Твоя учительница и чай с шоколадкой

   Этот разговор - часть консультации, на которую пришли мама с девочкой 13 лет. Ситуация банальная: учительница грубая, девочка отказывается посещать ее уроки.

   Я не пытаюсь отрицать очевидное: да, есть грубые учителя и грубые моменты в работе многих учителей. Спрашиваю:
- А что ты еще знаешь об этой учительнице? Ну, какой она человек, как живет, что любит?
   В ответ недоуменное молчание и упрек во взгляде (это же меня обидели, о чем мы вообще?).
- А бывает так, что на уроке с ней хорошо и интересно?
   Оказалось, бывает. Когда у учительницы хорошее настроение, она начинает что-то интересное рассказывать детям.

   А я вспомнила нашу Майю Петровну, математичку. Как в седьмом классе она орала на нас, устрашающе краснея лицом и шеей: "Турки, идиоты!!!  Как вы не понимаете, я вам двести раз...." Это точно не было образцом правильной педагогики, но мы ее  не особенно боялись. Наверное, привыкли, а еще в хорошие минуты благодушия она могла рассказать нам очередную байку о своем коте, какой же он вор и проказник, а еще лучший в мире мурлыка.

   Мне нравились эти рассказы, другим, видимо, тоже, потому что однажды весной мы с девчонками на переменке нарвали сирени и положили Майе Петровне на стол, пока она не видела. Она пришла, увидела и громко возмутилась "этими  варварами", которые не пожалели красоту и ободрали ее, но сирень все же поставила в воду.

   Скажете: портрет психопата...? Да, не без этого, конечно. Где бы взять идеального учителя, идеальный коллектив, идеальное общество... Идеальных самих себя.

   Девочка внимательно слушала мой рассказ, а потом оживилась и предложила свой, про подружку, которая пожалела свою учительницу, у которой умер муж, и она ходила на работу очень грустная. Подружка однажды принесла ей шоколадку в красивой ленточке и предложила вместе попить чай. Учительница удивилась и растрогалась, пригласила девочку к себе, знаете, в классах есть такое маленькое пространство за шкафами, где учитель переодевается, отдыхает, держит свои личные вещи.

   И они пили чай, о чем-то разговаривали... Так мне рассказывала моя собеседница. Я не знаю, было ли так на самом деле, или она на ходу придумала. На самом деле мне было важно услышать, что учитель может грустить, переживать жизненные драмы, не всегда соответствовать функции под названием "учитель". Что учитель это живой человек, который может сам испытывать боль и может понять твою боль, если надо. Если в рутину образовательного процесса, безудержной гонки образования иногда тихо проникает чай с шоколадкой и доверительный разговор двух людей.


Рецензии
Замечательный и поучительный рассказ о том, что дети бывают умнее и добрее нас. Некрасиво, конечно, с моей стороны навяливать Вам свои нетленки, и всё-таки, прочтите рассказ "Люблю балбесов" http://proza.ru/2021/03/11/801. Он созвучен вашему.
С уважением, Светлана.

Светлана Третьякова 5   26.04.2021 07:35     Заявить о нарушении
Я с удовольствием прочитала ваш рассказ, у вас очень хорошая работа и ученики)

Елена Прудиус   27.04.2021 06:56   Заявить о нарушении
Спасибо. Это - моя отдушина, мой смысл жизни.

Светлана Третьякова 5   27.04.2021 15:30   Заявить о нарушении