Совесть Газданова

Бегаю в Коломенском, слушаю Гайто Газданова «История одного путешествия».

По стилю вещь мне напомнила «Записки из мёртвого дома» Достоевского, но психологизм кажется мне ещё более утончённым. А мастерство стиля - бесподобным. Недаром, после публикации «Вечер у Клэр» в 1929 Газданова сравнивали с Набоковым и было ещё неизвестно, кто будет популярнее.

Набокова тоже люблю, но мне он кажется немного высокомерным пижоном, а Гайто - словно мальчик из рассказа Щедрина «Потерянная совесть». Чего стоит мотив вступления в Добровольческую армию Врангеля - «Белые побеждаемые, поэтому иду к ним...». Вспоминается, как в детском саду, когда мы шутливо дрались ватага на ватагу, я перебегал к тем, кого начинали побивать, а когда мы с другими уже начинали побеждать тех, от кого я перебежал, возвращался в прежнюю группу.

Этот молодой писатель, после исхода из Крыма в 2021 как-то получил среднее образование в Турции и Болгарии и в 1923 поступил в Сорбонну. А на жизнь зарабатывал ночным таксистом в Париже.

Газданов написал вещи, в которых я нахожу себя. Того, потерянного в красно-белые годы. Я понял сейчас, что нам всем так не хватает культуры, душевного склада тех потерянных людей. Убитых, изгнанных. Они могли через детей и внуков передать свою культуру нам... и рядом с каждым из нас мог быть образованный, совестливый русский мальчик или девочка. И мы тянулись бы за ними, становились, умнее, душевнее, глубже.

Таким русским мальчиком-другом для меня стал Гайто Газданов.


Рецензии