Дева и дракон

В этом году в Старой Ладоге в Георгиевской церкви и в Великом Новгороде в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря я обратила внимание на похожие  фрески, на которых изображена дева, держащая на поводке, как большую собаку, дракона. К этой весьма умиротворённой группе на всех парах подкатывает Георгий Победоносец с явным намерением укокошить чудище, подлежащее занесению в древнерусскую Красную книгу. Дева весьма озабочена создавшейся ситуацией:  она поднимает ладонь, как бы тормозя незваного воина-спасателя.
Посмотрев в интернете, я нашла в разных городах ещё несколько подобных икон и фресок. Все они, как и мои, датированы 12 веком и отличаются от классического Чуда Георгия о змие (начиная  с 15 века на иконах изображался кровавый поединок добра со злом или христианской церкви с язычеством).
Скорее всего, в 12 в. на Руси ещё сохранялась византийская традиция изображения жития Святого Георгия, сумевшего усмирить, укротить зло чудесным образом, подавая пример добра и красоты, побуждая тем самым язычников принять христианство.
Но у меня сложилась своя история – фантазия на эту тему.
В некотором княжестве – да в той же Старой Ладоге – объявилась тварь, разоряющая ночью курятники в чудовищных масштабах: лиса и ласка на такое были просто не способны. Местные охотники говорили, что с достопамятных времён в лесах, тянущихся от Ладоги к Ярославлю, всегда встречали летающих змей с петушиным гребнем, а кроме того, видели и летающих ящеров или драконов. Думаю, что это был каким-то чудом сохранившийся в болотах после ледникового периода представитель птеродактиля. Кто знает этих рептилий... и почему бы им было и не впасть в анабиоз на миллионы лет?
Так вот, птеродактиль стал охоч до лакомств из близлежащих поселений. В деревнях стали делать на него ночные засады и как-то раз не очень удачно ранили стрелой в хвост. Испустив вопль, дракон успел взлететь и исчезнуть в лесу.
Младшая дочь князя – Елисава, гуляя как-то по берегу Волхова, забрела в рощицу и наткнулась там на умирающего неведомого зверя. Девушка была не робкого десятка: позвала рыбаков, которые  скрутили животное и приволокли к княжеским хоромам. Там его не добили, а посадили на цепь. Елисава самолично выхаживала и подкармливала  ослабевшее существо рыбой и лягушками, пока то не привыкло и не стало ручным. Дошло до того, что девушка ходила на прогулки, держа дракона на длинном поводке. И имя дала она ему доблестное – Трезор. Князь Мстислав и его окружение только посмеивались. А простой люд сторонился и стал поговаривать, что княжеская дочь само зло приручила и его выгуливать водит. Сплетня пошла от деревни к деревне. Язык, как говорится, до Киева доведёт. Заинтересовался слухами тогдашний московский князь Всеволод и послал своего сподручника и преданного христианина – Юрия: мол, змея убьёшь и княжну посватаешь.
Юрий был обликом светел и душой чист. А когда услышал историю, понял всё по-своему, что змей всех во страхе держит, а княжну на цепи за собой водит. Значит, сам дьявол захватил не только княжество, но и души всех себе подчинил.
Долго и некоротко добирался Юрий до Ладоги и по ходу такого наслушался, что влетел в город полный отваги и ярости, как раз в тот момент, когда Елисава прогуливалась с Трезором, ласково поглаживая его по шершавой спине. Только и успела девушка руку поднять, пытаясь предотвратить ужасное, но мгновение... и последний дракон был придавлен к земле копытом.


Рецензии