C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

7. У православных Баку появился хозяин. 1887 г

7. У православных Баку появился хозяин.1887 г.

      Баку быстро рос и хорошел на глазах. Многие дома щеголяли красивыми и затейливыми фасадами. Появились трехэтажные дома. Внешняя их отделка персидской работы не отступала от правил европейской архитектуры, особенно по устройству окон и дверей.  Внутри– богатая и вычурная роскошь.
   Трудно сказать, имел ли время Александр Иванович видеть эту красоту -он весь в делах, заботах и новых проектах.И все сам… Его позицию можно услышать  в словах, которые он произнес  на очередных выборах церковного старосты в соборе: »Тот хозяин хорош, который владеет настолько умом и энергией, что может объединить свое хозяйство в одно целое, а не раздробить его на части,т.е. разрушить, уничтожить. В той семье, где двое или трое считают себя хозяевами, не бывает Его позицию  можно услышать в словах, которые он произнес на  толку: такая семья распадется. Посему и Господь сказал: «Дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
      Этим убеждением он следовал, по всей вероятности, во всей своей жизни и в своих делах. Александр Иванович, по природе своей, был хозяином. Как священнослужитель, он считал главным в своей деятельности, повышение уровня образования окружающего его православного народа и их духовную  нравственность.
       С первых же дней настоятель Юницкий начал просветительскую работу среди прихожан по поводу различных сектантских учений, используя для этих целей не только стены собора, но также и местную печать. Так,  с 19 февраля 1887 года газета » Каспий» печатала работу Юницкого: »Учение тифлисских и бакинских молокан о крещении«, где он рассказывал о дискуссии с одним из представителей тифлисских молокан по поводу таинств (тайн -у молокан). В православной церкви  существует только один вид крещения: с  троекратным погружением в воду во имя Отца, и Сына , и Святого Духа. У молокан - их семь. Очень просто и убедительно он разъяснял ошибочность учения молокан.
   20 февраля в газете о. Юницкий дает сообщение о том, что с 22 февраля  при соборе по воскресным дням будут совершаться вечерние религиозно-нравственные чтения.  На первое его внебогослужебное чтение собралось достаточно много народу. Им была прочитана речь, которая также была опубликована в газете. В ней он призывал каждого » познать самого себя, так как чрез знание себя, можно удобнее приобрести познание о Боге и Его тварях, ибо все самые лучшие черты, которые мы прилагаем к Богу при составлении понятия о Нем, сняты большей частью  с нас. С точки зрения нашего разума, человек-зеркало, в котором с наибольшей силою отражаются,  и на самом деле существуют,  Божия премудрость, слава, могущество, его порядок и цель существования».
    Чтения во время Великого поста проходили в следующем порядке. В первое воскресенье читал настоятель собора о.Юницкий: »О религиозно-нравственном самосознании христианина и вообще человека». Инспектор реального училища А.В.Барсов:»О жизни и деятельности Кирилла и Мефодия, с указанием, что полезного они сделали для славян,  а через них, и для нас, русских». Третьим чтецом был св.Габараев, который пояснил слушателям значение »вечернего богослужения».
      Во второе воскресенье священник о.Благовестников говорил о    »проскомидит»- первом этапе богослужения, на котором готовится вино и хлеб для совершения Евхаристии. Таинство, установленное Иисусом- Он угостил своих учеников хлебом и вином и заявил, что  они символизируют тело и кровь Господа.
     Учитель реального училища А.А.Сапожников изложил, на основании слов высокопреосвященного Экзарха Грузии Павла и архиепископа Харьковского Амвросия,что православие есть основа нашей общественной и  частной жизни. На этот раз настоятель Юницкий прочел со своими дополнениями статью из  «Виленского календаря» о почитании святых икон .
    В третье воскресенье священник Габараев говорил об утреннем богослужении; пом. классного наставника при реальном училище Н.А.Любимов прочел житие Александра Невского, объяснив, кто из русских государей носил это имя, и что он сделал. Настоятель собора изложил учение св. апостола Павла о кресте Христа Спасителя.
      В четвертое воскресение о. Георгий Благовестников объяснил существующие моменты из литургии; д.с.с. К.Ф.Автономов-Спасский  рассказал о земной жизни Иисуса Христа, а настоятель Юницкий – о том, как нам нужно пользоваться плодами крестных заслуг Сына Божия.
      В пятое воскресение о.Габараев читал о сущности и необходимости таинств св.Православной церкви; инспектор А.В.Барсов разъяснил, на основании слова Божия, вопрос воспитании детей. Настоятель собора говорил о последних днях Господа, начиная с воскрешения Лазаря и заканчивая предательством Иуды.
    Чтения каждый раз проходили после вечернего богослужения, но слушателей   собиралось так много, что церковь едва вмещала их. Тем, кто во время чтения покупал свечи, по распоряжению настоятеля собора, раздавались бесплатно  нравоучительные  «Троицкие листки »,которые издавал  Архиепископ Никон. Чтения сопровождались стройным пением двух хоров: соборного и Теперь собор  нашел возможность ассигновать на содержание хора 100 руб. в месяц.
  Но Александру Ивановичу этого мало. Он задумал организовать   «Бакинское общество любителей духового пения», члены которого будут платить членские взносы, что позволит  полностью обеспечить работу церковного хора. Кроме того, возможно среди членов общества найдутся любители, которые захотят принять непосредственное участие в хоре. Этот проект Александра Ивановича поддержало высшее духовное начальство и 4 февраля Устав этого общества был отправлен в Тифлис на утверждение, в марте  месяце он был одобрен и 24 апреля 1887 года был  утвержден.
    12 апреля 1887 года  о. Юницкий  был назначен вице-председателем Совета Бакинского Кирилло-Мефодиевского братства любителей церковного пения(КМБ). 27 сентября КМБ было открыто. Его  членами  стали  многие известные люди города. 1 ноября в 6 вечера Совет КМБ пригласил его членов в зал реального училища на собрание и концертное пение.
   Как позже   сознается Юницкий , создавая братство, он преследовал не только пение. Он надеялся объединить русских людей, оказавшихся по воле Божьей вдали своих родин, для взаимной помощи, в том числе вдовам и детям.
     Его волнует образование детей, и он тут же приступает к открытию церковно-приходской школы. Первая попытка устроить такую школу принадлежала соборному священнику Федору Фаворскому. Оп приехал в Баку в 1868 году после окончания Тамбовского духовной семинарии. Отличался твердой волей и строгообличительными проповедями. На свои 1000 рублей он открыл при Николаевском соборе маленькую приходскую школу, где наряду с Законом Божием, преподавал русский язык, арифметику и ремесла (переплетное, сапожное и столярное). Желающих учиться  было такое количество, что городу пришлось выделить еще 200 руб. в год на пособия. Но этого было недостаточно, и из-за отсутствия средств, через два года школа закрылась. Он также организовал детский хор, но и он был закрыт, потому что, собираться мальчикам и девочкам на общие спевки, посчитали неприличным. О.Фаворского  перевели в Шемаху, откуда он по своей воле уехал в Киев, пошел в монастырь , где и умер.   
   17 марта 1887 года Указом Св. Синода  священнослужитель А.И. Юницкий получает вторую награду-скуфью.Это фиолетовая бархатная  круглая складывающаяся шапочка является повседневным  головным убором белого духовенства .
     21 марта о. Юницкий пишет Экзарху Грузии  Архиепископу Павлу: «Богу угодно было указать мне одного благодетеля, бакинского купца Ивана Семеновича Дойникова, который согласился на мое предложение устроить за свой счет  школу при соборе. Было решено устроить школьное помещение над церковной сторожкой, в виде второго этажа».
    На этом донесении 2 апреля 1887 года Высокопреосвященный Павел написал: »Разрешаю. На жертвователя  И. С. Дойникова  призываю Божия благословение. По окончании постройки дома нести мне, для испрошения жертвователю  благословения Св.Синода».
    Школы- это начальные училища, которые открывало православное духовенство при церквях. В 1884 году вышел закон о церковно-приходских школах в Грузии.  Главной целью было утверждение в народе православной веры и преданность престолу и отечеству. Школы были одно и дву- классные Курс учение в однокласных-2 года, в 2-х классных -4 года . 27 сентября 1885 года был утвержден учебный план.
   На устройство школьного помещения Дойников израсходовал 1300 руб , на мебель  и школьные пособия 200 руб. из средств собора.  Помещение школы состояло из одной комнаты на 80 человек, стеклянной галереи и небольшой учительской комнаты. Снаружи отделано масляными красками. Школа была украшена портретом Государя Императора и Государыни Императрицы. Готовились к их приезду в город. В изящной оправе на резном угольнике поставлен образ Св. Николая, перед которым в часы занятий зажигалась лампадка.
    Высшей Епархиальной властью была определена учительница, б. надзирательница Тифлисской епархии Антонина Ивановна Назаретская с жалование в 25 руб. в месяц от собора. Законоучителем назначен соборный  священник о. Георгий Благовестников(безвозмездно).
   В Тифлисе 7-11 июня 1887 году проходил съезд Тифлисского училищного округа, на котором о. Юницкий был избран председателем.
    1 октября 1887 года церковно-приходская школа была открыта. Помещение школы было очень удобным. Оно  отделано изящно внутри  и снаружи.Мебель в школе новенькая и отвечает всем требованиям   школьного дела. Она приобретена за церковный счет.   

 После молебствия настоятель Юницкий объяснил важность церковно-приходских школ, а по окончании раздал по крестику, как ученикам, так и их родителям, а также другим, присутствующим на этом торжестве.
 В 1887 году в школе  было 35 учеников: 19 -крестьянские дети; 2-  чиновников; 2 -купцов;  6-мещан; 8- солдатских. Обучение  учеников  церковному пению и чтению составляет особый предмет стараний о.Юницкого. От души  прихожане  рады этому.
    И сразу же о. Юницкий начал ходатайствовать о выделении места для постройки приходской школы и церкви при ней, запрашивая место на Шемахинке или на  Карантине, где раньше   было православное кладбище.
   В этом же году о. Юницкий на средства жертвователей основал Народную библиотеку, где продавались духовно-нравственные  книги и иконы.Часть книг он передавал бедным церквям в районе Бакинского благочинного округа( где особенно  было много сектантов) для  раздачи их народу.
    21 сентября 1887 года за особые труды и усердие по ведению церковной библиотеки   настоятелю собора преподано Архипастырское благословение. Это было прощальное «спасибо» Высокопреосвященного Архиепископа Карталинского и Катехинского, Экзарха Грузии Павла. Больной и уставший от напряженной обстановки, он с тяжелыми мыслями покидал этот не приветливый  город Тифлис.   
  В Николаевском соборе опять выборы церковного старосты. Избранный в прошлом году на эту должность смотритель Михайловского училища Андрей Михайлович Бескровный, ссылаясь на старческую немощь и плохое зрение, подал собственное прошение об освобождении от этой обязанности. Словесно он добавил, что если ему дадут двух помощников, то он согласится остаться. Это прошение  о. Юницкий подал Экзарху Грузии Павлу  и добавил словесные пожелания, но тот поставил резолюцию:«Уволить согласно прошения и на законных основаниях провести  новые выборы» .
    10 апреля настоятель собора собрал собрание по этому поводу. Людей пришло мало, около 50 человек.  Настоятель Юницкий  предложил  на эту должность  пом. казначея Казенной палаты  г. Григорьева и тут же представил на подпись заранее заготовленный акт. Прихожане, подписавшие его, были преимущественно сослуживцами кандидата. Но некоторые из присутствующих стали «протестовать против неправильных выборов, так как им не предоставлено законное право голоса».  Предложили  сообщить г. Бескровному об  готовности удовлетворить его просьбу о помощнике и двух поверенных от общества для присутствия их при ежемесячной проверке церковных книг и попросить его опять принять участие в выборах.
   Настоятель Юницкий заметил, что это не соответствует порядку избрания старосты, но не стал возражать против предложения. После получасового совещания избрали депутацию (Загорского, Дружинина, Шиндякова и Болдырева), которые направились к г. Бескровному  и  получили его согласие.      
   Описание этого посещения репортером газеты »Каспий» не было оставлено без внимания настоятелем Юницким  и  было  иронично  прокомментировано в речи, которую  он произнес на состоявшемся  26 апреля  выборном собрании .
     На этот раз, в соборе собралось много прихожан. Настоятель  обратился к  прихожанам: »Мы собрались в храме для совершения великого, святого и общественного дела -выбрать церковного старосту, казначея церковного имущества. Пусть Господь даст нам нравственные силы молитвами  святителя, угодника Божия Николая, во имя которого и сооружен этот храм, чтобы  исполнить   в полном мире  и согласии возложенную на нас трудную задачу. На эту должность необходимо избрать человека не только честного, но и способного работать, и самое главное, умеющего держать в руках порученное дело». Как мы писали выше –нужно избрать одного хозяина, ответственного за все церковное имущество.
     «Я обещал вам, продолжил настоятель, сказать несколько слов о достопочтенном Андрее Михайловиче Бескровном. Должен сознаться, что могу сделать это только отчасти, так как, во-первых, если я подробно стану говорить о его деятельности, то неизбежно должен сказать и о своей. Понятно, кто же приемлет сам себе честь?!
 Во – вторых,  меня опередила известная депутация  из 4 человек от 50-ти, а вернее от 25-ти прихожан , которые ходили к нему «для искренней благодарности по поводу оставления им его обязанностей церковного старосты», и в то же время –«неподдельного соболезнования по этому поводу». Странное противоречие! К слову сказать. В начале истекшей недели  я предложил  г. Бескровному снова подать заявление, что он опять желает служить на тех иди иных условиях, но он отказался».
    30 апреля газета опубликовала речь о.Юницкого, согласилась с этим замечанием и пыталась оправдать репортера.
   Настоятель решил для наглядности представить отчет за прошедший год  в  цифрах. Так, согласно данным церковно-приходской книги за 1886 год, приход собора составил 10.110 руб.  Но если исключить  те  суммы,  которые нажиты не церковным старостой(продажа свечей, кружечный сбор, сбор денег во время богослужений на постройку нового собора, возвращенный долг кубинской церкви, пожертвования  на устройство придела, процентные деньги с церковных банковских билетов и пр. ),остается сумма в 3. 816 руб., за которые признательны г. Бескровному. «И это еще не касается расходов  на покупку  свечей  и на содержание и  ремонт собора»-  добавил протоиерей Юницкий.
    Затем он сообщил, что притч Бакинского собора и др. предложили  кандидатуру помощника казначея  Бакинского губернского казначейства  Федора Семеновича Григорьева. Об этом честном труженике его высшее начальство, а равно все его знающие, дали блестящие отзывы. В итоге православное общество согласилось. 8 мая вновь избранный церковный староста Григорьев был утвержден в этой должности высшей духовной властью.
    Шел ремонт Николаевского собора. Ко входам, расположенным по бокам собора с южной и восточной стороны, были пристроены глухие крыльца. На входе в колокольню установили стеклянные двери. В феврале 1887 г. началось обустройство еще одного придельного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы.  На его устройство 200 руб. пожертвовал г.Попов. Проект придельного иконостаса был взят из рисунков прейскуранта Санкт-Петербургской иконописной мастерской ''Зодчий".  План и фасад иконостаса настоятель собора о.Юницкий представил на утверждение Экзарху Грузии Павлу. Придельный двуярусный иконостас был сооружен из орехового дерева. Столярные работы выполнили в Баку в мастерской немца Мейера.Надворный советник Вениамин Александрович Башкиров (директор-распорядитель Бакинского нефтяного общества), пожертвовал иконы для придельного иконостаса, выписанные от фирмы "Зодчий".
    Верой Михайловной, дочерью полковника М. Боброва был подарен в серебренной окладе семейный образ »Покрова Пресвятой Богородицы» , которому более 100 лет
 12 мая 1887 года придельный иконостас во имя Покрова Пресвятой Богородицы был обустроен, а 29 июня 1887 г. в 8 часов утра в Николаевском соборе провели его освящение.  Богослужение было совершено благочинным священником Юницким в присутствии Бакинского губернатора генерал-майора барона Гюбш  фон Гросталя и других почетных лиц. Освящение в бакинском соборе придельного престола было скромно отпраздновано тот же день.   
    Приходиться о.Юницкому переживать и разные «неприятности». В ночь на 10 марта в городе прошел ураган. Воспользовавшись тем, что на улицах практически никого не было, злоумышленники подпилили решетку окна Николаевского собора и влезли во внутрь его. Там они взломали   замок свечного шкафа, замки у трех кружек и  украли около 600 руб. Из-за гула ветра сторож собора ничего не слышал.
   На следующий день задержали подозреваемых: запасного рядового местного батальона Антона Чапина вместе с Фокиным.  Вначале они все отрицали, но потом в камере признались, что часть денег зарыли под крепостной стеной, недалеко от артиллерийского склада. Там были найдены медные деньги в двух узлах. Задержали третьего(еврея)за недонесение, так как он вместе с Антоном ходил по духанам и показывал пачки денег. Ищут еще других  »сочувствующих».
  Акцент на участие в этом преступлении еврея был связан с активной антиеврейской компанией, проходившей в эти годы в Баку. В этот далекий и богатый край любыми путями стремились попасть на проживание евреи со всех концов. Газета писала, что скоро Баку можно будет переименовать в Бердичев. Шел судебный процесс по делам евреев Дембо и Когана. Появился Ротшильд со своим  «Каспийско-Черноморским  нефтепромышленным  и торговым обществом», на предприятия которого,  по его указанию, евреев на работу не брали. Только русских рабочих.
    А.И.Юницкий работает законоучителем в Мариинской женской гимназии, где преподает православным детям Священную историю Ветхого и Нового завета, краткий катехизис и объясняет литургию. Вместе с ним работают Благочинный о. А.Александрийский и св.Габараев.
    Для умиротворения грузинского духовенства 29 сентября на должность Архиепископа Карталинского и Кахетинского Экзарха Грузии был назначен митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Преосвященный Палладий (Рзаев-Писарев). «Милостивый и благосердный, он всюду приносил с собой  мир и тишину, водворял своим нравственным авторитетом вокруг себя благодушие и благоволение». 18 ноября, вступая в грузинскую паству в Тифлисском Сионском кафедральном соборе, новый Архипастырь сказал: »Благословит Вас Господь с Сиона, и прите благие вся дни живота нашего. Я несу благословение стране, которая есть избранный удел Богоматери. Я молю Верховного пастыря-начальника, Господа нашего, Иисуса Христа, да будет доброе начало залогом прекрасной любви и единения между пастырем и пасомыми!» 
    Деятельность Строительного Комитета некоторое время была  выжидательной. Всем известна жалоба бакинской городской думы на распоряжение главноначальствующего на Кавказе, князя А.М.Дондукова-Корсакова об отводе земли под постройку храма. Эти обстоятельства не позволяли до благоприятного решения дела, ни своевременно исследовать грунт земли, ни сделать детали самого проекта храма. Тем не менее, Комитет, в чем находил возможным для себя, ревностно исполнял свое назначение.
 Вице-председатель Юницкий искал посильную помощь у известных благотворителей на увеличение средств, приобретал последние путем кружечного сбора в церкви и вне храма, подпискою со стороны разного рода жертвователей и т. д.
     По воле Главноначальствующего  инженеру Любимову было поручено составить отзыв о проекте соборного храма. 7 декабря Комитет в экстренном заседании рассмотрел новый проект и нашел его по стилю, в высшей степени, прекрасным. Он лучшим образом выражал собой идею обширного православного русского храма. В то же время было обращено внимание архитектора на устройство  в алтаре  круглого окна против престола, что даст больше света. Кроме того, нужно предусмотреть помещение для библиотеки,  склада свечей, для крещения детей, сторожку и пр.
   Для точного определения грунта земли, где должен быть собор, Комитет поручил   произвести местному архитектору г.Буйнову бурение. В этом деле  существенную пользу оказал член комитета А. Башкиров, любезно предложив бесплатно воспользоваться его прекрасным, особо для этого устроенным, горным  буром. 
Вице-председатель СК на одном из заседаний сообщил, что Дойников намерен приступить к сбору пожертвований на устройство новой образцовой церковно -приходской школы. Поэтому Комитет вошел в ходатайство перед Высокопреосвященным Экзархом Грузии о разрешении считать купца Дойникова почетным членом Строительного Комитета.
    Что же касается денежных средств, которыми СК может располагать при постройке храма то они  на это время были следующими: 1.при соборе находилось 20.863 руб. 8 коп; в долгу у собора- 4000 руб.  и Комитетские суммы-  8.863 рубл. 27 к.
   С декабря 1887 года Комитет лишился своего Председателя многоуважаемого Юстин Казимировича барона Гюбиш фон Гросталя, который оставил пост бакинского губернатора. «Память о Юстине Казимировиче будет навсегда дорога для Комитета, а равно для всего православного народонаселения .г Баку, в виду того, что он всегда с полным сочувствием относился к делу постройки бакинского собора и делал все, что   от него зависело для скорейшего осуществления данного дела».
   Комитет счел священным долгом ходатайствовать перед Экзархом о приглашении барона Гросталя Почетным членом комитета с выражением ему глубокой признательности за означенную полезную деятельность.
    С другой стороны,  Комитет с полным восторгом встретил доклад вице-президента о. Юницкого о том, что с февраля 1888 года,  по приглашению   высокопреосвященнейшего Палладия, экзарха Грузии, место председателя комитета заступит вновь назначенный начальник бакинской губернии, д.с.с. Владимир Петрович Рогге. Обширная и многосторонняя деятельность  его на Волыни, в Ставрополе и Тифлисе говорит , что и в устройстве Бакинского собора он проявит полную  энергию.
  И еще одна забота- новое православное кладбище. Образованный  еще в 1885 году Комитет по постройке нового  православного кладбища, только  в мае 1887 года приступил к работе.   

 


Рецензии