Беседа с Р. Харисом, Народным поэтом Татарстана

ЗОЛОТОЙ КОТЁЛ РЕНАТА ХАРИСА
Выдающемуся деятелю культуры, Народному поэту Татарстана, автору либретто ярких и значительных опер и балетов Ренату Магсумовичу Харису в мае исполняется 80 лет. Людмила Лаврова беседует с юбиляром.

Ренат Магсумович, Вы прошли долгий жизненный путь и как писатель, и как государственный, общественный деятель, были членом Совета по культуре и искусству при Президенте России. Вы – автор почти 60-ти поэм. Думаю, что в нашей стране нет другого человека с подобной биографией. Благодаря участию в исполнении Ваших произведений и творческому сотрудничеству с Вами около двадцати человек получили высокие премии и почётные звания. Поэтому давайте поговорим о Вашем творчестве, связанном со сценой. Как Вы, поэт, как пришли в драматургию?
- Маленький экскурс: татары почему-то любят читать пьесы. В мои молодые годы в сельских библиотеках книги пьес пользовались бОльшим спросом, чем проза. Эта традиция жива и сегодня. Если я не ошибаюсь, ни один толстый литературный журнал в России не публикует пьесы и либретто, а «Казан утлары» печатает их и находит своего читателя. И я с детства любил читать пьесы. Пьеса динамична, она предполагает соучастие, сотворчество, и что очень важно, учит следить за логикой речи. К тому же, за один-два присеста можно узнать всё содержание произведения. В довольно молодом возрасте около десяти лет я работал заместителем министра культуры Татарстана и вел сферу профессионального искусства, в том числе, и театрального. Я был председателем приёмочной комиссии и в течение сезона просматривал 50-60 спектаклей по пьесам не только татарских авторов, но и мировой и отечественной классики. Я восхищался художественными находками драматургов, режиссёров, артистов, но приходилось и спорить с выдающимися театральными деятелями тех лет. Мне часто хотелось что-то переделать или добавить. Это, как я считаю, было для меня неплохой школой и дорогой в страну Драматургия. Но я, когда работал в министерстве культуры, пьес не писал.
Много ли у Вас пьес и ставились ли они?
- В Татарском книжном издательстве готова к выпуску моя книга пьес «К;зл;ре;н;н ;беп» («Целую глаза твои»), куда вошло 13 произведений. Шесть из них увидели свет рампы театров Татарстана и Оренбургской области.
А остальные семь?
- Они ждут своих театров и режиссёров. Среди них есть и комедии, и трагедии, и трагифарсы, и музыкальные драмы, и пьесы на современные и на исторические сюжеты. Писал я их не по заказу, а просто не мог не написать. Я их особо никому не предлагал, на конкурсы не выставлял. Правда, однажды кое-что я показывал одному театру, но отклика не получил, и понял, что я не автор данного театра. Пьеса должна попадать в руки «своего» режиссёра, только тогда может свершиться театральное чудо. У нас режиссёр ищет себе пьесу, а не пьеса ищет себе режиссёра. Я считаю, что второе вернее и полезнее для развития театрального искусства, ибо оно освобождает театр от диктата вкусовщины.
А как Вы пришли в мир оперы и балета?
- Впервые в оперный театр меня повёл отец в 1946 или 1947 году в Ташкенте. Мне тогда было 5-6 лет. Помню очень громкую музыку, звон цепей, залитую разноцветными лучами сцену и бой с саблями двух мужчин. Одного из них звали Карабатыр. Я тогда ничего не понял, но был потрясён. Сейчас предполагаю, что то могла быть опера «Тахир и Зухра», но какого автора – не знаю, ведь на этот сюжет написано много опер.
В 1970-х годах дела нашего Театра оперы и балета были аховые – порой, в оркестровой яме людей было больше, чем в зале, несмотря на то, что репертуар включал произведения и татарской, и мировой классики, а в театре выступали выдающиеся певцы Фахри Насретдинов, Азат Аббасов, Зулейха Хисматуллина, Мунира Булатова, Венера Шарипова, Владимир Аполлонов и другие. Даже попытки обогатить репертуар национальными постановками и приезд выдающегося певца и режиссёра Нияза Даутова не смог вытащить театр из стагнации. В 1981 году директором и фактическим художественным руководителем театра стал Рауфаль Мухаметзянов и в корне изменил систему работы – уже произведение искало и находило себе выдающихся постановщиков и исполнителей. Появились оперный Шаляпинский и балетный Нуриевский фестивали, в которых участвовали известные солисты и постановщики не только России, но и Европы. Театру нужны были современные татарские оперы и балеты. Вот тогда понадобился и я. К тому времени я уже имел опыт написания либретто для нескольких ораторий, кантат, в том числе, и для первой в истории татарской культуры оратории «Человек», за которую я с композитором Мирсаидом Яруллиным в 1972 году, то есть, до работы в Министерстве культуры, получил Республиканскую премию имени Мусы Джалиля. Я со студенческих лет смотрел почти все постановки театра имени М. Джалиля, а это – хорошая дорога в мир оперы и балета. Жаль, что молодые татарские поэты и драматурги не посещают замечательные фестивали нашего оперного театра.

Первым и очень удачным Вашим дебютом стал балет «Сказание о Йусуфе», за который Вы получили самую высокую награду -Государственную премию Российской Федерации.
- Это композитора Леонида Любовского в постановке известных не только в России, но и в мире балетмейстеров Николая Боярчикова и Георгия Ковтуна из Петербурга. Идея балета на какой-нибудь всемирно известный сюжет родилась во время беседы директора театра с композитором. Они вспомнили мою драматическую поэму «Зулейха» по мотивам поэмы татарского поэта тринадцатого века Кул Гали, которую я написал по просьбе композитора Рустема Яхина. Он, автор сотен великолепных романсов и песен, задумал создать оперу об Иосифе Прекрасном. К великому сожалению, Рустем Хаджиевич, автор Государственного гимна Татарстана, вскоре заболел и ушёл в мир иной. Драматическую поэму я переделал в балетное либретто. Так появился балет «Сказание о Йусуфе», который в течение многих сезонов шёл при аншлагах. Этот балет через 49 лет после Ленинской премии Мусы Джалиля принёс Татарстану главную премию страны. Как мне кажется, именно с этим балетом и оперой Резеды Ахияровой «Любовь поэта» связан новый этап работы театра, возрождение его зрителя.
А как образовался такой плодотворный тандем Ахиярова-Харис?
- Резеду Ахиярову я знал ещё ученицей то ли 6-го, то ли 7-го класса. Тогда я работал ответственным секретарём пионерской газеты «Яшь ленинче» и опубликовал её первую песенку. Мы с ней написали около ста песен, кантат, вокально-симфонических произведений. Резеда - очень мелодичный композитор, владеющий всем арсеналом музыкальных жанров. Когда театру было необходимо создать новую татарскую оперу, Рауфаль Мухаметзянов пригласил её и меня и предложил подумать о том, какой бы эта опера могла быть. У меня уже была написана драматическая поэма «Любовные сны Тукая», вошедшая в школьные учебники. Мы предложили театру оперу о Тукае, и театр это принял.
Неужели до вас эту тему для оперного театра никто не разрабатывал? Это же такая благодатная и престижная для татарского искусства тема!
- Конечно, разрабатывали. В Союзе композиторов рассматривали оперу Энвера Бакирова «Тукай» на либретто Ахмета Исхака. Даже организовали её концертное исполнение с участием выдающихся артистов, но дело дальше не пошло. В основном, из-за либретто.
Вы с Резедой Ахияровой стали любимыми авторами Театра имени Джалиля. А злые языки говорят, что вы «оккупировали» этот театр.
- Вследствие того, что Оперный театр стал аншлаговым, востребованным в Казани и европейских странах, а каждый национальный спектакль, постановочные группы, артисты начали отмечаться государственными и другими престижными премиями, к нему потянулись и другие авторы – и молодые, и опытные. В то время театру нужен был балет на национальную тему. Поступило несколько предложений по романам, пьесам, поэмам очень известных татарских писателей. Мы с Резедой предложили два проекта, а победила «Золотая Орда». Этим балетом, постановщиком которого был Георгий Ковтун, заинтересовался французский телеканал MEZZO, посвящённый классической и этнической музыке, и транслировал премьеру «Золотой Орды» на 52 страны мира. Это первый такой случай в истории татарской культуры.
А как появилась грандиозная опера «Сююмбике»?
- История оперы Ахияровой «Сююмбике» примерно такая же. Театр несколько лет раздумывал о новой татарской опере, рассматривал различные предложения. Мы и на сей раз предложили два сюжета, но театр выбрал «Сююмбике», она о трагичном времени Ивана Грозного в истории Казани и Москвы. Посмотреть её приехал директор Большого театра Владимир Урин и пригласил на гастроли оперу «Сююмбике» и балет «Золотая Орда» в Москву, на свою сцену. Президент Рустам Минниханов поддержал это предложение, но, к сожалению, пандемия коронавируса помешала планировавшимся гастролям.
Недавно татарский композитор Эльмир Низамов стал лауреатом премии Президента России для молодых деятелей литературы и искусства за 2020 год. Он главные свои произведения написал на Ваши либретто. Как началось ваше сотрудничество?
- Когда Владимир Толстой, советник Президента России по культуре, объявлял лауреатов, то назвал оперы Низамова «Зеркало», «Кара пулат» и мюзикл «Алтын Казан». Либретто к ним написал я. Меня с Низамовым познакомил его педагог и наставник, известный композитор профессор Анатолий Луппов. Эльмир в качестве дипломной работы в консерватории написал рок-оперу «Алтын казан» («Золотой котёл») на моё либретто. Потом мы по просьбе и при поддержке Минтимера Шаймиева написали одноактную оперу «Кара пулат» по легенде о Чёрной палате, которая находится в Булгарах. Эта опера прозвучала даже на сцене Малого театра и вызвала восторг московской публики. Арии из этой оперы уже прочно вошли в репертуар ведущих певцов Татарстана. К сожалению, она, готовая на 99% к исполнению, вот уже несколько лет пылится в Театре имени Тинчурина. Для Театра имени Джалиля она «неформат», музыкального театра у нас нет, а позиция Тинчуринского театра непонятна.
А сейчас над чем работаете?
- Над новым балетом. С Резедой Ахияровой. Главный персонаж – наш великий земляк, всемирно известный учёный. Важна не столько тема, сколько качество произведения, его художественный уровень.


Рецензии