Одна на всех

Правда не зависит от вашей воли.
(Станислав Лем.)

    Снова брожу по Третьяковке. Моя семья прощает мне слабости, допуская их многочисленные в каждом путешествии. И я, зная, что пытаю спутников своих музеями достаточно часто, ищу в очередной раз оправдание своему глазению. Так что же я ищу в картинной галерее? Вместо того, чтобы присоединиться к уставшим от путешествия по жаркой Москве мужу и дочке, присевшим в тенистой аллее отдохнуть минут тридцать до начала выставки Эдварда Мунка, ради которого мы, собственно, и приехали в Лаврушкинский.
    Открытие назначено было на определённый час.
    Моим не захотелось комкать впечатление, а я пошла пройтись вдоль прохладных коридоров и залов Третьяковки. Вокруг «знакомые» и «незнакомые» лица людей, давно ушедших в небытие. Сначала задерживаюсь на каждом в отдельности, затем скольжу через десятки их и сотни.
    Оказавшись под перекрёстным обстрелом взоров давно упокоившихся, предчувствую, что их присутствие в вертикальной плоскости должно перенаправить меня из обычного мира бытия человеческого в мир, где видимость обманет лишь ум посредственный, в мир другого типа когнитивной деятельности, в котором действительность осмысливается через образы и посредством художественной практики перерождается в другую категорию, в категорию эстетики, открывая жаждущим мир искусства.
    Искусство в качестве составляющей культурного наследия общества, по словам Аристотеля, есть убежище от несчастий. Если же цитировать источник полновесно, то сначала он говорит, что культура является украшением успеха.
    Каждый приверженец здесь ищет своё недостающее звено или же - оба сразу, чтобы привести в баланс инь и янь и вернуться к реальности перерождённым.
    Вокруг люди. Все в рамках. Обмениваемся взглядами.

Портрет соврёт – не скупости пера
Художника обман принадлежит.
Портрет есть способ заклеймить во лжи
Того, кто заказал соврать.
Заказывают разные позёры:
Аристократки на закате дней
И благородных отпрыски семейств,
Политики, священники, актёры,
Преступники высокого полёта,
Премьеры, нувориши-театралы,
И подлинные интеллектуалы,
И мнимые – любители почёта.
Всех поглощает современный Вавилон,
пока они плетут канву непрочных
взаимоотношений одиночных,
предавшись суете - таков шаблон.
На фоне вилл огромных и дворцов,
великолепных видовых террас
они здесь все, как на ладони, без прикрас
блистают в неприглядном свете мертвецов.
Парад влиятельных потерянных людей,
наполненных обычной пустотою,
я повторюсь, никчемной суетою,
без жизнеутверждающих идей,
потерянных среди ориентиров
великолепия пустого бытия.
Здесь где-то есть и ты, мой друг, и я.
Как головокружительна картина. 06.07.2019

    Иду, подгоняемая назначенным часом, бегло оглядываю владения братьев Третьяковых и украшение их успеха. Кругом портреты. И - голая, без прикрас, правда. Ну хоть бы одно красивое лицо! Всё до такой степени реально и нефальшиво, что задерживаешься, ловлю себя на мысли, взором на лиц несовершенствах. Похоже, я, нового времени дитя, дитя века пластика, фотошопа и глянца, наконец, понимаю, что именно становится тематикой моего путешествия по портретной части галереи: я ищу красивое лицо. И нахожу.
    На картине изображена молодая девушка, чуть облокотившаяся на парапет, что придаёт позе расслабленность. Гибкая, мягкая линия её силуэта напоминает античную скульптуру. Платье, собранное поясом в складки, подобно одеждам богинь. Нежные черты лица, возможно, не соответствуют идеальным канонам красоты, но образ, полный естественности и гармонии, пленяет.
    Я, разглядывая с явным интересом и получая эстетическое удовольствие, оторопела, когда за моей спиной дама словесно указала спутнику «Ну вот она!» на портрет моей красавицы. Затем дама поведала историю с трагическим концом. Де эта Лопухина была так хороша собою, что тех времён императрица Елизавета Петровна не могла позволить внешнего превосходства фрейлины и казнила её.
    Исторические свидетельства сообщают обратное: та Лопухина, о которой вещала женщина, не была красавицей, а лишь скопировала украшенную розой причёску Елизаветы на одном из приёмов за что и поплатилась. Императрица поставила её на колени и публично состригла розу вместе с волосами, отвесив ещё и две пощёчины фрейлине Лопухиной, именуемой Наталией.
    Перед нами же блистала своей красотой и молодостью Мария Лопухина. Камерный портрет её исполнен рукою художника Боровиковского.
    Я слежу, перемещаясь для получения лучшего освещения портрета, за взглядом Марии: он то надменный, то насмешливый, не лишённый кокетства, то мягкий, задумчивый, то равнодушный, не отвечающий мне. Перевожу внимание на придуманный художником пейзаж, чтобы понять, о чём же Боровиковский. Пейзаж мгновенно обнаруживает зеркальность: шаль повторяет цвет роз, туника - лилий и стволов берёз, цвет неба и васильков соотносится с браслетом и поясом, золотые нити которого подобны цвету спелых колосьев. Эти цветовые переклички подчёркивают неразрывную связь портретируемой с природой.
    Пейзаж хоть и создан искусственно, но, чтобы подчеркнуть многообразие качеств Лопухиной - внутренних и внешних, обозначить слияние её чистой души с самим естеством.
    Видно, что девушка произвела сильное впечатление на художника. Он так проникновенно написал портрет, что образ её волнует и до сих пор.
    Графиня Мария Ивановна Лопахина.
    На этом можно было бы и закончить обзор, однако, так как я в своих изысканиях не ограничилась сугубо просмотром и каким-никаким, но зацепившим мой слух комментарием барышни, раз и об этом повествую, отыскав в интернете занимательную информацию, решила поделиться с читателем ею.
    Вскоре после того, как портрет был написан, Мария вышла замуж за Лопухина. Брак их оказался бездетным и несчастливым, а через несколько лет, в 1803 году Мария Лопухина скоропостижно умерла от чахотки. Девушке было всего 24 года.
    Узнавшие об этом несчастии и прослышавшие о прекрасном портрете знакомые и представители света приходили и засвидетельствовать сопереживание семье, и чтобы еще раз взглянуть на прекрасный портрет Лопухиной. И в короткий срок несколько молодых девушек, говорят, до десяти, скоропостижно умерли от чахотки. О портрете пошла страшная молва. По слухам, умершая глядела с холста настолько реалистично, что люди стали воображать, что де отец её, магистр масонской ложи, а также известный мистик, граф Иван Толстой, заманил душу дочери в её портрет.
    Чахотка в те времена была очень распространённой и неизлечимой болезнью. Но, чтобы прекратить нелепые домыслы и пересуды, портрет «сослали» в загородное имение подальше от людских глаз. Там он, спустя 80 лет, случайно попался на глаза П. М. Третьякову, был куплен им и переехал для доброй славы ко всеобщему обозрению, чем рассеял все нелепые слухи. Но тайна, живущая в любом портрете, навсегда останется неразоблаченной.

Май. 2019. Москва
Текст отредактирован в апреле 2021 года.


Рецензии