было то, что завзятый юдофоб еврейского происхождения своим картаво-певучим говором как бы издевался над самим собой. Однако творец «Контрабандистов», ничуть не смущаясь продолжал:
– И в этом я тоже расхожусь, – особая пища не имеет ничего общего с ритуальным изуверством. Когда я в студенческие годы был старообрядцем, помню, как наши студенты приходили в университет со своей посудой, потому что им претило пить из общеупотребляемых кружек даже воду из-под крана. Вы разве никогда не слышали, Василий Васильевич?
– Ладно, ладно, – смеялся Розанов – коли вы все против меня: и евреи, и старообрядцы, да и собственные мои дочери, бросим о ритуале. Но о евреях я все-таки доскажу...»].

2008
Zsuzsa Hetеnyi. In a Maelstrom: The History of Russian-Jewish Prose (1860-1940). (English translation by J;nos Boris). Budapest: Central European University Press. 2008. С. 183. [Упоминание о пьесе «Контрабандисты» («Smugglers»)]. Интернет-версия:

Фетисенко О.Л. Переписка В.В. Розанова и С.Ф. Шарапова (1893-1910) (Вступ. ст., подготовка текста и коммент. О.Л. Фетисенко) //
Русская литература. 2008. № 4. С. 110 - 134.

2009
 Мнемозина: документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. (Гос. ин-т искусствознания; ред.-сост. В.В. Иванов). М.: Индрик. Вып. 4. 2009. 888 с. (По указателю. О постановке пьесы «Контрабандисты»)  (В РГБ можно читать с компьютера).

2012
Е.Б. Коркина. Старшее поколение семьи Эфрон // 1910 - год вступления Марины Цветаевой в литературу: XVI Международная научно-тематическая конференция, 8-10 октября 2010: Сборник докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой. 2012. С. 411 - 426.

Кравецкий А.Г. Церковная миссия в эпоху перемен: (между проповедью и диалогом). М.: Культурный центр «Духовная б-ка», cop. 2012. 711 с. (Серия: Церковные реформы). (Дискуссии в Православной российской Церкви начала XX века. Поместный собор 1917-1918 гг. и предсоборный период / Круглый стол по религиозному образованию и диаконии). [Раздел 4.1.2 «Методы полемики». Цитируется отрывок из книги «Миссионеры и начетчики» о беседе миссионера «с беспоповцами на тему о браке» с предварительным комментарием: «Невысокая эффективность миссионерских бесед была связана не только с устаревшими способами организации этих мероприятий, но и с тем, что публичная дискуссия - далеко не лучший способ установления религиозной истины. Ядовитое, но точное описание подобных собеседований дал публицист С.К. Эфрон (Литвин)». (Эфрон - Миссионеры и начетчики. М. 1908. С. 36 - 37). (Русские писатели 1800 - 1917. Т. 3. C. 368 - 369)].

2014
Рейтблат, Абрам Ильич. Писать поперек [Электронный ресурс]: статьи по биографике, социологии и истории литературы. М.: Новое литературное обозрение. 2014. 416 с. С. 82. [«…В ней [в драме В.А. Крылова и С. Литвина (С.К. Эфрона) «Сыны Израиля» (1899; шла в театрах под названием «Контрабандисты»)] еврейское население пограничного местечка было изображено как скопище контрабандистов и убийц. Постанова пьесы сопровождалась скандалами по всей стране, вызвала резкую поляризацию в обществе по отношению к еврейскому вопросу и стала во многом переломной в изображении евреев в русской драме»].

Мнемозина: документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. (Гос. ин-т искусствознания; ред.-сост. В.В. Иванов). М.: Индрик. Вып. 6. 2014. 902 с., [4] л. ил., портр., факс. (По указателю - о спектакле «Контрабандисты» («Сыны Израиля»)).

2018
Дмитриев Андрей Петрович. Н.П. Гиляров-Платонов и русская литература 1850-1880-х годов: диссертация ... доктора филологических наук в форме монографии: 10.01.01. [Место защиты: Ин-т рус. лит.]. СПб.: Родник. 2018. 912 с. 

2019
Дмитриев Андрей Петрович. Н.П. Гиляров-Платонов и русская литература 1850-1880-х годов: автореферат дис. СПб. 2019. 48 с.

2020
Российские литераторы начала XX века на страницах московских газет. 1901-1917: библиографический указатель: в двух томах. (Российская государственная библиотека, Отдел газет; сост. В.Н. Булгакова (отв. ред.) [и др.]. М.: Пашков дом. 2019. Т. 1: А - Л. 2019. 470, [1] с., [16] л. цв. факс.

2021
† С.К. Эфрон. (Некролог). (Публ. М.А. Бирюковой) // Интернет-публикация  http://proza.ru/2021/01/18/814

А.Н. Стрижев, М.А. Бирюкова. Духовное восхождение Савелия Эфрона // Интернет-публикация: http://proza.ru/2021/04/04/1945 (То же на сайте «Русское воскресение»: http://www.voskres.ru/podvizhniki/strijev4.htm ; на сайте «Русская народная линия»: )


Рецензии