35 лет после Чернобыля

В ту апрельскую ночь 35 лет назад я не могла заснуть. Стояла на балконе только что полученной квартиры в центре Припяти, дышала свежим воздухом и удивлялась - отчего так пахнет озоном.

Сегодня не сплю по другой причине - накануне вечером, 25 апреля, вслух читала отрывок из своей книги о Чернобыле в группе единомышленников - пишущих авторов. Читала и понимала, что ещё не вся боль прожита, не все опущено в Реку Жизни, не все воспоминания отпущены с миром.

Комок в горле, долгая пауза, во время которой никто не проронил ни слова - чуткие души слушателей дали собраться с силами и продолжить рассказ. Бережная обратная связь и слова: "Пиши дальше!" Я и сама почувствовала, что писать надо. И не просто надо - необходимо.

Хотя бы для того, чтобы поставить точку в этой истории. Перестать носить с собой груз, не имеющий никакой цены, кроме той, которой обозначается ценность жизни и смерти. Потому что оказывается - они равнозначны. Первая не имеет смысла без второй и наоборот. 

Странная штука жизнь, когда знаковые события происходят растянуто во времени. Я читала свой текст в зуме, находясь в спокойном и мудром кругу "сестер по перу", и одновременно пребывала в прошлом - ядерном безумии 1986-го. Полное погружение и ощущение нереальности происходящего.

И вот момент "сегодня" оказывается окрашенным абсолютно кармическим полнолунием в Скорпионе, попавшим на соединение Юпитера со знаком Северного Креста и Луны с Южным Крестом - точно между сакральными полюсами мира.

И вспоминается сон, что видела на днях - огромный пылающий огненный крест на вертикальной скале - похоже, испытания не закончились. Сегодня годовщина со дня похорон зятя - и снится сон про новые похороны - ощущение что калейдоскоп крутится все быстрее и быстрее - не успеваю рассмотреть мелькающие картинки. Где явь, где сон?

Пишущие коллеги улавливают тонкие токи пространства, проявляют в своих волшебных текстах, читают вслух о судьбах женщин, о снах, о роли бессознательного, о поиске и смысле. Все это создает вербальный срез эпохи, в которой живём - заметить, прожить, воспеть.

Своеобразная группа Передвижников - художников Слова cо всего света, под руководством мастера и умелого дирижёра Светланы Богдановой. Действо напоминает репетицию оркестра, где каждый инструмент играет свою партию, но ухо слышит удивительную общую мелодию жизни. Музыку, что никогда не повторится. А значит это не репетиция. Все взаправду. Или все-таки сон?

из книги "У каждого свой Чернобыль"


Рецензии