О моде на позитивное мышление

                Цинизм — это слишком просто. И скучно.                Намного сложнее быть позитивным и видеть чудо во всем. Эван Макгрегор


Вы заметили, что в последние лет сорок  царит мода на так называемое позитивное мышление? И некоторые так этим прониклись, что аж дрожат: только не негатив, только не визуализируйте плохое!
Рассуждающие о позитивном   мышлении и пессимистах делают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку, смешивая понятия разных логических рядов. Давайте немного побудем с вами этакими философами на завалинке и поразмышляем.
Да, стоит признать, что жизнь печальна и сложна, уже хотя бы потому, что конечна и непознаваема; потому что в ней много несправедливости, страданий и детских слёз. Многие умы приходили к этому горестному выводу разными путями.
Недавно прочла у Виктора Пелевина («Смотритель»): Постоянная деградация человеческого мира неизбежна, ибо лучшие рождающиеся в нём существа мечтают лишь об одном – покинуть его безвозвратно. Игрок, понявший, что заведение жульничает всегда, встаёт из-за стола. Рано или поздно в человеческом мире остаются только тупо заблуждающиеся особи, подверженные самому убогому гипнозу. И не просто подверженные, а с радостью готовые передавать гипноз дальше… «
Вот и японцы туда же:
Печальный мир!
Даже когда цветут вишни..
Даже тогда...
Исса
Известный мистик Ошо заявил, что теория американского психолога, прославившегося созданием целой школы позитивного мышления Дейла Карнеги, ложна, потому что затемняет истину. А ещё потому, что противостоит христианским постулатам,— добавляют хулители. Да и самому Карнеги, похоже, его теория счастья не принесла. Вот тут остановимся и подумаем о целях позитивного мышления.
 На чём основаны все виды самовнушения, аутогенных тренировок и т.д.? Разве не на работе с сознанием? Причем, механизм воздействия слов на психику известен. Он работает даже на клеточном уровне.  Не возьмусь толковать теории квантовой физики, которые практически научно доказывают силу сознания. Сошлюсь лишь на утверждение целителя М. Норбекова : монахи одного удаленного монастыря многие болезни успешно лечат улыбкой и движением.  Норбеков обосновывает это наличием парадоксального механизма, заложенного в нашей сложнейшей нервной системе, мозге.
 А цель ПМ разве познание истины? Или всё-таки поддержание здоровья? Недаром позитивное мышление еще называют саногенным: оно реально может помочь человеку избавиться от негатива, блокирующего энергию.
Если мы говорим об истинной картине мира—то да, в основном, выводы мало утешают. Если же о позитивном мышлении как о методе поддержания в качественном состоянии своего организма, психики—в этом есть немалый смысл. Но без крайностей! Признаться, настораживают люди, которые нахватавшись вершков популярной эзотерики (простите за невольный оксюморон), начинают их упорно проповедовать. Мера, как известно, во всём хороша.
Можно и с другой точки зрения взглянуть.  Раз всё есть иллюзия, истина нам не доступна, значит, мы сами себе назначаем смыслы\цели жизни, в зависимости от сложившейся ценностной системы. И, наконец, есть нечто утешительное в том, что несмотря ни на что, человек продолжает эволюционировать, согласно данным ученых и эзотериков.
Культ счастья и маскировка отрицательных эмоций, внешняя сдержанность или свободное проявление чувств зависят от менталитета конкретного народа, культуры, общественного запроса.    В этой парадигме и следует рассматривать жизнерадостность эпикурейцев и ясность разума стоиков, традицию «держать лицо» у японцев и англичан, культурный феномен  американцев с их естественностью и т.д. Грустить—нормально, считают многие мыслители,—вы не обязаны постоянно чувствовать себя счастливым, погоня за ощущением эйфории вредит нам. Расчетливые маркетологи манипулируют нашими чувствами, насаждая культ счастья. Нужно учиться принять свою грусть и не испытывать ощущения ущербности по поводу своего «непозитивного» мышления.
Ну, а что в искусстве? А в нём, как всегда, отражается очень разное: и полная растерянности и мизантропии деструктивная тьма, и полное любви и жалости к человеку светлое начало. Чем наполнен сосуд, то и выливается из него. Конечно, сейчас в нас много страха, даже векторной злости, мы боимся за своих детей и внуков, наш жизненный опыт учит нас осторожности и боязни. Но разве мы имеем право сказать молодым: живите, как мы, сильно не высовывайтесь, только наши ценности правильны и т.д.?
Вот вышел недавно новый альбом известной певицы Земфиры под названием «Бордерлайн»*. Многие заговорили о том, что он транслирует в мир растерянность, безнадежность, а хотелось бы атмосферы безмятежности, полётности. А разве певец или поэт должен быть своего рода бизнес-тренером, коучем? Разве не страдает он сам от одиночества, психоастении так же, как обыватель, и даже в большей мере? Разве не вправе он выражать настроения своего поколения в музыке и текстах? Ведь сказал же Генрих Гейне: "Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта".  Или у Г.Шпаликова: « за поэтом следует печаль..."  Так было всегда, отныне и присно и во веки веков.  И это следует принять как данность, как своеобразную плату за талант.

Светлую взвесь печали
в лицах тех, кто устали,
 разве, мой друг, не встречали?
Не все же героями стали
 из битума и из стали…***

Мне вспоминается музыкальный альбом «Ангедония» ** рок-музыканта с трагической судьбой Янки Дягилевой. Эти тексты буквально истекали отчаянной безнадежностью, обреченностью…Наше поколение еще помнит слоган старых рокеров «Живи быстро, умри молодым!» и их пронзительную искренность.  «Выше ноги от земли!» —пела Янка.
Сейчас мы живём в более прагматичное время всеобщего конформизма, но люди тонкой душевной организации остались такими же. Я вижу, как креативна наша молодежь. У них больше возможностей, чем были у нас. Вижу в них активное, жизнеутверждающее начало. Пусть ищут, только бы чья –нибудь темная воля не сковывала их порывы.


**утрата способности получать удовольствие; псих. термин;
*пограничное состояние психики;
***авторское


Рецензии