Азбука и Число - опыт исследования
Здесь на своей странице, автор размещает исследования о происхождении Азбуки и Числа, Вячеслава Шумакова-Коренного.
С братом во Христе Вячеславом автор знаком очень давно. Вместе с ним ему доводилось участвовать в таких масштабных крестных ходах, как "Одесса - Сергиев Посад" (По Трем Славянским республикам) - 2006 г., "В Честь 90-летия обретения Державной иконы Божьей Матери" - 2007 г., "Малая Земля - Мамаев курган - Екатеринбург" - 2008 г., "Казань - Москва - Санкт-Петербург" - 2009 г., и другие крестные ходы.
Автор читал все его книги и стихи. Вячеслав Николаевич всегда делился с автором своими творческими планами, а потому, об исследовании о происхождении Азбуки и Числа знал из первых уст.
Конечно, по вопросу происхождения Славянской азбуки существуют серьезные научные исследования, но никто из увенчанных титулами авторов не догадался, что Азбука, это не Монолог (Послание) со стороны Бога людям, но - Завет и Диалог Бога с человеком. Именно этот аспект подчеркивает в своем исследовании Вячеслав Шумаков.
Исследование, касающееся происхождения Числа, во многом интуитивно. Но,в этом, может быть и заключается главная ценность. Что, не имея специального образования, Вячеславу Шумакову удалось подобрать ключ к пониманию смыслов происхождения чисел.
Пожелаем же ему творческих успехов, и да поможет ему Господь.
БЛАГОВЕСТВУЮЩИЙ ДИАЛОГ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОЙ (КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЙ) АЗБУКИ.
Открытие сделано 2 сентября 2012 года. Опубликовано в устной форме в сентябре 2012 года в афанасьевской студии стиха в Курской областной библиотеке им. Н. Асеева. В 2015 году опубликовано в альманахе «Курские перекрёстки». В данном издании даются лишь самые ключевые моменты открытия.
1. «Аз» никак не может читаться — «Я Бог». «Аз» — это аз, то есть «я», и ничего более.
2. «Глаголь» — это глаголь, то есть по-современному «говори» или «говорю» и никак не «слово», как трактуют все известные мне филологи, начиная от адмирала Шишкова.
3. Общение Бога с людьми и людей с Богом всегда обоюдно. Не может Бог вещать людям, не ожидая от них никакого ответа, и наоборот. Ибо «Я, Бог Авраама, Исаака и Иакова, не есть Бог мёртвых, но живых».
4. Ценностным средоточием в азбуке является каждая её буква.
5. Кирилло-мефодиевская азбука — это не монолог, как опять же считают все филологи, а диалог, — диалог Бога с людьми! Причём Бог нигде не заявляет в этом диалоге, что Он Бог. Люди и без того ведают, кто обращается к ним под словом «Аз» и с кем они сподобились вести вплоть до Нового Неба и Новой Земли, без преувеличения сказать, азбучно-мирообразующую беседу.
6. О слове «буки». Это и крепость (бык, бука) и начертание (буква) одновременно. Крепкое (прежде всего в духовном отношении) начертание. А в глагольной форме – «начертываю крепко».
7. А теперь о двух, казалось бы одинаковых в азбуке словах - слове «глаголь» (говори, говорю) и слове «рцы» (тоже говори и скажи).
Вот как объясняет эти слова церковно-славянский словарь протоиерея А. Свирелина: «Глаголати – говорить, вещать. В высоту глаголаша (Пс. 72,8) - говорят свысока; Бог возглагола во святем своем (Пс. 59,8) - Бог сказал во святилище своём».
Рещи, нарещи – нарекать, сказать, называть: Отца по существу Божественному, якоже естеством быть человек, рекл ecи Бога Вышний рабом снисходя (l-ro кан., 8-го гласа, 9-я песнь) - ты (Иисус Христос) вышний, снисходя к рабам и будучи по естеству (человеческому) как человек, Отцом по Божественному существу назвал Бога; рече – сказал, рекут – скажут, рцы – скажи».
Таким образом, мы видим здесь совершенно разный словесно-звуковой посыл.
8. И последнее, почему азбучный диалог автор назвал благовествующим? Ведь благовестие у нас одно — это Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Да потому, что азбучный ответ людей Богу — это ответ Богу Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая в веке сем, именно, и прежде всего, призвана благовествовать. Вот это благовестие!
Б О Г:
«АЗ – Аз
БУКИ – Начертываю крепко
ВЕДИ – Ведайте
ГЛАГОЛЬ – Глаголю
ДОБРО – Добро
ЕСТЬ – Есть
ЖИВЕТЕ – Живете. (Не «живите» и не «живёте», а именно «живете», то есть «вейте жизнью — духа не угашайте!»).
Л ю д и:
«ЗЕЛО – Сильна, крепка
ЗЕМЛЯ – Земля
ИЖЕ – Которая. (То есть рады бы живеть и будем стараться живеть, но жалуемся тебе, Господи, — бремя земли пригибает).
Б О Г:
«И – И
КАКО – Како — как
ЛЮДИ – Люди
МЫСЛЕТЕ – Мыслете. (То есть, каким образом мысль летит ваша — где её спасительная пристань?)
Л ю д и:
«НАШ – Наш
ОН – Он
ПОКОЙ – Покой
РЦЫ – Речем — скажем
СЛОВО – Слово
ТВЕРДО – Твёрдо!
(Люди отвечают не «Наш Ты покой», как следовало бы ожидать, а «Наш Он покой». То есть их покой — Дух Утешитель, которого Сын Человеческий обещал вымолить и вымолил у Отца для всех любящих Его и соблюдающих Его Заповеди. «Духа истины, которого мир не может принять и не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, что Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам.) (Ин. 14, 16–18).
Данное свое открытие, я считаю на сегодняшний день — достижением из достижений.
+ + +
О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯНО-РУССКИХ ЧИСЛОВЫХ НАИМЕНОВАНИЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Язык человеческий есть одно из свойств Бога Отца Вседержителя, которым Он наделил человека в момент вдуновения в лице его дыхания жизни. Ибо стать душею живою, отличной от всех других животных душ, человек мог только при наличии этого божественного дара. И этот дар, изначально включал в себя все священные первосмыслы, данные Богом перволюдям для их благой и вечной жизни с их Небесным Отцом.
Именно на основе этих языковых первосмыслов, первочеловек, а потом и его помощница и наработали словарный фонд будущих семидесяти коренных языков мира (Быт. гл. 10). В том числе и лексику будущего славяно-русского языка.
Под славяно-русским языком, мы понимаем, собственно русский язык со всеми его наречиями и говорами, а также другие славянские языки, базирующиеся на церковно-славянском языке.
В нашем умозрительном исследовании о происхождении славяно-русских числовых наименований, мы будем исходить из того предположения, что в своем познании Божьего мира и себя в этом мире, перволюди, и прежде всего первочеловек, познавали его в строго иерархическом порядке, т.е. шли от высшего к низшему, но не наоборот. А это значит, что понятие ЕДИН (ОДИН) в этой иерархии было для них выше любого другого порядково-смыслового понятия, вплоть до понятия, сначала СЕДМИ, а потом и понятия ДЕСЯТИ.
Всем этим порядково-смысловым понятиям перволюдьми давались многовариантные наименования, в том числе и на славяно-русской лексике. Мы не говорим на языке, ибо до Вавилонского смешения языков, на земле был один язык и одно наречие (Быт. гл. 11, 5-7).
Когда перед людьми встала необходимость счислять те или иные отрезки годового круга, а также другие вещи и явления в мире бытия, то они стали счислять их на основе уже наименованных ими порядково-смысловых понятий. Духовный уровень стал обслуживать уровень материальный. В этом ключе мы и будем исследовать происхождение каждого в отдельности славяно-русского числового наименования. И изследовать будем, поскольку допотопная лексика нашего языка, нам неизвестна, на современном славяно-русском языке.
Процесс и выводы нашего пословного исследования, несмотря на то, что подан материал как-бы в тезисно-безаппеляционной форме, есть не что иное, как всего лишь наши предположения, имеющие целью попытаться выяснить то, что в русской этимологии, увы, до сих пор, не выяснено.
«О происхождении слова – ЧИСЛО»
Слово ЧИСЛО – это не самое первое слово, родившееся у перволюдей в их порядково-смысловом (числовом) постижении мира. Но поскольку оно по нашей теме заглавное, то мы и начнем изследование, именно с него. Итак – ЧИСЛО.
Слово ЧИСЛО - это изначально ЧИСЛОВИЕ или ЧИСЛОВЬЕ, где слогокорень ЧИ – это понятие многократности каких-либо действий, а слогокорень СЛОВИЕ или СЛОВЬЕ – понятие о последовательном и порядково-иерархическом (в данном случае числовом) ословлении перволюдьми Божьего мира и себе в этом мире.
«О происхождении числового наименования – РАЗ»
РАЗ – это всегда мгновение и одновременно ЕДИНственность мгновения, то есть то, что хотя и повторимо, но что всегда и неизменно является мгновенной ЕДИНственностью или ЕДИНственным мгновением. Именно эта ЕДИНственность и послужила первочеловеку поводом отождествить слово РАЗ, с понятием ЕДИН (ОДИН).
«О происхождении числового наименования – ПЕРВЫЙ»
Слово ПЕРВЫЙ произошло от глагола ПЕРВИТЬ, а ПЕРВИТЬ – это буквально ПЕР – начало, а ВИТЬ – этоВИТИЕ, разВИТИЕ. Таким образом ПЕРВЫЙ – это начальный в ВИТИИ, развитии чего-бы то ни было, в том числе и счета.
«О происхождении числового наименования – ВТОРОЙ»
Слово ВТОРОЙ произошло от ГЛАГОЛА вторить, т.е. буквально В-ступать на ТОРНЫЙ, в данном случае ТОРЫЙ или вернее сказать ТОРОЙ путь.
«О происхождении числового наименования – ЕДИН (ОДИН)»
Гласная Е в слове ЕДИН означает, как естество человека, так и сверхЕстество Бога, а слогокорень ДИН означает не что иное, как огражденную ДИНом или иначе говоря ТЫНом неприступную ни для кого и ни для чего Богосозданную крепость, в которой пребывает, как сотворенное Богом естество человека, так и предсуществует несотворенное сверхЕСТЕСТВО Бога.
Гласная О в слове ОДИН означает то же самое, только применительно не к человеку и Богу, как с гласной Е, а исключительно к человеку. Ибо понятие круга, а значит пространства и времени, которое мистически наличествует в гласной О, к Богу не применимо.
«О происхождении числового наименования – ДВА»
Слово ДВА – это укороченный вариант слова ДВАД. А в полногласном произношении слова ДОВОД. Довод некоей части до полноты ЕДИНИЦЫ. В данном случае ДОВОД Богом до человека, созданной Богом из ребра человека жены.
«О происхождении числового наименования – ТРИ»
Слово ТРИ произошло от повелительного глагола ТОРИ, либо от повелительного глагола ТОРИТЕ, и в силу, пусть не прямого, но тем не менее Божественного происхождения этих повелений: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт. гл. 2, 15) стало, сначала нарицательным понятием благословенного Богом человеческого труда, а затем и места, в котором Бог благословил человеку применять этот труд, т.е. нарицательным именем самого Едемского сада, следующей порядково-смысловой, а значит и числовой категории Бытия.
«О происхождении числового наименования – ЧЕТЫРЕ»
Слово ЧЕТЫРЕ произошло от двух слогокорней: от слогокорня ЧЕТЫ, означающего ЧЕТУ человеческий рук и ЧЕТУ человеческих ног и слогокорня РЕ, означающего свободное, по воле человека движение или буквально РЕ, т.е. РЕянье этими Богодарованными человеку ЧЕТАми.
«О происхождении числового наименования – ПЯТЬ»
Слово ПЯТЬ несомненно произошло от слова ПАДЬ, т.е. от понятия на чем-либо отпечатывавшихся четырех и еще одного пальца человеческой конечности.
«О происхождении числового наименования – ШЕСТЬ»
Слово ШЕСТЬ произошло от повелительного глагола ШЕСТИ, т.е. работай ШЕСТОМ. Открываем словарь В.И. Даля и читаем: «...Упорные лодочные ШЕСТЫ, нередко с костылем или шашкой вверху, с башмаком внизу, для хода на ШЕСТАХ, упираясь в дно реки, что называют ШЕСТИТЬСЯ и ШЕСТОВАТЬСЯ». Несомненно и ШЕСТОВАТЬ и ШЕСТВИЕ также произошли от слова ШЕСТ. (-В.Ш.) Таким образом повелительный глагол ШЕСТИ стал для перволюдей не только опредметченным понятием пути-дороги, но и числовым наименованием ШЕСТЬ, т.е. числительным пять с одним.
«О происхождении числового наименования – СЕДМЬ (СЕМЬ)»
Слово СЕДМЬ состоит из двух слогокорней: из слогокорня СЕД и слогокорня МЬ, что буквально означает СЕДЬ МОЯ или по-русски говоря СИДЕНИЕ МОЕ. «И совершил Бог к СЕДЬмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день СЕДЬМЫЙ от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». (Быт. гл. 2, 2-3).
Применительно к перволюдям, понятие слова СЕДМЬ – это понятие самого первого человеческого дома, где перволюди могли отдохнуть от шестидневного труда по возделыванию и хранению ими Едемского сада.
Что касается вариантного слова СЕМЬ, то никакого отличного от слова СЕДМЬ смысла, оно не имеет. Это то же самое понятийное наименование, только без звука Д.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ВСТАВКА
Славяно-русская лексика адамического языка, в своем наименовании чисел, хотя и выделяет седмиричную систему мер, как вполне законченную и самостоятельную, но на ней не останавливается – продолжает числовие дальше. До десятиричной основы. Потому что и седмиричный круг счисления и десятиричная линия счисления, и то и другое, имеют свое особое предназначение. Седмиричный круг счисления – это система природно-космического порядка, а десятиричная линия счисления – это система еще, как духовного, так и бытийно-прикладного порядка.
«О происхождении числового наименования – ОСМЬ (ВОСЕМЬ)»
Слово ОСМЬ – это укороченный вариант слова ОСЕДМЬ, т.е. понятия того, что находится за пределами СЕДЬМИ, в данном случае за пределами Едемского сада, Для перволюдей образ этой запредельности был ни чем иным, как всей землей, еще не проклятой Богом, за Адамово Богу непослушание (Быт. 3, 17).
Слово ВОСЕМЬ – это то же самое, что и ОСЕДМЬ, где приставочный звук В всего лишь помощник при произношении.
«О происхождении числового наименования – ДЕВЯТЬ»
Ровно восемь и один месяц ждали Адам и Ева своего первенца, И время этого ожидания они так и назвали ДЕТИ ВИАТЬ, т.е. ВИАТЬ, ВИТЬ, вынашивать ДИТЯ в утробе матери. Потом два слова слились в одно в ДЕТЬВЯТЬ и наконец в ДЕВЯТЬ.
«О происхождении числового наименования – ДЕСЯТЬ (ДЦАТЬ)»
Слово ДЕСЯТЬ – это ни что иное как ДЕ-СИ-ЯТЬ, где ДЕ-ДЕЛАЙ, СИ-СЕБЯ, ЯТЬ (на ЯТЬ, т.е. на очень хорошо, на отлично). То есть это в трех словах выраженное, безусловное требование перволюдей к самим себе быть совершенными. Таким образом ДЕ-СИ-ЯТЬ или в устоявшемся звучании ДЕСЯТЬ это понятие перволюдьми самих себя в своем духовно-нравственном долженствовании. А в мире числовых категорий – это наименование стало самой совершенной, в силу своей итоговости числовой категорией бытия.
Слово ДЦАТЬ – это всего лишь сокращенный вариант слова ДЕСЯТЬ.
«О происхождении числового наименования СОРОКЗАМЕСТИТЕЛЬНОГО наименования числа ЧЕТЫРЕДЕСЯТЬ»
В Библии слово СОРОК встречается неоднократно. СОРОК лет водил Моисей по пустыне народ израильской: СОРОК дней постился Сын Божий перед началом Своего Божественного подвига; СОРОК дней Он пребывал на земле после Своего Воскресения; СОРОК дней мытарствуется душа умерших после ее исхода из тела. И т.д. И т.д. Примеров этих очень и очень много. И все они основаны на сакраментальном числе ЧЕТЫРЕДЕСЯТЬ. Не на ТРИДЕСЯТЬ или ПЯТЬДЕСЯТ или на каком-либо другом числе, а именно на ЧЕТЫРЕДЕСЯТЬ. Таков РОК, т.е. Суд Божий в отношении этого числа. И с этим РОКОМ, нам, людям остается только Соглашаться. Что наши пращуры и заповедали нам, приставив к слогокорню РОК образ этого своего с НИМ Согласия слогокорень СО.
«О происхождении числового наименования СТОЗАМЕСТИТЕЛЬНОГО наименования числа ДЕСЯТЬДЕСЯТЬ»
Слово СТО, в вариантном произношении СОТ, произошло от слова СЫТА[1], т.е. от понятия СЫТОСТИ. СЫТОСТИ человеческой души от долгой земной жизни.
«О происхождении числового наименования – ДЕВЯНОСТОЗАМЕСТИТЕЛЬНОГО наименования числа ДЕВЯТЬДЕСЯТЬ»
ДЕВЯТЬДЕСЯТЬ – это почти СТО, т.е. почти насыщенность человеческой души земной жизнью, но еще не полная насыщенность, И поэтому ДЕВЯНОСТО – это буквально:
ДЕ-день за днем ДЕЯТЬ. ВЯ-ВИА, ВЕЯТЬ своим духом. НО – в направлении. СТО (СОТ) – к СЫТОСТИ. То есть к полной насыщенности души земной жизнью.
«О происхождении числового наименования – ТЫСЯЩА (ТЫСЯЧА)»
Слово ТЫСЯЩА (ТЫСЯЧА) состоит из трех слогокорней: ТЫ-СЯ-ЩА (ЧА), где ТЫ- это ТЫК; СЯ-СЕБЯ, СОБОЮ; ЩА (ЧА) – это МНОЖЕСТВО. Буквально это методом ТЫКА (это выражение мы употребляем до сих пор) определять СОБОЮ, т.е. своим взглядом ту или иную множественность. Условно она определена славяно-русами в ДЕСЯТЬ СОТЕН.
«О происхождении числового наименования – ТМА»
Слово ТМА происходит от слова ТМАН, краткогласного варианта слова ТУМАН, т.е. от понятия неясности в определении какого-либо множества. В числовом отношении это понятие ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ.
«О происхождении числовых наименований – ТМА ТЕМ, ТМА ВЕЛИКАЯ, ТМА ТЬМУЩАЯ»
Все эти числовые наименования основываются на уже объясненном нами происхождении слова ТМА.
ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
Слова ДОВОД, ТОРИ, ТОРИТЕ, ШЕСТИ, ШЕСТИТЬСЯ даются с ударением на втором слоге. Глагол ШЕСТОВАТЬСЯ дается с ударением на третьем слоге.
[1] - См. этимологический словарь М. Фасмера на слове СОТ
Отклики на исследование можно присылать по адресу: 3050000, г. Курск, Красная площадь, 6, КРО, Союза писателей России. Электронный адрес почты Дома литераторов: girom@yandex.ru. Для Шумакова-Коренного Вячеслава Николаевича.
+ + +
Вячеслав Николаевич Шумаков-Коренной родился 18.03.1953 г. в г. Курске, в семье рабочих.
Поэт, прозаик, публицист. Член Лиги курских писателей. Автор нескольких книг: «В предверьи книги», книга «Высоко диво начала века», «И снова в поход», «С Иваном-крестьянским сыном против чуда-юды», «Рвать путы мира», «Стихотворные опыты», «Люди черного квадрата», «Лирика», «Повести крестоходца».
С 2006 года проживает в м. Коренная Пустынь Курской области.
Свидетельство о публикации №221042501550