Добромила Иванова. 186 Жемчужина

Утром следующего дня, Радосвета и девочки пропели Харе Кришна махамантру, затем Радхарани задала вопрос:
- Как помять, что такое душа и каков человек с точки зрения Вед?
- Душа – это жизнь живого существа. Душа – дыхание, дуновение жизни. Душа не  что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.
Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа, и тело живут своими жизнями.
Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.
 Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.
Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворное Святилище, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом.
Наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Святилище Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистом доме. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.
Как атомарная антиматериальная частица, душа, называемая на санскрите "атма", представляет гораздо более тонкую структуру, чем материальная энергия. Атомарная по своим размерам, душа является жизненной силой во всех живых существах, и источником энергии, поддерживающей их. Энергия этого атома пронизывает все тело человека и дает ощущение наслаждения или боли в каждой его части. Этот энергетический поток души и называется сознанием. И хотя мы не можем видеть душу, но о ее присутствии можно судить по присутствию в теле сознания. Иногда мы не видим солнца в небе из-за облаков, но свет солнца видеть легко. Аналогично, мы признаем присутствие души во всех телах – будь то человек, или животное, или растение, рыба или птица, – благодаря присутствию в них сознания. В момент смерти душа покидает материальное тело, поэтому мы не видим признаков сознания в мертвом теле.  Духовная душа полна знания, вечности и блаженства.
Каждая индивидуальная душа является "вечной фрагментарной частью" Господа Шри Кришны. Она наделена энергией благодаря ее связи с Богом, Высшей Душой. Душа изначально связана с Кришной, точно так же, как части тела связаны со всем телом. Поскольку душа – часть Кришны, то ее природа – служить Ему, точно так же, как рука служит телу, подавая пищу в рот в процессе еды. Когда душа выполняет свою естественную функцию, то ее природные качества проявляются все больше и больше.
Душа описывается в Ведах, как "промежуточная энергия", наделенная свободой выбора – служить или не служить Кришне, Богу. Когда душа не желает служить Богу, а действует независимо от Него, присущие ей духовные качества скрываются вследствие того, что она забыла об этих вечных отношениях.
    Когда это происходит, душа выходит из-под влияния чистой духовной энергии (духовного мира) и, под влиянием материальной энергии, входит в физическое тело.
В своем изначальном, трансцендентном состоянии душа характеризуется тремя качествами. Первое из них – вечность, поскольку душа – составная часть Всевышнего Господа, а Он, "нерожденный" и "неумирающий". Второе – душа полна знания, будучи частью Кришны, источника всей мудрости, который является всеведущим.
    И, наконец, третье – душа блаженна, благодаря своей связи с Кришной, источником всего счастья и блаженства.
Как только мы осознаем природу души, мы начнем осознавать природу Бога. С помощью знания, мы постепенно пробуждаем наши изначальные качества вечности, знания и блаженства. И лишь тогда мы сможем оживить наши забытые отношения с Господом Шри Кришной.
Сознание описывается в трёх терминах: сад; чит; ананда.
Сат означает – вечность. Чит, означает – знание; ананда – безграничное блаженство. Границ не существует для духовного потенциала. Бесконечное блаженство, бесконечное количество времени, безграничное знание. Такие у вас потребности? У каждого? Сколько счастья хотите? Безгранично? Жить долго – постоянно? Это есть – дух, вот он. Но дело в том, что в материальном теле, здесь, это отражается. В этой (материальной) структуре где мы сейчас находимся – наоборот. “Асат”. “Асат”, “ачит” и “нирананда”.
Асат, означает – временное существование. Несколько десятков лет мы здесь живём с вами. Ачит, означает – невежество. У нас большая проблема с этим. Мы рождаемся все в невежестве. Мы вынуждены слушать старших, иначе мы просто – ничего не поймём в этой жизни. Мы просто всё услышали друг от друга. И нирананда означает, что просто увеличиваются страдания, накапливаются.
Молодой человек как восклицательный знак, он утверждает, что жизнь – прекрасна. А старик как вопросительный знак. Накапливается тяжесть в жизни, страдания, страхи, болезни, переживания, события в жизни. Всё это мы носим с собой, и это – груз. “Нирананда”, уменьшается счастье.
А душа, она желает – вот, быть бы такой всегда.
И над этим “Я” располагается – ещё более высокая энергия. Кто это? Сверхдуша. Это вселенский разум. Вот мы сейчас подошли к очень важному моменту. Душа может быть связана вот с этой структурой, она – уже связана, либо с – этой структурой, и с этой, и с этой может быть связана. Вот эта структура, которая внизу, это – отражения верхней части, духовного что у вас есть. Говорится, что материальное, это отражение – духовного мира. Поэтому, там чувства находятся на самом верху. А здесь, в самом низу, в невежестве. Чувствам нельзя доверять. Но когда чувства очищены, и – одухотворены, наоборот им нужно доверять. Спонтанно живёте. Не думая, всё что чувствуете – правильно. Пока вы не очистили свои чувства, мы не можем всё сравнивать с собой. Потому что – разные типы чувств существуют, неочищенные. Мы ошибёмся. А когда чувства очищены, ум, разум.
Очищение означает – любовь. Любовь имеет способность чувствовать, размышлять, и различать. Это любовь, это мудрость, её вечное свойство. Если сказать – откуда, называется “ачьютья” – нет причины. Вот, как – душа, божественна. Вы не можете назвать причину.
Что говорят о душе? О душе говорят: если вы услышали о душе – чудо! Если вы подумали о душе, вы сделали тоже самое – чудо, возможно ли такое? И если вы увидели душу глазами, вы скажете – невозможно, чудо какое-то. Вы никогда не сможете это объяснить, но это – факт. Как Солнце, можно сколько угодно думать, объяснять, понимать, вот – факт, существует такое Солнце. Существует семечка, вырастает и вырастает. Вы можете такое создать? Ну, создайте такую маленькую микросхему, бросьте её в землю, закопайте. Полейте водой, пусть вырастет – ноутбук. Семечку водой поливаете, и вырастает куст. Вы замечали это? Это же удивительно. Объяснимо? Нет, необъяснимо. Все эти вещи уже в области “ачьютья” – необъяснимые. Но они – существуют. Также, как и любовь: в не сможете её объяснить. Но она просто – существует. По-другому вы её не сможете объяснить, кроме как фактом существования. Когда вы любили, то вы – знаете, что такое любовь. Если не любили – вам нельзя это объяснить.
Над разумом есть собственно говоря – причина этого всего: “Я” – сознание. Обратите на это внимание. Это очень и очень важный момент мы сейчас обсуждаем. Мы хотим научно представить концепцию сознания. Мы сейчас – отделяем его (сознание) от этой физической структуры и тонкой, как самостоятельный элемент: “Я” – сознание. Сейчас путают сознание с мозгом, с нервной системой, или с кровью человека. То есть с чем-то физическим. Веды говорят: “Душа не рождается и не умирает. Душу не сможете сжечь огнём, растворить водой, рассечь оружием. Она – не материальна. Не иссушить ветром.
То есть это – антиматериальная энергия, это сознание. И она – главный элемент в этой структуре. Без сознания это всё остальное – не работает, не включается. Как холодильник без электричества не включается. Необходимо включить сознание. Можете сделать компьютер, всё что угодно. Он – миллионы лет будет стоять, пока кто-то сознающий не включит его.
Так же это тело, это – биологическая машина. Пока тут есть сознание, оно кажется живым. Посмотрите: оно работает, у него эмоции есть. Там есть жизнь внутри. Жизнь уходит из тела, что это такое? Оно всё – распадается в прах, в материальные элементы. То есть, присутствует соединение материи и духа. Сознание и материя сейчас, как бы – смешаны вместе. Хотя “Я” никак не связано с материей. Это как в колеснице оно (сознание) сидит. Где есть пять лошадей, пять чувств. Есть вожжи – ум, и возница – разум. Сама же душа никак не связана. Она просто – переживает счастье и несчастье. Наблюдает счастье и несчастье. Что происходит с моим телом, и события жизни моего тела.
Потом, тело умирает, душа направляется – дальше, по назначению.
Как мы определим это научно, симптомы присутствия этой вот – сознающей силы? Что это такое? Счастье и любовь, можно соединить. Значит вы сейчас о счастье сказали, и о существовании сказали, два принципа, а третий не назвали. Это – базовые вещи, получив которые – нечего больше желать. Значит, счастья – сколько? Назовите цифру, какой эквивалент? Безграничное, о-о-о! Безграничное счастье на санскрите, называется – “ананда”. Это желание сознания. Да, верно. Деньги и здоровье, это принцип поддержания существования. А сколько вы хотите существовать? Вечно. Это – другая характеристика души. И что же ещё не хватает? Знания. Знание - это есть сознание. Это – главное, сознание, сознающая энергия. То есть я существую, и знаю об этом. Это трудно объяснить, это – божественный принцип. Есть вечно существующие, которые – не знают о себе ничего, верно? А я знаю, что я существую. Это называется “чит”. От этого произошло слово – “читать”, знать. Энергия знания, или сознания. Она в – центре, энергия «чит». Допустим, я знаю, что я – существую. Но этого мало.
Я ещё хочу осознавать своё счастье. Иначе, какой смысл существовать без счастья? И существовать – всегда. Я не хочу прекращать существовать. Это описывается в Ведах признаки существования души. Вот они об этом и говорят. Спросите свой разум: это – возможно? Нет. Людей, которые бы жили вечно, и всё знали, и были бы бесконечно счастливы, невозможно. Спросите ум. Он скажет: “Не говори глупостей. Такого не бывает. Главное – забыть, погрузись в чувства. Не думай о смерти, и жизни, просто – наслаждайся и всё”. Они – не знают, видите. Они не согласны. Они не верят в это. Спросите себя, не найдёте ответа вот в этих областях. И тем не менее, “Я” – всё равно этого хочет! Против всяких наших законов и материального опыта. Это – дух. Душа вот в этих качествах не умещается в теле.
- Каковы потребности и признаки души? – Это была Божена.
- Потребности души – это вечность, всеобъемлющее знание и счастье. Как порождение временного, если считать, что сознание родилось из материи, может желать чего-то вечного? Но на самом деле мы видим, что что-то внутри нас нуждается в том, что материальная природа нам предоставить никак не может. Мы не может найти какую-то вечную, абсолютно стабильную ситуацию. Если мы в чем-то нуждаемся, это обозначает, это где-то есть. Например, наше физическое тело может нуждаться только в тех элементах, из которых оно состоит. Ничего другого оно хотеть не может того, чего в реальности не существует.
Итак, если внутри нас кто-то желает вечной жизни, это обозначает, что такова природа этого желающего, то есть сознания. Сознание стремится к вечному состоянию. Именно сознание является главным, основным признаком души. Вторая потребность души – это всеобъемлющее знание, которое отличается от обычного прикладного знания, необходимого для создания материального комфорта. Духовное знание выходит далеко за границы повседневности материальной практичности и дает нам ответы на запредельные вопросы бытия: Кто мы такие? Откуда мы пришли? Каков смысл жизни? Именно в таком знании больше всего нуждается душа, потому что обычное прикладное такое мирское знание – это, скорее, потребность нашего тонкого тела, нежели души. Тонкое тело может интересоваться такими вопросами, как просто какая информация, какие новости, что где происходит и так далее, какие-то практические материальные вопросы пытается выяснить. А вот это вот сокровенное знание, именно, такое вот запредельное знание, знание о таких принципиальных вещах, о смысле жизни, о своем положении – вот это знание является потребностью, именно, самой души. Именно в таком знании больше всего нуждается душа.
Третья потребность души - это потребность быть счастливым и наслаждаться во всех обстоятельствах. Это мы можем заметить на примере нашего ежесекундного поведения. Мы ищем место поудобнее, пищу повкуснее, выбираем себе удобную красивую одежду, приятную музыку, стремимся общаться с интересными людьми и так далее. Одним словом, не сговариваясь, все пытаются взять от жизни самое лучшее, наслаждаться. У сознания есть такое свойство – из реальности выхватывать самое привлекательное, самое лучшее и этим пытаться наслаждаться. Согласно Ведам, так неосознанно проявляется в нас стремление к совершенству, с которым мы некогда были в контакте.
Итак, все эти три потребности сознания исходят из души. Очевидно, что они вступают в противоречие с ограниченными возможностями нашего физического тела. И вот это создает внутреннее чувство неудовлетворенности жизнью даже в условиях материального благополучия. По статистике, максимальный процент самоубийств, вызванных неудовлетворенностью и ощущением бессмысленности бытия происходит в наиболее материально развитых странах. Казалось бы, чего им не хватает? На уровне физического тела все есть, все социальные гарантии, все возможности, все удобства, возможности в материальной информации, в материальных наслаждениях. Для тонкого тела все тоже существует. И, тем не менее, многие люди, обладая материальным благополучием, испытывают какой-то внутренний кризис, ощущение бессмысленности бытия. Это происходит именно потому, что вот эти вот потребности души тонкие оказываются неудовлетворенными.
что сознание – это продукт высокоорганизованной материи или мозга. Например, до этого я уже сказал, что, согласно Ведам, раз уж мы ссылаемся на Веды, сознание – это принципиально иная энергия, отличная от материи. То есть они могут с ней взаимодействовать, но сознание и материя – это разные вещи. Разные категории. И сознание не рождается из материи. Но современная наука утверждает, что сознание – это продукт высокоорганизованной материи или мозга. Однако это утверждение весьма и весьма спорно. Ведь сама по себе высокая организация материи уже требует сознательного подхода или разума, манипулирующего материей. Вот, то есть, если уж говорить, что сознание – продукт высокоорганизованной материи, то кто-то должен был обладать сознанием и эту материю столь высоко организовать, чтобы из нее получилось сознание. То есть в самом этом определении уже скрыто некое такое логическое противоречие, которое и опровергает само вот это вот утверждение. Кроме того, ни один из химических элементов, в том числе элементов нашего мозга, в отдельности сознанием не обладает. Никакое соединение этих элементов между собой тоже не порождает сознание и, тем не менее, каждый из нас обладает сознанием.
Сейчас, как ни странно, среди всех наук нет такой науки, которая изучала бы сознание. Психология не изучает сознание. Она проявляет, изучает проявления сознания на материи. Это психология называется. Как сознание ведет себя в материальной сфере. Обусловленное, покрытое сознание. А тем, что такое сознание в чистом виде, как таковое, без соединения с материей, этим вопросом никто не занимается. Такой науки нет. И тем не менее, для того, чтобы правильно понять даже как сознание действует в материи, необходимо ведь понятие о том, что это такое само по себе. Может ли оно существовать вне материи или не может.
- Каковы признаки присутствия души в материи? – Это была Светозара.
- Первый признак, когда материя лишена сознания или души, она инертна или мертва. Когда душа находится как бы внутри материи, материя проявляет признаки жизни.  Материя начинает проявлять признаки жизни только тогда, когда внутри находится носитель сознания или душа.
Второй признак, отличия мертвой материи от живой материи, то есть материи, где действует душа, состоит в том, что материя мертвая сама по себе характеризуется очень низким содержанием информации. Или отсутствием специфической внешней формы. Кроме атомной и молекулярной структуры. А присутствие души в материи наоборот наполняет материю высоким информационным содержанием. И придает ей конкретную специфическую форму. То есть чтобы увидеть это, просто сравните, допустим, кристаллическую решетку минерала, мертвой материи, и сверхсложную структуру живой клетки. То есть когда материя лишена души, она характеризуется низким информационным содержанием. А когда душа там есть, то появляются вот эти вот живые клетки, которые полны уже этой информации. Молекулы в клетках, молекулы ДНК и так далее. Это сверхсложная структура.
Итак, там, где есть живое существо, душа, там высокое информационное содержание. Души нет – материя дает минимальное информационное содержание. И также присутствие души передает материи какую-то конкретную специфическую форму. Веды говорят о том, что существует в этом мире 8 миллионов 400 тысяч форм жизни. То есть жизнь имеет определённую форму. А там, где жизни нет, там, соответственно, и формы такой конкретной жизни, они упрощаются, какие-то простые материальные формы. Камень или что-то ещё такое, то есть минимально выражена внешняя форма. Какие-то её признаки. А когда душа есть, тогда максимально они выражены. Органы чувств появляются, какая-то очень такая разнообразная, специфическая материя становится. Там, где появляется это вот живое существо.
Третий признак отличия неживой материи, там, где нет души, от живой материи, там, где душа есть, состоит в том, что присутствие души в материи запускает четкий и отрегулированный механизм обмена веществ. Чего в инертной материи не наблюдается. То есть инертная материя, у нее нет этого как бы обновления. А там, где появляется живое существо, живая материя происходит обмен веществ, это обозначает что новая материя поступает, старая материя уходит. На уровне, допустим, каких-то растений это фотосинтез и так далее. Или у животных, у людей это проявляется в том, что постоянно обновляются наши клетки нашего тела. То есть происходит этот вот живой обмен веществ. И этот механизм запуска обмена веществ, он происходит именно там, где есть вот эта вот душа, носитель жизни.
Следующее отличие мертвой материи от живой состоит в том, что неодушевленная материя склонна терять [неразборчиво] при трансформации, но материя, внутри и которой находится душа при трансформации и воспроизводстве не теряет своей сложной специфической формы. Мертвая материя не воспроизводит себя, живая воспроизводит.  Есть инертная материя, мертвая материя, она с течением времени упрощается, разваливается, рассыпается и не оставляет никакого, как говорится, наследства. Но, например, дерево, даже уже умирая, оно после себя оставляет семена, из которых вырастут новые деревья. То есть та материя, в которой душа находится, она склонна к воспроизводству [неразборчиво], а материя, в которой души нет, она просто идет с течением времени к упрощению, и она не воспроизводит сама себя.
Следующее отличие мертвой материи от живой состоит в том, что мертвая материя растет лишь за счет внешнего накопления массы. А когда душа находится внутри материи, то он стимулирует рост изнутри, демонстрируя сложный процесс раскрытия сознания. Например, кристалл тоже растет. Но он растет просто в объеме, наращивает внешнюю массу, не меняя своего качества. То есть кристалл есть кристалл. Нет, не раскрывается никакого сознания в процессе вот этого роста. Однако, живой организм, то есть там, где есть душа, когда он растет, то этот рост обязательно проявляется в том, что меняется его сознание. Например, у человека в детстве, пока маленькое тело, сознание не развито, потом уже становится более развитым, юность, зрелость, старость. То есть рост идет изнутри, не просто за счет какого-то накопления внешней массы как у того же кристалла, а именно за счет того, что внутри есть нечто обладающее сознанием, и это нечто, эта душа раскрывается. И на разных уровнях своего развития проявляет различное внутреннее содержание, различного уровня сознания. Итак, это ещё один признак присутствия души в материи, что это какая-то необычная материя, в ней есть какая-то другая природа, другая частица.
И последнее отличие мертвой материи от живой состоит в том, что инертная материя при воздействии на неё проявляет лишь пассивное сопротивление материала, а присутствие души внутри материи создает механизм адаптации к внешним воздействиям. И проявляется как активное сопротивление препятствиям. Пример. Если мы бьем просто по мячу, ударяем, то мяч отскакивает от ноги, от стенки, то есть сопротивление идет только на молекулярном уровне. На физическом. Однако, если мы ударим животное или человека, то есть существо, где есть внутри душа, носитель жизни, то оно либо убежит от нас, либо окажет какое-то активное сопротивление, на которое мертвая материя не способна.
Итак, то, что сознание обладает природой, отличной от природы физического тела, можно так же понять и по некоторым другим факторам. Например, как мы говорим о себе? Называя части своего тела, мы говорим: «Это моя рука, это моя нога, это моя голова, это мое тело». Мы не говорим: «Я тело». Мы говорим: «Мое тело». И когда мы говорим: «Мое тело», мы подразумеваем, что у тела есть хозяин, то есть душа. Например, когда умирает родственник, члены семьи восклицают: «На кого ты нас покинул?» То есть само вот это утверждение подразумевает, что из тела ушел кто-то, потому что тело здесь, никто никого не покинул. Пожалуйста – вот оно лежит. Но, тело без души, без сознания, уже не обладает какой-то ценностью.
Итак, ушел кто-то из этого тела, кто обладал истинной личностью и был подлинным хозяином этого тела. Без сознания, души, тело теряет всяческую ценность и поэтому его либо закапывают в землю, либо кремируют. Интересен тот факт, что химический состав мертвого тела и живого тел полностью идентичен. Более того, смерть – это мгновенный процесс. Когда из глаз вдруг исчезает живой блеск, а осциллограф, фиксирующий электрические колебания в мозге, показывает прямую линию. Если взять промежуток времени между тем моментом, когда человек был ещё жив и тем моментом, когда обнаружилось, что он мертв, то за это ничтожно малое время, на молекулярном уровне, не могло произойти никаких изменений. Поскольку для этого понадобилось бы очень большая энергия. И поэтому вопрос к материалистам: почему человек умер, если в момент смерти не происходило никаких изменений в биохимической структуре?
Есть люди, которые утверждают, что жизнь или сознание порождается какими-то химическими реакциями, то никаких химических реакций за это время не произошло. Все как было, так и есть на биохимическом уровне, но вот он человек был жив, теперь мертвый. Единственное научное объяснение этого заключается в том, что в момент смерти от тела отделяется сознание. Или душа. Истинная причина жизни. И поскольку сознание нематериальное и не имеет массы, то оно отделяется от тела мгновенно, не требуется никакой большой энергии для этого. С этого момента процесс разложения тела начинает идти очень быстро. То есть вообще человек старится достаточно долго. Он начинает стариться с тридцати, сорока лет и так далее, вот. Но когда душа или сознание покидают тело, вот теперь процесс разложения очень быстро начинается. И это происходит потому, что сознание или душа, которая обладает природой вечности, она своим присутствием в теле, как бы консервировала, сдерживала все деструктивные разрушительные процессы. И вот когда она, обладающая вечной духовной природой, ушла, теперь больше ничто не сдерживает его от разложения. Поэтому после ухода сознания из тела процесс разложения начинает идти очень и очень быстро.
Опыт клинической смерти так же подтверждает разную природу сознания и тела. Около 30% людей, переживших клиническую смерть, вспоминают этот опыт выхода из тела и воспроизводят с большой точностью те события, которые они наблюдали со стороны в то время, как их физическое тело было бездыханно. И это подтверждает утверждение Вед о том, что душа является источником изначальных чувств. То есть пять чувств, которые у нас есть: слух, обоняние, осязание, вкус и зрение, это чувства, которые присутствуют в самом сознание, в самой душе. Но они проходят изнутри души по определённым каналам в нашем тонком теле есть такие невидимые каналы, энергетические, кто-то может быть знаком или не знаком с китайской медициной или с ведической медициной Аюрведой, знает о том, что есть такие каналы, они называются «нади», внутри тела. И они невидимы, по ним течет такая тонкая энергия, «прана» её называют. И вот эти пять чувств, они соединяются с этими пранами, такими энергетическими потоками внутри, а эти праны на более грубом уровне представлены уже как нервная система. А нервная система уже связана непосредственно с мозгом, а мозг связан уже с внешними выносными органами чувств: глазами, с ушами, кожа, язык и так далее. То есть чувства души изначально они проходят по этим тонким каналам, потом переходят в нервную систему, в мозг и касаются внешних физических чувств. И вот настоящее видение, настоящие слух, восприятие и так далее – это все на самом деле изначально происходит там, внутри сознания. Потому что когда мы спим, допустим, наши глаза закрыты и возникает вопрос: чем мы видим сны? Это же реальное видение, значит, мы видим эти сны какими-то внутренними чувствами, не внешними чувствами.
Итак, опыт клинической смерти показывает, что, когда физические внешние чувства не работают, тем не менее, человек каким-то образом может обретать чувственный опыт. Он слышал, что говорят эти хирурги, которые оперировали его, и видел их, потом, после реанимации, он может свидетельствовать об этом с высокой степенью точности. Не все, я говорю. Некоторые как бы отключаются полностью, но процентов тридцать людей, прошедших через клиническую смерть, они сохраняют такое видение, такое восприятие.
Духовная реальность – место, где реализуются именно наши эти вот потребности души: вечность, знание и счастье. И для этого существует, собственно говоря, различные эволюционные процессы, духовные практики, которые помогают человеку подтянуться. Они все оттуда приходят из духовной реальности вот такие вот спущенные канаты, за которые можем здесь зацепиться. Если мы приняли наставления и какие-то рекомендации в определённой духовной традиции, взялись за них, то благодаря этому мы подымаемся все выше и выше, и выше. И, так сказать, в конце концов, сознание может перейти уже в духовную реальность.
Если сейчас живое существо не знает, что такое его личная жизнь, сейчас душа живет вот интересами тела. Фактически, сейчас душа выполняет вторичную роль, хотя она первична. Тело живо только потому, что у него есть душа. Мы рассмотрели очень подробно принципы души, что именно душа, оживляет материю. Итак, если живое существо, душа, ничего не знает о своей духовной природе, тогда оно является просто-напросто заложником тела. То есть оно выступает просто как батарейка в теле. Оно выполняет служебную функцию. У нее нет своей жизни. Душа не понимает, что такое духовная жизнь, что такое высшая жизнь. Она просто служит четырем потребностям тела. Ну, может быть, ещё трем потребностям тонкого тела. Это когда какое-то творчество проявляется, идеи там какие-то, материальные эмоции и так далее. Но что такое жизнь самой души? [помехи] практически неведомо для живого существа. Так вот есть духовное знание, есть эволюционные духовные [помехи] пути, которые показывают, что такое жизнь души как таковой. Более высокая жизнь, жизнь, не ограниченная физическим телом. И вот для этого существуют определённые духовные процессы.
И эти две реальности, которые описывают Веды – материальная и духовная, они связаны между собой примерно так же, как какие-то вот вертикальные слои материальной реальности, да? Допустим, представьте себе водоем какой-то, вот, и берег, сушу. Так вот если мы опустимся на дно водоема какого-то глубокого, то там будет темно, туда практически не проникают лучи солнца и там очень такая примитивная, ограниченная жизнь. По мере того, как мы поднимаемся выше, выше к поверхности, становится более светлая атмосфера, потому что лучи солнца проникают туда, вот, и потом мы можем выйти на берег – там уже будет совсем другая жизнь. Так вот наша материальная реальность она подобна вот этому водоему. Низшие слои материального мира – это гуна невежества. Качество невежества, где живые существа там, где-то плавают, даже не подозревают о том, что есть берег какой-то, солнце. То есть это вообще для них очень далеко. Гуна страсти ещё чуть повыше – уже какой-то свет сверху пробивается немножечко. Гуна благости – это как бы самый верхний, это поверхность вот этого водоема, из которого мы уже можем догадаться даже так сказать, выглянуть, посмотреть там какая оказывается есть другая реальность. Берег там какой-то город и другая культура, более высокая, чем то, что там, под водой. Вот точно так же эти две реальности связаны то, что на берегу водоема, то, что находится там, внутри.
Так вот мы тоже можем считать себя венцом развития и так далее, на самом деле мы находимся в глубине этой материальной реальности, в невежестве и страсти. Большинство людей даже не подозревают о том, что есть какая-то другая, более высокая реальность. Поэтому в человеческом обществе для этого должна быть духовная культура, духовное знание, которое подымает нас, благодаря чему мы можем постепенно увидеть, понять, что есть какая-то другая, более высокая цель. Если мы не переходим вот как бы в прогрессию вот такую по гунам, от невежества к страсти и благости, то с течением времени мы просто - напросто приходим.
Смотрите как, предположим, жизнь строится человеком. Ребенок рождается в невежестве, то есть он несамостоятельный, он очень зависим, он толком не может ни говорить, плохо что-то понимает, вот, не может сам ни поесть, ни обслужить себя. То есть в невежестве находится. Много спит, мало двигается. Потом, по мере того, как он начинает расти, уже, так сказать, он начинает лучше понимать, больше двигаться, проявляется гуна страсти и какой-то элемент благости. Потом его начинают обучать, уже в школу начинает ходить. Итак, детство – это практически невежество. Дети не подозревают о каких-то высших ценностях, о чем-то еще. Потом молодость – это страсть, когда они учатся, влюбляются, семья, активная работа, творчество и так далее.
Итак, прогрессия от невежества детства к страсти молодости. По этой логике в старости должна быть благость, но, если люди не получили вот этого духовного знания, то многие в старости впадают в маразм. То есть они опять из детства - невежества, юность - страсть и в старости опять оказываются в невежестве. А такого не должно быть. Они должны в старости ходить такие уже просветленные, потому что тело старится, материальные чувственные наслаждения становятся все менее и менее доступными старому физическому телу, поэтому наступает момент, когда люди говорят: «Пришло время о душе подумать». Если это в голову не приходит, если люди не готовят себя к какому-то сознательному духовному будущему, то тогда они готовят себя неосознанно к кризису. К кризису системы ценностей. Когда физическое тело уже толком не работает, а духовного они ничего не нажили, ни к чему духовному не готовятся. Да и жизнь – сплошное страдание. Они вынуждены жить в прошлом, воспоминаниями. О том, значит, как было хорошо в их молодости и так далее. А будущего они боятся, потому что ничего не знают о духовной природе, своем духовном будущем. Нет у них такого духовного прогресса. Процесса, который помогает им духовно прогрессировать. Поэтому духовное развитие является возможным и необходимым для нас. Возможным - потому что у нас есть потенциал. И является необходимым – потому что, если мы этого не делаем, мы готовимся неизбежно к кризису.
Вот, и когда мы сегодня во время, так сказать, подачи материала разобрали, что человек в первую очередь является сознанием, душой и во вторую очередь является костюмом, телом, то из вот такого понимания следуют другие приоритеты. Если человек считает, что он является физическим телом, и на каком-то этапе развития материи появилось сознание, это четкий приоритеты: тело первично, наслаждение через тело первично, а духовное, может быть, может не быть. Можешь верить, можешь не верить, это вот на таком уровне. Но когда мы поняли, что мы в первую очередь носители сознания, души, обладающие просто физическим телом, тут же меняется приоритеты. Выясняется, что, раз тело живо, потому что есть душа, значит, интересы души первичны. Значит, душа должна быть не просто батарейка в теле, которая обслуживает тело, а наоборот, тело должно служить душе.
Душа своей энергией поддерживает тело и все, а на себя времени нет фактически. А вот когда духовное знание, происходит вот этот вот сдвиг парадигмы, то есть меняется восприятие, другие приоритеты, теперь я поняла, что я, оказывается, душа, обладающая физическим телом. Тело – это просто машина, а я, так сказать, пассажир там. И есть, тот, кто направляет, дает мне духовное знание определённое, поэтому меняется приоритеты, меняются, так сказать, цели жизни. И смысл человеческой жизни состоит как раз в том, чтобы понять это. Выбрать правильное направление, выбрать правильную цель на основе духовного знания. И уже постепенно двигаться к своей высшей духовной цели.


Рецензии