Сон 11

МОИ СТРАННЫЕ СНЫ

сон одиннадцатый

ОТРЯД

















В 2011 году я получил свой первый отпуск. Не знал, куда поехать отдыхать. Вечером мне позвонил из Брянска мой товарищ. Мы долго разговаривали, я сказал ему, что сейчас я в отпуске. Он тут же предложил мне приехать к нему. Подумав, я согласился. На следующий день я взял билет на поезд и поехал.  В поезде было весело, были веселые попутчики, они не давали мне скучать. Ехали они отдыхать на море.
Мой товарищ Сергей, встретил меня на вокзале. На такси поехали к нему домой. Он жил один. Сам приготовил ужин. Мы выпили за встречу и вспоминали нашу военную службу в Иркутске. Выпили за офицеров, которые служили с нами. Сергей вышел на пенсию и больше не работал
На следующий день мы поехали по городу. Зашли в музей боевой славы. Вышел из музея в грустном настроении. На следующий день поехали в театр и вообще каждый день мы посещали какую-нибудь достопримечательность.
По ночам мне снились плохие сны. Это началось после посещения музея боевой славы. Утром я рассказывал сны Сергею.
- Мой дом стоит, - рассказывает Сергей, - на немецком кладбище. Я тоже вижу иногда дурные сны. В основном это сны про войну.
- В Иркутске я не видел таких снов.
- Здесь земля пропитана человеческой кровью. До сих пор скелеты лежат под землей. Часто находим не взорвавшиеся мины, снаряды и бомбы.
- Но уже прошло 75 лет, как закончилась война.
- Ее последствия и отголоски еще долго продержатся.
- Это факт.
Днем мы были в городе, а по вечерам понемногу выпивали, хотя я не любитель спиртных напитков, но за компанию не отказываюсь. Однажды вечером к Сергею пришла, по делам, молодая женщина. Он познакомил меня с ней. Звали ее Ульяна. Она учительница математике. Ульяна присоединилась к нашему скромному холостяцкому ужину. Мы выпили за знакомство коньячка.
- Толиб, откуда вы к нам приехали?
- Я из Иркутска.
- Я не была там.
- Приезжайте к нам, я покажу вам Байкал.
- Мечтаю, но нет времени. Мама больна, я не могу ее оставить одну.
- Вы благородная женщина.
- Спасибо. Завтра приходите к нам на ужин, я буду вас ждать.
- Обязательно придем.
Ульяна, девушка среднего роста с веселой улыбкой на красивом лице. В тот вечер была в короткой юбке красного цвета. Стройная привлекательная фигура. Из-под белой блузки четко вырисовываются стоячие груди, но небольшого размера.
Сергей проводил неожиданную гостью, и за рюмкой коньяка мы продолжали беседу.
- Как она тебе?
- Изумительная!
- Была замужем, по каким причинам развелась мне не ведомо.
- Зачем нам знать, это семейные дела.
На следующий день, около десяти часов утра я постучал в дверь к Ульяне. Она открыла сама. Мы поздоровались, я пригласил ее в город с нами
погулять.
- Сейчас, - быстро согласилась она.
Мы втроем гуляли по городу, а на обед зашли в кафе. В этот раз Ульяна была в красной блузке и черной юбке. Наряд был ей к лицу. Потом ходили купаться на озеро, а вечером зашли в гости к Ульяне. Она познакомила меня со своей мамой, Верой Николаевной, ей 57 лет.
- Я Толиб из Иркутска.
- Садитесь, Толиб, - предложила Вера Николаевна. Я болею и с дивана не встаю.
Квартира была в идеальном порядке, кругом чистота и уют. Видно, что недавно был ремонт. В комнатах современная обстановка. Посередине комнаты стол и стулья. Мы общались, рассказывали о новостях, Ульяна находилась на кухне. Спустя полчаса Ульяна накрыла на стол. Мы впили за знакомство, Вера Николаевна пила чай. Ужин был приготовлен очень вкусный.
- Мужа бы ей, – говорит Вера Николаевна.
- Где его взять?
- Бог даст – появится.
- Обязательно, - добавил Сергей.
- Дай Бог, дай Бог, - ответила Вера Николаевна.
До десяти часов продолжался наш ужин, потом мы пили чай и беседовали за столом. После одиннадцати мы собрались домой. Ульяна не хотела отпускать нас. В ответ я предложил ей идти к нам пить коньяк. Она согласилась, но только после того, как уложит спать маму. Мы поблагодарили женщин за гостеприимство и пожелали спокойной ночи.
На улице Сергей спросил:
- Как она?
- Хозяйка, что надо! Был бы я холост – женился.
- И я тоже. Бог дал мне не ту женщину. Я не хотел такую жену.
От общих знакомых я слышал о его жене, о том, что она вытворяла…
Спустя полчаса вошла в дом Ульяна. В руках у нее была тарелка, на которой лежали аппетитные куски мяса. Сергей из холодильника достал коньяк. Мы выпили. Мне очень нравилась ее улыбка, она была очень мягкая и приятная. Глаз оторвать он нее было невозможно. Около часу ночи решили спать. Ульяна убрала стол, я пошел мыться. Когда вышел из ванной, Ульяна сидела на кухне.
- Я жду вас, Толиб.
- Хотите поговорить?
- Если вы не против, я сегодня останусь в ваших объятиях?
- Я буду только счастлив.
Взяв ее за руку, повел на диван и выключил свет. Комнату освещали звезды и луна. Ульяна разделась, ее стройная фигура даже в одежде заставляла громче стучать мое сердце, а так… Какие были к нее груди! Словами не передашь! Сначала я сделал ей массаж, наши тела согрелись. Она медленно обняла меня, я понял – пора! Мы целовались и работали, работали и целовались. Немного передохнули и принялись снова за работу. Это было здорово, незабываемо и только под утро, обняв друг друга, мы уснули. Сон наш был крепким. Утром нас разбудил Сергей.
- Вставайте, война началась!
- Какая еще война?- спросил я.
- В городе немецкие танки. Немцы прорвали оборону Советской Армии под Могилевом.
Я ничего не соображал.
- Смотрите в окно, танки, люди бегут в лес. Нам тоже надо бежать в лес, чтобы спастись.
- А как же моя мама? – сказала Ульяна.
- Возьмем ее с собой.
Пока мы одевались, Сергей собрал продукты и теплые вещи. Я посмотрел в окно и увидел немецкие танки, пехоты еще не было. Ульяна собрала маму. Кроме нас из подъезда выходили жильцы. Мы бежим вместе с ними. Сергей знает дорогу. Он впереди, мы за ним. Рядом бежали дети, старики, женщины и военные. Без потерь мы добежали до леса. Танки не стреляли по нам. Лес находился недалеко от города. Продвигаемся в глубину леса. Лес густой, поэтому там мало света. От нашего шума и топота разбегаются лесные жители. Пробежали около трех километров. Сделали привал. Кто уснул, кто просто лежал на земле, у кого еще были силы, те беседовали. Я по-прежнему ничего не понимал и не соображал.
- Какой год? – спросил я Сергей.
- 1941, август.
 - Я не понимаю. Помню, лег спать с Ульяной. Мы что во сне?
- Я сам ничего не понимаю. Но факт, что немцы в городе.
- Я немцев не видел, но танки с крестами видел. Что дальше будем делать?
- Организуем лагерь, создадим партизанский отряд, из числа военных, милиционеров и гражданских лиц.
- Я согласен.
После небольшого отдыха Сергей дал команду продвигаться дальше вглубь леса. Все  двинулись за ним. Потом в небе появились самолеты. Их было очень много. Это летели бомбардировщики. Они летели в сторону Орла. Люди устали. За день прошли около семи километров. Здесь будем ночевать. Из числа военных выставили посты, для охраны спящих людей. Утром пошли дальше. Прошли еще километров пять и остановились. Сергей взял слово.
- Я подполковник Моспанов Сергей. Собрал вас, чтобы организовать партизанский отряд и организовать военные действия против захватчиков. Все согласны?
- Да, - был хоровой ответ.
У многих было при себе оружие.
- Толиб, собери всех военных и милиционеров, - дал мне команду Сергей.
Уставшие люди сидели на земле. Кто собирал ягоды, кто рвал цветы.
Я выполнил приказание. Среди военных нашелся один капитан, 17 лейтенантов, а из милиционеров 7 офицеров, остальные были сержантского состава. Сергей назначил капитана начальником штаба. Его звали Пастухов Игорь. Сам он родом из Москвы. Служил в Брянском гарнизоне. Меня Сергей назначил командиром роты. Вечером все пришли в штаб.
- Товарищи офицеры, у нас много детей и женщин. Их необходимо проводить в Орел, а оттуда поездом эвакуировать на восток.
- Среди нас есть солдаты, которые хорошо знают эту местность, они могут проводить их до Орла.
- Хорошо.
Утром пять солдат повели женщин на вокзал. Сергей написал письмо, что эти солдаты есть сопровождающие. Солдаты назад не вернутся, они останутся в Орле.
С утра и до позднего вечера мы строили землянки. С нами остались молодые девчонки, которые хотели сражаться за свою Родину всеми возможными для них силами. Ульяна осталась со мной, а ее мать Вера Николаевна, ушла с другими женщинами в Орел. За несколько дней мы обустроили необходимое число землянок. В отряде насчитывалось 1753 человека. 15 рот и несколько взводов. Мы охотились в лесу, добывали мясо. Девчонки собирали ягоды и чайные травы.
Третьего сентября Сергей собрал на совещание всех командиров рот.
- Нам нужны оружие, боеприпасы и продовольствие, а также наладить связь с городскими подпольщиками. Завтра идут в город местные жители, на разведку. Начальник штаба, подготовьте людей.
- Есть, товарищ подполковник, будет сделано.
- Толиб, как насчет постов вокруг отряда?
- Моя рота охраняет. Пока все спокойно. Чужих не встречали.
- Хорошо.
Утром разведчики ушли. Мы продолжали службу. В обед ко мне подошел старшина Пахомов.
Товарищ майор, часовой Арсанов остановил несколько военных в лесу. Они сейчас в отряде.
- Сколько их?
- Двадцать семь. Один офицер.
- Постройте их, я поговорю с ними.
- Есть, построить.
Спустя пять минут, я вышел из землянки. Солдаты стояли без оружия.
Военная форма была рваная. Я видел в их лицах уставших воинов. Они еле стояли на ногах. Я подошел к ним. Старшина Пахомов дал команду:
- Смирно!
Я поздоровался. Затем вступил в беседу по одному. Старшина Пахомов проверял их документы. Их командир Арсанов рассказал, как они вышли из окружения. Мы стояли и слушали его.
- Под Могилевом наш батальон дрался до тех пор, пока мы не получили приказ отступать. 27 человек вместе со мной остались из третьего батальона, 21 полка, второй дивизии.
- Вижу, лейтенант, без слов, как вы сражались.
- Все мои командиры остались там навечно.
- Мы не забудем их.
Мы поставили их на продовольствие и зачислили в отряд. Я и Сергей были в штатском. Никто не знал, что мы гости из будущего. Только мы знаем, что мы во сне и живем в XXI веке, но сейчас 1941 году я оказался среди неизвестных мне людей. Постепенно я познакомился и подружился с ними. Ульяна помогала мне в оформлении документов роты. Она молодец, умница, делала все аккуратно и вовремя. Мы жили в моей землянке.
- Как там моя мама? – переживала Ульяна, - дошла ли?
- Давно дошла, - успокаивал я ее.
- Я не думала, что будет война с немцами.
- Народ знал, но молчал.
- Почему армия отступает?
- Мы не были готовы к войне. У немцев новая мощная техника и новее танки. Молодая Советская Власть не успела своевременно обеспечить оборону. Все будет позже.
- Когда?
- Начиная с лета 1942 года.
- Мы победим в этой войне?
- Обязательно!
Ульяна тоже гость из будущего, но она ничего не знает про войну, а мы с Моспановым знаем. Знаем, что здесь в лесу были партизаны, где-то есть  их землянки, но мы не искали их, а построили новые.
Вечером вернулись разведчики. Моспанов позвал их сразу к себе.
- Докладывать по одному.
- Я первой, - говорит Алена, - во всех школах, интернатах, вузах -  немецкая казарма. Штаб части расположен в облисполкоме. Комендатура в военной прокуратуре. Поезда постоянно отправляются на восток с танками, пушками, пехотой.
- Хорошо, Алена. Капитан Пастухов, составьте оперативный план, для захвата военных складов и взрыва железнодорожных сообщений.
- Есть, товарищ подполковник, будет выполнено.
- Следующий, докладывайте.
Выслушав всех. Сергей отпустил их отдыхать, а вместе с командным составом начал решать оперативное нападение на вражеские силы.
- Нам нужны техника, боеприпасы, продукты, строительные инструменты и радиостанции.
- В бою добудем, - ответил начальник штаба.
- Хорошо бы.
Мы долго сидели и составляли план нападения. У нас больше двух тысяч солдат, а у немцев в городе гораздо больше. Решили наступать в три часа ночи. Около четырех уже светло. Одна рота занимается минированием железной дороги. Они действует самостоятельно. Мы были готовы и ждали команду. В лагере остаются все женщины, кроме медсестры. В нашем отряде были врачи. До города идти часа три. Повара нас плотно покормили. Погода теплая. Луна полная, идти светло. Впереди разведчики бесшумно снимают немецкую охрану. Немцы не поняли, кто на них напал. Подходя ближе к городу, началась стрельба. Бой шел за город. В городе оставались полицейские и солдаты, следящие за своевременным отправлением поездов. За три часа город был в наших руках. Пленных мы не брали. Освободили более тысячи военнопленных Красной Армии. Мы знали, что придут другие немцы, сражаться за этот город. Мы захватили немецкие автоматы, винтовки, минометы и другое трофейное оружие.
Моспанов запустил в воздух белую ракету. Это был сигнал возвращения в лагерь. Партизаны взяли с собой убитых и раненых, собрали продукты и вернулись в лагерь.
Вторая рота пустила под откос поезд с немецкими солдатами. Мы не остались в городе, мы знали, что немцы бросят сюда большую силу, поэтому вернулись снова в лес.
Отряд потерял 17 партизан, раненых было 43 человека. Погибших похоронили в лесу, рядом с лагерем. Моспанов, собрав командиров рот на совещание, сказал:
-  Теперь немцы нам покоя не дадут. Надо усилить часовых и быть на чеку.
- Будем, - ответили командиры хором.
Мы прихватили немецкую радиостанцию. Теперь у нас была связь с далекой землей. Каждый день в лесу часовые останавливали солдат и офицеров Красной Армии, которые вышло из окружения или отступали после боя. Проверив документы, мы принимали их в отряд. В конце октября насчитывалось 3,5 тысячи партизан. Теперь мы были хорошо вооружены немецкими автоматами и советскими винтовками.
Часто охотились в лесу на зверя, чтобы прокормить личный состав. Продукты у нас были немецкие. Хлеб пекли мы сами. Варили суп, кашу. У нас была большая семья.
В начале ноября немецкие самолеты-разведчики беспрерывно летали над лесом, но мы были хорошо замаскированы. Во время налетов мы либо сидели в землянке, либо под деревом.
Наши разведчики продолжали ходить в город и приносить ценную информацию. Диверсионная группа продолжала пускать вражеские поезда под откос. Они работали в 25 километрах от лагеря, чтобы не навести немцев на наш лагерь. Командир, собрав командиров рот, сказал:
- Мне нужны очень надежные  местные жители для специальной работы.
- Сколько требуется человек?
- Человек двадцать. Я поговорю с ними и выберу троих.
- Хорошо, найдем.
Мы отобрали двадцать семь молодых парней. После беседы, Моспанов и начальник штаба выбрали троих. Кроме меня никто не знал, для чего они были направлены в город. Они отправились служить полицейскими, чтобы получать информацию. Эти люди были нашими глазами и ушами.
После Нового 1942 года немцы прочесывали лес до семи километров в глубину. Дальше они идти боялись, а мы были в 25 километров от города. Теперь мы нападали на маленькие немецкие группы, которые находились в деревнях или на постоях.
В начале января, командир получил ценную информацию, что в город направляется генерал Гофман с западного фронта и маршрут его движения. Он должен прибыть в город 21 февраля и проезжать недалеко от нас. Эту информацию передали полицейские парни. Моспанов и начальник штаба составили оперативный план захвата генерала Гофмана. По сведению разведчиков он служил начальником штаба одиннадцатой танковой армии. Высокопоставленный язык был важен для нашей армии. Сегодня 17 февраля, до приезда генерала есть время.
К нам постоянно прибывали солдаты, которые вышли из окружения и которые еще с лета прятались в лесу. В нашем отряде сейчас насчитывалось 3750 человек. У нас была почти армия. Мы были хорошо вооружены и одеты. Дисциплина соблюдалась строго.
Каждый вечер ко мне приходила в землянку Ульяна. Мы делились новостями и хорошо проводили время. Иногда она оставалась до утра.
- Я очень переживаю, как там мама.
- Я думаю, с ней все хорошо.
- Жаль, что нельзя написать.
- А куда писать, откуда ты знаешь, где она?
- Не знаю, Толиб.
- Я привыкла жить с вами в лесу. Здесь тихо и спокойно.
- Тишина, потому что немцы не знают где мы.
- А если узнают.
- Тогда будет шумно, они обязательно придут.
Ульяна много знала, а спросила она так, для разговора. 20 февраля, две роты отправились туда, откуда завтра генерал Гофман поедет со своими охранниками. Мы прибыли ночью и расположились в разных точках. Заминировали дорогу в двух местах. Ждем. Я разрешил спать по очереди и не храпеть. Кругом поставили посту по три человека. Ночью был мороз около двадцати градусов, но мы тепло одеты. Темно. Около десяти утра мы услышали гул моторов. Поняли, что немцы приближаются. Вскоре мы увидели их. Впереди ехал бронетранспортер с пушкой малого калибра. Мотоциклисты ехали впереди и сзади автомобиля. Когда подъехали ближе, я дал команду взрывать. Колонна остановилась. Мотоциклисты начали хаотическую стрельбу. Мы тоже открыли огонь. Они легли. Открылись двери автомобиля, вышли офицеры и тоже начали стрелять. Я дал команду бойцам:-«Не стрелять». Немецкие офицеры продолжали стрельбу. Мой солдат обратился к ним по-немецки с предложением сдаться. Но они продолжали стрелять. Вскоре поняли, что сопротивляться бесполезно. Они побросали пистолеты и сдались. Когда солдаты окружили автомобиль, то увидели. Что в заднем салоне сидит генерал. Я открыл дверь. Он бросил свой Вальтер на снег и вышел. Руки он не поднимал. Генералу было лет 55. Он высокого роста худощавый. В плен были взяты три офицера и генерал. Собрав оружие, документы и боеприпасы мы вернулись в отряд. В этот день бой был без потерь с нашей стороны. Прибыв в отряд, я доложил Моспанову о успешно проведенной операции.
- Как чувствует себя Генерал?
- Как рыба на сковородке.
- Понятно. Через час пригласите переводчика и приведите генерала.
- Есть, товарищ подполковник, будет выполнено.
Моспанов объявил участникам операции благодарность. Мы пленных разместили в запасной землянке. Там было тепло, стояли нары. Мы напоили и накормили пленных. Через час переводчик Александр и Гофман были на КП Моспанова.
- Вы как военнопленный должны отвечать на мои вопросы, генерал, - сказал Моспанов.
- Понял. Какое у вас воинское звание?
- Подполковник.
- Ясно. Спрашивайте.
Моспанов задавал ему вопросы стратегического значения, и тот отвечал на них. Начальник штаба капитан Пастухов записывал в тетрадь. После допроса приказал отвести  генерала назад.
- Что со мной будет? - спросил генерал.
- Сейчас отправим в Москву. После войны поедете домой.
- Вы знаете, когда она кончится?
- Знаю.
- Когда?
- Вы все равно не поверите.
- Может быть, но все-таки?
- 9 мая 1945 года.
- Мощна армия Вермахта проиграет войну?
- Немецкая армия проиграла с того дня, как напала на Советский Союз.
- Это была ошибка Гитлера. Я признаюсь, господин подполковник, что ваши солдаты настоящие патриоты своей Родины. Я видел их в бою. Они бесстрашно сражались.
- Спасибо, генерал, я знаю, какие у нас солдаты.
Я понимал состояние Генерала. Он все время переживал за свою семью. Кто попал в плен, семью пленного гестапо забирало, чтобы наказать. У нас в отряде служила радистка Марина. Она выходила из окружения с немецкой рацией. Мы передали в Москву радиосообщение о взятии в плен немецкого Генерала, и просили выслать самолет. Через день вечером аэродром был готов. Выложен условный знак в виде горящей звезды. В два часа ночи прибыл самолет. Нам привезли боеприпасы, продукты, теплые вещи. Кроме пленных мы отправили тяжелораненых бойцов.
После захвата Генерала, немцы часто посещали лес, но до нас они не доходили.
В 70 километрах от нас немецкие поезда постоянно уходили под откос. Это был приказ Моспанова.
Летом нам сообщили друзья из города, что в деревне немцы держат более двух тысяч наших военнопленных. Их собираются отправить в Германию. Начальник штаба отправил разведчиков для уточнения месторасположения военнопленных, их охраны, техники, путей подхода и отхода. Они пришли с донесением, был составлен план освобождения военнопленных. Мы тщательно готовились к нему. Будем действовать под утро. Туда идти около трех часов. Вечером партизаны немного поспали и в два часа ночи вышли из лагеря. У нас больше трех тысяч партизан. Мы подошли с восточной стороны деревни. В бинокль отчетливо был виден лагерь. Вокруг лагеря светили прожекторы. Моспанов разделил нас на три части. До лагеря открытая местность и мы не хотели терять людей. Небо было темное, под ногами зеленая трава. До лагеря около трех километров. Деревня маленькая народу в ней живет мало.
В каждой роте от двух до трех снайперов. Они хорошо обучены. Они держали на мушке пулеметчиков на вышке.
По чистому полю ползем. Трава высокая. Прошли больше километра, осталось еще метро восемьсот. Немцы заметили нас и открыли огонь. Снайперы сняли их, и мы пошли в атаку. Слышны были крики «Ура! И автоматные очереди.
Пока мы дошли до лагеря, на улице стало светло. Отчетливо было видно пленных, лежащих на земле. Лагерь был огражден колючей проволокой высотой до трех метров. Партизаны атаковали немцев и освободили пленных.  Много немцев погибло. Среди них были и раненые. Наши медсестры оказывали им первую помощь. После освобождения были собраны все трофеи и продукты. Пленные обнимали освободителей. Это был радостный для них день.
В этом бою мы потеряли 15 партизан, много было и раненых. По приказу Моспанова раненых немецких солдат отпустили. Переводчик сказал  без должности, а пока все они проходили проверку. У нас был капитан Смирнов, который выполнял обязанности службы безопасности отряда (осабист). Он работал с ними. Разместили их в новых землянках, поставили на довольствие, организовали баню и дали отдохнуть.
Теперь в нашем отряде насчитывалось 5753 человека. Через день немецкие самолеты на лес сбрасывали бомбы. Они не знали нашего местонахождения, поэтому в наш отряд не попала ни одна бомба.
Мы продолжали получать информацию из города и пускать под откосы немецкие поезда.
Осенью Моспанов вызывал офицеров из числа освобожденных пленных, беседовал с каждым индивидуально, и они получали должности в отряде. Полковники были нашими советниками. Другие стали командирами. Они на нас не в обиде. Время было жестокое.
В феврале 1943 года, мы узнали о разгроме шестой немецкой дивизии под Сталинградом. Моспанов новости сообщил отряду. Был праздник. Радовались все!
Вечером ко мне зашла Ульяна. Она принесла бутылку самогона.
- Откуда у тебя самогон?
- Мы его приготовили здесь. Разведчики принесли из деревни аппарат. Обрабатываем вместо спирта солдатам раны.
- Молодцы!
 Майор, вы знаете, когда окончится война?
- Знаю.
- Когда?
- Прошу не говорить никому.
- Хорошо.
- 9 мая 1945 года.
- Еще два года воевать.
- Через год Красная Армия освободит территорию СССР, война продолжится на территории Европы. Мы освободим и Европу от фашизма.
- Что будет потом с нами?
- Отряд полностью перейдет в состав Красной Армии, и он дойдет до Берлина.
- И вы тоже?
- Себя и Моспанова я пока не вижу.
- А меня?
- Вы останетесь здесь.
Ульяна осталась до утра у меня в землянке. Мы выпили за победу и за Сталинград. Это была вторая крупная победа. В 1943 году летом, будет третья победа под Курском, а пока пьем за Сталинград.
В марте наши медсестры Алена и Людмила вышли замуж. Их мужьями стали рядовые партизаны Тимофей и Александр. Моспанов лично поздравил их от имени партизанского отряда. Тогда командир имел право подписать брачный союз, согласно военному времени.
Последнее время немцы нас не беспокоили. Поезда ходили редко. Основные поезда с техникой мы отправляли под откос. Хозяйственных поездов мы не трогали. Специальная рота следила за движением поездов. Немцы боялись партизан. При упоминании о нас они даже не трогали мирное население. Однажды вечером разведчик привел немецкого офицера. Он был в звании капитана и взят в плен недалеко от нашего лагеря. Он передвигался на мотоцикле. Представился как Отто Шеленберг.  Он сидел в землянке на КП. Сам Моспанов его допрашивал, а переводчик переводил. Офицер отвечал на все вопросы. Моспанов был удивлен, почему тот, не скрывая, говорит правду. Он спросил:
- Вы жить хотите?
- Да. Хочу.
- Поэтому вы отвечаете на мои вопросы? Сколько вам лет?
- Недавно исполнилось 40.
- Вы из запаса?
- Да.
- Кем работали до войны?
- На заводе рабочим.
- Рабочий против рабочего класса.
- Война заставляет.
- На войне тоже есть правда.
- Какое у вас звание?
- Подполковник.
- Мой отец полковник, - и он стал чисто говорить по-русски. Мы были удивлены.
- Вы русский что ли?
- Ваш переводчик надежный человек? – спросил офицер.
- Да – беседа шла по-русски.
- Что хотели? Я не немец. У меня есть важные сведения.
- Хорошо.
Моспанов отпустил переводчика и просил его держать рот на замке.
- Завтра из Берлина прибудет поезд с продовольствием и боеприпасами для немецкой армии. Его не надо пускать под откос. Надо его остановить и разгрузить.
- Какие продукты?
- Консервы, тушенка, спиртные напитки, а из боеприпасов, в основном патроны. Поезд пройдет через вас.
- Кто вы на самом деле?
- Я сын русского офицера, который воюет против немецкой армии.
- Почему хотите нам помогать?
- Я люблю мою Россию. Меня родители увезли в Германию, когда мне было 15 лет. Отец до сих пор жалеет, что не перешел на сторону революционеров. Он учил меня любить нашу землю и помочь освободить ее от захватчиков.
- Хорошо, мы вам поверим, но если вы нас обманываете, мы сообщим в Гестапо, что вы шпионили для нас.
- Я даю слово русского человека, я к вам еще приду, когда у меня будут ценные сведения.
- Считайте, что мы вам поверили.
Капитана Отто Шеленберга мы отпустили. Разведчики довели его до того места, откуда взяли. Он уехал на своем мотоцикле в город.
После его отъезда Моспанов собрал офицеров на совещание, чтобы составить стратегический план для захвата поезда. Совещание продолжалось больше трех часов. Мнения были разными, но все они были решительными. Наконец был решен вопрос. Решили с боем брать состав. Моспанов составил план захвата. Отряд получил приказ готовиться, а куда, мы держали в секрете, боялись утечки информации. В два часа ночи мы шли на запад через лес. Прошли больше 23 километров. Нашли подходяще место и расположились. Саперы заминировали пути. Ждем. После обеда послышался гудок поезда. Он приближался. Проехали разведчики на маленьком тепловозе, мы их пропустили. Поезд из Берлина шел со скоростью 40 километров.
- Почему у него такая маленькая скорость?
- Если произойдет взрыв перед поездом, ему будет легче тормозить.
Моспанов дал команду взрывать передние и задние пути. Прогремел мощный взрыв. Поезд остановился.  С поезда и тепловоза начался обстрел. Мы им тоже отвечали. Снайперы сняли пулеметчиков с обоих поездов. Отряд поднялся в атаку. Все вагоны были окружены. Некоторые немцы сдались. Машинисты оказались поляками. Они тоже сдались в плен. За час поезд был разгружен.
- Что будем делать с пленными, спросил начальник штаба.
- Позовите переводчика.
Он прибыл очень быстро
- Переводите, - сказал Моспанов, - Мы, Советские люди, мы не захватчики, а защитники своей Родины. Вы тоже солдаты и выполняете приказы своего командира. Вы пришли в наш дом убивать наших детей и жен, отцов и матерей. Мы этого не простим, но вас убивать не будем. Передайте другим немецким солдатам, пусть уходят с нашей земли.
Мы оставили их связанными. Собрали автоматы и пулеметы, погрузили на телеги вместе с продуктами и боеприпасами. С нашей стороны погибло пять человек из числа бывших военнопленных. Мы взяли их с собой, чтобы с почетом похоронить.
Мы ехали по дороге, чтобы не оставлять следов в лесу, потом переносили на себе по тридцать килограмм каждый.  Часть продуктов закопали в лесу. Об этом знали восемь надежных и проверенных человек. Телеги разобрали и спрятали тоже в лесу. Мы не оставляли после себя следов.
Сегодня у отряда был пир. Ели колбасу, тушенку, шоколад, пили кофе и понемногу вина. Погибших похоронили. Недалеко от лагеря появилось партизанское кладбище. Ребята ухаживали за могилами. После этой вылазки, мы поверили немецкому офицеру Отто Шеленбергу.
- Молодец, - сказал Моспанов, - жаль, что он не с нами.
- Душой он с нами и он наш, - ответил я.
- Я уверен, что он еще появится у нас.
- Я тоже уверен.
В нашем отряде за два года родилось пятнадцать детей. Новорожденные пили молоко. Да, у нас были коровы и лошади. Здесь в отряде была большая партизанская семья.
Мы по-прежнему получали из города ценную информацию. Немцы после потери поезда, предназначенного для фронта, совсем озверели. Захватили больше сотни мирных жителей. Появилось листовки с русским текстом: «Кто покажет дорогу к партизанам, люди будут освобождены. Срок пять дней. Иначе всех расстреляем» подпись коменданта города и дата: август 1943 года.
Мы думали, как спасти этих людей. Нам не безразлична их судьба. Моспанов вместе с Пастуховым составили план. С планом ознакомились офицеры нашего отряда и все согласились ним. Решили отправить одного местного к немцам. Рассказать им о ложном нахождении отряда. Поверив диверсанту, немцы бросят основные силы на ликвидацию партизан. Часть отряда встретят их в лесу, а другая часть пойдет в город на спасение заложников. Главный вопрос кто пойдет к немцам? Во-первых, это должен быть надежный и проверенный человек. Во-вторых, он должен хорошо знать местность, и, в-третьих, это должен быть доброволец. И такой человек нашелся. Это местный житель деревни Птичкина, молодой парень 25 лет. Получив инструкции, Виктор пошел к немцам. Почти до города его сопровожали разведчики. После ухода Виктора, мы интенсивно начали готовиться к бою, Отряд разделился на два отряда. Утром, первый отряд вышел на ложную точку, замаскировался и ждал немцев, а другой отряд пошел по направлению к городу. Все замерли в ожидании.
Немцы начали движение. Они подошли к ложному лагерю, и началась перестрелка, одновременно мы напали на город. Бой шел в двух местах одновременно. В городе осталось мало немцев. Захватывая дом за домом, улицу за улицей, группа дошла до здания, где находились арестованные местные жители. Это был подвал облисполкома. Заложники были освобождены. Конечно, с нашей стороны были потери, но погибли они не напрасно. Заняв город, Моспанов сказал:
- Идем на помощь первому отряду. Третья рота возьмет заложников, раненых и погибших и идет в расположение отряда в лес.
- Понятно, - ответили бойцы.
Собрав автоматы и боеприпасы погибших немцев, мы двинулись на помощь братьям. Шли больше часа. А бой идет. Была слышна стрельба. Мы подошли с тыла и окружили немцев кольцом. Из последних сил немцы продолжали воевать, но сопротивление их длилось недолго. Вскоре мы увидели поднятый белый платок - они сдались. Я, Моспанов и переводчик пошли в сторону немцев. Мы были не вооружены.
- Кто командир?
- Я, - ответил майор, - моя фамилия Скот Карл. Я комендант города.
- Я командир отряда, подполковник Моспанов.
- Я слушаю вас.
- Сдавайтесь. Я вам и вашим солдатам гарантирую жизнь, и после войны возвращение домой.
- И вы знаете, когда кончится эта война?
- 9 мая 1945 года
- Откуда?
- Я человек из будущего.
- Я не верю вам.
- Как хотите. У каждого своя правда.
- Ваши войска возвращаются в Берлин, отступая от Москвы.
- Я должен посоветоваться с офицерами. Мне нужен час.
- У вас он есть.
- Я слышал, что в плену у русских жестоко.
- Мы не гестапо и это неправда.
Они сдались. Немецкую технику мы взорвали, чтобы она не досталась никому. Я посчитал пленных. Их было 47 человек. Семь офицеров, среди них был Отто Шеленберг. Он сделал вид, что не знает нас. Я понял, что нельзя раскрывать нашу тайну. Вечером отряд полным составом собрался в лесном лагере. Пленных мы разместили в свободных землянках. Утром допрашивали офицеров с составление протокола. На допросе капитан Отто Шеленберг сказал:
- Организуйте мне побег. Я совсем мало воевал против фашистов, вы не забывайте, подполковник, что я тоже люблю русскую землю и за нее я хочу бороться.
- Мы подумаем, как организовать побег. Одного вас нельзя отпускать гестапо вам не поверит. Вам нужны свидетели.
- Да, вы правы.
В это время немцы отступили от Орла. Мы поняли, что скоро наши будут здесь, поэтому пленных держали в лагере. Моспанов продумал план побега Отто Шеленберга. Он позвал начальника штаба и сообщил план.
- Скоро наши будут здесь. Освобожден Орел. Пленные пока находятся здесь. Немцы сюда больше не сунутся. Надо организовать побег капитану.
- Как? – спросил я.
- Они уйдут, но раскроется расположение нашего лагеря.
- Это уже не важно.
Мой план такой. Майора Скота Карла, двух офицеров и трех солдат мы поведем в деревню.
Вечером он вызвал немцев для беседы и сказал им:
- Жители деревни сообщили, что вы давали команду убивать местное население.
- Это неправда. Я не убивал и не поджигал. Это все происки Гестапо.
- Может быть. Народ требует вас.
- Я солдат, я не палач. Я воевал с русскими солдатами на поле боя. После ранения, меня назначили комендантом, но я не применял жестокие меры против вашего мирного населения.
- Вы сто человек взяли в заложники.
- Это был приказ из Берлина.
- Расстреляли бы…
- Благодаря вам, мы этого не сделали.
- Но могли бы?
- Не знаю, может быть…
Мы предупредили Отто Шеленберга, что он ударит одного часового, а второго возьмет в плен, но по дороге отпустит. Утром по команде часовые взяли трех офицеров, и пошли в деревню. В городе немцы не появились.
Наш разведчик Виктор был с нами. Друзья, которые служили полицейскими, вернулись в отряд. Поезда перестали ходить. У нас началась спокойная жизнь. Через день вернулись сопровождающие часовые и рассказали, что случилось с ними.
- Лес прошли спокойно. Офицеры шли впереди. Потом я почувствовал удар и больше ничего не помню, я потерял сознание. Когда пришел в себя увидел Алексея, лежащего на земле. Нас не убили, но они забрали наше оружие.
- Так было надо. Вы выполняли мой приказ. Об этом никому не слова.
- Есть молчать.
Спустя неделю немцы снова захватили город. В городе жили почти одни старики. Немцы отступали с фронта. Красная Армия день за днем приближалась. Зимой 1944 года по железной дороге проехал советский поезд с личным составом. Наши разведчики встретили их. Мы вышли из леса. Вместе с солдатами Красной Армии снова освободили город от захватчиков. Затем наш отряд зачислили, по приказу командующего второй армии, в действующую армию. Ульяна и многие жители этого города остались в городе, а мы двинулись дальше.
Моспанова назначили командиром полка, в котором находились члены партизанского отряда. Этот полк участвовал в освобождении Украины. На территории Польши было ожесточенное сражение. Немцы стояли на смерть. Наш полк потерял много своих сыновей, но весной Польша была освобождена.
Я познакомился с очаровательной полячкой Анной. Во время войны она работала в подпольной организации. Знакомство наше продолжалось недолго, всего месяц, но мы крепко подружились. Анна рассказала ужасные преступления, совершенные фашистами над поляками и евреями. Я уже знал, что творили эти палачи.
Анна была женой польского офицера, детей родить не успела. Муж погиб в 1939 году. На прощание я пожелал ей удачи, чтобы встретить хорошего мужа.
Армия перешла на Германские земли. Бои шли днем и ночью. Наш полк потерял половину личного состава, но мы не сдавались, шли вперед, не отставая от других.
Здесь я встретил весну, на полях душистые травы, веселые разноцветные цветы. Земля немцев была мягкая. Дожди шли редко. Все время светило яркое солнце.
Вечером наш полк получил сопротивление. Немцы прочно держали оборону. Мы залегли, пока на помощь не пришли наши танки, невозможно было поднять головы, немцы стреляли беспрерывно. Воевали за Берлин день и ночь. В Берлине, среди военнопленных, я увидел Отто Шеленберга, подошел к нему. Он стоял грустный. Увидев меня, он улыбнулся.
- Видите, майор, я снова в плену у русских.
- Я освобожу вас.
- Спасибо, это было бы здорово.
Я подошел к старшему офицеру, который руководил сопровождением пленных. Сообщил ему подробности, и он освободил его. Забрав Отто Шеленберга, я привел его в полк. Моспанов не ожидал его увидеть. Они поздоровались.
- Капитан, расскажите нам, как вы добрались к немцам?
- Мы прошли через лес. Дошли до города Жукова. Гестапо долго проверяло нас, потом отправило на фронт.
- Как вы оказались в Берлине?
- Мы отступали.
- Куда поедите теперь?
- Моя семья находится в городе Нюрнберге.
- Там же американцы.
- Я найду выход.
Мы дали ему гражданскую одежду и  проводили до границы. Здесь мы попрощались. Вечером Моспанов принес французский коньяк. Офицеры полка выпили за победу. Очень хотелось спать, потому что солдатский организм устал от войны. Я лег. Офицеры пели песни про любовь, под них я и уснул. Утром меня разбудили детские крики. Мой уставший организм проснулся, но мои глаза были закрыты. Я еще подумал:
- Откуда в Берлине детские крики?
Когда я открыл глаза, увидел, что я лежу на диване. На моем плече спит Ульяна, а время было около двенадцати часов дня. Я окончательно проснулся, но не поверил, что во сне я воевал, освобождал вместе с солдатами родную землю и Европу от фашизма. Лежал, обняв Ульяну, и вспоминал. Около часу дня к нам зашел Моспанов и сказал:
- Время обеда, пора есть.
- Я видел сон.
- Какой?
- Мы с тобой воевали.
- Где?
- Здесь, потом в Европе против фашистов.
- Расскажешь?
- Расскажу за столом.
Ульяна, услышав, засмеялась:
- А я была в твоем сне?
- Конечно, как же без тебя!...
Ульяна сходила домой, накормила мать и вернулась. Я рассказал им сон. Они слушали внимательно. Моспанов достал бутылку коньяка из холодильника и сказал:
- Выпьем за наш партизанский отряд.
Это был хороший тост. Потом я предложил им сходить туда, где находился наш партизанский отряд. Они задумались, а потом Ульяна говорит:
- Это всего лишь сон.
- Иногда это бывает правдой, он передает и мешает прошлое с настоящим.
- Я согласна.
- И я тоже, - сказал Моспанов. Когда идем?
- Сегодня уже поздно. Предлагаю завтра с утра.
- Хорошо, майор.
Утром мы вышли из дома. Погода была замечательная: светило солнце, небо было чистое, птицы летают и поют, на скамейках сидят бабушки, наблюдают за играющими в песочницы внуками. У меня отличное настроение. Сегодня я главный. Я веду ребят в лес, где мы воевали во сне.
- Куда теперь, - спросила Ульяна.
- Сейчас узнаете.
- Дорогу-то помнишь? – спросил Моспанов.
- Помню.
Мы взяли такси. По дороге я купил закуску и бутылку водки. Ехали час, потом я попросил его остановиться. Мы приехали. Рассчитался за такси.
- Куда теперь, - спросил Моспанов.
- Налево, там есть тропинка. Через километра три она исчезнет. Дальше дороги не будет, лагерь замаскирован. Отряд находился от трассы дальше пяти километров.
- И немцы не могли найти вас?-спросила Ульяна.
- Нет. Все было замаскировано.
- Как?
- Мы жили в землянках. Готовили тоже под землей. Лес густой, с неба наш лагерь не был виден. Вокруг лагеря круглосуточно стояли часовые на замаскированных постах.
- Еще далеко идти?
- Нет, мы почти подошли.
Мы шли по лесу около часа. Я хорошо помню каждое дерево, каждую сломанную ветку, каждый сучок и ручеек. Идем как по дороге, потому что здесь мне все знакомо, я знаю куда идти.
Я увидел наш партизанский лагерь. Ничего не изменилось. Я стоял и не верил, что мы не во сне. Мой сон был правдивый.
- Толиб, я не верю-говорить Моспанов,- что ты видел этот лагерь во сне, ты знал о нем.
- Лагерь строили мы сами в 1941 году. Я вам покажу, где находится ваше КП. Могу заранее сказать, что находится внутри.
- Скажи.
 Два топчана, фитиль, сделанный из снаряда, стол и скамейки и еще вешалки.
- Хорошо. Сейчас  узнаем.
Когда мы вошли, Моспанов не поверил, все что я перечислил, было на своих местах. Мы присели на скамейку. Я им рассказывал, где сидел немецкий генерал Гофман. Они слушали мой рассказ и удивлялись.
- Где кладбище братское? – спросил Моспанов.
- Рядом с нами.
- Покажи.
- А я где жила? - спросила Ульяна.
- Покажу чуть позже.
Я показал им партизанское кладбище. Моспанов достал бутылку из моей сумки и сказал:
- Выпьем за них!
Потом показал, где жила Ульяна с девушками. Мы вошли внутрь. Посидели немного, я рассказал им случаи из жизни нашего отряда.
- Я бы хотел сегодня переночевать в лагере, - сказал Моспанов.
-  Замерзнем, ночью прохладно.
- Тогда поедем домой, выпьем, и ты еще расскажешь что-нибудь про наш отряд.
Вечером мы стояли на трассе. Я рассказывал и показывал, где брали немцев в плен, где спускали под откос поезда. Мой сон рассказывал прошлую партизанскую жизнь, но это было в действительности.
Через месяц закончился мой отпуск. Ульяна обещала приехать ко мне в гости. Моспанов обещал поехать ночевать в лагерь. Я уверен, что он выполнит свое обещание.
Они проводили меня, посадили в вагон. Я поехал домой в хорошем настроении. Обещал им еще раз приехать к ним в гости и сходить в партизанский лагерь, но это будет не скоро, только через год, а пока я еду домой, чтобы вернуться к ним снова.


Рецензии