Как немецкие подводники пытались бежать из плена

Изучая историю Второй мировой войны, в частности, действия подводников, обратил внимание на то, что советские подводники предпочитали плену смерть, а вот немецкие весьма охотно сдавались, когда ситуация становилась безвыходной.  По данным архивов ВМФ СССР, за годы войны в немецком плену оказались всего несколько советских моряков-подводников. Тогда как у немцев таких пленных было свыше 4 000.

Доподлинно известно только об одном советском подводнике, который сам захотел сдаться в плен немецким морякам. Это старшина Галкин с подлодки Щ-303. В мае 1943 года Щ-303 находилась в боевом походе, вечером 23 мая, на подлодке, находящейся в подводном положении,  обнаружили корабли противника. Лодка опустилась на дно и затаилась. Но запасы воздуха кончались, накопилось много углекислого газа, что влияло на поведение экипажа.  Находившийся на центральном посту старшина трюмных машинистов Борис Галкин, задраил переборочные двери, заперев экипаж в других отсеках. Затем он подал в цистерны воздух высоко давления, лодка всплыла.

Выбравшись на палубу, Галкин начал подавать сигналы кораблям противника. Экипажу подлодки удалось открыть запертую переборочную дверь и произвести экстренное погружение. Противолодочные катера противника, подобрали из воды Галкина и произвели сбрасывание глубинных бомб по подлодке, но Щ-303 выдержала все интенсивные атаки.

Галкина после окончания войны нашли в Германии, привезли в СССР и по приговору суда за измену родине расстреляли. Как писал контр-адмирал ВМФ СССР Валентин Козлов:  "Советские моряки чаще всего предпочитали плену смерть."

За годы войны всего 2 командира, наших субмарин - Сергей Лисин и Семен Коваленко, оказались в немецком плену. Ночью 27 октября лодка С-7 под командованием Сергея Лисина, всплыла чтобы уточнить свое местоположение по шведским маякам.

Командир и ещё 3-е моряков, стояли на мостике, когда раздался страшный взрыв. В подлодку попала торпеда, она затонула, а моряков с мостика выбросило с мостика в волны осенней Балтики. С-7 торпедировала финская подводная лодка. Историк ВМФ Андрей Платонов писал, что Сергей Лисин в плену не только не пошёл на сотрудничество с врагом, но и организовал в лагерях подпольную работу. А после освобождения из плена Сергей Лисин получил звание героя Советского Союза.

12 февраля 1942 года, лодка Щ-403 под командованием Семена Ивановича Коваленко, вышла в боевой поход. Высадив на норвежском побережье группу разведчиков, действуя в очень сложных погодных условиях, она встретилась с тремя кораблями противника. И оказалась в исключительно опасном положении, подверглась тарану и обстрелу вражескими кораблями.

Во время боя Коваленко находился на мостике лодки, он был тяжело ранен в ногу. В решающее мгновение для спасения экипажа и лодки, жертвуя собой, командир отдал приказ, о срочном погружении. Последними его словами были: "Погружайтесь без меня."

В плену, несмотря на допросы, издевательства и пытки, командир держался мужественно. В 1944 году в концлагере во Франции под Парижем, Семён Иванович Коваленко был расстрелян за попытку поднять восстание. Остальные 9 пленных с подлодок Щ-14, Щ-209 были младшим плав, составом. Все 9 советских подводников на момент пленения были ранены, многие тяжело.

Не один из выживших советских моряков, вернувшихся после пленения в СССР, не подвергался репрессиям, поскольку не нашлось свидетельств о том, что они согласились на предательство и пособничество врагу.

В безвыходных положениях в плен сдавались экипажи во главе с командирами всех воюющих держав, кроме СССР. В восхваляемых ныне подводных силах Германии в плен сдались экипажи 219 подводных лодок, а всего в годы войны взято в плен 4103 немецких подводников. Подобные случаи имели место и в подводных силах США, Великобритании, Италии, Франции, Польши, Испании, в меньшей степени Японии. Перед инстинктом страха погибнуть и желанием сохранить жизнь оказались бессильны пропагандистская машина воюющих держав, направленная на формирование боевого духа и возможные репрессивные последствия государственных органов. В советском подводном флоте даже в самые трудные минуты никто из экипажей лодок не терял присутствия духа, не впадал в панику, не допускал и мысли о добровольной сдаче в плен.

Так что немецких подводников в плену у англичан хватало.  Чтобы сократить расходы на содержание и охрану, а также затруднить возможность побега, в конце 1941 года часть немецких военнопленных из "Отеля для подводников" в британском Гриздейл-Холле перевели в канадский лагерь №30 в Бауменвилле, неподалеку от Торонто. Давайте познакомимся с этим лагерем, ведь именно отсюда должен был произойти описываемый побег.

Он был создан на территории бывшей школы для мальчиков. Два 12-футовых (3,7 м) забора с электрическими фонарями через каждые 12 футов и девять сторожевых вышек окружали участок площадью 57 000 кв.м. Общая длина затраченной колючей проволоки составила 60 миль. Конечно, это не было местом для отдыха. Однако прибывшие пленные морские офицеры не собирались сидеть сложа руки.

Ими были высажены клумбы и возделаны огороды, построены спортивные площадки, теннисные корты и бассейн, переоборудованы жилые помещения. Заключенные получали деньги из дома или подрабатывали изготовлением деревянной мебели. Они могли приобрести пиво, сигареты и галантерею. Жизнь в лагере была вполне приемлема, не хватало только женщин.

Тем не менее, в октябре 1942 года в лагере произошло восстание из-за того, что канадцы решили часть заключённых заковать в наручники. Предыстория такова. Британские десантники во время одного из рейдов заковали в наручники пленных немцев. Вслед за этим последовал рейд на Дьепп, в ходе которого в плен было захвачено более 100 англичан и канадцев. Их отправили в Германию в цепях. Черчилль заявил в палате общин, что 100 немецких военнопленных из числа содержащихся в канадских лагерях должны быть закованы в кандалы и оставаться в них до тех пор, пока английские военнопленные не будут освобождены.

Итак, немцы в Бауменвилле забаррикадировались в помещениях, вооружившись палками и обрезками арматуры. Канадцы вызвали подкрепление, вооружённое бейсбольными битами. В результате сражений, длившихся пару дней, один немец был заколот штыком, а другой ранен выстрелом. Канадцы тоже понесли потери - один солдат получил перелом черепа брошенной банкой с вареньем.

В 1942 году Кригсмарине был разработан план побега нескольких командиров-подводников из этого лагеря. В их число входил, во-первых, знаменитый ас Отто Кречмер.

Если во время войны Прин,  потопивший английский линкор в Скапа-Флоу, считался подводником Германии "Номер Один", то вторую и третью строчки занимали Отто Кречмер и Иоахим Шепке. На их счету нет крупных боевых кораблей, и они начинали воевать на малых лодках типа II — U-23 и U-3. По результатам первых месяцев войны они назначены командовать новыми лодками серии VIIВ — U-99 и U-100. Кречмер получил Рыцарский Крест 7-м по счету подводником (4.8.40), Шепке — 14-м (24.9.40). Зато Дубовых листьев они удостоились: Кречмер — 2-м , а Шепке — 3-м среди подводников (4.11 и 1.12.40 соответственно). Эти награждения — результат "Ночи длинных ножей", как прозвали немцы акцию 17-20 октября, когда 8 подлодок атаковали конвои SC-7 и НХ-79 и потопили по их донесениям суда общим тоннажем 325 000 брт.

К весне 1941 года за Кречмером "записано" 280000, за Шепке 230000 и за Прином 245000 брт. Этих подводников возвели в ранг национальных героев. Выпускали плакаты, их фотографировали для обложек цветных журналов среди высших чинов Рейха. Сочинили даже специальный "Марш Кречмера", которым провожали его субмарину в поход. Подводники заключили между собой пари: тот, кто первый разменяет 300 000 брт, ставит ящик шампанского, а двое остальных кормят победителя "с компанией" в ресторане за свой счет. Однако судьба распорядилась иначе.

В марте 1941 года в течение нескольких дней их лодки пошли на дно почти со всеми экипажами. В плен попал лишь Кречмер, удостоенный даже в плену Рыцарского Креста с Дубовыми листьями и мечами (26.12.1941 года). По послевоенным данным "Подводник Номер Один" Кречмер — 44 победы (266629 брт), Прин — N 9 — 28 побед (164959 брт), Шепке занимает только одиннадцатую строку в этом списке — (159130 брт).

Результаты впечатляющие, но надо помнить, что в то время на море обстановка позволяла немцам делать почти все, что они хотят. В августе-сентябре 1940 года еще одна лодка типа VII В — U-101 весь поход стреляла прицельно одиночными торпедами и  12 торпедами потопила 11 судов (58000 брт).

А начиналось все в первые дни войны. 5 сентября 1939 года у берегов Шотландии командир U-48, обер-лейтенант Герберт Шульце, заметил транспорт "Royal Sceptre" (4853 брт) и по всем правилам призовой войны приказал покинуть судно. В ответ впервые в эфире прозвучал сигнал бедствия не SOS, а SSS, что означало нападение субмарины. Шульце двухкратно приказал прекратить передачу, а затем выстрелил торпедой. Так пошел на дно первый транспорт союзников, потопленный на законных основаниях. Вся процедура длилась 38 минут. Конечно, в дальнейшем столько времени субмарины не рисковали подставлять себя самолетам.

Ранее в этот же день командир U-47, обер-лейтенант Гюнтер Прин, торпедировал и потопил пароход "Bosnia". Он менее был склонен исполнять "букву закона" и стрелял торпедами из-под воды. Шульце в том же сентябре 1939 года, потопив пароход "Firby" у Хартлпула, дал радиограмму открытым текстом: "Прошу передать мистеру Черчиллю. Потоплен "Firby". Позиция такая-то. Пожалуйста, спасите экипаж". Такая галантность не помешала ему в следующем походе за 6 дней потопить 5 транспортов, в том числе — крупнейший танкер мира "Emile Miguef" (14115 брт).

Прин получил за потопление линкора сразу Рыцарский Крест 18.10.1939 года. Причем повторилась история времен Первой Мировой войны. За три потопленных крейсера Отто Веддиген получил от Кайзера Железные кресты 1-й и 2-й степени сразу. Здесь Прин получил Железный крест 1 -го класса по представлению командующего флотом адмирала Редера, а когда экипаж отправили на самолете в Берлин для представления фюреру, тот и "облагодетельствовал" командира лодки Рыцарским Крестом (в то время всего 5 человек имели такую награду). 

Но вернемся к пленным немецким  подводникам. За Кречмером шёл старший офицер с  его лодки, бывший адъютант Деница лейтенант цур Зее Ханс Йоахим фон Кнебель-Дёбериц. До того, как занять эту должность, фон Кнебель-Дёбериц совершил три похода с Кречмером на U-23 и вот снова вернулся под его командование уже на U-99, вместе они и попали в плен. В число будущих беглецов входил командир U-93 Хорст Эльфе.

Его лодка была потоплена 15 января 1942 года в Северной Атлантике к северо-востоку от Мадейры. 6 членов команды погибло, 40 остались в живых. Лодка имела интересную эмблему: изображение Черчилля на кораблике, который дьявол хочет зачерпнуть в рыболовный сачок.

Подводная лодка U-433 была потоплена в Средиземном море восточнее Гибралтара 15 ноября 1941 года. 6 человек погибло, 38 выжило, в том числе командир, на тот момент обер-лейтенант цур Зее Ганс Эй.

План побега был прост - прорыть тоннель под ограждением лагеря, потом преодолеть всего каких-то 1400 километров по территории вражеского государства до побережья, где их должна была подобрать немецкая подводная лодка. Это был бы крупный пропагандистский успех для Германии. Скоординировать все действия удалось по кодированной переписке через Международный Красный Крест. Только тут вкралась маленькая подробность - канадским спецслужбам удалось расшифровать эти сообщения, и они решили до поры, до времени не мешать немцам, ведь захватить германскую подводную лодку было бы не меньшим пропагандистским успехом.

Немцы подошли к делу со всей серьёзностью. Были прорыты несколько фальшивых тоннелей, в основном тоннеле работы велись при электрическом освещении, грунт отвозился деревянными вагонетками по деревянным рельсам, вентиляция осуществлялась по воздуховоду, сооружённому из 500 консервных банок. Задача сокрытия вынутого грунта решалась складированием его на чердаке одной из казарм.

Побег должен был произойти в сентябре 1943 года. Причина того, почему он не удался, в разных источниках отличается. Утверждают, что в конце концов потолок под тяжестью грунта обвалился и засыпал жилое помещение. Скрыть это не удалось, охрана начала усиленные поиски, откуда он был вынут. Первоначально нашли два фальшивых тоннеля, но они явно не подходили для побега. В конце концов добрались и до основного. Причём произошло это случайно. Один из любителей-цветоводов из числа пленных начал копать грунт для клумбы и провалился в основной тоннель, проходивший в том месте недостаточно глубоко. Тайное стало явным.

Меж тем канадцы держали группу кораблей для захвата лодки в установленном месте. Поэтому выпускать беглецов не имело смысла, тоннель был разрушен. Однако командир подлодки U-434, потопленной 18 декабря 1941 года в Северной Атлантике к северу от Мадейры капитан-лейтенант Вольфганг Хейда решил воспользоваться шансом в одиночку.

Сделав с помощью других заключённых подвесное устройство, он преодолел ограждения, использовав линию электропередачи, пересекавшую их. Как нам не покажется странным, он смог доехать к намеченной точке рандеву на пассажирском поезде, однако, пробравшись к берегу залива, обнаружил здесь 3 корвета и эсминец, стоявшие на якоре.

Стало ясно, что канадцы в курсе намеченной операции. Но куда же было деваться? Вскоре он был задержан Королевской канадской конной полицией. У него были фальшивые документы канадского офицера-отпускника. И Хейда был уже отпущен, когда вдруг один въедливый офицер потребовал остановиться. Он обратил внимание на покрой шапки задержанного.
– Вы не могли купить такую в магазине. У нее сзади посередине шов, таких не бывает в фабричных изделиях. Зато именно такие изготовляют военнопленные в лагерях.

Через три дня капитан-лейтенант снова очутился в лагере. Меж тем U-536 к назначенному сроку прибыла в район проведения операции. Но её командир Рольф Шауенбург проявил завидное чутьё, после обнаружения шумопеленгатором засады поняв, что необходимо уносить ноги, невзирая на подававшиеся канадцами с берега световые сигналы. Попытка противника атаковать наугад глубинными бомбами к успеху не привела.

Тем не менее, Шауенбургу пришлось и самому испытать участь военнопленного, ибо на обратном пути 20 ноября 1943 года в северной части Атлантического океана к северо-востоку от Азорских островов его лодка была потоплена. Выжило 38 человек. Рольф Шауенбург умер в 1990 году в Гамбурге.

Больше моряки из Бауменвилля не бежали. А вот лётчику Ульриху Штайнхильперу один раз удалось добраться до Монреаля, а в третью попытку с другом Альбертом Уоллером даже до Уотертауна в американском штате Нью-Йорк. Но каждый раз он был пойман.


Рецензии
История имеет продолжение. Моторист подлодки Щ-303, Александр Васильев - мой дед. Через несколько лет к моему деду пришли журналисты. Полтора года у него был липовый друг, офицер ВМФ. Журналистам ничего не удалось выяснить. Тогда Сашу отравили, он бегал с топором по дому. Потом его отправили в психбольницу. Потом подстроили падение с лестницы и он разбился головой. Почти 10 лет лежал парализованный в своей постели и не мог самостоятельно подвигаться. Пытки были изощренные - химические и бактериологические провокации, некроз головного мозга УЗ-сваркой мозга. После смерти Александра Васильева, пытали его жену Евдокию, потом - меня, с 1997 года, за то, что я лежал на его диване. Тоже сделали мне некролиз мозга, но в небольшой степени. Ветеран-подводник, умирал много лет в своей постели. Жалел, что его не убили на войне. Хотел покончить с собой с помощью ножа, а его жена Евдокия ему не давала. Вот такие бывают журналисты.

Алексей Николаевич Субботин   08.01.2023 23:28     Заявить о нарушении