Великие люди от Авраама до Хокинга 31

Девятнадцатый век (продолжение)


Театральный художник Александр Головин – живописец яркой, праздничной красочности. Кроме этого, Головин с детства имел абсолютный музыкальный слух, серьезно занимался игрой на фортепиано и пением. Музыка влияла на его живопись. Искусствоведы называли его полотна «музыкой для глаз».

Биохимик Владимир Вернадский – генератор научных идей.

Вернадский – подвижник науки. Он разработал учение о земле и биосфере.

Теорию «ноосферы» Вернадский предложил научному миру с подачи французского ученого, философа, иезуита Тейяра де Шардена. Как часто мы гордимся своими гениями, заимствующими мысли у европейских коллег!

Итальянский писатель Габриэле д’Аннунцио – герольд любви.

Любовь в произведениях д’Аннунцио – торнадо сладострастия.

Любовь в прозе д’Аннунцио сгорает на костре страсти.

Любовь в повестях д’Аннунцио крепка, как ром и сладка, как сироп.

Любовь в книгах д’Аннунцио – это роза в «Небесных садах»! Горько видеть, как ее лепестки падают в грязь жизни!

В новеллах д’Аннунцио дает понять, что любовь – не только Эдемская роза счастья, но и «адская бабочка» плотских вожделений!

Герои д’Аннунцио опьянены чарами любви. Они отдаются ей до полного изнеможения! Их любовь трепещет в объятиях смерти!

Д’Аннунцио опускает черный полог смерти на прекрасный земной мир.

Габриэле д’Аннунцио – духовный наследник композитора Рихарда Вагнера и философа Фридриха Ницше. Романы итальянского писателя достойны того, чтобы ставить их рядом с произведениями немецких гениев!

Писатели Габриэле д’Аннунцио и Фрэнсис Скотт Фицджеральд обладают на редкость тонким чувством красоты.

Для драматурга и писателя, одного из основоположников и теоретиков австрийского импрессионизма Германа Бара, свобода и справедливость – два неразделимых понятия. Ему принадлежит более 10 пьес.

Знаменитый промышленник Соединенных Штатов Америки Генри Форд посадил американцев в автомобиль.

Строгих ревнителей нравственности и устоев патриархальной семьи, как и многих других людей, иной раз поражает стрелой шалун Купидон. Так случилось с американским миллиардером Генри Фордом. Он влюбился в юную конторщицу Евангелину Коте, которая была на 30 лет моложе его. Когда та забеременела, Форд подыскал ей мужа – Рея Далинджера и долгие годы тайно покровительствовал любовнице и внебрачному сыну. Поговаривали, что из особняка автомобильного короля к дому Рея был проложен подземный ход прямо в спальню Евангелины. Эта история чем-то напоминает романы Александра Дюма!

Итальянский композитор Пьетро Масканьи показывает в операх бытовые убийства, не заботясь о том, что высокому стилю музыкальной драмы чужд натурализм.

Предельно эмоциональна музыка веристских опер Масканьи. Любовь его героев – печальна и тревожна, возвышенна и страстна.

Картина «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка – это взрыв страха, сотрясающий вселенную.

Вселенский крик на знаменитой картине Мунка – следствие надломленности психики ее автора. По словам мастера, болезнь, сумасшествие и смерть – это «черные ангелы», преследовавшие его всю сознательную жизнь.

Мунк говорил: «Я живу с мертвецами»! Тем не менее, ему выпало счастье 80 лет жизни, позволивших создать несколько тысяч живописных полотен, рисунков и гравюр.

Верхнюю часть философской конструкции американского мыслителя Джорджа Сантаяны занимают истина и дух. Как обыкновенный человек, он привлекателен добрым отношением к людям и веселой иронией.

Ирландская писательница Этель Лилиан Войнич сочувствует угнетенным народам, ибо по собственному жизненному опыту знает, что такое порабощенная родина.

Войнич страстно, с воодушевлением описывает борьбу народов за свободу.

Войнич рассказывает о людских трагедиях с мужественной скорбью и одновременно с сердечным вниманием к человеку, попавшему в беду.

Литературные герои Войнич – возвышенные, благородные люди, рыцари духа.
Вероятно, нет на земле идеальных людей. Рисуя облики сильных личностей, Войнич предупреждает, что мотивы их поступков нельзя понять с обыкновенной точки зрения.

Как интеллектуально взыскательная женщина, Войнич предельно внимательна к мотивировке поступков своих героев.

Войнич свойственно проникновенное чувство тревоги и надежды на лучшее будущее.

Авторское участие в судьбах отверженных людей сближает прозу Этель Войнич с бессмертными творениями Виктора Гюго.

Вдохновенные страницы романов Этель Войнич близко соприкасаются с романтической лирикой Фридерика Шопена.

Характер музыки немецкого композитора Рихарда Штрауса определяет ряд типичных для него образов: стремительные горные реки и цветущие долины; бесовское сладострастие и возвышенная любовь; густая ночная мгла и бледный рассвет.

Штраус – немецкий бюргер с романтической душой.

Слушая произведения Штрауса, особенно остро ощущаешь тот момент, когда его музыкальная ладья попадает в стремнину экспрессионизма.

Рихард Штраус, подобно Роберту Шуману и Рихарду Вагнеру, выглядит, как восторженный романтик. Музыкальный стиль Штрауса совмещает в себе монументальный эпос Вагнера и камерную лирику Шумана. В результате образуется неповторимая штраусовская музыка.

Вагнер в музыке – сумеречный, Штраус – ночной. Тени сгущаются, после них на землю ниспадает тьма.

Штраус – укротитель неистового малеровского духа.
 
Стиль музыки Штрауса оригинальный. Его можно определить, как романтический экспрессионизм.
 
В симфонической музыке Штраус простирает взор от Дон Кихота Сервантеса до Заратустры Ницше.

Штраус – триумфатор в симфонической музыке, при этом он достигает значительных результатов и в оперном жанре.
 
В опере Штраус совершает крутой поворот от страстной чувственности «Саломеи» и «Электры» к изысканной праздничности «Кавалера роз».

Испанский философ Мигель Унамуно утверждает, что «любовь женщины по самой сути своей вечно сострадательная, материнская». Такой она становится особенно тогда, когда преодолевает власть плоти и делается духовной.

Истинно любящий человек ищет и обязательно находит в предмете своего преклонения ту Божественную искру, которая может скрываться под слоем эгоистической плоти, о чем напоминает читателям Унамуно.

О Льве Николаевиче Толстом здраво и разумно писала его старшая дочь Татьяна Сухотина-Толстая.

Проза Татьяны Сухотиной-Толстой живая и умная, что нельзя сказать об отдельных местах в романах ее отца Льва Николаевича.

Наделенный мелодическим талантом, композитор Александр Гречанинов, заслуженно пользуется народной славой едва ли не с начала творческого пути.

Нужно быть композитором-новатором, чтобы вывести на оперную сцену Богоматерь, как это делает Гречанинов в «Сестре Беатрис»!

Хоровая музыка Гречанинова повествует о могучей, доброй, красивой, святой Руси.

Величавые духовные песнопения Гречанинова достойным образом завершают русскую классическую музыку.

Тяжкий крест жизненных испытаний христианин-подвижник несет легко и радостно, ибо знает, что скоро наступит день встречи с Отцом Небесным. Такой осталась в памяти людей настоятельница Марфа-Мариинской обители милосердия, матушка Елизавета, в миру Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова. Как известно, ее с особой жестокостью замучили большевики. На ее долю выпало испытание, какому мало кто из христианских мучеников подвергался на своем пути! И дух ее был несокрушим!

Талантливая русская актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская, обладая порывистой, страстной натурой, основала театр романтического протеста и борьбы. Трагедия личной жизни предопределила ее творческие взлеты и падения на театральной сцене.

Французский художник Тулуз-Лотрек был горбуном. Его чувственность не имела предела. Всю свою жизнь он проводил в обществе продажных девок. В его картинах, изображавших обстановку публичного дома, причудливо сплелись изящество манер и грязь разврата.

Тулуз-Лотрек – гурман продажной любви.

Тулуз-Лотрек – сладострастный сатир в живописи.

Тулуз-Лотрек – художник злого сластолюбия.

Тулуз-Лотрек – живописец ядовитой красоты и дьявольских чар.

Тулуз-Лотрек идеализирует уродливую красоту, с которой встречается в трясине грязной жизни.

Среди французских живописцев было два физических уродца – Анри Тулуз-Лотрек и Ахилл Амперер, – этакие гермафродитные сатиры. Им-то и удалось успешнее других художников изучить природу женщины!

Редко у кого из художников встречается такая удивительно тонкая поэтичность, как у двух уродцев-горбунов: Анри Тулуз-Лотрека и Владимира Борисова-Мусатова!

На картинах Валентина Серова царствует чистота и свежесть летнего солнечного утра.

Серов – одухотворенный реалист в живописи. Его картины и поэтичны, и музыкальны.

Став модным портретистом, Серов рисует облик человека без ложной идеализации.

Живопись Серова отличается светлой лирикой, интеллигентной мягкостью и возвышенной красотой. Однако в заказных портретах он, помимо своей воли, передает тревожную атмосферу приближающейся революции в России.

Дружеские отношения связывают «светлого» Валентина Серова и «темного» Михаила Врубеля: они неотделимы друг от друга, как день и ночь.

В глазах людей патриарх Московский и всея Руси Тихон был умным, образованным, духовным человеком. Его внутренний мир с юных лет оставался чистым и целомудренным. После избрания первосвященником духовность Тихона вступила в соприкосновение с внешним миром. Первосвященник отстаивал интересы русской православной церкви в условиях большевистского террора. Он придал анафеме Советскую власть, а затем униженно каялся перед руководством страны. Эта ситуация не могла не окончиться трагично: Тихон умер на 61 году жизни, возможно не без помощи посторонних лиц. Отравили его или помогли умереть – это не так важно. Важнее другое: светлая душа иерарха потускнела в политической схватке.

Нужно родиться под неаполитанским солнцем, чтобы создавать такие очаровательные неаполитанские песни, какими одаривал мир итальянский композитор Эдуардо ди Капуа!

Композитор Александр Глазунов – певец золотой осени.

Осенняя музыка Глазунова манит взор рдеющими плодами на деревьях.

Кому довелось побывать в чудесных садах музыки Глазунова, тот с волнением будет ждать новой встречи с оркестровым волшебником!

В музыке Глазунова торжествует светлый пантеизм.

Глазунов – композитор-гедонист, наслаждающийся богатством и полнотой жизни.

В Концертных вальсах Глазунов – чародей оркестрового письма!

Уникален эпико-лирический симфонизм Глазунова: мы словно через легкую пелену дня видим праздничную, звенящую всеми колоколами и колокольчиками Русь!

Находясь на перекрестке музыкальных стилей, Александр Глазунов выглядит либо как былинно-сказочный Николай Римский-Корсаков, либо как задумчиво-лирический Пётр Чайковский.

По роскошности оркестрового наряда музыка Александра Глазунова сравнима с живописными полотнами Константина Коровина, Александра Головина, Леона Бакста.

Иммигрировав на Запад в пожилом возрасте, Глазунов становится малоинтересным композитором. Вне родины искусство блекнет!

Писатель Дмитрий Сергеевич Мережковский находится у истоков интеллектуального романа XX столетия.

Мережковский создает новый литературный жанр: поэтическое исследование истории.

Романы Мережковского – это симбиоз поэзии и науки.

В романах-исследованиях Мережковский выступает, как аналитик духа истории и как аналитик истории духа.

Религиозно-культурологические романы Мережковского – это океан духа, в водах которого исчезает Атлантида.

Мережковский – в основе своей писатель аллегорий и символов, и меньше всего – реалист.

Мережковский не замечает настоящую жизнь, но прозревает далекое будущее. Перед нами – близорукий ясновидец.

Мережковский – пророк, предсказатель. Он утверждает, что бездуховное общество погибнет во тьме страха и отчаяния, что свобода – это новое рабство для людей.

Творчество Мережковского говорит нам: в преддверии эпохи «торжествующего хама» литераторам необходимо собирать воедино общечеловеческие нравственные, культурные и духовные ценности.

Писатель Дмитрий Мережковский и теософ Рудольф Штейнер – исполины духовности.

Музыка французского композитора Поля Дюка по экспрессии и пламенности чувств близка к музыке Скрябина. Но есть и различие в их творчестве: Скрябин – космический, Дюка – земной. Французский композитор оставил о себе память замечательным оркестровым Скерцо «Ученик волшебника», сочиненным по одноименной балладе Гёте, а также преподаванием композиции Оливье Мессиану и Хоакино Родриго.

Финский композитор Ян Сибелиус – белый лебедь, плывущий по озерной глади.

Музыку Сибелиуса обволакивает пелена задумчивости.

Музыка Сибелиуса подернута легкой меланхолией.

Особенно чиста и нежна музыка Сибелиуса, когда душа композитора растворяется в первозданной северной природе.

Сибелиус испытывает немой восторг перед девственной красотой скандинавских пейзажей.

Вдали стоит задумчивый лес, из-за туч появляется солнце, деревья, встрепенувшись, начинают кружиться в медленном танце – вот о чем рассказывает симфоническая поэма Сибелиуса «Грустный вальс».

В симфонической музыке Сибелиус выступает в роли сказителя финского эпоса.

В эпических произведениях Сибелиус повествует о событиях и подвигах героев финских саг.

Сибелиус воплощает в музыке героическую мощь и трагедийную глубину финской мифологии.

В музыкальном творчестве Сибелиус – суровый и мужественный викинг.

Английский писатель Редьярд Киплинг строит мост между Востоком и Западом.

Киплинг открывает европейцам экзотический Восток.

Киплинг – истовый защитник флоры и фауны земного шара.

Киплинг «очеловечивает» животных для того, чтобы предупредить людей об опасности бесчеловечного отношения к живым существам.

Редьярд Киплинг и Герберт Уэллс находятся на разных полюсах английской литературы: один представляет ее био-социальное, другой – техно-социальное направление.

Композитор Василий Калинников создает русскую лирико-эпическую, светозарную музыку.

Симфоническая музыка Калинникова показывает Россию в ореоле величия и славы.

Калинников – автор светлой, радостной, торжественной музыки, воспевающей святую Русь.

Калинников рисует в музыке русский праздник, величие, силу и красоту России.

В музыке Калинникова Россия – величавая, задумчивая, праздничная, звенящая всеми церковными колоколами.

Россия в музыке Калинникова дышит свободно и радостно.

Калинников воспевает соборную Россию.

В главной теме Первой симфонии Калинникова предстает Россия, несущаяся в замечательное будущее.

Калинников запечатлевает в оркестровой музыке теплое, светлое бабье лето.

Калинников венчает русскую классическую музыку золотом осенней поры, после чего наступает студеное время модернизма.

Культовая личность, эзотерик, философ, писатель, композитор, оратор, путешественник Георгий Гурджиев спускается с вершин Божественного духа в предгорья научного знания.

Гурджиев предлагает «четвертый путь» в совершенствовании жизни. С этой целью он создает Институт гармонического развития человека.

Сакральные танцы с написанной Гурджиевым музыкой, явно пересекаются с танцами дервишей Джалаладдина Руми. Мистик XX века продолжает художественную практику суфийского поэта.


Рецензии