1939 январь в СССР - 170 миллионов жителей
Иван Федюнинский «На Востоке»:
Провокационные действия на границе МНР японцы начали в январе 1939 года. То и дело поступали сообщения о нападении на пограничные посты, заставы, отряды. 17 января недалеко от Номон-Хан-Бурд-Обо 13 японцев и баргутов напали на монгольскую сторожевую заставу. Пограничники встретили врага дружным огнем. Завязался бой. Врагу пришлось отойти, однако через некоторое время подошли подкрепления и атаки возобновились. Бандитам удалось окружить заставу, а ее начальника и одного цирика (монгольский солдат) захватить в плен. Затем японцы проявили свойственное им коварство. Они сфабриковали от имени начальника заставы обращение к монголам с призывом разорвать дружественные отношения с советскими людьми.
17 января 1939 г. СССР: перепись населения, самые плохие «счетчики» в Горьком
17 января 1939 г. в СССР проведена перепись населения. Насчитали 170,5 млн. человек. За тринадцать лет с 17 декабря 1926 г. (см.) прибавилось 23,5 млн. человек. Серьезный прогресс был достигнут в ликвидации безграмотности – завет Ленина «учиться, учиться, учиться» (см. 19 января 1924 г.) был почти выполнен – страна входила в военную пору с 81% грамотного населения.
А.Боханов «История России с др. вр. до конца XX века», М., АСТ, 2001:
В результате по всесоюзной переписи населения 17 января 1939 г. процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2 (мужчин — 90,8, женщин — 72,6).
Как и все мероприятия в СССР дело переписи населения проводилось не только с энтузиазмом, но с выявлением всяких нарушений и упущений. Неожиданно (для нас в 21 веке) самые плохие «счетчики» оказались в Горьком:
в передовой статье «Правды» за 18 января 1939 г. написано так:
«Первый день переписи выявил кое-где и недочеты. Так, например, в Горьком среди счетчиков оказались отдельные малоподготовленные люди, не умеющие правильно заполнить переписные листы. Инструктора по переписи в свою очередь плохо помогают счетчикам. Так, например, инструктор 7-го участка Сологуб вызывал счетчиков для проверки к себе в участок, при чем с первого же часа график приема оказался нарушенным…».
17 января 1939 г. Германия: национал-социалистические «реформы»
17 января 1939 г. в Германии введен закон запрещающий евреям работать стоматологами, ветеринарами, фармацевтами. Аннулированы водительские права у евреев, им запрещено посещать кинотеатры, театры, концертные залы. Дети евреев отчислены из школ. На свободе в Германии осталось всего около 400.000 евреев.
17 – 19 января 1939 г. война в Испании: франкисты у Таррагоны накануне штурма Барселоны, политика невмешательства Лиги наций терпит полное фиаско
17 января 1939 г. - последняя кратковременная стабилизация фронта у Таррагоны на подступах к Барселоне – до города 80 км. 26 января Барселона занята, 7 февраля франкисты выходят к границе Франции. Республиканская Испания остается в виде территории с двумя крупными городами Мадридом и Валенсией – это около 90 тыс. кв. км. – менее 20% от всей Испании.
Уильям Ширер «Берлинский дневник»:
Женева, 19 января. В последние четыре дня Лига Наций, находившаяся в предсмертной агонии, имела жалкий вид. Сюда прибыли Бонне и Галифакс, чтобы убедиться, что Лига не имеет твердого намерения попридержать победу Франко. Дель Вайо произнес вчера полную достоинства речь перед Советом Лиги. Галифакс, для того чтобы показать свое отношение к Дель Вайо, в середине его речи встал и демонстративно покинул зал. Сегодня вечером я имел длительную беседу с Дель Вайо. Он подавлен, обескуражен, и, хотя он этого и не сказал, я понял, что с Республикой покончено. Франко, со своими итальянскими и немецкими помощниками, у ворот Барселоны.
18 января 1939 г. Россия: родился Юрий Петров – партиец, соратник Ельцина
18 января 1939 г. в Нижнем Тагиле родился Юрий Петров. С 1967 по 1988 гг. работал на партийных должностях в Свердловске, в т.ч. под руководством Бориса Ельцина. С 1991 по 1993 гг. – глава администрации президента России Бориса Ельцина.
18 января 1939 г. кино: умер Иван Мозжухин – великий актер – суперзвезда русского и французского кино
БСЭ:
МОЗЖУХИН Иван Ильич [1888, Москва (?),- 18.1.1939, Париж], русский киноактёр. Учился на юридич. ф-те Моск. университета. Работал в провинц. театрах, затем в моск. Введенском нар. доме. Первые роли в кино исполнил в 1911: скрипач Трухачевский ("Крейцерова соната" по Л. Н. Толстому), адмирал Корнилов ("Оборона Севастополя"); в 1912 снялся в роли Петра (•"Крестьянская доля"), в 1914 - в роли Бецкого ("Женщины завтрашнего дня"). М. обладал глубоко реалистич. талантом, ярким темпераментом. Играл романтич. героев в мелодрамах, снимался в бытовых комедиях, салонных и декадентских драмах. Большое внимание уделял жесту, мимике, выражению глаз. Лучшие роли: гвардейский офицер (Маврушка) ("Домик в Коломне" по А. С. Пушкину, 1913), Ставрогин ("Николай Ставрогин", по роману Ф. М. Достоевского "Бесы", 1915), Герман ("Пиковая дама" по А. С. Пушкину, 1916), князь Касатский ("Отец Сергий" по Л. Н. Толстому, 1918). В 1920 эмигрировал, снимался гл. обр. во Франции - "Дом тайн" (1922), "Кин" (1923), "Дитя карнавала" (1921, 1933) и др.
И.Мусский «Сто великих актеров», М., Вече, 2002:
«В 1915 году Мозжухин — ярчайшая звезда русского кино. Он уходит от Ханжонкова к Ермольеву, который предложил ему щедрый гонорар, интересные роли, работу с "актерским режиссером" Я.А. Протазановым. "Пиковая дама" (1916) вошла в число шедевров ранней русской киноклассики во многом благодаря талантливой и серьезной работе Мозжухина. Через два года он достиг выдающегося успеха в фильме "Отец Сергий" по повести Л. Толстого. Актеру удалось максимально приблизиться к замыслу писателя и создать весьма сложный образ, состоящий из трех последовательных перевоплощений: сначала молодой офицер, затем истерзанный страданиями монах и, наконец, угасающий старик. Роль князя Касатского в исполнении Мозжухина и вся картина в целом, по оценке ведущих кинокритиков, причислена к высшим достижениям мирового экрана.» «Мозжухин буквально ошеломил французского зрителя, сыграв в экранизации романа Л. Пиранделло "Покойный Матиас Паскаль" (1925). Он блистательно представил главного героя в двух ипостасях, изображая два абсолютно разных характера, которые в финале сливались воедино.» «В 1926 году актер снялся в картине "Михаил Строгов" по роману Жюля Верна. Этот приключенческий фильм имел невероятный зрительский и коммерческий успех, который был продолжен и закреплен в роли Казановы в одноименном фильме Волкова (1927).»
Свидетельство о публикации №221042500839