Шаляпинский оперный фестиваль-2021 в Казани

В КАЗАНЬ, К ШАЛЯПИНУ!

В Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. Мусы Джалиля, одном из красивейших театров страны, прошел ХХХIX Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. Шаляпинский фестиваль в Казани – старейший в России. Впервые он был проведен по инициативе директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова в 1982 году еще в Советском Союзе. В 1991 году получил статус международного и с тех пор продолжает оставаться одним из самых значительных фестивалей страны. Поскольку великий русский бас Федор Шаляпин родился в Казани, то естественно было назвать фестиваль его именем. В фестивале принимали участие многие оперные знаменитости: Ирина Богачева, Ирина Архипова, Ильдар Абдразаков, Рене Папе, Дмитрий Хворостовский, Альбина Шагимуратова, Ольга Бородина, дирижеры Михаил Плетнев и Валерий Гергиев и многие другие. По сложившейся традиции каждый год 13 февраля, в день рождения Шаляпина, дается опера Мусоргского «Борис Годунов», в которой в свое время в партии Бориса блистал великий русский бас. На 39-м фестивале Бориса исполнял солист Большого театра Михаил Казаков. И это тоже стало традицией: Казаков исполняет Бориса почти в каждом фестивальном спектакле. И не случайно: Михаил – один из лучших, если не лучший Борис на сегодня. С «Бориса Годунова» и начну свой обзор. Эта великолепная во всех отношениях постановка радует красотой и впечатляет масштабностью. Прекрасны реалистичные декорации, выполненные Виктором Немковым по эскизам Народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР Федора Федоровского. Зрители видят «настоящий» Новодевичий монастырь под Москвой, куда стрельцы и приставы сгоняют народ просить на царство Бориса Годунова, и такую же «настоящую» площадь в Московском кремле, и красивейший Успенский собор, где венчают Бориса на царство, и царский терем с изумительными расписными сводами. Счастье казанцев и гостей фестиваля, что Татарский театр имени Джалиля не идет на поводу у губительной для оперы, но широко распространившейся по миру моды на так называемое осовременивание, которое называют режоперой, и которое заключается в том, что героев любых опер режиссеры и послушные им художники по костюмам одевают в джинсы, футболки, в лучшем случае – в современную одежду и заставляют их существовать на сцене среди безликих коробок и щитов, а то и на помойке. В таких случаях и царя от монаха отличить трудно. Но подобные неумности, к счастью, не происходят в Татарском театре. Все действующие лица оперы одеты так, как им и положено (художник по костюмам – Людмила Волкова): Борис Годунов – в царских одеяниях, бояре – в боярских, монахи – в монашеских, а польская панна Марина Мнишек – в роскошном платье, как и надлежит дочери сандомирского воеводы.  Режиссер постановки Михаил Панджавидзе сделал ее психологически насыщенной и произошедшая в конце спектакля трагедия – словно бы выплеснувшаяся за грани жизни концентрация эмоций всех действующих лиц. Превосходен был состав этого спектакля: хитрый и скользкий Князь Шуйский (Валерий Микицкий, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), понимающий свою важную миссию летописец Пимен (Алексей Тихомиров, Геликон-Опера), пройдоха-Самозванец (Олег Долгов, Большой театр), уверенная в себе красавица Марина Мнишек (Агунда Кулаева, Большой театр), колоритная Шинкарка (Елена Витман, Мариинский театр), бродяга Варлаам (Михаил Светлов, США), Юродивый, который не хочет молиться за «царя-ирода» (Денис Хан-Баба) и другие. Выразительно и точно дирижировал оркестром Татарского театра Василий Валитов (Новая Опера, Москва). После спектакля публика устроила стоячую овацию и никак не хотела расходиться, а прима-балерина Татарского театра Кристина Андреева, присутствовавшая в зале в качестве зрителя, пришла на сцену лично поклониться Михаилу Казакову за образ Бориса Годунова, который потряс ее до глубины души (и не только ее!).
А открылся фестиваль премьерой: полусценическим исполнением оперы Леонкавалло «Паяцы», и эта постановка тоже имела грандиозный успех. Даже люди, далекие от оперы, знают арию Канио «Смейся, паяц, над разбитой любовью…». И вся опера «Паяцы» - о сильной любви, страсти и жгучей ревности. А поскольку главную партию – Канио – исполнял любимец казанской публики, солист Мариинского театра, великолепный тенор, обладающий выдающимся драматическим и лирическим даром, Ахмед Агади, частый гость Шаляпинского фестиваля, то успех спектаклю был гарантирован. Но и другие солисты были на высоте: Тонио исполнял замечательный баритон Роман Бурденко (Мариинский театр), Недду и Сильвио – молодые солисты Мариинки Евгения Муравьева и Владислав Куприянов, Беппо – Дамир Закиров (Михайловский театр). За дирижерским пультом – Марко Боэми (Италия). Хоть «Паяцы» шли в полусценическом исполнении, но режиссерская рука чувствовалась, и рука эта принадлежала маститому Юрию Александрову (Санкт-Петербург). А костюмы и реквизит добавили красочности постановке, в которой блистал и хор Татарского театра (главный хормейстер – Любовь Дразнина).
Еще одна итальянская опера, «разорвавшая» сердца зрителей, - «Турандот» Пуччини в постановке Михаила Панджавидзе, история о том, как юная китайская принцесса по имени Турандот (Зоя Церерина), боявшаяся мужской любви, как огня, и из-за своей боязни погубившая несколько претендовавших на ее руку и сердце принцев из разных стран, вдруг прониклась любовью в ответ на сильное чувство Принца Калафа (Ахмед Агади). Правда, такое прозрение Турандот стоило жизни бесконечно и безнадежно любившей Калафа рабыни Лиу (Гульнора Гатина). Эта постановка тоже очень красивая: стилизованный китайский дворец, китайские фонарики, величественная лестница в третьем действии, роскошное «китайское» платье Турандот и другие радующие глаз зрителей и создающие художественную правду детали. Если бы только не выбивающийся из стилистики постановки выезжавщий на сцену странный танк с мигалками… Но и он не испортил впечатление от спектакля, хотя удивление вызвал. Таким блистательным солистам, как Гульнора Гатина, Зоя Церерина, Ахмед Агади и Алексей Тихомиров (Тимур) никакие танки не помеха. К тому же, и оркестр под управлением Рената Салаватова так потрясающе звучал, что тратить эмоции на танк зрители не считали нужным.
Редкая опера не оканчивается смертью ее героев. И одна из самых известных и любимых опер – «Травиата» Верди – не стала исключением. Постановка француженки Жаннет Астер переносит действие в начало ХХ века. Зачем? Вряд ли сама режиссер ответит. Но постановка, в целом, красивая. Костюмы тоже приемлемые. Раве что натуральная сцена секса – лишняя для оперной постановки. Что отличает «Травиату» от других опер-трагедий, это то, что в ней нет отрицательных героев, нет подлых поступков – есть страсти и роковое стечение обстоятельств. И трагические поступки совершаются из благородных побуждений. Жорж Жермон (Владислав Сулимский, Мариинский театр) желает счастья обожаемой дочери, Виолетта (Светлана Москаленко, Михайловский театр) оставляет Альфреда, желая счастья ему и его семье. Ну, а для Альфреда (Сергей Скороходов, Мариинский театр) всё счастье жизни – в любви к Виолетте, и он абсолютно теряет голову, когда она объявляет ему о разрыве. Дирижер Андрей Аниханов (Санкт-Петербург) и управляемый им оркестр Татарского театра утонченностью аккомпанемента подчеркивали неуловимо-трепетную историю «Травиаты».
Показ завершился могучей оперой «Сююмбике» Резеды Ахияровой, которая со временем займет своё почетное место в списке лучших мировых опер. А пока только счастливчики, которым удалось купить билеты на «Сююмбике», погружались в трагические истории, рассказанные в этом произведении, и в первую очередь, о единственной ханше Казани Сююмбике, и восхищались роскошью постановки (Сююмбике – Г. Гатина, Кошчак – А. Исламов, Шах-Али (Шигалей) – Ф. Кагиров, Анастасия - Д. Рябинко, режиссер – Ю. Александров, художник – В. Герасименко). Всего в фестивальной афише было девять опер, а завершился Шаляпинский форум двумя гала-концертами с участием  мировых звезд.


Рецензии