Великие люди от Авраама до Хокинга 31
Театральный художник Александр Головин – живописец яркой, праздничной красочности. Кроме этого, Головин с детства имел абсолютный музыкальный слух, серьезно занимался игрой на фортепиано и пением. Музыка влияла на его живопись. Искусствоведы называли его полотна «музыкой для глаз».
…
Биохимик Владимир Вернадский – генератор научных идей.
Вернадский – подвижник науки. Он разработал учение о земле и биосфере.
Теорию «ноосферы» Вернадский предложил научному миру с подачи французского ученого, философа, иезуита Тейяра де Шардена. Как часто мы гордимся своими гениями, заимствующими мысли у европейских коллег!
…
Итальянский писатель Габриэле д’Аннунцио – герольд любви.
Любовь в произведениях д’Аннунцио – торнадо сладострастия.
Любовь в прозе д’Аннунцио сгорает на костре страсти.
Любовь в повестях д’Аннунцио крепка, как ром и сладка, как сироп.
Любовь в книгах д’Аннунцио – это роза в «Небесных садах»! Горько видеть, как ее лепестки падают в грязь жизни!
В новеллах д’Аннунцио дает понять, что любовь – не только Эдемская роза счастья, но и «адская бабочка» плотских вожделений!
Герои д’Аннунцио опьянены чарами любви. Они отдаются ей до полного изнеможения! Их любовь трепещет в объятиях смерти!
Д’Аннунцио опускает черный полог смерти на прекрасный земной мир.
Габриэле д’Аннунцио – духовный наследник композитора Рихарда Вагнера и философа Фридриха Ницше. Романы итальянского писателя достойны того, чтобы ставить их рядом с произведениями немецких гениев!
Писатели Габриэле д’Аннунцио и Фрэнсис Скотт Фицджеральд обладают на редкость тонким чувством красоты.
…
Для драматурга и писателя, одного из основоположников и теоретиков австрийского импрессионизма Германа Бара, свобода и справедливость – два неразделимых понятия. Ему принадлежит более 10 пьес.
…
Знаменитый промышленник Соединенных Штатов Америки Генри Форд посадил американцев в автомобиль.
Строгих ревнителей нравственности и устоев патриархальной семьи, как и многих других людей, иной раз поражает стрелой шалун Купидон. Так случилось с американским миллиардером Генри Фордом. Он влюбился в юную конторщицу Евангелину Коте, которая была на 30 лет моложе его. Когда та забеременела, Форд подыскал ей мужа – Рея Далинджера и долгие годы тайно покровительствовал любовнице и внебрачному сыну. Поговаривали, что из особняка автомобильного короля к дому Рея был проложен подземный ход прямо в спальню Евангелины. Эта история чем-то напоминает романы Александра Дюма!
…
Итальянский композитор Пьетро Масканьи показывает в операх бытовые убийства, не заботясь о том, что высокому стилю музыкальной драмы чужд натурализм.
Предельно эмоциональна музыка веристских опер Масканьи. Любовь его героев – печальна и тревожна, возвышенна и страстна.
…
Картина «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка – это взрыв страха, сотрясающий вселенную.
Вселенский крик на знаменитой картине Мунка – следствие надломленности психики ее автора. По словам мастера, болезнь, сумасшествие и смерть – это «черные ангелы», преследовавшие его всю сознательную жизнь.
Мунк говорил: «Я живу с мертвецами»! Тем не менее, ему выпало счастье 80 лет жизни, позволивших создать несколько тысяч живописных полотен, рисунков и гравюр.
…
Верхнюю часть философской конструкции американского мыслителя Джорджа Сантаяны занимают истина и дух. Как обыкновенный человек, он привлекателен добрым отношением к людям и веселой иронией.
…
Ирландская писательница Этель Лилиан Войнич сочувствует угнетенным народам, ибо по собственному жизненному опыту знает, что такое порабощенная родина.
Войнич страстно, с воодушевлением описывает борьбу народов за свободу.
Войнич рассказывает о людских трагедиях с мужественной скорбью и одновременно с сердечным вниманием к человеку, попавшему в беду.
Литературные герои Войнич – возвышенные, благородные люди, рыцари духа.
Вероятно, нет на земле идеальных людей. Рисуя облики сильных личностей, Войнич предупреждает, что мотивы их поступков нельзя понять с обыкновенной точки зрения.
Как интеллектуально взыскательная женщина, Войнич предельно внимательна к мотивировке поступков своих героев.
Войнич свойственно проникновенное чувство тревоги и надежды на лучшее будущее.
Авторское участие в судьбах отверженных людей сближает прозу Этель Войнич с бессмертными творениями Виктора Гюго.
Вдохновенные страницы романов Этель Войнич близко соприкасаются с романтической лирикой Фридерика Шопена.
…
Характер музыки немецкого композитора Рихарда Штрауса определяет ряд типичных для него образов: стремительные горные реки и цветущие долины; бесовское сладострастие и возвышенная любовь; густая ночная мгла и бледный рассвет.
Штраус – немецкий бюргер с романтической душой.
Слушая произведения Штрауса, особенно остро ощущаешь тот момент, когда его музыкальная ладья попадает в стремнину экспрессионизма.
Рихард Штраус, подобно Роберту Шуману и Рихарду Вагнеру, выглядит, как восторженный романтик. Музыкальный стиль Штрауса совмещает в себе монументальный эпос Вагнера и камерную лирику Шумана. В результате образуется неповторимая штраусовская музыка.
Вагнер в музыке – сумеречный, Штраус – ночной. Тени сгущаются, после них на землю ниспадает тьма.
Штраус – укротитель неистового малеровского духа.
Стиль музыки Штрауса оригинальный. Его можно определить, как романтический экспрессионизм.
В симфонической музыке Штраус простирает взор от Дон Кихота Сервантеса до Заратустры Ницше.
Штраус – триумфатор в симфонической музыке, при этом он достигает значительных результатов и в оперном жанре.
В опере Штраус совершает крутой поворот от страстной чувственности «Саломеи» и «Электры» к изысканной праздничности «Кавалера роз».
…
Испанский философ Мигель Унамуно утверждает, что «любовь женщины по самой сути своей вечно сострадательная, материнская». Такой она становится особенно тогда, когда преодолевает власть плоти и делается духовной.
Истинно любящий человек ищет и обязательно находит в предмете своего преклонения ту Божественную искру, которая может скрываться под слоем эгоистической плоти, о чем напоминает читателям Унамуно.
…
О Льве Николаевиче Толстом здраво и разумно писала его старшая дочь Татьяна Сухотина-Толстая.
Проза Татьяны Сухотиной-Толстой живая и умная, что нельзя сказать об отдельных местах в романах ее отца Льва Николаевича.
…
Наделенный мелодическим талантом, композитор Александр Гречанинов, заслуженно пользуется народной славой едва ли не с начала творческого пути.
Нужно быть композитором-новатором, чтобы вывести на оперную сцену Богоматерь, как это делает Гречанинов в «Сестре Беатрис»!
Хоровая музыка Гречанинова повествует о могучей, доброй, красивой, святой Руси.
Величавые духовные песнопения Гречанинова достойным образом завершают русскую классическую музыку.
…
Тяжкий крест жизненных испытаний христианин-подвижник несет легко и радостно, ибо знает, что скоро наступит день встречи с Отцом Небесным. Такой осталась в памяти людей настоятельница Марфа-Мариинской обители милосердия, матушка Елизавета, в миру Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова. Как известно, ее с особой жестокостью замучили большевики. На ее долю выпало испытание, какому мало кто из христианских мучеников подвергался на своем пути! И дух ее был несокрушим!
…
Талантливая русская актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская, обладая порывистой, страстной натурой, основала театр романтического протеста и борьбы. Трагедия личной жизни предопределила ее творческие взлеты и падения на театральной сцене.
…
Французский художник Тулуз-Лотрек был горбуном. Его чувственность не имела предела. Всю свою жизнь он проводил в обществе продажных девок. В его картинах, изображавших обстановку публичного дома, причудливо сплелись изящество манер и грязь разврата.
Тулуз-Лотрек – гурман продажной любви.
Тулуз-Лотрек – сладострастный сатир в живописи.
Тулуз-Лотрек – художник злого сластолюбия.
Тулуз-Лотрек – живописец ядовитой красоты и дьявольских чар.
Тулуз-Лотрек идеализирует уродливую красоту, с которой встречается в трясине грязной жизни.
Среди французских живописцев было два физических уродца – Анри Тулуз-Лотрек и Ахилл Амперер, – этакие гермафродитные сатиры. Им-то и удалось успешнее других художников изучить природу женщины!
Редко у кого из художников встречается такая удивительно тонкая поэтичность, как у двух уродцев-горбунов: Анри Тулуз-Лотрека и Владимира Борисова-Мусатова!
…
На картинах Валентина Серова царствует чистота и свежесть летнего солнечного утра.
Серов – одухотворенный реалист в живописи. Его картины и поэтичны, и музыкальны.
Став модным портретистом, Серов рисует облик человека без ложной идеализации.
Живопись Серова отличается светлой лирикой, интеллигентной мягкостью и возвышенной красотой. Однако в заказных портретах он, помимо своей воли, передает тревожную атмосферу приближающейся революции в России.
Дружеские отношения связывают «светлого» Валентина Серова и «темного» Михаила Врубеля: они неотделимы друг от друга, как день и ночь.
…
В глазах людей патриарх Московский и всея Руси Тихон был умным, образованным, духовным человеком. Его внутренний мир с юных лет оставался чистым и целомудренным. После избрания первосвященником духовность Тихона вступила в соприкосновение с внешним миром. Первосвященник отстаивал интересы русской православной церкви в условиях большевистского террора. Он придал анафеме Советскую власть, а затем униженно каялся перед руководством страны. Эта ситуация не могла не окончиться трагично: Тихон умер на 61 году жизни, возможно не без помощи посторонних лиц. Отравили его или помогли умереть – это не так важно. Важнее другое: светлая душа иерарха потускнела в политической схватке.
…
Нужно родиться под неаполитанским солнцем, чтобы создавать такие очаровательные неаполитанские песни, какими одаривал мир итальянский композитор Эдуардо ди Капуа!
…
Композитор Александр Глазунов – певец золотой осени.
Осенняя музыка Глазунова манит взор рдеющими плодами на деревьях.
Кому довелось побывать в чудесных садах музыки Глазунова, тот с волнением будет ждать новой встречи с оркестровым волшебником!
В музыке Глазунова торжествует светлый пантеизм.
Глазунов – композитор-гедонист, наслаждающийся богатством и полнотой жизни.
В Концертных вальсах Глазунов – чародей оркестрового письма!
Уникален эпико-лирический симфонизм Глазунова: мы словно через легкую пелену дня видим праздничную, звенящую всеми колоколами и колокольчиками Русь!
Находясь на перекрестке музыкальных стилей, Александр Глазунов выглядит либо как былинно-сказочный Николай Римский-Корсаков, либо как задумчиво-лирический Пётр Чайковский.
По роскошности оркестрового наряда музыка Александра Глазунова сравнима с живописными полотнами Константина Коровина, Александра Головина, Леона Бакста.
Иммигрировав на Запад в пожилом возрасте, Глазунов становится малоинтересным композитором. Вне родины искусство блекнет!
…
Писатель Дмитрий Сергеевич Мережковский находится у истоков интеллектуального романа XX столетия.
Мережковский создает новый литературный жанр: поэтическое исследование истории.
Романы Мережковского – это симбиоз поэзии и науки.
В романах-исследованиях Мережковский выступает, как аналитик духа истории и как аналитик истории духа.
Религиозно-культурологические романы Мережковского – это океан духа, в водах которого исчезает Атлантида.
Мережковский – в основе своей писатель аллегорий и символов, и меньше всего – реалист.
Мережковский не замечает настоящую жизнь, но прозревает далекое будущее. Перед нами – близорукий ясновидец.
Мережковский – пророк, предсказатель. Он утверждает, что бездуховное общество погибнет во тьме страха и отчаяния, что свобода – это новое рабство для людей.
Творчество Мережковского говорит нам: в преддверии эпохи «торжествующего хама» литераторам необходимо собирать воедино общечеловеческие нравственные, культурные и духовные ценности.
Писатель Дмитрий Мережковский и теософ Рудольф Штейнер – исполины духовности.
…
Музыка французского композитора Поля Дюка по экспрессии и пламенности чувств близка к музыке Скрябина. Но есть и различие в их творчестве: Скрябин – космический, Дюка – земной. Французский композитор оставил о себе память замечательным оркестровым Скерцо «Ученик волшебника», сочиненным по одноименной балладе Гёте, а также преподаванием композиции Оливье Мессиану и Хоакино Родриго.
…
Финский композитор Ян Сибелиус – белый лебедь, плывущий по озерной глади.
Музыку Сибелиуса обволакивает пелена задумчивости.
Музыка Сибелиуса подернута легкой меланхолией.
Особенно чиста и нежна музыка Сибелиуса, когда душа композитора растворяется в первозданной северной природе.
Сибелиус испытывает немой восторг перед девственной красотой скандинавских пейзажей.
Вдали стоит задумчивый лес, из-за туч появляется солнце, деревья, встрепенувшись, начинают кружиться в медленном танце – вот о чем рассказывает симфоническая поэма Сибелиуса «Грустный вальс».
В симфонической музыке Сибелиус выступает в роли сказителя финского эпоса.
В эпических произведениях Сибелиус повествует о событиях и подвигах героев финских саг.
Сибелиус воплощает в музыке героическую мощь и трагедийную глубину финской мифологии.
В музыкальном творчестве Сибелиус – суровый и мужественный викинг.
…
Английский писатель Редьярд Киплинг строит мост между Востоком и Западом.
Киплинг открывает европейцам экзотический Восток.
Киплинг – истовый защитник флоры и фауны земного шара.
Киплинг «очеловечивает» животных для того, чтобы предупредить людей об опасности бесчеловечного отношения к живым существам.
Редьярд Киплинг и Герберт Уэллс находятся на разных полюсах английской литературы: один представляет ее био-социальное, другой – техно-социальное направление.
…
Композитор Василий Калинников создает русскую лирико-эпическую, светозарную музыку.
Симфоническая музыка Калинникова показывает Россию в ореоле величия и славы.
Калинников – автор светлой, радостной, торжественной музыки, воспевающей святую Русь.
Калинников рисует в музыке русский праздник, величие, силу и красоту России.
В музыке Калинникова Россия – величавая, задумчивая, праздничная, звенящая всеми церковными колоколами.
Россия в музыке Калинникова дышит свободно и радостно.
Калинников воспевает соборную Россию.
В главной теме Первой симфонии Калинникова предстает Россия, несущаяся в замечательное будущее.
Калинников запечатлевает в оркестровой музыке теплое, светлое бабье лето.
Калинников венчает русскую классическую музыку золотом осенней поры, после чего наступает студеное время модернизма.
…
Культовая личность, эзотерик, философ, писатель, композитор, оратор, путешественник Георгий Гурджиев спускается с вершин Божественного духа в предгорья научного знания.
Гурджиев предлагает «четвертый путь» в совершенствовании жизни. С этой целью он создает Институт гармонического развития человека.
Сакральные танцы с написанной Гурджиевым музыкой, явно пересекаются с танцами дервишей Джалаладдина Руми. Мистик XX века продолжает художественную практику суфийского поэта.
Свидетельство о публикации №221042500841