О счастье

О счастье можно говорить бесконечно долго. Мы знаем о нём всё, хотя иногда кажется, что ничего не знаем. Оно многоликое и многообразное, всегда разное, но и всегда одинаковое, потому что счастье – это состояние души.
Может, правильнее, состояние души и тела. Загадочное состояние, потому что уловить его не просто. Вот оно есть, а вот и упорхнуло, потом хоп, и опять есть. Отсюда и суматоха.

-Ты счастлив?
-Не знаю.
-Счастлив?
-Наверное.

Это когда человек не понимает, а счастлив ли он или всё же не испытывает по-настоящему это чувство.

Зато когда человек не ощущает его, это состояние, то и спрашивать не надо. Всё и так сразу видно и ему самому, и окружающим.

Бывает, что он всю жизнь живёт в счастье и не замечает этого. Всё чего-то ищет, ловит жар-птицу. И, пожалуй, это даже хорошо. Пусть живёт и не осознаёт, что счастлив. Потому что гораздо хуже, если он поймёт это, потеряв его.

Хотя, конечно, невозможно быть счастливым всё время, но в то же время и можно. Невозможно, потому что это состояние, оно меняется, неустойчиво, уходит, приходит, пропадает, возвращается.

Но, если душа и тело находятся в согласии, в здравии, удовлетворены или ищут удовлетворения, если мир вокруг не перевернулся, а люди и ты сам – все вокруг живут размеренно, пусть в заботах, но и в радостях, в достатке и в спокойном созидании – ты счастлив. Хотя и не всегда догадываешься или думаешь об этом.

Иногда кажется, что для счастья не хватает какой-то мелочи. А иногда так и есть. Червоточинка какая-то не позволяет тебе быть счастливым до конца. Почувствовать это блаженство. Чтобы все пазлы сошлись и щёлкнуло. Это может быть что угодно.

Например, в армии, в самом начале службы, я был по моим ощущениям просто несчастлив. Но постепенно ото дня ко дню, месяца к месяцу, я становился всё более и более счастливым. А когда окончил сержантскую школу и почувствовал себя нормальным солдатом, ощущение гармоничного состояния вернулось ко мне.

Прослужив год и больше, я уже был полностью в своей тарелке, а жизнь на гражданке казалась мне какой-то далёкой и стала уже подзабываться. Я был в порядке, но какая-то занозка не давала мне ощущения полного счастья. Это была всё же тоска по дому, по родителям, близким по всё той же гражданской жизни. И если бы в тот момент меня спросили о том, что такое счастье, я бы сказал:
-Счастье – это вернуться домой, подняться по ступенькам подъезда на пятый этаж, постучаться в дверь и услышать шаги матери, а потом увидеть её, открывающую дверь.

И вы знаете, я испытал его. Именно так, как мечтал. Когда вернулся из армии. Это было что-то. Я был по-настоящему счастлив, очень, я ощутил это всем своим существом.

И таких моментов было много. В разные годы понятие о счастье менялось, ощущение менялось. Я приходил к нему, вновь, казалось, терял, вновь возвращался.

В пионерском лагере, в амии в первые дни, ещё в какие-то моменты я терял это состояние, а потом вновь находил. И, задумываясь о том, что такое счастье,  редко понимал, что я и есть счастлив, просто не так выраженно, как в отдельные яркие моменты, редко задумывался о том, что настоящее счастье – это когда ты просто живёшь и не замечаешь его.

Помните, в том всем известном фильме:
"— Так значит, вы абсолютно счастливый человек?   — Не вполне. Если бы мне сейчас удалось выпить стакан газировки, — пить ужасно хочется, — то я был бы абсолютно счастлив".

Посмотрите на лица людей, когда они смеются искренне, веселятся радостно, просто неподдельно улыбаются, или  их лица просто воодушевлённо спокойны. Спортсмены, артисты, обыкновенные люди на улицах, в магазинах, в парках, где-то ещё.

Хоккеист, забивший гол, футболист, фигуристы на пьедестале, легкоатлеты, – это самые яркие примеры. Детвора на детской площадке в детском саду, купающиеся на берегу реки, просто отдыхающие люди. Когда они довольны, расслаблены, спокойны и улыбчивы, а уж тем более, когда улыбаются или смеются – они счастливы.

Как-то очень давно по телевизору, наверное, ещё в 80-х, передачу одну смотрел, там у детей спрашивали: что такое счастье.

Дети со свойской им непосредственностью говорили что-то такое, приводили примеры. Но мне запомнилась одна девочка, лет четырёх-пяти где-то.

Она сказала:
-Счастье – это когда хорошо.

На мой взгляд, это лучшее из всех его определений.
Ни до этого, ни после я не слышал столь простого и столь точного высказывания о счастье. По-моему, этими словами сказано всё о нём. Просто и по существу. Разве не так? 


Рецензии