Принц и Нищий

Давным-давно жила на свете Принцесса. Она была прекрасна, теплотой и сердечностью лучились её глаза, золотистые волосы водопадом стекали ей на плечи. Много богатых и знатных женихов сватались к Принцессе, подносили невиданные дары, слагали в её честь поэмы, устраивали рыцарские турниры. Она же встречала всех одинаково приветливо, но так и не смогла никому отдать предпочтение.

Однажды в числе прочих предстал перед нею юный Принц из далёкой страны. Дорожная одежда его была скромной, но изящной, и старинный перстень с жёлтым алмазом выдавал в нём потомка древнего и знатного рода. Он не привёз богатых подарков, его не сопровождала свита; он не читал стихов, не пел гимнов. Словно безмолвная статуя, стоял Принц и смотрел на Принцессу своими глубокими синими глазами. Сердце Принцессы чуть дрогнуло, опалённое ровным огнём этих глаз.

– Здравствуй, Принц, – она слегка склонила голову. – Ты не привёз подарков, ты не участвовал в турнирах и здесь не говоришь ни слова. Чем же ты хочешь доказать свою любовь ко мне?

– Принцесса! – в полной тишине негромкий голос Принца рассыпался по всему огромному залу. – Любовь не нуждается в подарках, ибо она сама – высочайший дар, и что такое земные блага в сравнении с её небесным огнём? Любовь не нуждается в доказательствах, ибо она сама – великая тайна, а кто же возьмётся доказать непостижимое? Любовь не нуждается в словах, ибо что можно сказать о Несказуемом? Мы не можем овладеть ею – мы можем лишь прикоснуться к ней, чтобы потом на протяжении многих жизней нести в своём сердце незримый огонь, зажжённый этим касанием. Принцесса! Сегодня я пред тобою и – я не прошу тебя ни о чём, потому что я счастлив. Жизнь дала мне возможность видеть тебя и говорить с тобою. И, если сегодня Любовь осенила своим касанием твоё сердце, – цель моя достигнута и другая награда мне не нужна. Это значит – то Великое и Божественное, что снизошло сейчас к нам, само поведёт нас в будущем. Прощай, Принцесса, я всегда буду благодарен тебе за высшее счастье, какое только может испытать смертный!

С этими словами Принц поклонился и неслышно вышел из зала.

Больше в этот день Принцесса никого не принимала. Не стала она никого принимать и на другой день, и во все дни, которые последовали за ними. Долго ждали женихи, пока, наконец, не разъехались восвояси.

…В маленькой лачуге, затерявшейся на окраине города среди десятков таких же неказистых домиков, жил бедный Юноша. Круглый сирота, в раннем детстве лишившийся родителей, он долго странствовал по свету в поисках своей судьбы, ночуя под открытым небом, питаясь чем придётся, пока его не приютил старый одинокий гончар, пожалев парня и предоставив ему кров и кусок хлеба. Из благодарности Юноша стал помогать старику и вскоре уже неплохо управлялся с глиной и гончарным кругом. Хоть старый мастер и ворчал частенько на своего ученика, в душе любил Юношу за отзывчивый нрав и доброе сердце.

Однажды Юноша попросил старого учителя отпустить его в город. Словно в сон, окунулся Юноша в звенящую, кричащую и смеющуюся суету большого города. Тысячи звуков обрушились на него, тысячи запахов тихо кружили голову. На одной из центральных улиц Юноша прислонился к холодной каменной стене и закрыл глаза, пытаясь уйти от роя многочисленных лиц, летящих вокруг него. Вдруг он почувствовал, как что-то изменилось. Крики и шум городской суеты стихли, лишь заунывно кричал муэдзин где-то неподалёку, да отчётливый стук копыт рассыпался по округе. Юноша открыл глаза.

По улице, на благородном текинском скакуне, в сопровождении отряда всадников проезжала прекрасная девушка. Никогда ещё он не видел такой красоты. Среди пыли и духоты улиц словно повеяло дыханием чистого горного ветра. Лишь мельком взгляд Принцессы скользнул по лицу Юноши, но в это кратчайшее мгновение будто тихая молния пронзила его изнутри. Он был потрясён глубиной печали, таившейся в родниках ясных голубых глаз. Эти родники манили к себе; они несли прохладу весеннего утра, когда бледнеющие звёзды ещё мерцают, отражаясь в безмятежной глади воды.
 
Юноша не помнил, как пришёл домой. И старый гончар, видя его состояние, не стал приставать с расспросами. А Юноша молчал, глядя куда-то в пустоту, словно стараясь своим взглядом преодолеть стены и расстояния, разделяющие их.

…Принцесса, между тем, лежала в своей спальне и не могла уснуть. Она всё ещё думала о странном Принце, вспыхнувшем перед нею ярким огоньком и растворившемся в неизвестности. Наконец Принцесса решилась.

– Найдите мне его! – сказала она своим приближённым. – Я хочу, чтобы он говорил со мной о Любви. Я хочу узнать, что такое Любовь!

Но – как ни старались приближённые, никто не мог вспомнить, из какого королевства был исчезнувший Принц. Никто не знал, откуда он пришёл, и никто не видел, куда он направился.

– Объявите всем, – велела Принцесса, – любой, кто поможет его найти, получит щедрую награду.

Однако никто в городе не смог ей помочь. Напрасно вызывали гадальщиков, магов и колдунов – след таинственного Принца исчез в изгибах вечности. Принцесса заперлась в своем дворце, отказываясь принимать кого бы то ни было.

…Когда Юноша услышал волю Принцессы – не стал он долго раздумывать. Поклонился в пояс старому мастеру:

– Вот и пришёл мой час, отец. Нет мне ни сна, ни покоя с тех пор, как увидел я её на улице. Пусть она не помнит меня, пусть она даже не заметила меня в тот день – счастливейший день моей жизни, – но сегодня я могу служить ей, и обещаю, что сделаю всё, чтобы утешить её.

– Жаль мне тебя отпускать, прикипело к тебе моё сердце, – отвечал старик. – Но – вольному воля. Однако хорошо ли всё взвесил, настолько ли сильна твоя любовь, что готов ты будешь отказаться от Принцессы ради её счастья?

– Чудно ты говоришь, отец. Разве могу я надеяться на её благосклонность? Да и откуда мне знать, насколько сильна моя любовь, если любви я никогда не видел и силы её не ведаю? Одно только знаю – зачахнет Принцесса, как росток без воды, если ей не помочь. Так что, прощай, и не поминай лихом!

Долго, очень долго скитался Юноша по земле. Седые пряди засеребрились в его чёрных волосах, лохмотьями повисла изорванная одежда. Остановился он однажды на ночлег в уединённом монастыре, затерявшемся в глубине глухого северного леса. Монахи тепло встретили нищего странника.

– Отведай, брат! – кроткий молодой послушник поставил перед Юношей хлеб, сыр и кувшин молока.

Пока Юноша ел, монах молча смотрел на него, затем спросил:

– Кто ты, чужеземец, откуда родом, и куда лежит твоя дорога?

– Я всего лишь бедный странник. Родина моя далеко, за южными горами. Уже много лет я хожу по свету в поисках мудрого Принца, разбудившего своими речами сердце нашей Принцессы.

– Постой, постой… – монах задумался. – Живёт у нас один странный брат. Говорят, он принадлежит к царскому роду. Давным-давно пришёл он к нам в промысле Божьем. Обета не принимал, хотя трудится наравне с нами, да и себя в строгости держит. Светлый он человек, к Богу тянется душа его, да только не нашёл он покоя в стенах обители. Сам-то он всё молчит, но как глянешь в его глаза – аж зябко становится, такая из них тоска-кручинушка сочится. Повстречайся с ним после заутрени – авось, удастся тебе разговорить его. А пока – отдыхай с дороги!

Закрылась тихо дверь маленькой кельи, а сердце Юноши трепетало весенним жаворонком: «Неужели, нашёл?»

Ночью ему приснился странный сон. Сидит он, будто, в светлой монастырской горнице, в красивых белых одеждах, украшенных богатой вышивкой, а напротив него – Принц в изорванном монашеском одеянии.

«Ну что, – спрашивает его Юноша, – обрёл ли ты благодать Божью в этом святом месте?»

«Мне трудно ответить тебе, странник. Когда-то пришёл я сюда, чтобы среди чистых людей познать свет Божественной Мысли, с которой всё началось и которая пребудет с нами до скончания мира. Всё, что было у меня, пожертвовал я монастырю; каждый день, словом и делом доказывал силу своего устремления, но вот – неведом покой душе моей. И тело усмирил постом и молитвою, и мысли все в высотах горних, да только стучит сердце колоколом гулким и тянет, и зовёт куда-то».

«Так, так… – Юноша посмотрел на Принца долгим взглядом и ласково улыбнулся. – Доказываешь, значит. Но ведь Богу не нужны доказательства. Божественная Мысль – сама великая тайна, и какие слова можно сказать о Несказуемом? Мы можем лишь прикоснуться к ней, чтобы потом на протяжении многих жизней…»

«…нести в своём сердце огонь, зажжённый этим касанием!» – воскликнул удивлённо Принц. Казалось, внутри него и вправду пылает огонь, трепеща под лёгкими дуновениями воспоминаний.

«Неужели ты забыл о ней?» – в вопросе Юноши послышалась затаённая грусть.

«О ней невозможно забыть, учитель. Принцесса всегда со мной – где бы я ни был и что бы ни делал.»

«Она с тобой… – задумчиво проговорил Юноша. – А ты? Ты с ней?»

Словно молния сразила Принца – настолько резкая перемена произошла в нём. Тяжесть многих лет одиночества, боль разлуки с любимой, горечь долгих бесплодных исканий, радость озарения и надежда, нет – уверенность в счастливом исходе закружились в его сердце и выплеснулись в широко раскрытых глазах. Принц побледнел, опустился на колени и склонился перед Юношей. Какое-то время они молчали.

«Сколько лет! Господи, сколько лет я сидел здесь, копаясь в себе, а она… Она ждала меня! Значит, это её голос звучал во мне и звал меня, и не давал уснуть, не получая ответного отклика! Как трагически я ошибался, на какие страдания обрекли Принцессу мои заблуждения! Любовь бесплодна без воссоединения любящих сердец, и высшие вселенские начала рождают миры, сливаясь в высочайшем творчестве Любви единой, Божественной! Прости, учитель, я не могу больше ждать. Она зовёт меня!»
Глотая на ходу обрывок фразы, Принц бросился вон из комнаты. Юноша, улыбаясь, смотрел ему вслед.
 
«Беги, мальчик, беги, – думал он. – Ты и так потерял много времени. Пусть вы уже не молоды, но у вас ещё всё впереди. Вот теперь и я по-настоящему счастлив. Принцесса! Моё обещание выполнено. Ты никогда не узнаешь обо мне, но я служил тебе – и этого довольно. Не так уж часто люди могут хранить свою любовь и беречь её, как нежный росток, сами не зная о том. Будь счастлив и ты, Принц! Ты правильно понял суть той божественной основы, что так долго искал. Мир был сотворён в Любви, и Любовь пребудет в нём до конца его дней. А мне некуда больше идти. Живите счастливо и будьте тем, чем каждый из вас хотел бы видеть другого. Прощайте!»

…Юноша проснулся от лёгкого прикосновения. Над ним стоял вчерашний молодой монах, слегка озадаченный и сконфуженный.

– Брат мой! – голос его чуть дрожал от волнения. – Принц, о котором я вчера говорил тебе, ночью внезапно собрался и спешно покинул обитель. Радостно было его лицо, и не было больше печали в его глазах. Он говорил о тебе! Он просил поблагодарить тебя и передать вот это.

Монах протянул Юноше древний перстень с жёлтым алмазом.
 
Юноша улыбнулся.

– Не беспокойся о нём. Он не потерял рассудок, но обрёл его. Когда-нибудь я расскажу тебе хорошую сказку о двух любящих сердцах, об их трудном пути и о высокой любви, для которой они себя хранили. Пойдём, брат мой, я останусь с вами и буду помогать в вашем труде и вашей молитве.

Юноша встал, и отблески первых солнечных лучей вспыхнули в его глазах, дробясь и рассыпаясь, словно благодарный ответ из царского дворца за далёкими южными горами.


Рецензии