Педагогическая страничка. Трюки от Капс Тера

      Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил
      ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
      Ян Амос Коменский


Капс Тер, Мики (Митя Кимки, шеф-повар на Тифани), Сильвер, Белка, я, Алекс, Макс (мой старый друг, которого я пригласила в нашу группу времяциклистов) и наша троица. Остальные на дежурстве или отдыхают от дежурства.
Приветствуем Макса на корабле. Авс, как и обещал, отправил его с Земли на Тифани. По этому случаю у нас сходка, собрались за вечерним столом в трапезной. Мики приготовил ужин по Гоголевски, то есть как в его повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Киберсправка (освежим память): "Между тем запах борща понесся чрез комнату и пощекотал приятно ноздри проголодавшимся гостям. Все повалили в столовую... Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Ничего не упомяну ни о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни о том кушанье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара, - о том соусе, который подавался обхваченный весь винным пламенем, что очень забавляло и вместе пугало дам. Не стану говорить об этих кушаньях потому, что мне гораздо более нравится их есть, нежели распространяться о них в разговорах."

За столом завязалась беседа, интересная и увлекательная.  Ржем по-тихому.
Макс: Как поживаете?
Сильвер: По устному поживаем хорошо, по письменному - похуже... Хорошо поживаем после уроков и по воскресеньям.

Капс Тер: Наслаждаемся жизнью.
Макс: Клево!
Капс Тер: Вот, к примеру, живешь так лет в двадцать, думаешь о всякой ерунде... Так кот?
Бугаша: А я почем знаю?
Капс Тер: В тридцать начинаешь слегка разбираться, что почем. А вот когда тебе исполняется сорок, начинаешь по-настоящему наслаждаться жизнью.
Макс: Интересно, ну, а в пятьдесят тогда что?
Капс Тер: А в пятьдесят начинаешь исправлять то, что отчебучил в сорок.
Макс: Сколько вам, капитан, если не секрет?
Капс Тер: Не секрет, пятьдесят.

Макс: Не думал, что вот так запросто попаду к вам.
Капс Тер: Калипсо тебя пригласила, ее и благодари.
Макс: Спасибо, Лизи. Неожиданно все как-то получилось. Еще сегодня утром мы с Алешей на иксбоксе рубились, в маке обедали, потом ему новый телефон покупали и два часа с горок в нескучном саду на жопах катались. У Алеши завтра День рождения. Он мой дед, ему будет восемьдесят один год. И вот сейчас я здесь.
Я (Калипсо): Я помню твоего деда, супер чел!
Капс Тер: Согласен с вами, старость - не физическое состояние, а потеря интереса к жизни. Может наступить и в тридцать, а может и... как у твоего деда, вообще не наступить.

      Если у человека богатый внутренний мир, если у него есть душа, то с ним
      хорошо и интересно вне зависимости от того, тринадцать ему или девяносто.
      Олег Рой

Я (Калипсо): Вот именно, главное не останавливаться, двигаться.
Бугаша: Куда?
Я (Калипсо): Вперед.
Бугаша: А если впереди тупик?
Я (Калипсо): Тогда назад, а затем снова вперед.
Бугаша: Чтобы протаранить что ли?
Я (Калипсо): Я имела ввиду - двигаться - не значит куда-то, а просто двигаться, главное не тормозить, особенно резко.
Бугаша: А, понятно.

Макс:  Авс сказал, ты замуж вышла. Мои поздравления.
Я (Калипсо): Спасибо... Здесь все зовут меня Липсик, сокращенно от Калипсо. Ты тоже можешь так... называть.

Робби, чисто чтобы сменить тему и разрядить некоторую напряженность, обратился к коту, за обе щеки уплетающему галушки со сметаной.

Робби: Кот, ты считать умеешь?
Бугаша (навострил уши): А чё?
Робби: Сколько тебе было в твой прошлый День рождения?
Бугаша: Пять.
Робби: А сколько будет в следующий?
Бугаша: Семь!
Робби: Садись! Два, неправильный ответ!
Бугаша: Да я и не вставал.
Робби: Двоечник несчастный.
Бугаша: Лучше жопой съехать с терки, чем учиться на пятерки!
Робби: Так и будешь ходить всю жизнь двоечником.
Бугаша: А вот и херушки! У меня сегодня День рождения! Так что буду ходить всю жизнь счастным.
Факи (Факинара, обращаясь к Робби): Герасим, налей Муме щей.
Бугаша: Я мнишки в сметане предпочитаю!

Робби: Хотел проверить твой уровень...
Бугаша: Свой проверь.
Факи: Поздравим юбиляра с Днем рождения!
Бугаша: Юбилей был в прошлый год.
Факи: У меня каждый год бывает.

Робби: А какое у тебя образование, кот?
Факи: Чё пристал к животному?
Бугаша: Неоконченное высшее, с капусткой, но не красное... сосисочки...
Робби: Какое-какое?
Бугаша: Какое-то непонятное левое коронное, правое заочное, лиловое, спелое...
Робби: Пфф...
Бугаша: Себе пффукни!
Робби: Когда ты, кот, последний раз читал? Назови какую-нибудь книгу... из последних прочитанных.
Бугаша: Да вот, недавно. Прочел на досуге одну книжицу. Мне кажется, что сюжет не до конца раскрыт, много недосказанности, полунамёков - чья мама, какая рама, зачем её мыть?!

Робби: Не смешно.
Бугаша: Мне смешно. Мне всегда смешно. Могу даже поржать с того, что цифра три похожа на букву З. Вот буква З, а вот цифра 3. А-ха-ха, реально смешно.

Робби: Блин, кот! Только это и умеешь... ты когда-нибудь чему-нибудь обучался? Хоть раз в жизни?
Бугаша: Да, ходил раз на одно занятие по-английскому. Мне всегда казалось, что преподаватель не должен ржать над своим учеником.

Капс Тер: Обещаю, со мной такого не случится. А что, так хоть вечер скоротаем. Итак, здравствуйте, дети! На сегодня я ваш новый учитель!

      Он был Учитель. С виду - Песталоцци.
      Но те, кого учил он - поц на поце

Бугаша: Дети в школу собирались: мылись, брились, похмелялись.
Робби: И от полученных знаний через пару часов наш кот скончался на месте.

Капс Тер: Позвольте заметить, чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным.
Робби: Знающим его делает, слышал, кот?
Бугаша: Я только про "находчивым" услышал.

Капс Тер: Предлагаю освободить стол от остатков пищи и вооружиться письменными принадлежностями, увеличительным стеклом, безменом и сантиметровой лентой.
Я (Калипсо): Зачем?
Бугаша: Но-но... мы все еще тут не доели.
Робби: Кушано достаточно. Все в сад!

Капс Тер: Зачем, спрашиваете. Так ведь, дорогие мои, чужой опыт изучать -  не детективы читать. Сначала детальное ознакомление, затем скурпулезный анализ. А в заключении - возьмете на вооружение то, что сможете синтезировать из изученного.
Сильвер: А курсы по обучению платные?
Капс Тер: Знания передаются безплатно, легко и даром... тем, кто может их взять. А остальным, конечно, за деньги.

Белка: Вы так вдохновенно рассказываете, капитан...

За всю историю написания книги Белка первый раз высказалась вслух, вы тоже это слышали?
 
Капс Тер: Мы можем увлечь других только будучи сами увлеченными, - это уже скорее не педагогический, а общецивилизационный опыт. Разве можно рассказывать сказку скучным сереньким голосом.

      Идите медленно, но постоянно и будете спать далеко отсюда.
      Из пособия по обучению от Капс-Тера

Капс Тер: Я хочу с вами поделиться знаниями и навыками, как быстро выучить любой язык и каковы основные секреты полиглотов.
Сильвер: А это сложно?
Капс тер: Не сложнее таблицы умножения.
 
Я вспомнила свой давнишний сон, когда вместе с Несси очутилась в ее подводной пещере. С нами тогда была еще Капризка и мы говорили на одном языке. Никакой научной зауми... Только ничего, что они были дракошами? Капризка читала заклинание и напевала безумную мелодию. Я тогда страшно раздосадовалась... на Капс Тера: будто бы язык чужого мира - он заложил в моё сознание, но про то, как плетутся чары и заклинания в драконьем мире ни словом не обмолвился. Помню, хотела вернуться на корабль и написать претензию на это упущение в его работе.
Так что значит получается, сон был вещий?

Кстати, Капс Теру приписывают знание более тридцати инопланетных языков, вот уж точно Полиглот Полиглотыч. А что, так и буду звать его Полиглотычем, за глаза естественно, я не настолько смелая, как кажется с виду.

Оказывается, чтобы свободно комбинировать слова и фразы и более-менее сносно говорить на любом языке, достаточно выучить наизусть объём информации, примерно равный таблице умножения.

Сильвер: Нууу, это совсем просто.
Капс Тер: Девяносто процентов слов, которые мы используем в разговорной речи на любом языке, на любую тему, - это приблизительно триста пятьдесят слов. Согласитесь, это не требует каких-то феноменальных усилий, талантов и памяти. Речь идёт о тех словах, которые встречаются максимально часто, - добавил Капс Тер.
Сильвер: Триста пятьдесят...
Капс Тер: Конечно, эти триста пятьдесят слов - это первый набор слов. За ними - путь к бесконечности.

Однако, как утверждает Капс Тер, простое зазубривание трехсот пятидесяти начальных слов ещё не залог успеха. Требуется ещё набор алгоритмов, которые позволят включить самый важный механизм владения языком - комбинаторику.

Сильвер: Это уже для умников...
Капс Тер: Даже зная несколько десятков слов, мы можем получить огромное количество комбинаций. В разных языках количество этих алгоритмов, которые позволяют слова собирать в словосочетания, предложения и тексты, - разное. Есть языки посерьезнее, в которых может быть пятнадцать и даже больше алгоритмов. Есть языки среднего уровня, к примеру, как твой Калипсо - русский, где порядка пяти-семи основных алгоритмов. В рамках земной планетной системы есть языки совсем примитивные, такие как английский. Там пять основных алгоритмов. Что касается языков других цивилизаций, то подход здесь одинаковый, применим как для вербального, так и не вербального языка.

Киберсправка: Есть два языка общения - вербальный и невербальный. Вербальный язык - это передача сообщения устным или письменным путем. Невербальная коммуникация происходит при помощи языка тела, выражений лица или же физического расположения отправителя сообщения. Вербальный язык - это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит. Невербальный язык - это язык жестов, мимики, взгляда. Речь идет о среднеразвитых цивилизациях.


Робби: Что касается так называемых способностей к языкам, то есть факторы, которые существенно замедляют обучение, а то и вовсе могут превратить в "неспособных" к языкам... Так ведь, кот?
Бугаша: Дружище, не нужно объяснять мне как будто я ваш коллега, объясните мне нормально, как будто дураку.
Факи: Роб, уж коли берёшься писать на доске, то пиши так, чтобы ни ты, ни доска не краснели!

Робби: Простите, господа, поясняю. Самый распространённый из таких замедляющих обучение факторов - языковой барьер. Как правило, причина - негативный опыт обучения в целом и языку в частности. Иногда уже малышам, не говоря про школу и университет, чудесные педагоги (или родители) умудряются "отформатировать" мозг так, что потом им просто разговаривать не хочется даже на родном языке.

Капс Тер: Это правда, изучать иностранный язык в группе ребенку с таким опытом - сущая пытка: сосредоточиться невозможно, говорить страшно, ошибаться прилюдно стыдно, быть самым слабым в группе зазорно, задавать вопросы преподавателю равносильно признанию в собственной глупости. В этом случае лучше найти хорошего преподавателя, подходящего именно тебе, который, по крайней мере на первых порах, поможет посмотреть в глаза страху и научит учиться. Универсальных рецептов нет.

Робби: Процесс обучения всегда очень индивидуален.

Капс Тер: В каждом случае методику приходится подстраивать под учащегося, исходя из его возможностей и трудностей.
Робби: Но поскольку язык - это система, нужно подходить к изучению языка системно.
Капс Тер: В этом плане интересно посмотреть на опыт полиглотов, которые нашли для себя способы выучить не один, а несколько языков.
Я (Калипсо): Вы, капитан, тоже из таких, что мастерски овладели навыками изучения языка?
Капс Тер: Ну, не мастерски, но все же прилично. У каждого из нас есть свой набор трюков, который не будет универсальным для всех, но тут много общих моментов.

Далее Капс Тер - Полиглотыч поведал нам основное, поделился опытом своим и своих собратьев.

Залог успеха - наслаждение. Изучая секреты успеха других полиглотов, сталкиваешься с самыми разными подходами. Кто-то предпочитает развешивать по дому стикеры с названием предметов на иностранном языке. Другие составляют цветные грамматические схемы. Кто-то показывает статистику использования обучающих приложений. Есть даже те, кто рассказывает, что выучить язык им помогла... готовка: люди учат язык, готовя любимые блюда по рецептам кулинарных книг на иностранных языках.

"Мы попросту нашли способы наслаждаться изучением языка, - говорят полиглоты, - мы не гении, и у нас нет быстрого и простого метода изучения языка. Мы просто нашли способ, как получать удовольствие от процесса, как превратить изучение языка из скучного школьного предмета в приятную активность, которой не прочь заниматься каждый день."

Однако поиск удовлетворения от процесса - лишь одна из составляющих успеха. Помимо наслаждения изучением языка нужно обратить внимание ещё на три важных фактора, через интервальное повторение.

Первый - это использование эффективных методов. Например, чтобы выученные слова остались в памяти надолго, не стоит учить их все списком к завтрашнему дню. Для этого можно использовать методику интервального повторения. Самый простой способ - сделать карточки, на одной стороне которых - фраза на нужном языке, а на другой - на родном.

Создание системы. В современном мире каждому из нас порой непросто выкроить свободную минутку. Однако именно системный подход к обучению является одним из важнейших критериев успеха. Любой желающий может послушать подкаст на изучаемом языке по дороге на работу или выделить пятнадцать минут своего времени на повторение грамматики вместо просмотра ленты соцсетей.

"Если вы создадите систему обучения, - вот дословные слова Капс Тера, - вы не будете чувствовать нехватку времени на обучение."

Безграничное терпение. Но самый важный и главный секрет успеха - простое терпение. "Невозможно выучить язык за два месяца, но определённо возможно добиться видимого улучшения за эти два месяца, если вы изучаете язык небольшими порциями каждый день и с удовольствием", - отметил капитан. При этом каждая маленькая победа, считает он, будет мотивировать двигаться всё дальше и дальше.

Капс Тер: Секрет на миллион. Об ещё одном и, пожалуй, самом главном секрете стоит сказать, - Капс Тер выдержал небольшую паузу. - Если ты хочешь выучить несколько языков, доведи сначала один язык до уровня пяти звезд. Это тот уровень, когда твой мозг уже никогда не забудет информацию. Да, он, возможно, будет не таким сильным, но эта нейронная структура у тебя всё равно останется. И затем ты уже можешь брать новый и новый язык.

Хитрости от бывалого Полиглотыча.
Никогда не зубри, не заучивай ничего по отдельности, в отрыве от контекста.
Старайся мысленно переводить всё, что только возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы.
Готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице, единственном числе.
Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное - не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять.
Иностранный или инопланетный язык - это крепость, которую нужно штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет и журналов, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями - носителями языка.

Жажда скорости, опять же из умозаключений Капс Тера.
Несмотря на то, что сами полиглоты советуют запастись терпением в вопросах изучения языка, нетерпеливые ученики могут прибегнуть к методикам быстрого обучения. Часто они касаются не просто иностранных языков, а обучения в целом. В основе методики быстрого обучения лежат четыре главные составляющие.

Первое, что нужно сделать при изучении любого предмета, - забыть. "Большинство людей не учатся быстро, - рассказывает капитан в своей презентации техники изучения языка, - потому что они думают, что уже это знают. Ваше сознание - это парашют, который работает только тогда, когда он открыт. Именно поэтому при изучении новых вещей и явлений важно погрузиться в состояние новичка, забыв обо всём, что ты знал до этого."

Второй составляющей быстрого обучения Полиглотыч называет активность. "Человеческий мозг и сознание не обучаются, потребляя информацию, они обучаются, создавая её", - говорит он, добавляя, что "обучение - это не спорт наблюдателей". Именно поэтому для успешного обучения человек должен быть активным постоянно, задавая вопросы, создавая заметки, вступая в коммуникацию с другими людьми.

Третьей составляющей методики является состояние человека. Для того чтобы эффективно учиться, утверждает Капс Тер, нужно находиться в правильном состоянии. Так, многие из нас читают книги на ночь попросту для того, чтобы уснуть. Однако мало кто помнит после такого чтения каждую страницу в деталях. Это происходит из-за того, что в этот момент нам скучно.

Наконец, четвёртая составляющая методики быстрого самообучения - преподавание. "Если вам нужно изучить что-то с прицелом на то, что впоследствии вам придётся рассказать это своим друзьям, семье или коллегам, вы будете изучать вопрос по-другому. Вы будете делать заметки более тщательно, вы будете более сфокусированы и будете задавать вопросы по-иному". Капс Тер рекомендует учиться с намерением обучать этому кого-то ещё.

Капс Тер: У вас будут неудачи. У вас будут травмы. Вы будете ошибаться. У вас будут периоды депрессии и отчаяния. Семья, учеба, работа, проблемы быта - все это не раз и не два станет помехой тренингу. Однако стрелка вашего внутреннего компаса должна всегда показывать одно и тоже направление - к цели.
Бугаша: Виват!
Капс Тер: А теперь по каютам, на этом закончим урок.
Факи: Правильно, засиделись мы тут, пора и честь знать.

Материал, по изучению языков, который якобы выдал нам на гора Полиглотыч, отчасти взят с инета... Упс... не судите строго. А вы думаете, легко взять пословицу, заменить в ней слова на синонимы, развести розовую водичку, украсить всё это грамматическими ошибками и поставить свою подпись? То-то же!

     Буду учиться до гробовой доски. Такая профессия.
     Леонид Куравлев


Рецензии