1001 ночь Эльдара Алиева. Балеты Приморской сцены

Гастроли в Петербурге балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра

Балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра, несмотря на пандемию, прилетела в Петербург на гастроли и привезла три замечательных спектакля – раритетную «Тысячу и одну ночь», «Корсара» и «Спящую красавицу». Приморцы выступали как на исторической сцене Мариинского театра, так и Новой сцене, называемой «Мариинский-2». Каждый из спектаклей был показан несколько раз, то есть, продемонстрировать своё мастерство смогли все ведущие солисты Приморской труппы. А показать, безусловно, было что. Прежде всего, роскошный и яркий балет «Тысяча и одна ночь» в хореографии главного балетмейстера Приморской сцены, в прошлом - премьера Кировского (сейчас - Мариинского) театра Эльдара Алиева на музыку выдающегося азербайджанского композитора Фикрета Амирова (1922-1984). Этот спектакль в августе 2020 года открывал Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский, Владивосток» и имел грандиозный успех. Ничуть не меньший успех он снискал и в Петербурге. «Тысяча и одна ночь» - большой двухактный неоклассический балет, в основу его либретто положен памятник средневековой арабской литературы – собрание сказок «1001 ночь», объединенных историей о царе Шахрияре и красавице Шехерезаде. Впервые этот балет был поставлен в Азербайджанском театре оперы и балета в 1979 году. Партитура, на которую композитора вдохновили поездки в Ирак, Иран, Турцию, Сирию, Марокко, Египет и знакомство с местными традициями, воссоздает колорит музыкальной культуры Ближнего Востока. Богатство арабской ритмики передано при помощи целого арсенала ударных: в балете звучат бонго, тамтам, ксилофон, вибрафон, барабаны, колокольчики, литавры, тарелки. В состав оркестра включен и традиционный азербайджанский струнный инструмент тар. «Я хочу, чтобы азербайджанская музыка звучала во всем мире»,- говорил композитор, и в своих сочинениях смело вплетал в классические европейские формы  восточные мелодии, подражал звучанию народного оркестра, которое хорошо помнил с детства.
Эльдар Алиев настоял на обязательном приглашении в состав оркестра музыканта (Рамин Азимов), играющего на таре. Его лирическое соло, словно голос рассказчика, занимает центральное место в партитуре и придает музыкальному повествованию чувственный национальный колорит. По мнению хореографа, музыка «Тысяча и одной ночи»– одно из самых ярких произведений, созданных для современного балетного театра.
Первым спектаклем «Тысяча и одна ночь», открывавшим гастроли, дирижировал Эйюб Кулиев (Азербайджан). Оркестр Мариинского театра, руководимый азербайджанским маэстро, демонстрировал чистоту звука и высокую исполнительскую культуру. Музыка, исполнявшаяся оркестром под управлением Кулиева, несла сильный поток творческой энергии композитора, но при этом мелодия словно ложилась под ноги исполнителям, заставляя ощутить единство созвучий и движений.
В музыке Фикрета Амирова, помимо колорита, привлекательны и мелодичность, поэтичность, многообразие музыкальных тем и, самое главное, как считает Эльдар Алиев, от этой музыки невозможно устать, она помогает артистам раскрыться и максимально точно передать характеры, чувства и эмоции своих персонажей.
Ну, а такая музыка рождает соответствующую ей хореографию. А хореография спектакля очень сложна для всех его участников, особенно для исполнителей ведущих и сольных партий, а их ва балете целых тринадцать! Эльдар Алиев, уроженец Баку, неоднократно ставил этот балет в разных театрах Америки и Европы, однако для труппы Приморской сцены создал новую редакцию. Основа пластического языка персонажей – неоклассика, а для точной передачи стилистики Востока с исполнителями работал специалист по восточным танцам. Дуэты ведущих солистов насыщены сложнейшими верховыми поддержками (например, солист держит балерину, подняв над головой на одной руке, а она, вытянувшись в струнку почти горизонтально, упирается своей рукой ему в плечо), вариациями и многими элементами, требующими виртуозного исполнения. В массовых сценах занята вся труппа, которая насчитывает около 90 человек.
Одна из главных партий - Нурида (Лилия Бережнова) – отличается глубоким драматизмом, сложной техникой и требует от балерины владения искусством перевоплощения, впрочем, этого требуют все партии балета. Нурида, жена царя Шахрияра (Сергей Уманец), танцуя, сначала выражала состояние одиночества ,когда Шахрияр уехал на охоту, затем - нерешительность, боязливость, а закончила тем, что впала в распутство. Нурида вместе с рабами участвует в оргии - материализовавшемся пороке. Лилия Бережнова – очень яркая танцовщица, быстрая и легкая, с точными движениями, и в сцене безумного танца рабов она осталась и царицей, и прима-балериной.
Ещё одна главная героиня – Шехерезада (Анна Самострелова) – в первом дуэте нарочито медлительна, она знает, что на рассвете её казнят, и никуда не торопится, начиная рассказывать сказки царю Шахрияру. А в монологе демонстрирует восточную негу, соблазнительность и всё крепнущую уверенность в себе. Анна Самострелова прекрасно справилась со сложностью хореографии и сумела передать всю гамму чувств и состояний своего персонажа. Замечательная находка постановщиков (костюмы Петра Окунева, он же автор декораций): на протяжении спектакля, а точнее, по мере того, как Шахрияр увлекся сначала сказками, а потом и сказительницей, костюмы Шехерезады меняются несколько раз, показывая, что проходит большой промежуток времени (1001 ночь), с каждой сменой они становятся богаче и красочнее по мере того, как растет расположение Шахрияра к Шехерезаде.
Сергей Уманец - Шахрияр - подвижный, очень техничный артист, с уверенными, мощными прыжками и виртуозными вращениями. Он также проявил себя как прекрасный партнер в дуэтах – его поддержки надежны и красивы. Уманец скупо, но выразительно, как и положено царю, вел и драматическую линию своей партии. Разъяренный изменой жены с рабом, а потом потерянный и страдающий, он в хитросплетениях сказок Шезерезады вновь обретает жизнь.
В Приморской труппе – многочисленный мужской кордебалет, что большая редкость для балетных трупп, и Эльдар Алиев щедро наделяет его разнообразными и непременно сложными танцами. Яркий пример этого – танец лучников, в котором принимают участие 24 артиста, где перед публикой предстаёт четкий, выверенный строй лёгких, нервных, готовых сорваться с места арабских скакунов и всадников (скакуны – в воображении зрителей), готовых идти за своим повелителем.
Превосходна по своей театральности сцена восточного базара: он полон красок, шума, веселья, обмана. Здесь и торговцы фруктами и всякой всячиной, и вельможа, покупающий наложниц. Появляется Принцесса Будур (Анастасия Балуда), и все падают ниц. И только Аладдин (Гилерме Джунио) поднимает голову и смотрит на красавицу-принцессу. В сцене базара есть и динамика, и скорость, и юмор и связующая плавность в танцах.
Красочные, многочисленные и настоящие (не условные) декорации Петра Окунева и великое разнообразие костюмов (более двухсот) делают пиршество танцев в «Тысяче и одной ночи» необыкновенно красивым.
В балете «Тысяча и одна ночь» при том, что он очень насыщенный, выдержан удивительный баланс: всего в нём ровно столько, сколько предполагает музыка и безупречный вкус хореографа, поэтому смотрится спектакль на одном дыхании и завершается стоячей овацией.
Следующим гастрольным гостем стал «Корсар» Адольфа Адана, который был показан на исторической сцене Мариинки. Эльдар Алиев сделал свою редакцию либретто Жюля Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Жозефа Мазилье и создал новую хореографию с использованием фрагментов хореографии Мариуса Петипа. Симфоническим оркестром Мариинского театра дирижировал Антон Торбеев. Ещё каких-то двадцать-тридцать лет назад балет прекрасно обходился без видео, но 21-ый век сказал своё слово: шторм и терпящий бедствие, но выживший корабль – шикарное кино-зрелище - предваряет танцевальную часть балета. И опять восточная тема: рыночная площадь в Адрианополе, где Сеид-паша (Сергей Зототарёв) выбирает девушек для своего гарема.
А на площади танцует многочисленный мужской кордебалет (редкость, как я уже отметила выше) и очень радует не только своим мастерством, но и самим фактом своего существования. В партии корсара Конрада (Канат Надырбек) впечатляющие прыжки перемежаются виртуозными вращениями и мягкими элементами классического танца. Эльдар Алиев создает чрезвычайно интересную хореографию. В частности, мужские танцы, какими бы быстрыми они не были, и какими «силовыми» элементами не были бы насыщены, всегда остаются очень элегантными, а в мужских характерах неизменно присутствует доблесть.
Но и женские танцы  - как Медоры (Ирина Сапожникова), так и Гюльнары (Лилия Бережнова) очень затейливы и изящны, а солистки как нельзя лучше подходят для образов своих героинь. Прекрасен женский кордебалет в одном из самых знаменитых образцов классической хореографии – картине «Оживлённый сад», от которого глаз не отвести. Хореография Эльдара Алиева не лишена юмора (например, комично ведет себя в гареме Саид-паша), а юмор в балете – привилегия не каждого хореографа. В «Корсаре» сохранены все шедевры  прошлых редакций в хореографии Петипа: трио одалисок, па д’эскляве, главное па-де-де спектакля, известного как па- де-де Медоры и Раба, вариации Медоры, характерный танец Форбан. Всё остальное идёт в хореографии Алиева.
Изумительно красивые декорации Семена Пастуха и костюмы Галины Соловьёвой в совокупности с танцами сделали постановку живописной и сочной. Публика отдавала должное постановщикам и исполнителям, многократно аплодируя по ходу спектакля.
Завершила гастроли приморцев «Спящая красавица», балет-феерия на либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по сказкам Шарля Перро. Хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева (1952) и Эльдара Алиева (2017). Изысканные сказочные декорации и костюмы создал Вячеслав Окунев. Дирижёр Антон Торбеев. Спектакль по широко известной сказке принимал Мариинский-2 (Новая сцена). Если в спектакле гости со всего королевства съехались во дворец короля на празднование рождения принцессы Авроры (Ирина Сапожникова), то публика, стосковавшаяся по очень редко идущему в Мариинском театре балету, несмотря на пандемийные сложности, съехалась на гастрольный спектакль в максимально возможном в условиях ограничений количестве. За ковидный год люди устали от стрессов и запретов и пришли посмотреть на красоту. А красоты в «Спящей красавице» очень много: и музыка Петра Ильича Чайковского, и декорации (интерьеры королевского дворца как-никак!), и костюмы Принца (Канат Надырбек), Принцессы Авроры, многочисленных фей (Фея сирени – Катерина Флория, злая фея Карабос  - Юрий Зиннуров и другие), и король (Василий Неплюев) и королевой (Алиса Содолева) и, конечно, танцы. Эльдар Алиев создал сюиты фей и сюиты феи Карабос для кордебалета (в прологе) – изысканно элегантные и очень сказочные; в 1-м акте – вальс, но, к сожалению, в период пандемии детей в этот номер привлечь оказалось невозможным. Во 2-м акте – очень выразительная сцена Карабос со свитой и битва Принца Дезире с Карабос. Остальные номера шли в компоновке Алиева (надо сказать, что очень удачной), но хореография Петипа-Сергеева сохранена. В 3-м акте хореография Алиева включала полонез, развернутый дуэт Золушки и Принца Фортюне и мазурку кордебалета. Общая мазурка с персонажами сохранена в версии Сергеева-Петипа.
Конечно, хореография Мариуса Петипа прекрасна и вечна, как вечно искусство классического балета. Редакция «Спящей красавицы» Константина Сергеева  - выразительна, элегантна и уже тоже стала классикой. Но время идет вперёд, балетная классика вбирает в себя новые имена, и одно из них – Эльдар Алиев. Он ставит настолько соответствующие мелодии движения действующих лиц, что я ловлю себя на мысли: «Откуда он это знает? Как он понял, что здесь должно быть именно так?». Алиев своей хореографией делает музыку ещё более выразительной, живой, зримой, она словно обретает иное, обновлённое «тело». А зрители – яркие, надолго запоминающиеся впечатления.


Рецензии